Отчет
о работе с одаренными детьми
на
уроках химии, биологии
и
во внеурочное время
за
2012-2013 уч. год
Вострикова
О.И, учитель биологии и химии
МКОУ
«Камышенская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района» Алтайского
края
Модернизация
российской системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников
школы в условиях компетентного подхода, введения новых образовательных
стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость
формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.
Одаренность
— это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных
результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими
людьми.
Цель
работы с одарёнными детьми:
Ø
сформировать
интерес и мотивацию к изучению биологии и химии; развивать познавательные
универсальные способности, интерес к исследовательской деятельности, склонности
к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а так же укрепить
в них уверенность в своих силах
Ø
создать
условия для оптимального развития одаренных детей
Ø
Для
достижения этой цели мной были поставлены следующие задачи:
Ø
выявить
способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
Ø
использовать
индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках химии и
биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей;
Ø
проведение
различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих
учащимся проявить свои возможности.
Работа
с одаренными детьми велась в несколько этапов:
Первый
этап реализации программы – отбор детей.
Решение
задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и
талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и
формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное
социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки,
культуры и производства.
Для
решения этой задачи необходима, прежде всего, специально создаваемая
развивающая образовательная среда.
Здесь
целесообразно наличие разных и доступных для всех желающих кружков, элективных
курсов, предметов, позволяющих выявить и закрепить интерес к избранному
предмету.
На
протяжении нескольких лет в МКОУ «Камышенская СОШ» работают элективные курсы по
химии и биологии: «Избранные главы общей биологии», «Эти удивительные животные»,
«Основы анатомии, физиологии и гигиены человека», «Загадочный мир растений»,
«Химия в задачах и упражнениях» и др. Одной из форм организации познавательной
деятельности учащихся, которая предполагает приобщение учеников к решению
проблем, применению полученных знаний к практической ситуации, является
проектная и научно-исследовательская деятельность как в рамках урока, так и во
внеурочной деятельности.
В
своей работе по методике оценки общей одаренности, были выявлены следующие
учащиеся:
•5
класс: Виниченко В, Максимова В, Клименко А.
•6
класс: Кожевникова Н, Марченко С, Кривенко Л, Беспалов В, Поздняков А, Шевченко
С, хлызова С..
•7
класс: Мироненко Ю.
•8
класс: Кастюк Н, Чекалина Д, Булатбекова В, Вострикова Ю.
•9
класс: Иващенко Д, Ермаленко Л, Ерофеев И, Данько А.
•10
класс: Ладан И.
•11
класс: Стариков А.
Второй
этап – реализация программы.
Связан с
непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе ребята принимали
активное участие в предметных олимпиадах, конференциях и конкурсах,
научно-исследовательской деятельности, участвовали в олимпиадах различного
уровня.
Третий
этап – завершающий.
Проведения
контроля и анализа реализации программы и достигнутых результатов.
В работе
применялись следующие методы:
Ø анкетирование,
опрос;
Ø собеседование;
Ø тестирование;
Ø творческие работы;
Ø проективный метод;
Ø метод
прогнозирования;
Ø метод исследования
проблемы;
Формы
работы:
Ø
урочная
форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
Ø
факультатив;
Ø
кружковая
работа;
Ø
организация
временных групп;
Ø
свободное
самообразование;
Ø
проведение
предметных недель;
Ø
научно-практические
конференции;
Ø
олимпиады;
Ø
интеллектуальный
марафон.
Для работы со
способными и одаренными учащимися на уроках биологии и химии – разработан
широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из
конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний
Использование системы заданий повышенной сложности.
Используются
задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного,
промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим;
нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление
причинно-следственных отношений;
Так же задания на
развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся. Задания
на составление проектов – создание учащихся проектов в результате
самостоятельной деятельности; задания на прогнозирование ситуаций.
Организована
внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок) и
временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим
конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы
внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения,
т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе
деятельности цели, соответствующие его интересам, способностям и возможности их
самостоятельной .
Результаты:
Ø Высокий уровень
познавательного интереса к предмету;
Ø Отсутствие
неуспевающих по предмету;
Ø Увеличение
количества обучающихся выбирающих химию и биологию как экзамен с успешной
сдачей его;
Ø Увеличение числа
призеров олимпиад и конкурсов различного уровня:
Итоги
реализации программы работы с одаренными детьми
на
уроках химии, биологии и во внеурочное время
за
2012-2013 учебный год.
№
п/п
|
Ф.И. одаренного учащегося
|
Класс
|
Предмет
|
Участие
|
Результат
|
1
|
Алексеенко
Софья
|
1
|
Окружающий
мир
|
Всероссийский
заочный интеллектуальный конкурс для школьников
«Эрудит
России-2013»
|
Лауреат
|
2
|
Костюк
Владимир
|
1
|
Окружающий
мир
|
Всероссийский
заочный интеллектуальный конкурс для школьников
«Эрудит
России-2013»
|
Лауреат
|
3
|
Мирских
Владислав
|
1
|
Окружающий
мир
|
Всероссийский
заочный интеллектуальный конкурс для школьников
«Эрудит
России-2013
|
Лауреат
|
4
|
Ладан
Василий
|
2
|
Окружающий
мир
|
Краевой
заочный теоретический конкурс «Экологический эрудит» по теме «Тайны живой
природы».
|
Лауреат
|
5
|
Виниченко
Виктория
|
5
|
Природоведение
|
Международный
природоведческий конкурса «Колосок –осенний 2012»
|
Призёр
«Золотой
колосок»
|
6
|
Клименко
Андрей
|
5
|
Природоведение
|
Всероссийский
заочный интеллектуальный конкурс для школьников
«Эрудит
России-2013»
|
Лауреат
|
7
|
Поздняков
Александр
|
6
|
Биология
|
Школьная
научно практическая конференции, 2013г.
|
2 место
|
8
|
Поздняков
Александр
|
6
|
Биология
|
Всероссийский
молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г
|
Диплом
регионального победителя
3
степени
|
9
|
Поздняков
Александр
|
6
|
Биология
|
Общероссийский
конкурс «Мультитест» по биологии
|
Диплом
лауреата
|
10
|
Шевченко
Сергей
|
6
|
Биология
|
Всероссийский
молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г
|
Диплом
регионального победителя
3
степени
|
11
|
Шевченко
Сергей
|
6
|
Биология
|
Международный
природоведческий конкурса «Колосок –осенний 2012»
|
Призёр
«Золотой
колосок»
|
12
|
Шевченко
Сергей
|
6
|
Биология
|
Общероссийский
конкурс «Мультитест» по биологии
|
Диплом
лауреата
|
13
|
Кожевникова
Анастасия
|
6
|
Биология
|
Общероссийский
конкурс «Мультитест» по биологии
|
Диплом
лауреата
|
14
|
Хлызова
Светлана
|
6
|
Биология
|
Всероссийский
заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2012»
биология
|
Диплом 1
степени
|
15
|
Хлызова
Светлана
|
6
|
Биология
|
Всероссийский
заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России-2013»
биология
|
Лауреат
|
16
|
Хлызова
Светлана
|
6
|
Биология
|
Общероссийский
конкурс «Мультитест» по биологии
|
Диплом
лауреата
|
17
|
Беспалов
Виктор
|
6
|
Биология
|
Всероссийский
молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г
|
Диплом федерального
победителя
3
степени, бронзовая медаль.
|
18
|
Беспалов
Виктор
|
6
|
Биология
|
Общероссийский
конкурс «Мультитест» по биологии
|
Диплом
лауреата
|
19
|
Кривенко
Алексей
|
6
|
Биология
|
Всероссийский
заочный интеллектуальный конкурс для школьников
«Эрудит
России-2012»
|
Диплом
III степени
|
20
|
Кривенко
Алексей
|
6
|
Биология
|
Всероссийский
молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г
|
Диплом
федерального победителя
1
степени, золотая медаль.
|
21
|
Кривенко
Алексей
|
6
|
Биология
|
Международный
природоведческий конкурса «Колосок –осенний 2012
|
Призёр
«Золотой
колосок»
|
22
|
Кривенко
Алексей
|
6
|
Биология
|
Общероссийский
конкурс «Мультитест» по биологии
|
Диплом лауреата
|
23
|
Марченко
Александр
|
6
|
Биология
|
Международный
природоведческий конкурса «Колосок –осенний 2012
|
Призёр
«Золотой
колосок»
|
24
|
Овсепян
Нарина
|
7
|
Биология
|
Общероссийский
конкурс «Мультитест» по биологии
|
Диплом
лауреата
|
25
|
Мироненко
Юра
|
7
|
Биология
|
Общероссийский
конкурс «Мультитест» по биологии
|
Диплом
лауреата
|
26
|
Мироненко
Юра
|
7
|
Биология
|
Всероссийский
молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г
|
3 место
в районе
|
27
|
Караульная
надежда
|
7
|
Биология
|
Всероссийский
заочный интеллектуальный конкурс для школьников
«Эрудит
России-2013»
|
Лауреат
|
28
|
Булатбекова
Вероника
|
8
|
Биология
|
Всероссийский
заочный интеллектуальный конкурс для школьников
«Эрудит
России-2012»
|
Диплом
I степени
|
29
|
Костюк Анастасия
|
8
|
Биология
|
Всероссийский
заочный интеллектуальный конкурс для школьников
«Эрудит
России-2012»
|
Диплом
II степени
|
30
|
Костюк
Анастасия
|
8
|
Химия
|
Всероссийский
молодёжный химический чемпионат 2012-2013 г
|
2 место
в районе
|
31
|
Чекалина
Дарья
|
8
|
Биология
|
Всероссийский
заочный интеллектуальный конкурс для школьников
«Эрудит
России-2012»
|
Диплом
III степени
|
32
|
Вострикова
Юлия
|
8
|
Химия
|
Всероссийский
молодёжный химический чемпионат 2012-2013 г
|
Диплом
регионального победителя
3
степени
|
33
|
Стукач
Андрей
|
8
|
Биология
|
Всероссийский
молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г
|
1 место
в районе
|
34
|
Овсепян
Лилит
|
8
|
Биология
|
Всероссийский
молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г
|
2 место
в районе
|
35
|
Иващенко
Дмитрий
|
9
|
Биология
|
Всероссийская
олимпиада школьников по биологии (муниципальный этап) 2012г.
|
3 место
|
36
|
Иващенко
Дмитрий
|
9
|
Биология
|
Всероссийский
заочный интеллектуальный конкурс для школьников
«Эрудит
России-2013»
|
Лауреат
|
37
|
Ермаленко
Алексей
|
9
|
Биология
|
Всероссийский
молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г
|
Диплом
федерального победителя
2
степени, серебряная медаль.
|
38
|
Ермаленко
Алексей
|
9
|
Биология
|
Всероссийский
заочный интеллектуальный конкурс для школьников
«Эрудит
России-2013»
|
Лауреат
|
39
|
Ермаленко
Алексей
|
9
|
Химия
|
Общероссийский
конкурс «Мультитест» по химии
|
Диплом
лауреата
|
40
|
Ермаленко
Алексей
|
9
|
Химия
|
Всероссийский
молодёжный химический чемпионат 2012-2013 г
|
1 место
в районе
|
41
|
Ерофеев Игорь
|
9
|
Химия
|
Общероссийский
конкурс «Мультитест» по химии
|
Диплом
лауреата
|
42
|
Данько
Ангелина
|
9
|
Биология
|
Всероссийский
заочный интеллектуальный конкурс для школьников
«Эрудит
России-2013»
|
Диплом
I степени
|
43
|
Данько
Ангелина
|
9
|
Химия
|
Всероссийский
молодёжный химический чемпионат 2012-2013 г
|
2 место
в районе
|
44
|
Мелконян
Севак
|
9
|
Биология
|
Всероссийский
молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г
|
2 место
в районе
|
45
|
Ладан
Ирина
|
10
|
Биология
|
Всероссийский
заочный интеллектуальный конкурс для школьников
«Эрудит
России-2013»
|
Диплом
II степени
|
46
|
Ладан
Ирина
|
10
|
Биология
|
Всероссийский
молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г
|
Диплом
регионального победителя
3
степени
|
47
|
Ладан
Ирина
|
10
|
Биология
|
Всероссийская
олимпиада школьников по биологии (муниципальный этап) 2012г.
|
3 место
|
48
|
Кожевникова
Екатерина
|
10
|
Биология
|
Всероссийский
молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г
|
3 место
в районе
|
49
|
Стариков
Анатолий
|
11
|
Биология
|
Всероссийский
молодёжный биологический чемпионат 2012-2013 г
|
1место в
районе
|
50
|
Стариков
Анатолий
|
11
|
Химия
|
Всероссийский
молодёжный химический чемпионат 2012-2013 г
|
1 место
в районе
|
51
|
Стариков
Анатолий
|
11
|
Биология
|
Всероссийская
олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2012г.
|
3 место
|
52
|
Стариков
Анатолий
|
11
|
Биология
|
Школьная
научно практическая конференция, 2013г.
|
1 место
|
53
|
Стариков
Анатолий
|
11
|
Биология
|
Районная
научно - практическая конференция
|
1 место
|
54
|
Стариков
Анатолий
|
11
|
Биология
|
Окружной
этап краевого конкурса для одарённой молодёжи и школьников «Будущее Алтая»,
2013г
с.
Тюменцево.
|
3 место
|
55
|
Стариков
Анатолий
|
11
|
Биология
|
Краевая
научно-практическая конференция одарённой молодёжи и школьников «Будущее Алтая»
г. Барнаул, 2013г.
|
участник
|
56
|
Бирюков
Вадим
|
11
|
Химия
|
Всероссийский
молодёжный химический чемпионат 2012-2013 г
|
2 место
в районе
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.