Главная / Директору-завучу / Отчет по менторингу с коллегой

Отчет по менторингу с коллегой

Амдамова Равия Гапуровна Портфолио учителя Отчёт С

Группа №10 2-го уровня

Город Алматы 25.05.2013 год.





















Отчёт С

Отчёт о процессе менторинга





Раздел 1. Определение потребностей в развитии подопечного.

Эффективный ментор помогает подопечному установить реальную проблему для них и содействует выбору оптимального курса действий, соответствующего их личным подходам, конкретному контексту и предпочтительному способу работы.(Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан)

Моя подопечная- С. А. М., учитель информатики, закончила КазНПУ им. Абая, работает в нашей школе-гимназии 3-й год. На уроках информатики класс делиться на две группы. Мы с Альбиной Махпировной ведем уроки параллельно по группам. Во время работы периодически происходит обмен опытом. Так, как она является молодым специалистом я выполняю роль наставника. Моя подопечная -человек, который душой болеет за свою работу, творчески относится к преподаванию, желающий познавать новое. Несмотря на малый стаж работы она давала показательные уроки на двух семинарах республиканского масштаба, является соавтором уйгурско-русской словари по информатике, переводчик Госстандарта по информатике 5-9классов. Желание подопечного более подробно ознакомиться с модулями обучения явилось огромным стимулом для сотрудничества. Так, как во время моего обучения на первом этапе она постоянно интересовалась Программой курса, другого я от своей коллеги и не ожидала.

Я проводила наблюдение за преподаванием подопечной уроках информатики 8 «В» классе. Целью моего наблюдения было пронаблюдать, как происходит взаимодействие учителя и учеников, общение учащихся между собой, какие методы и формы обучения использует моя подопечная на своих уроках. На уроках атмосфера в классе была доброжелательной и благоприятной, взаимоотношения учителя и учеников были дружескими, , чувствовалось желание тесного сотрудничества. Тема урока: «Знакомство с Microsoft office Excel» Тип урока- урок сообщения новых знаний, поэтому эиап опроса домашнего задания был краток (он-лайн тест). При объяснении новой темы для формирования новых понятий учитель использовал фрагменты видеоурока. Так как тема была новой, в основном на уроке говорил учитель. Объясняя новую тему, учитель старался проговорить все основные функции MS Excel. Ученики вели запись основных понятий. Из всего класса активными можно было назвать троих учеников. Так, как учитель старался на интерактивной доске прдемонтрировать все возможности процессора MS Excel, на самостоятельную работу за ПК было отведено очень мало времени. Успели выполнить работу ученики уровня А и 2 ученика уровня В, остальные не смогли закончить работу. Рефлексией урока стал этап, на котором ученики отвечали на вопрос: что вы узнали?, что хотели бы узнать

После урока мы обсудили различные типы вопросов, и я показала ей свой проверочный лист наблюдения.

Урок в целом прошел на хорошем методическом уровне, но активного обмена мнениями между учениками и учителем, полноценного диалога не наблюдалось. Самостоятельное добывания знаний не наблюдалось. В ходе беседы, которую я провела с подопечной по окончании урока, мы обсудили все положительные и не очень удачные моменты урока. Моя подопечная сама провела анализ проведенного занятия. Следует отметить, что при анализе учитель сам отмечал неудачные моменты урока. Положительным моментом урока можно отметить применение формативного оценивания учащихся путем комментирования достижений, одобрения ответов учеников. После выполнения он-лайн теста с целью отслеживания уровня понимания темы урока было проведено суммативное оценивание знаний учеников.


Раздел 2. Вмешательства, наблюдения и предоставление обратной связи.

Посетив урок подопечной, проанализировав его, я посоветовала ей внести определенные изменения в практику работы. С целью ознакомления с идеями Программы предоставила ресурсные материалы:

  • Руководство для начинающих работать в группе

  • L2W2D4_ Использование оценивания

  • L2W2D4_ рефлекция процесса оценивания

  • L2W2D4_ методы оценивания в классе

  • L2W2D4_ способствование процессу оценивания

  • L2W2D4_ TEHOLS_ ASS_ SC1 _ Разработка критериев успешности

  • Руководство для работы в малых группах

  • Руководство для учителя

  • L2W2D4 _ самооценка

После ознакомления с идеями Программы, договорились обсудить план следующего урока и получила согласие на видеосъемку урока. До посещения мною второго урока, подопечная посетила мой урок. На уроке была показана групповая форма работы и критериальное оценивание. Наблюдала над самостоятельным приобретением знаний учащимися. В

течении урока дети активно участвовали при составлении критерий оценивания, увлеченно объясняли новую тему. На этапе рефлекции заполняли листы обратной связи.

После урока я провела беседу с подопечной. Выяснила, что при изучении ресурсного материала возникли некоторые вопросы, ответы на которых она нашла при посещении данного урока. Обсудили предстоящие уроки, которые я намереваюсь посетить. Внесли некоторые изменения в планы уроков. В частности после обсуждении пришли к обоюдному мнению, что ученики могут усвоить новую тему второго урока самостоятельно, работая над заданиями электронного учебника.

На следующем этапе мною были посещены два урока информатики в 8 «В» классе. Хочется отметить положительное отношение к процессу менторинга администрации школы-гимназии: Так как у меня свой урок в 9-м классе был параллельно в расписании уроков с уроком подопечной в 8 «В» классе внесли изменения в расписание, чтобы я могла посещать уроки 8 «В» класса. Первый урок «Ввод данных MS Excel» был более насыщен, чем урок проведенный в начале менторства. На этом уроке она применила групповую форму работы , а также ученики изучали тему самостоятельно с помощью ИКТ. Дети активно работали в группах и в парах. Оформляли постер –проектор, с интересом делали разминку в музыкальном сопровождении. В конце урока она применила рефлексию «Смайлик» где услышала разные мнения об уроке. Анализируя рефлексию я пришла к выводу, что такие уроки ученикам очень нравится. Положительный момент урока ученик С после самостоятельно изучения темы (при наблюдении заметила, что видео с объяснением материала он прокручивая смотрел несколько раз) смог выполнить практическую работу за персональным компьютером.

Второй урок изумил меня тем, что ребята активно с большим интересом работали. Они охотно отвечали на «толстые» вопросы сами составляли презентации-подсказки». Порадовало, что в ходе урока все ученики и слабые и сильные были вовлечены в учебный процесс. Изучение информатики в процессе коллективной работы на уроке учитель сможет лучше узнать как всех учеников , которые увлекаются информатикой, способных к ней так и тех ,у кого этот предмет вызывает особые затруднения, или тех, кто учится хорошо , но занимается информатикой без увлечения. Cреди коллективных форм работы наиболее эффективна групповая работа на уроке. Групповую форму характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися их совместная согласованная деятельность. Подобнее общение вызывает интерес учащихся к самому процессу обучения. Заметила, что моя подопечная старается терпеливо выслушивать мнение ученика до конца, не подсказывая и не доканчивая за него. На уроке стала больше применять открытые вопросы.

Беседы по анализу проведенных уроков, по оказанию методической помощи подопечной проходили в устной форме опираясь на записи, которые я делала во время посещения. После уроков вместе просматривали этапы урока с видеозаписи. Анализу очень помогли видеозаписи уроков, преимущество которых в просмотре в спокойной обстановке и неторопливом анализе деятельности как учителя так и учеников.

Проводя менторинг с Альбиной Махпировной, я была рада видеть, что изменения, внесенные нами в процесс учебной деятельности учеников моей подопечной и в практику преподавания учителя оказали положительное влияние на методику проведения уроков информатики. Появилось огромное желание детей сотрудничеству.

Раздел 3.Оценивание успешности менторинга.

Так как во время работы мы регулярно делились, сотрудничества с менти сложились доверительные, творческим подходом. В процессе менторинга мы увлеченно изучали материалы с сайта www. cpm. kz. Подопечная составила план личного развития. Я, как ментор, одобрила план личного развития. Моя подопечная самостоятельно собрала весомую базу данных о материалах Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Такая активность моей подопечной стали результатом моего желания поделиться новыми знаниями и заинтересованностью в овладении ею современными методами обучения. Из опыта менторинга моя подопечная взяла для себя много эффективных и инновационных методов и приемов, которые она планирует применять в своей дальнейшей педагогической практике. Наиболее интересными и результативными для ее уроков явились задания по определению уровня мышления учащихся по таксономии Блума. Ученики, усвоив данный модуль, активно задавали друг другу разноуровневые вопросы. Также ученики научились объективно оценивать друг друга, используя критерии оценивания. Некоторое затруднение вызывало у учеников при работе в группе: в начале они вели себя «скованно», но благодаря умению учителя создавать благоприятную атмосферу, эти затруднения были преодолены. На третьем уроке подопечного я заметила, что работа в групповой форме уже приобрел значимый положительный эффект. Изучению теоретического материала , благодаря слаженной работе группы отводилось меньше времени, чем в предыдущих уроках. Следовательно дети успевали закрепить теоретический материал практической работой за персональным компьютером. Еще один барьер это-языковой: урок ведется на билингвальной основе, а словарный запас не у всех учеников на должном уровне. По преодолению этого барьера на уроке организована словарная работа. В процессе менторинга внесли в эту работу изменения: использовали работу в паре, применение интернет ресурсов, использование ЭУ.

Моя подопечная научилась составлять среднесрочное планирование урока, применять на уроках из 7 модулей некоторые методы технологии, проводить рефлексию, критическое мышление, групповую работу, работу в парах и ИКТ. У нее хорошо получилась использование на уроке групповой формы работы и работы в парах. Если в начале процесса менторинга моя подопечная при выборе некоторых способов формативного оценивания аргументировала тем, что ей эти способы понравились, то в конце при выборе способов оценивания она не ограничивалась фразой «понравилось», а тщательно анализировала каких результатов может достич познавательная деятельность при этом выборе. Уроки проведенные по новым технологиям в этом классе появился интерес к предмету и повысилась качества знаний по информатике. В будущем моя подопечная планирует провести уроки по семи модулям в других классах

Раздел 4. Анализ опыта в качестве ментора

В своей работе, в качестве ментора я старалась проводить менторство согласно следующим этапам:

  • составление плана личного развития менти (задачей подопечного было составить план согласно, которого определял собственные цели, котрые хочет достичь. На этом этапе моя роль основывалась главном образом на побуждении самосознания и мобилизации к использованию соответствующих критерий на развитие

  • поддержка – существенное значение для реализации плана личного развития. Именно на этом этапе чаще всего подопечный обращается с вопросами или сомнениями к ментору. Я как ментор не давала ответ, а лишь указывала на источник знаний. Не навязывала подопечному свое мнение и не показывать готовые решения. Этап поддержки требует согласия на совершение ошибок и принятие предлагаемых решений. Он учит самостоятельности и ответственности за принимаемые решения.

  •  Оценка результатов. Оценивание проводил сам подопечный, а я как ментор – указывала на ошибки в проведенном анализе. Ментор должен провести этап оценивания, обращая внимание подопечного в основном на преимущества, получаемые при реализации плана личного развития и на размышление над самим собой.

Подводя итог вышесказанному, хочу добавить, что задачей процесса менторинга являлась — довести подопечного до такого этапа в профессиональном развитии, в котором он сможет самостоятельно и с полной ответственностью реализовать основные идеи Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Казахстана. Большое значение имел факт непосредственной и постоянной эволюции действий подопечного под моим влиянием, как ментора.

Я думаю моя работа в роли ментора удалась, так, как на вопрос чего Вы добились в результате менторинга моя подопечная написала следующее:

  1. Достигла хороших результатов в обучении детей за короткий период за счет приобретения новых знаний и опыта от ментора;

  2. Приобрела возможность в полной мере реализовать свои способности и творчества для выполнения учебных задач;

  3. Развитие уверенности в себе, что положительно влияет на результаты работы.

Но в моем ментерстве были и трудности:

  1. У нас почти все уроки параллельны – мало возможности взаимопосещения уроков

  2. Менти и я были загружены не только уроками, но пополнением Базы данных в НОБД

  3. Во время менторинга в школе-гимназии проводились семинары и конференции, где мы оба были привлечены (я была техническим секретарем, я менти давала показательный урок.

  4. Менти при ознакомлении изъявила желание изучать ресурсный материал на казахском языке (в КазНПУ на казахском, а я на русском) и при обсуждении теории у нас иногда случались недопонимания из-за языкового барьера

В дальнейшем я планирую работать с подопечным в тесном контакте , сотрудничестве так , как я и она являемся учителями информатики, которые делят один класс на подгруппы и мы являемся членами кафедры естественно-математического цикла школы-гимназии . В перспективе в следующем учебном году планирую работу с двумя подопечными- во время практики они хотели участвовать в процессе менторинга, но так, как это было не предусмотрено практикой и я была загружена, оставила этот вопрос на потом.

Результатом успешного процесса менторинга я считаю то, что моя подопечная изъявила желание пройти курс повышения квалификации педагогических работников республики Казахстан третьего уровня. (По плану она начнет учиться в августе месяце этого года.)





8


Отчет по менторингу с коллегой
  • Директору-завучу
Описание:

Эффективный ментор помогает подопечному установить реальную проблему для них и содействует выбору оптимального курса действий, соответствующего их личным подходам, конкретному контексту и предпочтительному способу работы.(Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан) 

В своей работе, в качестве ментора я старалась  проводить менторство согласно следующим этапам:

Øсоставление  плана личного развития менти (задачей подопечного было составить план согласно, которого определял собственные цели, котрые хочет достичь. На этом этапе моя роль основывалась главном образом на побуждении самосознания и мобилизации к использованию соответствующих критерий на развитие

Øподдержка – существенное значение для реализации плана личного развития. Именно на этом этапе чаще всего подопечный обращается с вопросами или сомнениями к ментору. Я как  ментор не давала ответ, а лишь указывала на источник знаний. Не навязывала  подопечному свое мнение и не показывать готовые решения. Этап поддержки требует согласия на совершение ошибок и принятие предлагаемых решений. Он учит самостоятельности и ответственности за принимаемые решения.

 

Ø Оценка результатов. Оценивание проводил сам подопечный, а я как  ментор –  указывала на ошибки в проведенном анализе. Ментор должен провести этап оценивания, обращая внимание подопечного в основном на преимущества, получаемые при реализации плана личного развития  и на размышление над самим собой.

Автор Амдамова Равия Гапуровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 2508
Номер материала 15621
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓