Главная / Школьному психологу / Отчет о проделанной работе за 2013 год

Отчет о проделанной работе за 2013 год

Отчет о проделанной работе за 2013 – 2014 учебный год.


Развитие умственных способностей дошкольников через применение современных технологий математического содержания.

Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста направлено на развитие у ребёнка умственных способностей.

Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.

Изменения содержания обучения в школе значительно повысило требование к уровню математических представлений выпускников детского сада. Для этого, в соответствии с возрастными возможностями детей, мы развиваем элементарные математические представления, через:

_  Содержание  условий  у  дошкольников для развитий у  них представлений  о множестве, количественном и порядковом значении чисел и математических  отношениях предметов,

_  Обучение  детей – на  основе  развития  сенсорного  восприятия выделению свойств,  предметов (цвет, форма, размер и др.)

_  Развитие представлений о числах, способах их получения, обучению счёту и составу числа,

_ Формирование  у  детей геометрических  представлений,  рассматривание, сравнение,  выделение  свойств,  структуры,  сходства  и  различий геометрических фигур, а также установление связей между ними,

_  Знакомство со временем (последовательность, длительность), расположение в пространстве,

_  Обучение  решению и составлению простых арифметических задач,

_  Развитие логического  мышления  на  основе  ознакомления  с  моделями и процессом  моделирования, а также использование игровых упражнений и дидактических игр, занимательных задачей и головоломок.

Я забочусь о прочном  усвоении детьми знаний, развитие у них интереса, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений, предусмотренной данной  программой.

В своей работе использую литературу, необходимую для развития интеллекта и формирования элементарных  математических представлений: «Математика от трёх до семи», «Игровые задачи для дошкольников» З.А. Михайловой, «Математика – это интересно» И.Н. Носовой, Р.Л. Непомнящей и др.

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы  научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё  развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства отношения. Зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам,  таким как блоки Денешам. Эффективным материалом для работы по сенсорному воспитанию малышей, являются логические блоки, разработанные  венгерским психологом  Денешам.  Комплект логических блоков дает возможность  вести детей от оперирования одним свойством  предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками детей сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство «цвет, форму, размер, толщину», сравнивать классифицировать и обобщать предметы по двум свойствам «цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.», несколько позже по трём  и по четырём свойствам». Например, малышам можно предложить построить дорожку от дома медведя, чтобы помочь убежать Машеньке к дедушке и бабушке, но так, чтобы рядом не было блоков одной формы (оперирование одним свойством). С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждают.

Развивающие игры Воскобовича, цель которых  создание условий для интенсивного развития интеллекта и креативности играми В.В. Воскобовича. Основные задачи:

- Развитие у детей познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

- Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

- Активизация креативного мышления (умения гибко, оригинально и нестандартно мыслить, видеть  обыкновенный объект под новым углом зрения) и воображения.

- Гармоничное, сбалансированное развитие у дошкольников эмоционально - образного и логического начал.    

- Формирование базисных представлений (математических, об окружающем мире).

- Обогащение словарного запаса и развитие художественно-речевой деятельности.

В этом помогают игры « двухцветный и четырехцветный квадрат», - с которым мы начинаем  знакомить детей уже с младшей группы, с простых заданий, делай лодочку, а вы попробуйте что-нибудь сделать посложнее. Игры с математическим планшетом  на ориентировку в пространстве формируют  важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, развиваются конструктивные умения и творческие способности. Игровое упражнение даёт возможность освоить систему координат, используя планшет для решения логических задач на поиск недостающих фигур. Развивающие игры по математике привлекательны своей разно плановостью, огромным творческим потенциалом, возможность использования их в различных видах деятельности детей (Шнурок, Звезда, Фонарики).

Любая математическая задача несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом.

Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь подолгу  упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу или собственному замыслу.

Формированию и развитию математического мышления как основы для стимулирования математических способностей способствуют игры Никитина, это сложи узор, Хамелеон, сложи квадрат и др., вы видели на занятии. Игра «кубики для всех» очень увлекательна для детей любого возраста. Дошкольники выкладывают узор по предложенному образцу, в свободной деятельности выкладывают узоры из книжечки. Вам предлагаю сделать тоже самое, или придумать узор. Успешному овладению математическими понятиями способствует  специальная работа, организованная у вас в группе. Мы создали развивающий кружок по формированию математических представлений «Растишка». Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут.

Цель программы кружка: развитие интеллектуальных способностей детей через игры математического содержания.

ЗАДАЧИ:

Познакомить детей средней группы с математическими играми Б. П. Никитина, В.В. Воскобовича, Х. Кюизенера, Дьенеша;

Развивать память, мышление, внимание через дидактические  игры   математического содержания.

Занятия в кружке проводятся в игровой форме с использованием игр математического содержания, структура занятий в кружке определяется объёмом, содержанием, сочетанием  программных задач, уровнем усвоения соответствующих знаний и навыков. Математические знания детям в определённой системе и последовательности, с поэтапным усложнением, с учётом возрастных особенностей детей. Игры математического содержания способствует развитию первоначальных навыков индуктивного и дедуктивного мышления, умственных операций:  анализа, синтеза, сравнения, способности к абстрагированию и обобщению, смекалки и сообразительности, пространственных представлений и воображения. Таким образом, формирование элементарных математических представлений способствует развитию тех качеств, которые необходимы будущему школьнику.

Таким образом, применение игр современных технологий математического  содержания способствует развитию умственных способностей детей.



Отчет о проделанной работе за 2013 год
  • Школьному психологу
Описание:

Развитие умственных способностей дошкольников через применение современных технологий математического содержания.

Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста направлено на развитие у ребёнка умственных способностей.

Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.

 

Автор Литвяк Александра Сергеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 443
Номер материала 31483
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓