Обобщение опыта
Проектно-исследовательская деятельность
во внеурочное время
Горяева Ирина Васильевна
воспитатель
Боровская областная санаторная школа-интернат
«…
Проектное обучение поощряет и усиливает
истинное
учение со стороны учеников,
расширяет
сферу субъективности в процессе
самоопределения,
творчества и конкретного участия …»
В. Гузеев
Введение
Современный
человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде,
самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять
творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный
образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных
технологий, призванных содействовать развитию творческой активности
обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Одним из
способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской
и проектной деятельности школьников.
Многие
считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт
жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле
для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать»,
«выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является
врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом
определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные
учреждения.
Обоснование необходимости проектной
деятельности
Развивая в детях навыки
проектной и исследовательской работы, учащиеся будут самостоятельны в суждениях
и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы.
В дальнейшем работать с такими детьми будет легче и интереснее
Обычно
замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Дети
работают увлеченно.
Дети
учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно
работать сами.
Актуальность метода проектов, в том, что он
способствует активизации творческой и познавательной деятельности, служит
развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных
личностных качеств. При разработке и защиты групповых проектов развивается
умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать
ответственность за выбор решения на себя, анализировать результаты
деятельности.
Цели и задачи
Цель: формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской
деятельности;
Задачи:
- Инициирование и позитивное, уважительное
отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.
- Организация индивидуальной деятельности по
осмыслению и проработке заданного материала.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному
использованию различных способов выполнения задания.
Основное содержание
Изучая различные
методики воспитания, педагогические и образовательные технологии, пришла к
выводу, что в формировании современного гражданина перед педагогом стоит
задача помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими
и уверенными в себе людьми.
Опыт работы
свидетельствует, что в использовании проектного метода в средних классах
эффективна следующая последовательность его модификаций: от кратковременных
(1-2 дня) к долгосрочным, от личных проектов к групповым.
Проект имеет ряд
достоинств:
• работа
над проектом стимулирует учащихся к самообучению;
• воспитательная
функция проектной деятельности заключается в возможности проявления и развития
деловых качеств учащихся (лидер, исполнитель), в умении сотрудничать с
коллективом, подчиняться производственной дисциплине.
Степень активности
учащихся и педагога на разных этапах разная.. Каковы бы ни были опыт учащихся и
их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности –
самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й
этап
педагог ученик
2-й
этап
педагог
УЧЕНИК
3-й
этап
УЧЕНИК педагог
Как видно из схемы, роль педагога, несомненно,
велика на всех этапах реализации проекта, но всё же главной задачей педагога
является координирующая и направляющая функция. И от того, как педагог
выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит
судьба проекта в целом. На последнем этапе роль педагога тоже велика,
поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или
исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к
неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать педагог с его богатым
житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Как сделать так, чтобы работа учащихся
действительно была проектной, чтобы она не сводилась просто к самостоятельной
работе по какой-либо теме?
Прежде всего, начиная работу над проектом, я пробуждаю
в учащихся интерес к теме проекта. Тему проекта формулирую естественным для
детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Например: рассказанная сказка,
притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть
не только близка и интересна, но и доступна.
В своей работе я использую различные задания
для создания мини-проектов: газета– «Наркотикам Нет!», мегаВалентинка, коллаж ко
Дню Учителя «Педагоги нашей школы», поздравительная открытка на Наурыз и др.
Организационный этап:
При организации проектно-исследовательской
работы с учащимися, соблюдаю следующие требования:
•
положительное отношение к ребенку, проявление
уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом;
•
предоставление права на свободу выбора;
•
оценка не личности ребенка, а его деятельности,
поступков;
•
учет индивидуально-психологических особенностей
детей.
Плановый этап:
Каждый проект осуществляется под моим руководством:
• оказываю помощь в определении темы
и разработке структуры проекта;
• даю рекомендации по подготовке,
сбору информации, выбору средств представления проекта и т. д.;
• обсуждаю с учащимися этапы
реализации проекта;
Моя роль сводится к методическому
сопровождению, а каждый участник проекта учится работать самостоятельно, получать
новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению
заданий и представлять результаты своей работы.
Основной, практический этап:
Цель: воплощение творческого замысла.
Основной,
практический этап самый продолжительный и интересный. Моя роль на этом этапе, в
основном, консультационная. Учащиеся проводят сами самоконтроль качества
работы. Дети изготавливают творческое изделие.
Завершается проект аналитическим этапом.
Презентация проекта. Анализируют свою
деятельность (окончательная оценка проекта). Ребята демонстрируют свои работы,
рассказывают, какие ставили цели, с какими столкнулись трудностями, что не
получилось и почему? Часто проекты в процессе работы меняются, дополняются.
Одноклассники оценивают проекты, выражают одобрение.
Плюсами проектно- исследовательской
деятельности являются вырабатываемые умения:
•
планировать свою работу;
•
предвидеть результаты;
•
использовать различные источники информации;
•
самостоятельно отбирать и накапливать
материал;
•
анализировать, сопоставлять факты;
•
аргументировать мнение;
•
самостоятельно принимать решение;
•
устанавливать социальные контакты (распределять
обязанности, взаимодействовать друг с другом);
•
адекватно оценивать себя и друг друга.
Реализуя программу « Проектно-исследовательская
деятельность во внеурочное время», создаются условия для приобретения
обучающимися позитивного социального опыта. Основные принципы организованной деятельности
- индивидуальность, творчество и успех, доверие и поддержка, право выбора.
В своей практике
использую следующие виды проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, плакатов;
ролево-игровые (с
элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и т.д.);
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные
интересы (оформление и дизайн группы, сцены, и др.);
творческие (оформление результата в виде
детского праздника, музыкального номера и др)
В результате
учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
Формируются и
отрабатываются:
ü навыки
сбора, систематизации, анализа информации;
ü навыки
публичного выступления (ораторское искусство);
ü умения
представить творческую работу в доступном, эстетичном виде;
ü умение
выражать свои мысли, доказывать свои идеи;
ü самоопределение
учащихся в видах и формах творческой деятельности;
ü умение
работать в группе, в команде;
ü повышение
активности участия учащихся в конкурсах, выставках;
ü умение
работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.
Расширяются и
углубляются знания в различных предметных областях.
Повышается уровень
художественной культуры.
Ученик имеет
возможность воплотить свои творческие замыслы.
Например, в
результате реализации проектов «Грампластинка-вторая жизнь» - были
изготовлены работы: «Бабочка» в технике Мозаика из стекла, в технике
бумагопластика «Гроздь винограда», в технике ассамбляж «Тройка». Все работы
были взяты на выставку детских работ в рамках смотра-конкурса «Детство без
границ». В ходе работы были изучены истории техник: мозаика, бумагопластика,
ассамбляж.
В ходе проекта
«Буфы: вчера, сегодня, завтра» девочками была изучена история создания буфов и
техника исполнения узора. Итогом работы послужило пошив декоративных подушек в
данной технике.
Заинтересовавшись темой декоративных подушек, было
решено изучить технику «Лоскутное шить». Результат: 2 картины сделанные в
технике «печворк без иголки» и 2 диванные декоративные подушки украшают игровую
комнату.
Считаю, что мне
удалось выстроить такое воспитательно-образовательное пространство, в котором
каждый заинтересованный ученик сможет самореализоваться, самоопределиться,
найти себя в творческом деле, почувствовать и прожить в школе ситуацию успеха.
В итоге,
необходимо отметить, что в ходе реализации педагогического проекта наблюдается
положительная динамика по формированию положительной мотивации, направленной на
развитие творческой активности обучающихся, повысился процент учащихся
участвующих в разнообразных конкурсах разного уровня, участие в выставках и в
изготовлении индивидуальных творческих проектов. Работа по реализации
инновационного образовательного проекта показала, что процесс формирования
творческой активности школьников оказался эффективным благодаря применению
проектной технологии.
Формулу
успеха знают многие,
дело
за малым - познать сам успех.
В.И.
Лизинский
Список литературы:
- Громыко Ю. В. Понятие
и проект в теории развивающего образования
В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.-
N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории
В. В. Давыдова).
- Гузеев В. В. «Метод проектов» как
частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы,
№ 6, 1995
- Новикова Т. Проектные технологии
на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное
образование, № 7, 2000, с 151-157
- Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов
и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С.
и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия»,
1999, — 224 с.
- Пахомова Н. Ю. Учебные
проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
- Пахомова Н. Ю. Учебные
проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
- Проект «Гражданин» — способ
социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
- Чечель И. Д. Метод проектов
или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего
оракула.//Директор школы, № 3, 1998
- «Исследовательская работа школьников».
Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция
«Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной
индекс — 81415.
- Гурвич Е. М. Исследовательская
деятельность детей как механизм формирования представлений
о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования
ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический
сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80
- Самарская С.В. "Формирование творческой
активности обучающихся на уроках изобразительного искусства и во
внеурочное время через проектную деятельность" http://www.prodlenka.org/metodicheskaia-biblioteka/viewprofile/74151.html
- Нуйя Л.
А. «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное
время» http://sahodskiy.ucoz.ru/load/0-0-0-17-20
- http://schoolnovonik.ucoz.ru/uchitelya/Shestyorkina/plan_po_samoobrazovaniju.pdf
- http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/14/
- http://proektoriya.siteedit.su/page10
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- Калаева С. С.«Проектно- исследовательская
деятельность в начальной школе» МБОУ СОШ № 3 г.Ардона 2013
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.