Отчет о проделанной работе кружка
«Логическое мышление».
Формирование и развитие математических представлений у
дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует
общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организация кружка «Занимательная математика»
дает возможность развивать познавательную активность, интерес к
математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз
в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы
заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных
игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым
позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на
основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя
желания детей заниматься математикой. Особое внимание при
проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
Цель кружковой работы:
Развивать интеллектуальные
способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание
творчески применять полученные знания.
Основные задачи кружка:
·
развитие логического
мышления и основных мыслительных операций;
·
развитие математических
способностей и склонностей;
·
качественная подготовка
ребенка к школе;
·
развитие личностных
качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Для наиболее эффективного ознакомления детей с
логическим мышлением я предлагаю детям следующие задания:
• «Найди такие же фигуры, как эта» (по цвету, по форме, по размеру, по
толщине);
• «Найди не такие фигуры как эта» (по форме, по размеру, по цвету, по
толщине).
• «Найди треугольные» (синие, квадратные, большие, жёлтые,
толстые и т.д.)
• «Назови, какая эта фигура по цвету» (по форме, по размеру, по толщине).
Ожидаемые результаты:
• К концу обучения по программе кружка у детей
должно быть сформировано:
• • умение анализировать предметы,
используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие
• • умение сосредоточивать внимание на
предметах и явлениях (внимание)
• • произвольная память
• • мышление, умение рассуждать, делать
умозаключения в соответствии с законами логики.
• • творческие способности, умение
выражать свои чувства и представления о мире различными способами.
• • интерес к окружающей
действительности, образ «положительного я».
Первым этапом
работы кружка стало создание информационного поля: подбор
психолого-педагогической литературы, оформление методического материала,
проектирование развивающей среды. Изучив литературу, мы провели первичную
диагностику с целью определения уровня логического развития детей на начало
учебного года. В своем исследовании опирались на методику, предлагаемую в книге
Марии Фидлер «Математика уже в детском саду».
Согласно данной методике, каждому ребенку
в индивидуальном порядке демонстрировались изображения различных кувшинчиков,
геометрические блоки Дьенеша и карточки с графическим изображением качественных
признаков блоков, а затем предлагалось выполнить ряд заданий.
Метод
диагностического исследования позволил отследить динамику развития у детей
знаний, умений и навыков и помог в дальнейшем планировании индивидуальной
работы.
На основе
полученных результатов все воспитанники были поделены на три
подгруппы: дети с высоким уровнем развития логического мышления, средним и
низким.
Следующим этапом
нашей работы стало создание центра «Логика и математика», основу которого
составили приобретенные и сделанные своими руками игры с блоками Дьенеша.
Особенно
понравилась детям игра из пособия к блокам Дьенеша «Наряди елочку».
«Сказочный
герой прислал письмо с карточками, на которых было показано, как необходимо это
делать с помощью блоков». Письмо было спрятано в группе, мы искали его с
помощью плана помещения. На нем ребята узнали групповую мебель, определили, на
какие геометрические фигуры она похожа. Мы шли по маршруту, предложенному на
плане, и нашли карточки. Затем дети достали по две фигуры из тактильного
рукава. Они назвали три свойства фигур по порядку, начиная с первого ряда.
Ребенок, у которого была необходимая фигура, выходил и выкладывал свой блок на
нужное место елочки. Так мы полностью нарядили дерево.
Не
меньший интерес у ребят вызвала и игра с кольцами из того же пособия, позволяющая
разделить множество геометрических фигур на непересекающиеся подмножества,
характеризующиеся карточками-отрицаниями. Например, в одно кольцо
предполагалось положить небольшие фигуры, а в другое – поместить немаленькие
блоки.
Блоки Дьенеша мы применяли и
в сюжетно-ролевой
игре «Водители».
Воспитатель играет роль кондуктора
и раздает детям билеты – геометрические фигуры. На сиденьях автобуса уже лежат
такие же блоки. Ребятам нужно найти свое место по билету. Задание можно
усложнить, если на один или несколько стульчиков положить фигуры, отличающиеся
одним свойством. Дети определяют несоответствие и исправляют ошибку.
Согласно результатам диагностики
был разработан перспективный план работы кружка «Магические блоки» и реализован
проект, цель которого заключалась в систематизации работы по развитию у
дошкольников логико-математического мышления посредством игры с блоками
Дьенеша.
Игра
«Волшебное дерево»
Воспитатель предлагает детям
вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев – геометрические фигуры.
Каждая веточка имеет свой цвет, и цвет «листочков» будет соответствовать цвету
веточки. Дети выбирают нужную фигуру по цвету и располагают «листочки» на
ветке, при этом обращают внимание на символы фигур-«листьев» (форму, размер).
Во время работы с детьми были
проведены также и словесные игры и упражнения:
КЛАССИФИКАЦИЯ
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит
рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ:
развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения
существенных признаков. Подберите серию картинок, среди которых три картинки
можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя.
Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем
похожи картинки, которые он оставил.
ЧЕРЕДОВАНИЕ.
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание,
что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким
образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
СЛОВА НАОБОРОТ.
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже
говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно
использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный,
пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый,
тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий,
шершавый - гладкий и т.д.
ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ.
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько
небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по
дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за
угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и
рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг
вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул
и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу
закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
НЕЛЕПИЦЫ.
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия,
несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти
ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.
Во время работы кружка было
выделено:
У детей не возникает трудностей с
определением логической цепочки (нанизывание бусин на веревочку в определенной
последовательности).
При работе с блоками возникли
трудности постановки «квадрата Судоку», дети не могут составить горизонтальную
и вертикальную полосу фигур.
У детей, получается, строить
предметы (человека, дом, замок) из определенного количества фигур.
Также ведется дальнейшая работа по
составлению логических цепочек – «Мама и малыш», не все могут правильно назвать
«малыша» из-за низкого уровня словарного запаса.
Была проведена работа с
родителями, были предложены задания «Какой формы?», «Какого цвета?», «Назови
предмет …(круглой, квадратной) формы». Уже видно с кем проводят эти игры
родители, а с кем нет.
В дальнейшем будем делать усилие
на составление логических взаимоотношений и связей, развивать у детей активный
словарь и добавлять к уже известным словам новые понятия и определения слов.
ФИО
|
Фигуры
|
Логическая цепочка
|
Словесные
|
Восприятие
|
ИТОГ
|
Цвет
|
Форма
|
Толщина
|
Послед-сть
|
Знания Ф.
|
Форм-вка
|
Ответ
|
Мышление
|
Зрит.
|
Слух.
|
Такт.
|
В
|
С
|
Н
|
Ануфриева
Полина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Березикова
Анастасия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Боронина
Алина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Галиев
Илья
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дериглазов
Глеб
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Елисеев
Дмитрий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заремба
Вячеслав
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Клопоцкий
Даниил
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Королев
Егор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лукпанов
Мансур
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лядова
Татьяна
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мамонтов
Ярослав
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Муратова
Малика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оконешникова
Софья
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пономарева
Эллина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рожков
Дмитрий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Салтанбекова
Анель
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слухай
Марина
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Степанова
Ульяна
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тимофеев
Кирилл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тулевканов
Амир
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чернецов
Станислав
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Швень
Егор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шестаков
Владислав
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Щербаков
Артем
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эрдман
Дарья
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Юнусова
Аселя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- высокий
уровень - средний
уровень - низкий уровень
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.