Инфоурок Другое Другие методич. материалыОтчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Скачать материал

Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

 «Когда людей станут  учить не тому,

что они должны думать,

а тому, как они должны думать,

то тогда, исчезнут всякие недоразумения» 

                                                                                                                 Г. Лихтенб

Как научить ребенка учиться? Это, пожалуй, один из главных вопросов, который задаёт себе учитель.

«В настоящие время не подлежит оспариванию утверждение о том, что именно личность учителя играет решающую роль в обучении молодых людей критическому мышлению, позволяющему им использовать свои знания в жизненных ситуациях, развивать необходимые навыки и адекватное понимание различного рода явлений и ситуаций, что придаст им уверенность и обеспечит успешность в стремительно меняющемся мире».  (Программа курсов, стр. 44)

Я согласна с утверждением ( Barberand, Mourshed, 2007), что наибольшим воздействием на процесс обучения и результат учеников является повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся.

Планируя, свой урок из серии последовательности уроков в 7 классе, я поставила себе цель:

внедрение и интегрирование семи модулей в практику преподавания на уроке, а именно:

- новые подходы в преподавании и обучении

-обучению критического  мышления

-оценивание для обучения и оценивание обучения

- использование ИКТ в преподавании и обучении

-обучение талантливых и одаренных учеников

- преподавание и обучение в соответствии с возвратными особенностями учеников 

- управление и лидерство в обучении

Я поставила перед собой задачу  проследить и обеспечить положительную динамику на протяжении всех этапов урока  и достижение ожидаемого результата.

Для прохождения  практики я выбрала 7 класс потому,  что намерена в перспективе  работать по новой методике в этом классе, чтобы проследить в дальнейшем успехи обучения, а возможно и промахи, чтобы  увидеть, как новая методика даёт свои результаты на возрастных особенностях детей и потому, что ученики этого класса очень неординарные личности со своими личностными особенностями и способностями. В классе обучается 8 учеников. Из них 4 мальчика  и 4 девочки. Леша и Женя учатся на 5 и  обладают высоким уровнем учебной мотивации и активности, Эрик-мальчик с хорошим потенциалом, но не всегда реализует свои учебные способности. Слава учится с переменным успехом, имеет хорошую мотивацию. Ольга, Жибек учатся на тройки и имеют средний уровень активности  (из анализа анкет). Анатолий - ученик с диагнозом ЗПР. Следует отметить, что в классе существует проблемы в межличностных отношениях: нежелание отдельных ребят общаться между собой, споры переходящие в ссоры из-за несогласия идти компромисс, неумение вести диалог, стиль беседы. Лидерами в классе являются Алексей и Евгения. Между ними происходит соперничество в обучении. А вот  Вячеслав и Виктория - дети с противоположными темпераментами. Николай  часто копирует мнение Ерика, который является популярным учеником класса. 

Учитывая эти индивидуальные особенности, я запланировала  урок английского языка так, чтобы каждый  мой  ученик смог не только с   интересом и пользой выполнять задания, но и научился  работать в группе, научился слушать и слышать, помогал товарищу.

Темой моего урока было повторение и обобщение изученного материала по разделу « Back to school».

Поэтому для создания психо-эмоциональной комфортности детей на уроке, я урок начала с вхождение в урок, т.е с рефлексии  настроения. Под веселую музыку «Дружба» ребята входили в класс и прикрепляли стикеры на доску настроения. Я заметила, что Анатолий прикрепил такой же стикер (задумчивость), как и Эрик. Заходили с чувством ожидания  чего-то нового. Это было заметно по их удивленным взглядам.  Можно было прочесть в глазах: «Что нас ожидает на  этот раз»? Я показала ребятам мини ролик «Трещина в кувшине», который должен был нацелить детей  на полезную и нужную работу даже в том случае, если казалось, что в тебе есть  минусы и недостатки.

Когда я предложила работу в группах,  дети попросили на этот раз сформировать группы по их желанию, учитывая их межличностные отношения. Значит сегодня им так комфортнее. В итоге образовалась группа девочек  и группа  мальчиков. Группы были равноуровневые, где сразу же обозначился свой лидер. В группе мальчиков  лидером был Алексей, а в группе  девочек  была Женя.

  Введение урока началось  со стихотворного  диалога-приветствия. Я рада, что дети с удовольствием встречают меня, что указывает на их мотивацию к моему предмету.

На стадии вызова, ребята отгадывали ребус, разгадка которого означала тему нашего дальнейшего  разговора.

В этом задании Ерик проявил свою смекалку  и знания лексического минимума. Он быстро догадался и включился в работу, где показал свою саморегуляцию, Это объясняется тем, что  задание для него было интересным.

Следующим этапом урока была речевая разминка по теме «Друзья»  в игровой форме. Объединившись в круг и передавая мяч друг другу, один ученик называл слово на английском языке, а другой, словивший мяч,  давал перевод на русский язык. Можно было заметить, как дети старались помочь вспомнить слова друг другу, особенно помогали Анатолию, который хоть и с подсказками, но активно участвовал  в этой игровой разминке.

На стадии осмысления с учетом возрастных особенностей учащихся, я предложила проверить домашнее задание  с помощью диаграммы Венна, объяснив принцип работы.

На основании двух   текстов  из домашнего чтения  ученикам   нужно было найти различие и сходство между письмами. Такое задание в графическом виде они делали впервые. И что я заметила?  Группа мальчиков правильно приступила к заданию и отобразила различие и сходство текстов в  диаграмме Венна, а вот девочки, которые очень любят рисовать,  изменили  форму  подачи домашнего задания и отобразили  его в виде флипчарта с использованием  рисунков. На основании этого я сделала вывод, что девочки подошли к заданию с помощью своего критического мышления, а мальчики строго выполнили указания учителя. Для себя я сделала вывод, что надо четче давать инструкцию по   выполнению задания.

Большую роль при создании  флипчарта  сыграло  лидерство  Евгении, которая сразу же взяла в свои руки управление группой и было заметно, что в ходе обсуждения и выполнения  задания преобладала кумулятивная беседа. Когда учащиеся работали в парах или группах, они вовлечены во взаимодействие, которое является более «симметричным», чем взаимодействие в форме беседы «учитель-ученик» и, таким образом, имеет различные возможности для разработки  обоснованных аргументов…» (Мерсер, 2005, Руководство  для учителя).  

Следующим этапом была защита проектов. От группы девочек выступила только Евгения, которая сама защитила проект, остальные девочки были рядом и вместе, поддерживая этим своего спикера. Меня удивило то, что в группе мальчиков проект пошел защищать не лидер, как я предполагала, а вся группа, где были распределены роли  и  методом проб и ошибок они сумели защитить проект, понимая, что ошибки - неотъемлемая часть обучения.

«На сегодняшний день существует достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:

позволяет ученикам выражать свое понимание темы;

помогает им осознавать, что у людей могут быть разные идеи;

содействует аргументированию учениками своих идей;

помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе своего обучения» (Руководство для учителя, стр 145 )

         После выступления спикеров, предстояло взаимооценивание проектов по определённым критериям: правильность выполнения, содержательность и эстетичность. Также оценивали  речевую способность  спикеров.  Записи оценивания выполняли  на стикерах. Из-за языкового барьера и ограниченного запаса языка учащиеся не смогли выразить  все мысли на английском языке, поэтому дополняли на русском языке. И хотя работы обеих  групп были оценены на отлично,  все же были небольшие  пожелания и замечания. Значит, учащиеся смогли при помощи наблюдения, интерпретации и заключения провести оценивание. Я же в свою очередь, применяла формативное оценивание, чтобы ученик смог почувствовать веру в свои способности, радость за выполненное задание. При неудачах помогала школьнику осмыслить свои недочеты, оценить их как временные трудности, которые он  обязательно преодолеет, увидит пути их дальнейшего продвижения к успеху.

 «Ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и самих себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики  должны столь же активно в данном процессе учувствовать» (Руководство для учителя, стр.163).

 Хочется отметить, что процесс оценивания всё ещё вызывает затруднение,

 ученики необъективно оценивают  друг друга. Над этим мне предстоит еще работать и составлять правильно правила критериев оценивания и тщательно разрабатывать дескрипторы.

После практического  задания в группе,  Алексей изъявил желание написать своё письмо другу по переписке в качестве творческой  работы, самостоятельно изучив правила написания письма. Это ли не доказательство мотивации к обучению?

Учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайн (2008) называет самоцелью и, что Райан и Деки (2009) называют внутренней мотивацией. Я согласна с утверждением, что использование на уроках  приёмов критического мышления даёт возможность обучаться эффективнее.

Большой эмоциональный настрой на уроке вызвала динамическая  пауза, во время  которой дети  с удовольствием выполняли  ритмические движения и сразу же подпевали на английском языке. Это было видно по их активности и настроению.

Для учеников со слабой  мотивацией было предложено задание на знание пословиц «Найди конец и начало».  Первым проявил себя  Анатолий, который вышел к доске, чтобы написать свой вариант ответа. Здесь проявилась его саморегуляция, ему очень хотелось подражать Эрику, который активно включался в работу. Подтверждением этому есть утверждение Бронсона: «Все дети в большей степени способны к добровольной внутренней саморегуляции»

Неотъемлемой частью обучения на уроке английского языка является  диалоговая речь. «Барнс  (1971) утверждал: то, каким образом речь используется в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. Им подтверждено, что обучение происходит только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации»

          Моя  задача на уроке английского языка - развивать коммуникативные навыки, и поэтому мне важно было, как мои ученики могут дать толкование к слову «друг». Используя учебный материал и своё мышление,  ученики успешно справились с заданием. Каждый из них высказал своё мнение.Задание на ранжирование описательных характеристик к слову «друг» вовлекло в беседу всех участников групп. Необходимо было  исследовать материал, чтобы достичь согласия и прийти к одному решению.

Это задание дало дополнительную возможность участвовать всем, так как предполагало работать слаженно и на время: сначала вырезать нужное слово из списка, а затем  наклеить его на другой лист.

С этим заданием  успешно справились мальчики, а вот девочки, недослушав правильно задание, допустили ошибку.  Такого типа задания они выполняли впервые и, не сумев разобраться в поставленной задаче,  просто разделили список со словами  на положительные  и отрицательные качества. В следующий раз я  обязательно проведу подобное занятие для каждого индивидуально.

Составить диалог из смешанных фраз оказалось для учеников несложным заданием, как если бы они составляли его самостоятельно. Ученики активно работали со словарём, в этот момент можно было заметить, как между ними происходит  беседа - дебаты. Обе группы допустили по одной ошибке. К сожалению,  было недостаточно времени, чтобы разыграть его, поэтому добровольные пары из групп только  выразительно читали составленный диалог.

На стадии рефлексии я применила стратегию синквейн. Работая в группах, ребята совместно составили свой вариант и озвучили его. Затруднений это задание не вызвало, так как была возможность пользоваться словарём и к этому времени у учащихся был достаточный запас лексического материала на заданную тему.

Урок закончился рефлексией   «Дерево пожеланий». По пожеланиям и оцениванию ребятами урока, можно сделать вывод, что урок «по-новому» им очень понравился. Все ребята были активно вовлечены  в процесс урока, учились работать в группе и в парах.

         Я считаю, что цель урока с применением семи модулей была достигнута.  И хотя есть свои минусы на уроке: нерационально использованное время, языковой барьер учащихся, ошибки при оценивании, все же урок с применением новых подходов очень необходим и полезен детям, так как  способствует  созданию благоприятной среды для достижения успехов в обучении.

В дальнейшем я  буду продолжать работу по внедрению семи модулей в учебный процесс, в частности предстоит огромная работа по разъяснению ученикам методики оценивания, а также для использования диалогического обучения научиться составлять все типы вопросов. Я считаю, что данная Программа отвечает современным требованием времени и у школы появилась возможность показать, что  учение может приносит радость ,а знания и навыки  будут востребованы в жизни.

 

Использованная литература: «Руководство для учителя»

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Как научить ребенка учиться? Это, пожалуй, один из главных вопросов, который задаёт себе учитель.

«В настоящие время не подлежит оспариванию утверждение о том, что именно личность учителя играет решающую роль в обучении молодых людей критическому мышлению, позволяющему им использовать свои знания в жизненных ситуациях, развивать необходимые навыки и адекватное понимание различного рода явлений и ситуаций, что придаст им уверенность и обеспечит успешность в стремительно меняющемся мире».  (Программа курсов, стр. 44)

Я согласна с утверждением ( Barberand, Mourshed, 2007), что наибольшим воздействием на процесс обучения и результат учеников является повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 334 материала в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 364
    • DOCX 32.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Билевич Светлана Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Билевич Светлана Васильевна
    Билевич Светлана Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9283
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 848 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек