Главная / Другое / Отчет по теме самообразования "Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время"

Отчет по теме самообразования "Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время"

Обобщение опыта















Проектно-исследовательская деятельность

во внеурочное время






Горяева Ирина Васильевна

воспитатель

Боровская областная санаторная школа-интернат













«… Проектное обучение поощряет и усиливает

истинное учение со стороны учеников,

расширяет сферу субъективности в процессе

самоопределения, творчества и конкретного участия …»

В. Гузеев



Введение

Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческой активности обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.


Обоснование необходимости проектной деятельности


Развивая в детях навыки проектной и исследовательской работы, учащиеся будут самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы.
В дальнейшем работать с такими детьми будет легче и интереснее

Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Дети работают увлеченно.

Дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.


Актуальность метода проектов, в том, что он способствует активизации творческой и познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. При разработке и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, анализировать результаты деятельности.


Цели и задачи


Цель: формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;


Задачи:

  • Инициирование и позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов.

  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала.

  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.

     

Основное содержание


Изучая различные методики воспитания, педагогические и образовательные технологии, пришла к выводу, что в формировании современного гражданина перед педагогом стоит задача помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в средних классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от кратковременных (1-2 дня) к долгосрочным, от личных проектов к групповым.

Проект имеет ряд достоинств:

• работа над проектом стимулирует учащихся к самообучению;

• воспитательная функция проектной деятельности заключается в возможности проявления и развития деловых качеств учащихся (лидер, исполнитель), в умении сотрудничать с коллективом, подчиняться производственной дисциплине.

Степень активности учащихся и педагога на разных этапах разная.. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

педагог ученик

2-й этап

педагог УЧЕНИК

3-й этап

УЧЕНИК педагог

Как видно из схемы, роль педагога, несомненно, велика на всех этапах реализации проекта, но всё же главной задачей педагога является координирующая и направляющая функция. И от того, как педагог выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль педагога тоже велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать педагог с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась просто к самостоятельной работе по какой-либо теме?

Прежде всего, начиная работу над проектом, я пробуждаю в учащихся интерес к теме проекта. Тему проекта формулирую естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Например: рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна.

В своей работе я использую различные задания для создания мини-проектов: газета– «Наркотикам Нет!», мегаВалентинка, коллаж ко Дню Учителя «Педагоги нашей школы», поздравительная открытка на Наурыз и др.

hello_html_c61030d.jpghello_html_4a34019e.jpghello_html_m603f46f4.jpghello_html_m2234f62e.jpghello_html_m3dd88e8.jpghello_html_25092910.jpg

Организационный этап:

При организации проектно-исследовательской работы с учащимися, соблюдаю следующие требования:

  • положительное отношение к ребенку, проявление уважения к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом;

  • предоставление права на свободу выбора;

  • оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

  • учет индивидуально-психологических особенностей детей.

Плановый этап:

Каждый проект осуществляется под моим руководством:

• оказываю помощь в определении темы и разработке структуры проекта;

• даю рекомендации по подготовке, сбору информации, выбору средств представления проекта и т. д.;

• обсуждаю с учащимися этапы реализации проекта;

Моя роль сводится к методическому сопровождению, а каждый участник проекта учится работать самостоятельно, получать новые знания и использовать уже имеющиеся, творчески подходить к выполнению заданий и представлять результаты своей работы.

Основной, практический этап:

Цель: воплощение творческого замысла.

Основной, практический этап самый продолжительный и интересный. Моя роль на этом этапе, в основном, консультационная. Учащиеся проводят сами самоконтроль качества работы. Дети изготавливают творческое изделие.

Завершается проект аналитическим этапом.

Презентация проекта. Анализируют свою деятельность (окончательная оценка проекта). Ребята демонстрируют свои работы, рассказывают, какие ставили цели, с какими столкнулись трудностями, что не получилось и почему? Часто проекты в процессе работы меняются, дополняются. Одноклассники оценивают проекты, выражают одобрение.

Плюсами проектно- исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения:

  • планировать свою работу;

  • предвидеть результаты;

  • использовать различные источники информации;

  • самостоятельно отбирать и накапливать материал;

  • анализировать, сопоставлять факты;

  • аргументировать мнение;

  • самостоятельно принимать решение;

  • устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом);

  • адекватно оценивать себя и друг друга.


Реализуя программу « Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время», создаются условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Основные принципы организованной деятельности - индивидуальность, творчество и успех, доверие и поддержка, право выбора.

В своей практике использую следующие виды проектов:

исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, плакатов;

рhello_html_169793b.jpghello_html_3a908df4.jpghello_html_m4b4d5c3b.jpgолево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и т.д.);

hello_html_78b8e6c6.jpghello_html_m1f240874.jpghello_html_mf9d97e4.jpghello_html_m48788594.jpg

hello_html_1f2a27f1.jpg

hello_html_7942f943.jpg





иhello_html_6d22fce5.jpghello_html_m4410db3.jpghello_html_1d9f70ac.jpgнформационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, сцены, и др.);


тhello_html_m722041b7.jpghello_html_52f752d7.jpghello_html_56e7a44f.jpgворческие (оформление результата в виде детского праздника, музыкального номера и др)


В результате учащиеся приобретают следующие умения и навыки:

Формируются и отрабатываются:

  • навыки сбора, систематизации, анализа информации;

  • навыки публичного выступления (ораторское искусство);

  • умения представить творческую работу в доступном, эстетичном виде;

  • умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи;

  • самоопределение учащихся в видах и формах творческой деятельности;

  • умение работать в группе, в команде;

  • повышение активности участия учащихся в конкурсах, выставках;

  • умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

Повышается уровень художественной культуры.

Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

Например, в результате реализации проектов «Грампластинка-вторая жизнь» - были изготовлены работы: «Бабочка» в технике Мозаика из стекла, в технике бумагопластика «Гроздь винограда», в технике ассамбляж «Тройка». Все работы были взяты на выставку детских работ в рамках смотра-конкурса «Детство без границ». В ходе работы были изучены истории техник: мозаика, бумагопластика, ассамбляж.

hello_html_m5cabfed.jpghello_html_m48603b54.jpghello_html_127360ab.jpg


В ходе проекта «Буфы: вчера, сегодня, завтра» девочками была изучена история создания буфов и техника исполнения узора. Итогом работы послужило пошив декоративных подушек в данной технике.

hello_html_m6aac8745.jpghello_html_m2d0b2d58.jpghello_html_m8c9726b.jpghello_html_m5860dd3d.jpghello_html_m303f50c4.jpghello_html_m35b1bda9.jpghello_html_m7f4070ed.jpg


Зhello_html_m737bd5d4.jpghello_html_m7b8314b4.jpgаинтересовавшись темой декоративных подушек, было решено изучить технику «Лоскутное шить». Результат: 2 картины сделанные в технике «печворк без иголки» и 2 диванные декоративные подушки украшают игровую комнату.

hello_html_m3ddeb696.jpg



hello_html_m7f130b8c.jpghello_html_m7d3338f3.jpg








Считаю, что мне удалось выстроить такое воспитательно-образовательное пространство, в котором каждый заинтересованный ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в творческом деле, почувствовать и прожить в школе ситуацию успеха.

В итоге, необходимо отметить, что в ходе реализации педагогического проекта наблюдается положительная динамика по формированию положительной мотивации, направленной на развитие творческой активности обучающихся, повысился процент учащихся участвующих в разнообразных конкурсах разного уровня, участие в выставках и в изготовлении индивидуальных творческих проектов. Работа по реализации инновационного образовательного проекта показала, что процесс формирования творческой активности школьников оказался эффективным благодаря применению проектной технологии.


Формулу успеха знают многие,

дело за малым - познать сам успех.

В.И. Лизинский


Список литературы:

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

  2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995

  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.

  5. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

  6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45

  7. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.

  8. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998

  9. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.



  1. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80

  2. Самарская С.В. "Формирование творческой активности обучающихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время через проектную деятельность" http://www.prodlenka.org/metodicheskaia-biblioteka/viewprofile/74151.html

  3. Нуйя Л. А. «Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время» http://sahodskiy.ucoz.ru/load/0-0-0-17-20

  4. http://schoolnovonik.ucoz.ru/uchitelya/Shestyorkina/plan_po_samoobrazovaniju.pdf

  5. http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/14/

  6. http://proektoriya.siteedit.su/page10

  7. http://ru.wikipedia.org/wiki

  8. Калаева С. С.«Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе» МБОУ СОШ № 3 г.Ардона 2013






9


Отчет по теме самообразования "Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время"
  • Другое
Описание:

Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческой активности обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать.

Автор Горяева Ирина Васильевна
Дата добавления 09.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 3201
Номер материала 55925
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы