Главная / История / отчет по теме самообразования

отчет по теме самообразования

Особенности преподавания истории и обществознания

при переходе на общеобразовательные стандарты

второго поколения


Главное требование ФГОС II поколения – организация учебного процесса таким образом, чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно получать новые знания, но и в дальнейшем применять их в решении новых задач. Таким образом, главная задача учителя – организация условий, инициирующих действия учащихся в необходимом направлении, условий для самореализации ученика на уроке

В соответствии с этими идеями требования государственного стандарта по истории впервые сформулированы не в виде перечня отдельных знаний, а в виде умений по оперированию этими знаниями! Текст требований к уровню подготовки выпускников основной школы по истории разделен подзаголовками на три части: "уметь" - 67%; "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" - 23%; "знать" - 10% требований.

Современные дети значительно более раскрепощены, информированы, нежели дети 15-20 лет назад. Большинство из них уже не в состоянии работать в рамках репродуктивных форм, отвечают на них резким снижением мотивации к учебе.

Если мы меняем акценты в постановке цели - главное не передача суммы знаний, а обучение действиям, развитие умений, - то должны изменить и средства. Яркий рассказ учителя и пересказ учеником текста больше не могут быть главными средствами на уроке. Ведь слушая других и пересказывая чужие мысли, ученик никогда не научиться действовать самостоятельно. Таким образом, мы должны полностью отказаться от традиционных, репродуктивных вопросов к параграфу (перескажи, назови и т.д.) Одной из актуальных задач учителя является поиск образовательных технологий, которые позволяют реализовать компетентностный и деятельностный подход в обучении. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

На первое место в проектировании урочной деятельности выходит задача развития у учащихся способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Всё это можно обобщить одним умением – умением учиться.

Системно-деятельностный подход в образовании  включает в себя ряд образовательных технологий, методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный подход позволяет  работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, следовательно, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

На своих уроках я применяю, в зависимости от целей и задач урока, следующие технологии:

  1. Разноуровневое обучение – возможность построить учебный процесс с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка

  2. Исследовательские методы – позволяют учащимся самостоятельно изучить проблему, расширить кругозор, формирует мировоззрение.

  3. Игровые технологии – развивают познавательную деятельность, формируют знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной практической деятельности.

Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке:

  • Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка

  • Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

  • Составление биографических справок – характеристик исторических личностей.

  • Работа с исторической картой.

  • Анализ исторических источников (документов).

  • Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата.

  • Задания на образную реконструкцию исторических фактов:

  • Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;

Все эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию, ориентироваться в историко-географическом пространстве, сформировать навыки поисковой, аналитической работы, а учителю – успешно подготовить учащихся к ЕГЭ. Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности.

Моя задача как учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.

Таким образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации. Наряду с этим позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения, продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле этого понятия. Результатом обучения с использование форм и методов деятельностного подхода является развитие у учащихся широкого круга компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Применение деятельностного подхода на уроках истории и обществознания позволяет достичь и прописанных в ФГОС II поколения образовательных результатов:

  • личностных (система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, образовательному процессу в целом и его результатам);

  • метапредметных (освоение способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

  • предметных (усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета).


Мною изучены примерные программы новых образовательных стандартов по истории и обществознанию. Я в полной мере разделяю основные положения в историческом и обществоведческом образовании, а именно формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства, активное освоение исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России и мира, развитие стремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого, формирование умений получать социальную информацию, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки, создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению знаний в области общественных дисциплин.





Список источников:

Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003. - N 6. - С. 30-39

Ильин Г.Л.Как обеспечить качество обучения в информационном обществе? /Г.Л. Ильин //Народное образование.-2011.- №5.-стр.131

Хуторский А. «Деятельность как содержание образования» /А. Хуторский «Народное образование» - 2003,  №8, стр.107-114.

Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Издательского дома «Первое сентября» - 2011,  №9, стр.14-15.

Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:http://festival.1september.



отчет по теме самообразования
  • История
Описание:

Современные дети значительно более раскрепощены, информированы, нежели дети 15-20 лет назад. Большинство из них уже не в состоянии работать в рамках репродуктивных форм, отвечают на них резким снижением мотивации к учебе.

 Если мы меняем акценты в постановке цели - главное не передача суммы знаний, а обучение действиям, развитие умений, - то должны изменить и средства. Яркий рассказ учителя и пересказ учеником текста больше не могут быть главными средствами на уроке. Ведь слушая других и пересказывая чужие мысли, ученик никогда не научиться действовать самостоятельно. Таким образом, мы должны полностью отказаться от традиционных, репродуктивных вопросов к параграфу (перескажи, назови и т.д.) Одной из актуальных задач учителя является поиск образовательных технологий, которые позволяют реализовать компетентностный и деятельностный подход в обучении. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

 

Автор Романова Ирина Павловна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1153
Номер материала 49657
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓