Главная / Начальные классы / отчет по серии последовательных уроков по познанию мира 3 класс

отчет по серии последовательных уроков по познанию мира 3 класс

Рефлективный отчет об использовании модуля «Обучение талантливых и одаренных ...
ВНЕДРЕНИЕ МОДУЛЯ ЗАЩИТА ПРЕЗЕНТАЦИЙ Разноуровневые задания Работа консультант...
Выявлять и развивать потенциальные возможности учащихся Создавать условия, пр...
1 из 3

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Рефлективный отчет об использовании модуля «Обучение талантливых и одаренных уче
Описание слайда:

Рефлективный отчет об использовании модуля «Обучение талантливых и одаренных учеников» в планировании серии последовательных уроков познания мира учителя начальных классов КГУ «Гимназия № 27» Рожко Оксаны Олеговны «Одаренные дети - это особые дети, и наши обычные мерки к ним никак не подходят.» Юркевич В.С. Одаренность - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. Талант - выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности, сфере. Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность. ребенок Стратегии обучения одаренных детей. Требования к личности учителя, работающему с одарёнными учащимися: нравственность мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися знание психологии одарённых учащихся эрудированность знание всех областей человеческой жизни любознательность поисковая активность увлечённость своим делом желание работать нестандартно

№ слайда 2 ВНЕДРЕНИЕ МОДУЛЯ ЗАЩИТА ПРЕЗЕНТАЦИЙ Разноуровневые задания Работа консультантов
Описание слайда:

ВНЕДРЕНИЕ МОДУЛЯ ЗАЩИТА ПРЕЗЕНТАЦИЙ Разноуровневые задания Работа консультантов КРАТКОВРЕМЕННЫЕ ПРОЕКТЫ Одаренность – конечно дар, Богом данный, данный свыше. Одаренность – это огонь, Не гаси, поддержи его, слышишь. Одаренность – пытливый ум, Почемучка еще с пеленок. Одаренный – философ и шут, В общем трудный еще ребенок

№ слайда 3 Выявлять и развивать потенциальные возможности учащихся Создавать условия, предо
Описание слайда:

Выявлять и развивать потенциальные возможности учащихся Создавать условия, предоставляющие максимальные возможности для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка Учить преодолевать барьеры, которые мешают их развитию ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ Поддерживать и развивать высокие достижения, проявленные ребенком «Казахстану нужны особые люди, которые поведут вперед страну во второй половине 21 века.»

отчет по серии последовательных уроков по познанию мира 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Рефлективный отчет об использования модуля

«Обучение талантливых и одаренных детей»

 в планировании серии последовательных уроков.

 

Для развития Казахстана, я думаю, очень важно определять   талантливых и одарённых детей и развивать их в процессе обучения. В Программе курсов  красной нитью проходит идея обучения талантливых и одаренных учеников на основе инклюзивного подхода, которая предполагает установление потребностей учеников, необходимость совершенствования учебных программ, содействующих обогащенному обучению всех учеников и выбор дифференцированной стратегии преподавания и обучения, способствующей удовлетворению потребностей всех учащихся. Нужно стремиться к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении учащихся, имея в виду то, что ученик, не имея обширных знаний по одному предмету, может быть одарен в какой - нибудь другой области. Внедрение модуля «Обучение талантливых и одаренных » дает возможность некоторым ученикам проявить себя, показать скрытые способности. (источник www.google.ru).

Что такое одаренность? Как я думаю, это подарок судьбы, расположение звезд при рождении или божественная тайна. Одаренность – стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Одаренный ребенок, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто- то сказал: «Судьба ребенка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций школы, жизненных амбиций родителей». На самом деле работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определенные требования к педагогу:

- желание работать нестандартно;

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии и возрастных особенностей детей;

- готовность учителя к работе с данной категорией учащихся. (источник www.google.ru).

Одаренность и талант могут быть признаны со стороны учителей, родителей, других членов группы, учениками, которые должны иметь возможность проявить свои способности, навыки и потенциал.

Макэлпайн и Рид (1996) разработали перечень характеристик одаренных и талантливых учеников.

·         Предпочитают интеллектуальный вызов;

·         Демонстрируют наличие логического и аналитического мышления;

·         Стремятся к наивысшим стандартам в личных достижениях

·         Коммуникабельны в общении с другими;

·         Социально зрелые. («Руководство для учителя» стр 179)

По моему мнению - нетворческий учитель не сможет воспитать творческого ученика. С течением времени меняется жизнь, меняется школа. Чем быстрее будет меняться школа, тем быстрее и основательнее произойдут изменения в жизни учеников. Вызов времени требует инноваций. Гениальные люди рождаются редко, но талантливых детей достаточно и нам учителям, необходимо помочь ребенку раскрыть все свои способности.

Необходимо применять такие стратегии, и создать такие условия, которые могли бы дать возможность ребенку возможность раскрыть свои способности и учиться в меру своих возможностей и потребностей, И учителю не надо оказывать давление на одного ученика и не тормозить развитие другого. Для этого нужно реализовать следующие принципы:

1.Отсутствие ограничений для познания. Необходимо стараться дать учащимся сведений больше того минимума, чем есть в учебнике, из этого объема каждый возьмет столько, сколько требуется ему. К тому же слишком легкая задача не развивает.

2.Практико-ориентированное обучение – то, что полезно в повседневной жизни, запоминается лучше, сохраняется в памяти дольше, переходя на уровень повседневных умений и знаний, а еще помогает реализовать свои интересы в любом направлении.

3.Формирование навыков самоанализа и самооценки. Умение оценивать и анализировать свою деятельность — необходимое условие формирования способности планировать и реализовывать различные жизненные и образовательные задачи.

4.Формирование творческого подхода к решению учебных задач. Если творчески подойти к решению любой жизненной или учебной задачи, то велика вероятность того, что она «обречена на успех». (источник www.google.ru).

Все учителя «стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии используются для установления содержания обучения детей в рамках соответствующей образовательной программы.» (источник «Руководство для учителя» стр. 177)

Практика прошлого опыта работы, показывает, что учителя плохо ориентируются даже в понятиях «талантливые и одаренные» ученики. Одни всех учеников подряд записывают в данную категорию, так как требование администрации надо выполнять, другие наоборот не выявляют таких детей у себя в классах. С ними много проблем: требуют составление планов работы, индивидуальных заданий для таких учеников, написание проектов с ними. А ведь гораздо легче и спокойнее работать со «средним» учеником. На практике учитель продолжает тянуть ученика, не помогая ему, не направляя, скорей всего боится поставить ниже отметку, так как за этим учеником или уже давно закреплен статус «отличника», или сам ученик выпрашивает высокую отметку.

Увидеть одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция (родительский или учительский талант) либо серьезная психологическая подготовка. Особенно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Есть разные виды одаренности. (В. Юркевич «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность»)

Сейчас пройдя первый этап обучения «Лицом к лицу» и проведя практику в школе, я поняла, как учителя, мы заблуждались. Дети цветы жизни! Ведь, не так ли говорят в народе? Мы должны растить наших детей счастливыми. Вот тогда ребенок будет расти как личность, и развиваться как личность.

Использовать разнообразные приемы для внедрения модуля «Обучение талантливых и одаренных детей» на каждом уроке было сложно, много раздумий, исписанных планов и вот наступило, время проводить уроки.

Проведя консультацию с учащимися, я поняла, что мне нужно и как нужно проводить уроки, используя приемы работы с одаренными детьми. Я преподаю в этом классе уже 3 года и думала, что знаю всех своих одаренных детей. Но придя на практику, решила еще приглядеться к своим ученикам.

Перед собой я ставила цель раскрыть способности детей, в связи с этим я решила проводить психологические минутки и каждый раз наблюдать за учащимися за их работой индивидуально, в паре и группе.

Это я делала для того, чтобы видеть будет ли эффект от проведенных работ и смогу ли я как учитель раскрыть какие либо способности учащихся.

В моем классе есть несколько ребят, которых я могу отнести к категории талантливых и одаренных. Это  Вова З. Амир Б, Катя Б, Оксана П., Ярослав Ю, Денис А. Ребята с хорошей мотивацией к учению, широким кругозором, разносторонне развиты.

С первых же уроков при работе в группах эти ребята себя начали себя проявлять.

На первом уроке по теме «Насекомые» при делении на группы они сразу определили стратегию и помогали свои одноклассникам. Можно сделать вывод, что у этих ребят развито чувство коллективизма. Для выполнения заданий в группах они сразу включили саморегуляцию, распределили обязанности, подавали правильные и интересные идеи. Интересно то, что все в группе их слушали, с ними не спорили и принимали их мнение за основное. Те группы, в которых были эти ребята, справлялись с заданиями быстро и дружно. Можно сказать, что одноклассники в них видели своих лидеров.

 

                  

 

Также на первом уроке для одаренных детей были даны индивидуальные задания: Вова и Катя готовили презентацию о насекомых, занесенных в Красную книгу, Денис и Оксана готовили рассказ о новых насекомых, ранее неизвестных.

 

                     

 

Также эти ребята выполняли роль консультантов в группах. При изучении теоретического материала, ребятам по группам было дано задание: дорисовать насекомое и рассказать то, что они узнали нового о нем на уроке. Тут для меня открылись новые способности некоторых учеников.

Оказалось, что Настя хорошо рисует, у Амира хорошая память, и он может пересказывать большие тексты.  Ангелина хорошо справляется с мальчиками в своей группе, является лидером среди мальчиков. Паша мыслит правильно и по интуиции может правильно выстроить свои ответы, но очень скромен и стеснителен. Арина его подталкивает и направляет. Богдану нужно доброе слово и внимание, и мальчик может выучить любой текст наизусть.  Даниэль и Арина - ребята с низкой мотивацией, которых мало что интересует, но работа в группе на них произвела сильное впечатление. Они с удовольствием выполняли все задания в группах, даже читали и пересказывали, хотя это для них самое нелюбимое дело. Работая с детьми с высокой мотивацией в группе, они старались не отставать.

 На втором уроке по теме «Рыбы» одаренные ребята Катя, Ярослав, Оксана сами  учились составлять критерии для оценивания кластера «слепая схема». Также эти ребята работали консультантами в группах с листами оценивания. Ярослав готовил презентацию «Значение рыб для человека». Для развития одаренности и способностей учащихся на третьем уроке по теме «Птицы » я использовала дифференцированное задание трех уровней сложности «цифровой диктант». Учащиеся выполнили два уровня. Только Оксана и Ярослав справились с третьим уровнем. Для одаренных и талантливых детей я давала возможность написать сказки о животных, участвовать в объяснении новой темы, делать выводы, помогать и обучать слабо мотивированных учеников. 

На последнем уроке «Млекопитающие» для способных ребят успешно реализовывалась технология проблемного обучения. При изучении новой темы, я создавала ситуацию познавательного затруднения, при которой ученики были поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением.  Это позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных операций.

Я уже на протяжении пяти лет я с учениками работаю над  исследовательской деятельностью. Это одна из форм работы с одаренными детьми. Метод проектов представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс. Самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Поэтому на каждом из серии четырех последовательных уроков дети работали над созданием краткосрочных информационных или творческих проектов на темы: «Берегите птиц!», «Все нужны!», «Я и животные», «Охрана животного мира».

 

           

Задания на выявление способностей учащихся по познанию мира были дифференцированные в течение всех четырех уроков. Творческие задания, презентации, групповая работа помогли мне увидеть ребят с другой стороны, определить их следующие качества: лидерство некоторых ранее незаметных учеников, творческие способности детей.

Наблюдая за ребятами, я заметила, что те ребята, которые на обычных уроках не проявляли желание работать, в групповой работе они смогли раскрыться, предлагали свои идей, и они находили поддержку в группе. Я еще раз убедилась, что знаю своих учеников недостаточно. Также для себя я отметила, как групповая работа помогает развивать у детей навыки самостоятельности, самоорганизованности, и умения самим добывать нужную информацию.

На протяжении всех четырех запланированных уроков я старалась создавать соответствующую развивающую творческую образовательную среду в классе. Как сказал А. Бебель: «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развивать, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком»

В конце своей практики я провела с учащимися анкетирование и сделала для себя вывод: сравнивая учеников по умственным способностям, выделила для себя Пашу и Ксюша с широким кругозором и с внутренним интуитивным познанием, у Ангелины проявились лидерские качества, Богдан и Амир - мальчики с хорошей памятью. Денис увлекается техническими средствами. Даниэль и Арина (ученики со слабой мотивацией к учению) стали проявлять свою активность не только в классе, но и во внеклассных мероприятиях. Катя переборола свою робость  и сумела организовать работу в группе, научив ребят уважать мнение друг друга. У учеников (правда не у всех) повысилась самооценка, появилась уверенность в ответах и разговоре. И самое главное они уже могли сравнить свои успехи с прошлыми успехами.

Я думаю если работать дальше по данной программе результат, несомненно будет, но перед этим каждый учитель предметник должен эту программу впитать в себя, чтобы научить после детей. Я согласна с автором данных слов ,что « Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться» А. Бебель

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных и талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества. Желательно, чтобы усилия школы были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родителями. Все будущее  нашего государства связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. И мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные ребенку от рождения.

 Я предлагаю воспитывать и растить счастливых детей, вот тогда их задатки перейдут в способности, а способности вольются в одаренность. Ведь мы говорим о хорошем урожае после того как соберем его в зависимости от нашего вложенного труда. А воспитание и результат нашего обучения это очень долгий процесс наших вложений. Так давайте трудиться во благо наших детей!

 

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого-

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать...

Увидеть синеву в глазах небес,

Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу-наследницу дождя

И в этой радуге увидеть вдруг…себя!

 

 

Автор Рожко Оксана Олеговна
Дата добавления 29.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Презентации
Просмотров 1528
Номер материала 5954
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓