Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
присмотра и оздоровления детский сад №24
Отчёт
по самообразованию
Тема:
«Особенности взаимодействия педагогов с детьми и их родителями с учётом социальной
ситуации развития каждого ребёнка».
Воспитатель 1 кв. кат. Бутузова Л. В
Ангарск
2014 г.
Цель:
Совершенствование взаимодействия родителей и детского сада в деятельности по
развитию личности каждого ребёнка.
Успешное решение
задач воспитания и обучения возможно только при объединении усилий семьи и
детского сада. Д/У является одним из важнейших социальных институтов,
обеспечивающих образовательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, семьи
и социума.
Концепция
модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в
решении задач воспитания и обучения ребенка. Права и обязанности родителей
определены в статьях 38-й и 43-й Конституции РФ, в Семейном кодексе (глава 12),
в законе «Об образовании) (ст. 18, 19, 52)
Сразу же на первом родительском собрании был
озвучен закон об образовании:
1. Родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального
развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
2.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и
психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой
коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть
дошкольных образовательных учреждений.
Цель взаимодействия – установление
партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей
к жизни детского сада.
Формы взаимодействия
педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности
и общения.
Родительское собрание — одна
из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы развития и воспитания
ребёнка. На собраниях происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный
поиск. К
сожалению, стоит констатировать, что значительная часть родителей пассивна и не
научена занимать не только активную, но и вообще какую-либо выразительную позицию
на родительских собраниях. Чтобы родителям было интересно, консультации всегда
сопровождаются слайдовыми презентациями.
Темы консультаций:
1.«Возрастные особенности
детей 3 года жизни».
2.«Развивающее пространство
ребёнка». (Показ образцов сооружений на слайдах, для сюжетно – ролевых игр
на участке. Родители выбрали образцы для изготовления сооружений: самолёт,
машина ).
3. «Как воспитывать
проблемных детей». Выступление перед родителями всего детского сада.
Изготовление буклетов по этой теме:
ü «Агрессивный ребёнок»,
ü «Капризы - недостаточное внимание родителей»,
ü «Гиперактивные дети».
ü
«Психологическая
безопасность детей в детском саду и дома».
4. «Психологическая
безопасность детей в детском саду и дома».
5. «Речь ребёнка в сенситивном
периоде».
6. «Кризис трёх лет».
Важным в настоящее время
является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот
принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему
усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в
детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь
группы.
Вовлечение родителей в педагогический
процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь».
Совместно с родителями были организованы занятия:
1. Открытое
занятие « В гостях у Марьюшки».
2. Спортивное
развлечение «Мой папа самый сильный».
Определяющим
построение всей нашей работы с родителями является то, что на занятиях родители
находятся вместе с детьми. Они вместе выполняют задания, играют, родители видят
успехи ребенка, радуются вместе с ним. Основная идея этих мероприятий - это
идея совместности. Мы стараемся минимизировать как директивную, так и
отстраненную позицию взрослого, родитель становится партнером ребенка. Именно в
ситуации взаимодействия, родитель осваивает тактики эффективного взаимодействия
с ребенком. Родитель - не посетитель, а
активный участник. Родитель - партнер, играет важную роль в проведении занятий.
На занятии родитель рядом с ребенком, помогает ему выполнить задания, играет с
ним.
Досуговые формы – это совместные
досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные,
доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями,
между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в
группе. Родители становятся более открытыми для общения.
На
равне с этим, проводятся индивидуальные консультации, беседы,
наглядные – папки-передвижки, стенды,
ширмы.
Оформлялись фотовыставки к празднику Дня
защитников отечества и Международному женскому дню 8 марта.
Организовывались
выставки совместных работ (Осенние поделки, новогодние поделки, кормушки для
птиц.
Цель
таких мероприятий: Помочь ребенку и взрослым
с пользой проводить свободное время, обмениваться положительными эмоциями,
научиться понимать друг друга через спонтанность самовыражения своих чувств во
время выполнения работы.
Дать возможность маленькому человеку найти себя, развить
познавательные способности, раскрыть свой внутренний мир через воплощение своих
пространственных представлений и ярких фантазий при поддержке семьи.
В региональном конкурсе «Семейное сотворчество». Семья Бельковой
Алёны приняла участие и получила благодарность.
Цель конкурса: объединить детей и взрослых общим делом,
связанным с семейными ценностями.
За 2013 -2014 учебный год приняла участие:
·
ММО тема: Психологическая безопасность и
психологическое здоровье ребёнка раннего возраста».
·
Муниципальный
конкурс в создании буклетов «Психологическая безопасность детей в детском саду
и дома».
·
Лауреат Первого Всероссийского конкурса
методических разработок «Мастерская педагога», проведенного
Центром гражданского образования «Восхождение». Тема разработки: «Конспект
занятия по профилактике психоэмоционального напряжения детей «В гостях у
Марьюшки». Список лауреатов конкурса размещен на сайте Центра «Восхождение» по
адресу: http://www.civiledu.ru/2013/09/sborniki.html
·
Пятый Всероссийский конкурс педагогических
эссе «Взгляд» на тему «Воспитывать как…» Конкурс проводит: Центр
гражданского образования «Восхождение» (г.Казань).
·
Участвовала в III Байкальских всероссийских родительских чтениях
«Культура
семьи – Путь к обновлению Мира». Публикация на тему: «Роль семьи в
развитии речи детей дошкольного возраста».
Работа, проведенная в рамках данной темы, позволила нам создать
детско-взрослое сообщество – совместное бытие взрослых и детей, для которого
характерно содействие друг другу, сотворчество, сопереживание. Ведь полноценное
развитие личности возможно лишь там, где учитываются особенности каждого, где
отношения между людьми основываются на принятии друг друга.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.