Главная / Физика / Отчёт по одному уроку запланированной серии последовательных уроков.

Отчёт по одному уроку запланированной серии последовательных уроков.

Отчёт по одному уроку запланированной серии последовательных уроков.


Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок - сложный и ответственный этап учебного процесса; от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются соц. заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие: использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; реализация на уроке в оптимальном соотношении дидактических принципов и правил; обеспечение надлежащих условий для продуктивной и познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов и потребностей; установление осознаваемых учащимися предметных связей: связь с заранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся: мотивация и активация развития всех сфер личности; логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности; эффективное использование педагогических средств; связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся; формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления деятельности; формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знании; тщательная диагностика, прогнозирование и проектирование каждого урока. Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим требованиям относятся: четкое определение образовательных задач каждого урока, рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей, внедрение новейших технологий познавательной деятельности, рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов, творческий подход к формированию структуры урока и другие. Воспитательные требования к уроку включают: определения воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из цели и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств, усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности и так далее. К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитее у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интереса, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических способностей учащихся; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне и так далее. Кроме перечисленных требований к уроку, выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-социальных и личностных потребностей, внедрение новейших технологий познавательной деятельности, рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов, творческий подход к формированию структуры урока и другие. С первых минут урока, с приветствия создается обстановка доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока физики. Каждый из нас знает, что ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому наша задача – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается физика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Важно на уроке использование элементов игр, что позволяет не забывать и об отдыхе детей. Отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании данного урока учтены смена различных видов деятельности. Данный урок проводился в 7 классе по физике.

Тема урока называлась « Механическое движение. Тело отсчёта. Путь».

Цели урока: Способствовать изучению механического движения, как одного из видов движения в физике; изучению понятий тело отсчета, относительность движения, материальная точка, траектория, путь. Развивать мышление учащихся, смекалку, воспитывать активность при изучении нового материала. Во время формирования понятия “ Механическое движение” дать возможность каждому ученику раскрыться в творческих работах. Помочь ученику осознать, сформулировать свои цели и достичь их.

Ожидаемый результат: Знать определение механического движения, понятие траектории, тело отсчёта и пройденного пути, единицы измерения пройденного пути.

Тип урока: изучение нового материала

Задания: Тесты по вариантам , групповая работа по выполнению задании , участие детей в диалогической беседе, психологическая игра “Если нравится тебе, то делай так” .

Источники, ресурсы, оборудование: учебник, тест на каждого ученика, презентация на тему урока, компьютер, экран.

Ход урока:

Этапы урока:

Организационная часть: Урок начинался с эмоционального настроя детей.

Эмоциональный настрой помог каждому привести себя в рабочее состояние, улучшил самочувствие, работоспособность.

Всем-всем - добрый день!

Заниматься вам не лень?

Предлагаю улыбнуться

Сделать вдох и выдох

Носом глубокий вдох

И медленно через рот выдох

Вдох и выдох

Первая стадия-вызов. Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

-актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке.

Актуализация знаний: Вызов ( работа с тестом 10 мин)

На каждую парту раздала тест (2 варианта), где осуществляла контроль знаний учащихся. Выполнив задание, учащиеся обменивались тетрадями, оценивали друг друга, анализируя допущенные ошибки. Индивидуальная работа позволила каждому ученику актуализировать знания. С выполнением тестовых задании учащиеся справились успешно. К формулировке темы урока учащиеся пришли самостоятельно. Ключевым словом тестового задания являлось слово »Движение»




hello_html_a8f497e.pnghello_html_302722c8.png


Задания I варианта


1.Назовите слово, обозначающее физическое тело:

Д) самолёт А) вода

2. К световым явлениям относится:

С) шар катится В) наступает рассвет

3.Зависит ли диффузия от температуры?

Выберите наиболее полный ответ: Б) диффузия зависит от температуры?

И. чем выше температура, тем диффузия протекает быстрее.

4. Как взаимодействуют между собой молекулы любого вещества

С. только отталкиваются;

Ж. притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях сила притяжения больше силы отталкивания.

5.Что происходит с молекулами при нагревании тела?

А. Движутся медленнее.

Е. Движутся быстрее.

6. В каком состоянии вещество не имеет собственной формы и не сохраняет объем?

Б. В жидком.

Н. В газообразном.

7. Сколько граммов в 1 килограмме?

С. 0,001

И. 1000

8. Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 50% его объёма?

А. Да.

Е. Н.

Задания II варианта


1. Назовите слово, обозначающее физическую величину:

А. часы;

Д. сила.

2. Назовите слово, обозначающее вещество:

О. звук;

В. алюминий

3. Чем отличаются друг от друга молекулы льда и воды?

С. количеством атомов;

И. молекулы одного и того же вещества в жидком и в твердом состояниях одинаковы.

4. Какое из перечисленных ниже явлении служит доказательством того, что между частицами вещества проявляются силы притяжения?

Ж. свинцовые цилиндры слипаются, если их прижать друг к другу свежими срезами;

Б. запах цветов распространяется в воздухе

5. Сколько миллилитров в одном литре?

С. 0,1

Е. 1000

6. Какой из перечисленных приборов вы бы взяли для измерения температуры воды?

Н. термометр

А. спидометр

7. Каким способом можно увеличить скорость беспорядочного движения молекул воздуха, находящегося внутри мяча?

1) Бросить мяч с большой скоростью. 2) Нагреть мяч.

В. 1.

И. 2.

8. В стакан воды упала капля краски. Через некоторое время вся вода оказалась окрашенной, Какое явление послужило причиной этому?

Л. Конденсация.

Е. Диффузия.

При вовлечении учащихся в исследовательскую беседу, использовала работу в группах. Делились на группы по счёту.

При прохождении темы «Механическое движение» я использовала ряд вопросов, чтобы дать возможность ученикам размышлять, развивать и расширять своё мышление.

Постановка и обсуждение проблемного вопроса.

Понятие о механическом движении, тело отсчёта.

В окружающем нас мире все пребывает в непрерывном и разнообразном движении. Люди и машины движутся относительно дороги, вода течет относительно берегов, Земля движется относительно Солнца, и вы сами движетесь, например, на перемене относительно класса. Что же бросается в глаза при наблюдении окружающего мира

Какие изменения вы замечали?

(Учащиеся приводят примеры.)

Слайд 2. Рассматриваются примеры, приведенные на слайде.

Как можно узнать, движется тело или нет?

Приведите примеры изменения положения тела относительно других тел и состояния покоя тела.

(Учащиеся приводят примеры, характеризуют их.)

Слайд 3.

Какой вывод сделаете?

Учащиеся делают вывод, что движение тела происходит лишь в том случае, если его положение относительно других тел изменяется.

Учащиеся записывают определение механического движения в тетрадь.

Слайд 4.

Почему обязательно нужно указывать, относительно каких тел движется тело?

Учащиеся доказывают, что тело относительно одних тел может двигаться, а относительно других может находиться в покое. Приводят примеры, как можно определить движется тело или находится в покое. Дают определение понятия «тело отсчёта». По слайдовой презентации определяют, какие предметы служат точкой отсчёта движения, (слайд 5)

Понятие о траектории движения тел.

Как движется любое тело в пространстве?

Учащиеся размышляли, что тело может переходить из одного места в другое и движется по определённой линии, в зависимости от направления движения.

Слайд 6. Демонстрация и комментирование слайда.

Наблюдение траекторий движения предметов.

Рассмотрели траекторию шарика, перебрасываемого из одной руки в другую и траекторию мела по доске. Из этих демонстрации учащиеся смогли сделать следующий вывод: траектория бывает прямолинейная и криволинейная.

Как вы думаете, если измерим длину траектории, что мы определим?

Учащиеся пришли к выводу, что пройденный путь - это длина траектории.

Вспомнили обозначение и перечислили единицы измерения пройденного пути: километры, метры, сантиметры, дециметры, миллиметры. Диалог на моём уроке занимает центральное место. Обучение учащихся через диалог между учениками, между учеником и учителем помогло учащимся развить своё собственное мышление и способствовать интеллектуальному развитию. В процессе реализации стадии вызова важно:

1. давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем

2. фиксировать все высказывания: любое из них может быть важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказывании.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание восприятия учеником изучаемого материала. Именно данная задача является основной в процессе обучения на стадии осмысления содержания. Учащиеся самостоятельно выражали в метрах единицы длины. Выразите в метрах:

40мм=

47мм=

30дм=

0,8км=

20км=

Свои ответы учащиеся сверяли с ответами на интерактивной доске. Учащиеся тем самым пришли к выводу, что в международной системе единиц СИ за эталон пройденного пути выбран 1 метр. Важно на уроке не забывать и об отдыхе детей. На уроке была поведена психологическая игра для учащихся “Если нравится тебе, то делай так”. Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки. Хорошие результаты даёт работа в группах. Первая группа исследовала движение концов минутных и часовых стрелок часов. Выясняли, что между этими движениями общего и чем они различаются. Вторая группа определяла траекторию движения точки на колесе автомобиля относительно стола. Третья группа определяла траекторию движения точки на колесе автомобиля относительно центра колеса. Групповая работа даёт обмен идеями и информацией, обсуждение вопросов, высказывание мнений.


По теме» Механическое движение», в группах придумывали и задавали друг другу вопросы. Такие вопросы способствуют выработке речевых навыков и дают ученику размышлять и думать. Это были такие вопросы:

- Что такое механическое движение?

-Что называется пройденным путём?

- Какова единица пути в системе СИ?

- Почему указывают, относительно каких тел движется тело?

- Что называется траекторией?

-Дайте определение понятия «тело отсчёта»? Приведите примеры

РЕФЛЕКСИЯ В конце урока подвела итоги: что узнали, и того, как работали. Для каждого из них приготовила оценочный лист, в который проставили себе оценку за урок.

Оценочный лист ученика (цы) ______________

Поставьте себе оценку за урок. Она будет складываться как среднее арифметическое из трёх оценок: за тест, за работу в группе, за перевод единиц измерения.

Оценка за тест

Оценка за работу

в группе

Оценка за преобразование единиц измерения

Итоговая оценка





Ребята по кругу высказывались одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

Д/з: Творческое задание. Изобразить на рисунке «Механическое движение»

Самоанализ урока: Урок проводился с использованием интерактивной доски. Слайдовая презентация раскрыла тему урока и помогла учащимся делать выводы. При работе с тестом дети смогли вспомнить и повторить пройденный материал. При объяснении нового материала дети отвечали на простые и сложные вопросы, хорошо провели обсуждения, анализ. Моя роль состояла в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они знают по изучаемой теме. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. Групповая работа была использована при закреплении нового материала. Работа в группах помогла учащимся услышать мнения других и изложить свою точку зрения. Дети делились своими мыслями, задавали вопросы друг другу. Удачно прошла рефлексия. Учащиеся смогли оценить, как плодотворно они работали. При проведении рефлексии дети дали положительную оценку урока.

Список литературы: Руководство для учителя.

Ресурсные материалы: Сущность и классификация уроков.

Современные средства оценивания результатов обучения.


Отчёт по одному уроку запланированной серии последовательных уроков.
  • Физика
Описание:

Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок - сложный и ответственный этап учебного процесса; от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. 

Каждый урок направляется  на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим требованиям относятся: четкое определение образовательных задач каждого урока, рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей, внедрение новейших технологий познавательной деятельности, рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов, творческий подход к формированию структуры урока и другие. Воспитательные  требования  к  уроку  включают: определения воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех  воспитательных задач, которые органически вытекают из цели и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств, усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности и так далее.

Ожидаемый результат: Знать определение механического движения, понятие траектории, тело отсчёта и пройденного пути, единицы измерения пройденного пути.

Тип урока:          изучение нового материала

Задания: Тесты по  вариантам , групповая  работа  по  выполнению  задании , участие детей в диалогической  беседе, психологическая игра  “Если нравится тебе, то делай так” .

 

Источники, ресурсы, оборудование: учебник, тест на каждого ученика, презентация на тему урока, компьютер, экран. 

Автор Сахтаганова Зина Даутбаевна
Дата добавления 30.01.2015
Раздел Физика
Подраздел Другое
Просмотров 592
Номер материала 55298
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓