Главная / Информатика / Отчет по теме Метод проектов

Отчет по теме Метод проектов

Отчет по теме самообразования за период 2013-2014 учебный год

 Под развитием мышления учащихся в процессе обучения психологи понимают формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов, который в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самоорганизации деятельности школьников. Метод проектов отражает деятельностный подход в обучении и является приоритетным методом проектного обучения.

Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие мышления учащихся.

У ребенка с самого детства развивается как критическое, так и творческое мышление, и нужно заботиться о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная новая мысль, высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой, необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.

Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов, который в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самоорганизации деятельности школьников. Метод проектов отражает деятельностный подход в обучении и является приоритетным методом проектного обучения.

Е.С.Полат считает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. По определению Полат проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.

Метод проектов - это такая форма работы, предполагающая применение различных видов деятельности по реализации проекта. Под проектом понимается определенная система деятельности для достижения конкретной цели. Учебным проектом может быть и компьютерный курс изучения определенной темы, и логическая игра, и макет лабораторного оборудования, смоделированный на компьютере, и тематическое общение по электронной почте, и телекоммуникационные проекты. Общая схема выполнения проекта: учитель ставит задачу, тем самым очерчивая планируемые результаты обучения и исходные данные. Все остальное предстоит делать самим ученикам: намечать промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать и сопоставлять полученное с требуемым, корректировать собственную деятельность. Проект может быть выполнен на одном уроке, либо дается заранее и выполняется определенный срок.

Все вышеназванные приемы, методы и средства формирования учебного комплекса учащихся могут применяться во всех содержательных линиях предмета информатики. Таким образом, мы определили методику формирования самоорганизации деятельности школьников как элемент учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках информатики.

 

В структуру учебного комплекса входят также элементы методологической, общеучебной деятельности. Данные умения формируются в процессе изучения такого фундаментального раздела информатики, как, 7 класс – «Устройство ПК», «Виды памяти ПК», 8 класс – «Компьютерные сети», 9 класс – «Базы данных», 10 класс – «Создание Web-сайта».

Творческий проект может использоваться как одна из форм итоговой аттестации учащихся. В этом случае проекты должны  охватывать как можно более широкий круг тем изучаемого курса. Учитывая индивидуальные способности, учащиеся разрабатывают итоговые творческие проекты. Работа над ними осуществляется в течение всего учебного года и проводится поэтапно.

 Для создания итогового творческого проекта необходимо, во-первых, наличие значимой в исследовательском творческом плане задачи или проблемы, а также практическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще необходимо приобрести. Во-вторых, самостоятельная деятельность учащихся. В-третьих, необходимо, структурировать проект, определить, хотя бы приблизительно, какие результаты должны быть достигнуты на каждом этапе. В-четвертых, это оформление результатов, подведение итогов, их презентация. И, конечно, сделанные выводы помогут определить новые темы для дальнейшей работы.

 На  своих уроках с применением метода проектов использую очень часто и во всех параллелях (7-11 классы). Например, в 7 классе при изучении темы «Устройство ПК» учащиеся свой проект реализуют в виде  информационных буклетов; в 9 классе вся проектная деятельность осуществляется в программе PowerPoint  в виде презентаций; в 10 классе – создание Web-страниц, Web-сайта; а в 11 классе – БД «Расписание», где ученики сталкиваются с такой работой, как распределение школьных кабинетов, заполнение табеля успеваемости, где учащиеся явно чувствуют свою ответственность при создании БД и понимают, что малейшая ошибка может привести к серьезному сбою всей работы школы. Таким образом, работая в малых группах, парах идет распределение труда между участниками проекта и т.д.

 

Выполнение ожидаемого результата:

Работа над выполнением программы самообразования дала мне возможность:

-обновить материал урока

- изучила метод проектов для разных тем и разных классов

- разработала базу данных с использованием уроков по теме с проектами

- развивала умение учащихся применять данный метод для изучения новых тем

В итоге – повысила качество знаний по предмету, сформировала у учащихся исследовательские умения, самоорганизацию своей деятельности.



Отчет по теме Метод проектов
  • Информатика
Описание:

Под развитием мышления учащихся в процессе обучения психологи понимают формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. Для развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов, который в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самоорганизации деятельности школьников. Метод проектов отражает деятельностный подход в обучении и является приоритетным методом проектного обучения.

 

Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие мышления учащихся.

Автор Симонова Наталья Александровна
Дата добавления 10.02.2015
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 454
Номер материала 56064
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓