Главная / Другое / Отчет по теме самообразования

Отчет по теме самообразования

Боровская областная санаторная школа-интернат

Воспитатель младшей группы: Кижеватова Н.Н.

Итоговый отчет по теме самообразования

Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Воспитательная система нашей школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением - отдаленностью от места проживания детей. Большой процент наших воспитанников из многодетных, неблагополучных, неполных семей.

Ребенок, попавший в новые условия проживания, начинает испытывать трудности познавательного и коммуникативного характера. Формирующаяся, неустойчивая детская психика чутко реагирует на любые воздействия извне, т.к. социальная ситуация является одним из главных факторов личностного развития ребенка.

Учитывая неустойчивое социальное положение семьи, попадание ребенка в незнакомый коллектив и все вытекающие отсюда проблемы, определила следующие задачи:

  • помочь детям найти свое место в обществе сверстников;

  • учить умению выстраивать продуктивные личные контакты в социальном окружении.

Проблема адаптации ребенка в нашей школе для меня имеет одно из приоритетных значений.

Тема: «Адаптация и развитие личности в новых условиях проживания с учетом сохранения здоровьесбережения».

Цель: создание благоприятных условий для сохранения здоровья и самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития.

      Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:

  1. Создание оптимальных условий для развития каждого школьника на     основе знания его индивидуальных способностей и потребностей.

  2. Развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно- исторических ценностей, развитие творческой активности.

  3. Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.

  4. Развитие самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в организации и управлении учебно-воспитательным процессом, в деятельности творческих и общественных объединений.

  5. Укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта.

  6. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.


Считаю, что внеурочная работа в группе - это форма организации социального воспитания, осуществляемая за пределами классно-урочной организации жизнедеятельности воспитательных организаций.

Внеурочная учебная работа дает дополнительные возможности в плане дифференциации и индивидуализации воспитания школьников, оказания индивидуальной педагогической помощи.


Для достижения указанной цели в своей работе использую следующие направления работы:

  • Гражданско-патриотическое воспитание;

  • Правовое воспитание;

  • Художественно-эстетическое воспитание;

  • Физическое совершенствование, укрепление здоровья и формирование санитарно-гигиенический культуры;

  • Трудовая подготовка и профориентация воспитанников;

  • Экологическое воспитание;


В своей работе использую формы:

  • изучение личных дел и медицинской документации ребенка;

  • индивидуальные и групповые беседы;

  • диагностические методики;

  • воспитательные часы;

  • открытые мероприятия;

  • игры;

  • экскурсии;

  • практикумы;

  • конкурсы, соревнования.


С целью более успешного протекания адаптационного периода в первый учебный месяц планирую больше мероприятий, способствующих сплочению детского коллектива: игры на знакомство, экскурсии, прогулки, занятия по интересам. Первичный диагностическо-прогностический тренинг, который провожу в первые дни пребывания детей в школе, позволяет более подробно изучить личность воспитанника.

Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. У воспитанника изменились социальное окружение и система деятельности. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт. Длительное психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети с ослабленным здоровьем являются наиболее подвержены дезадаптации. 
     Восприятие ребенком школьной жизни, развитие отношений с одноклассниками может быть непредсказуемыми. Очень важен процесс адаптации для воспитателя, который не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно группы и отдельных ребят. 
     Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным. 

Тесты, опросники помогают выявить:

Особенности общения со сверстниками;

Особенности общения с педагогами, со взрослым;

Особенности поведения: поведенческая саморегуляция, умение сдерживать непроизвольные эмоции и желания;

Эмоциональное состояние: адекватность переживаний, личная тревожность, эмоциональная устойчивость;

Мотивационная сфера: позитивное отношение к школе, ориентация на самостоятельное получение знаний.

Действия воспитателя в тревожный адаптационный период:

1. снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в группе; 

2. познакомить детей друг с другом и классным руководителем; 

3. познакомить детей со школой, с режимом дня в школе; 

4. познакомить воспитанников с условиями, правилами проживания в группе.



Задачи самообразования:

1. Изучение методической литературы.

2. Изучение личности воспитанников.

3. Изучение и применение воспитательных технологи й.

4. Обобщение по теме самообразования.

Индивидуальную самообразовательную работу осуществляла с помощью:

  • средств массовой информации;

  • оргтехники;

  • библиотек;

  • творческих дел и заданий;

  • обмена опытом коллег.

В рамках повышения квалификации посетила курсы:

  • «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе санаторной школы-интерната»;

  • «Особенности гендерной социализации в процессе воспитания».

  • «Воспитательные технологии в образовательном пространстве детских домов и школ-интернатов».

Изучала литературу по теме:

  • Адаптация учащихся к начальной школе. Зеленова М.Е.

  • Социально-педагогические критерии адаптации к школе. Александровская Э.М.

  • Готов ли ваш ребенок к школе? Вагнер Л.А., Вагнер А.Л.

  • Развитие интеллектуальных способностей у детей младшего шк.возраста. Зак А.З.

  • Педагогическая психология. Выготский Л.С.

  • Психологический климат в коллективе. Аникеева Н.П.

















Отчет по теме самообразования
  • Другое
Описание:

Проблема адаптации ребенка в нашей школе для меня имеет одно из приоритетных значений.

Тема: «Адаптация и развитие личности в новых условиях проживания с учетом сохранения здоровьесбережения».

Цель: создание благоприятных условий для сохранения здоровья и самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития.

      Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь воспитанников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:

1.  Создание оптимальных условий для развития каждого школьника на     основе знания его индивидуальных способностей и потребностей.

2.  Развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно- исторических ценностей, развитие творческой активности.

 

Автор Горяева Ирина Васильевна
Дата добавления 04.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 2159
Номер материала 55621
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓