Инфоурок Другое Другие методич. материалыОтчёт А1 Об Исследовании в действии

Отчёт А1 Об Исследовании в действии

Скачать материал

 

Отчёт А1

Об Исследовании в действии

Тема исследования: «Смогу ли я через групповую форму     работы помочь учащимся  повысить мотивацию к обучению?»

Цель исследованияСпособствовать повышению   мотивации к обучению, через групповые формы работы

Ожидаемый результат исследования:

          1) у учащихся повысится интерес к изучению предмета;

2) учащиеся с большей активностью будут включаться в процесс обучения;

3) у учащихся появится большая     заинтересованность в работе, отсюда будут усваивается знания более прочно;

4)учащиеся будут умеют  оценивать свою работу и работу одноклассников;

5)учащиеся будут получать удовлетворение от работы.

Методы исследования:

Наблюдения за деятельностью учеников на уроке, анкетирование, результаты наблюдений учителей предметников, интервьюрование, беседа, записи наблюдений, фотосъёмка, эссе, мнение родителей  о новых подходах  обучения.

База исследования:

ГКУОШ№125 г.Алматы

Место исследования:

Исследование проводилось на уроках познания мира в 3 «В» классе.

Объект исследования :

Объект  А- Абикен Дамир

Объект  В – Яковенко Егор

Объект  С-Малик Демежан

Объект Д –Шаповалов Глеб

Исследование проводилось в общеобразовательной школы №125 г.Алматы,  где обучаются 960 учащихся, работают 115 педагогов. Школа работает с  экспериментальным изучением английского языка. Учащиеся нашей школы- призёры районных и городских олимпиад.

Раздел 1: Обоснование выбора темы для исследования в действии

Многие организации образования постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников. В связи с этим я считаю, что  уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности организация образования. Формирование  мотивации  у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.  Проблема мотивации так же актуальна в разрезе нашей школы. В школе сложилась ситуация, что у учащихся средних и старших классах с годами ослабевает мотивация к обучению. На протяжении трёх лет работы  в своём классе я постоянно наблюдала отсутствия мотивации  у отдельных учеников. Мною были использованы различные виды деятельности для повышения внутренней мотивации учащихся. Но положительного результата не наблюдала. Во время первого этапа курсов нашего обучения «лицом к лицу» при прохождении темы «Обучения и мотивация», тренером  было дано разъяснение видов мотивации, я почувствовала чёткую грань между внешней и внутренней мотивацией. Проявление внешней мотивации выражается тогда, когда деятельность учащихся осуществляется через обязанности, через силу долга, ради выражения самооценки среди сверстников, из-за обязанностей  перед родителями, близких и родных. Внутренняя мотивация это сознание ученика самостоятельного получения знаний, желания почувствовать опыт собственных достижений. По этому я считаю, что развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он будет включен в деятельность и  если учение будет вызывать у него  положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций . На курсах посмотрев положительный результат групповых форм работ, я предприняла решение провести исследование по развитию мотивации через групповую форму работу.

 

Потому что групповая форма работы происходит при взаимодействии учителя и учащихся, а в большей части  учащиеся  в согласовании между собой.

При глубоком продумывании проблемы своего класса я представила о том, как сотрудничество между учащимися в группах  может повысить мотивацию учащихся и тем самым обеспечит условия для достижения учебных целей. Обучаясь в группах, учащиеся будут делиться тем, в чём сильны, а так же обучаться тому в чём слабы. Учиться будут работать в команде, в команде будут решать свои проблемы и конфликты. Радоваться общим победам и удачам.

Коллаборативное (совместное) обучение  это обучение в сотрудничестве, представляет собой философию взаимодействия, в то время как совместная работа является формой  взаимодействия, направленной на содействие достижению конечного результата или цели. (Руководство для учителей)

Коллаборативное обучение  учит работать вместе, изучать вместе, улучшаться вместе.

Для исследования  в этом направлении мною были выбраны три ученика из 3 класса в качестве исследуемых. Наблюдая за этими мальчиками, я попытаюсь узнать смогу ли я через групповую форму работы помочь учащимся повысить мотивацию к обучению.

Раздел 2:Внесение в практику изменений и использованных методов сбора данных.

Учитывая предмет своего исследования, на первом этапе мне необходимо было провести анкетирование. (Приложение 1) Целью которого являлось определения уровня школьной мотивации у учащихся. Составила тест из 10 вопросов, наилучшим образом  отражающий отношения детей к школе, отношения к учителю, учебному процессу, эмоционального реагирования на школьные ситуации.

Каждый вариант ответа обладал определённым количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предполагаемом ответе (таблица ниже)

 

Общая оценка по мотивации (в баллах)

Уровни мотивации

20-24

высокая  школьная мотивация

15-19

средняя школьная мотивация

10-14

низкая школьная мотивация        

менее 10 баллов

негативное отношение к школе

 

Ключ20-24 балла – 12 учащихся

15-19 баллов – 14 учащихся

10-14 баллов -2 ученика

Ниже 10 баллов –  2 ученика.

http://do.gendocs.ru/docs/index-207551.html?page=15

В результате анкетирования  для исследования в этом направлении мной были выбраны не три ученика, как было раньше, а четыре. Потому, что в классе выявилось группа детей с негативным отношением к школе.

 Обьект А один из самых сильных учащихся моего класса, он на протяжении всего времени обучения  проявил хорошее качество обучения, но яркой активности не проявлял.

 

Работу выполнял из чувства «необходимости», а не из чувства получения радости от  опыта собственных достижений

 Объекта В, я выбрала по причине отсутствия живого интереса к обучению.

 Родители данного ребёнка очень часто поднимали вопрос о том, что с большим трудом приходится мотивировать ребёнка на выполнение домашнего задания. Школа привлекает его больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, од­нако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нра­вится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Объект С один из самых слабых учеников моего класса, у которого  совершенно  отсутствовал интерес к работе в школе. . Подобные школьни­ки посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уро­ках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьез­ные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустой­чивой адаптации к школе.

Отсутствие интереса у ребёнка, родители объясняли психологическими барьерами  ребёнка, которые у него возникли ещё с детского сада. Я затруднялась в выработки стратегия для развития мотивации данного ребёнка. Вынуждена была обратиться к помощи психолога. Но и это не помогло справиться с проблемой.

Объект Д. Очень спокойный, замкнутый ребёнок. Я всегда оправдывала его пассивность на уроке - застенчивостью, бывали случаи, что он внезапно без основания начинал  плакать. И вот   по результатам анкетирования выяснилось, что этот ребёнок относится к группе детей с негативным отношением к школе.

Это те дети, которые  испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают трудности  в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

Данная фотография является доказательством того, что он всегда безучастен к процессам, которые происходят в классе. Поэтому мне не удалось поймать момент, когда он прямо глядел бы на объектив фотоаппарата.

Школа нередко вос­принимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них не­выносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываются выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и прави­лам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психи­ческого здоровья.

Вот эти причины и повлияли на выбор данных детей в качестве исследования.

Перед тем, как приступить к  исследованию, я побеседовала с родителями  исследуемых учеников, заручилась их поддержкой в качестве сбора информации об уровне мотивации детей к обучению. Провела беседу с учителями предметниками, которые охотно согласились помогать в наблюдении за исследуемыми детьми.

Для успешного хода исследования в практику мною были внесены некоторые изменения.

 Во- первых полностью изменила стиль подхода к ученикам (зная их причины слабой мотивации к обучению), поменяла методику преподавания. В рамках семи модулей разработала формы  и приёмы работы с детьми. При встрече с администрацией школы, обсудила все вопросы по созданию условии внутри класса для применения новых подходов в обучении.

Обучаясь на первом этапе курсов «лицом к лицу», я не раз задумывалась об эффективности работы в группах. Наблюдая за тем, как порою сложные задания, становились для нас лёгкими в совместном обсуждении и принятии решений. Как через вербальное общение друг с другом, мы постепенно становились внутренне уверенными, и решительными.

Поэтому планируя урок, продумывала каждое индивидуальное и групповое задания  для учащихся, с учётом их возрастных особенностей. Индивидуальные  задания детьми выполнялись и в период до прохождения мною первого этапа курсов «лицом к лицу», но они не носили функцию творческого характера, не составлялись по степени сложности с переходом от простого к сложному. Во время  прохождения практики в корне пересмотрела формы оценивания учащихся. Научила ребят, через критериальное оценивание, оценивать работу детей и уметь давать объективную оценку своему труду. Большим удивлением для учителей было то, когда они увидели, как объективно дети сами оценивают работу своего соседа и самого себя.

                      

Работая в группах, дети учились понимать друг друга, учились слушать и помогать. На первых занятиях не всегда удачно складывались отношения детей в группе. Часто происходили ссоры, дети жаловались на не понимание со стороны товарищей. Поэтому особое место на уроках отводилась для создания психологического климата среди учащихся.

Для этого использовались различные разминки и упражнения. Во время психологической разминки, впервые за все три года обучения Объект С раскрылся перед ребятами с положительной стороны, когда проводилась разминка с салфетками. Каждый ребёнок взял по одной салфетки, а объект С, по своей неловкости взял шесть салфеток. Когда выслушав задание, дети стали рассказывать о том, чем они увлекаются. Каждый из них с улыбкой на лице ждали очереди объекта С, думая о том, что может этот ни чем не проявляющий ребёнок, рассказать о себе. И к великому изумлению многих в классе, объект С стал перечислять , что он увлекается и хоккеем и плаваньем и рисованием и шахматами…Это упражнение было отрывной точкой для объекта С от стереотипа «плохиша». У него появился авторитет среди учащихся, работая в группе, дети стали прислушиваться к его мнению.

Оказалось, что дети до этого, практически ни чего не знали друг о друге. И судили о каждом только  по учёбе. Они ни раз просили меня проводить разминки такого характера, где они могли проявить себя в другом качестве.

На уроках всё чаще и чащи использовались задания в игровой форме. Это и «чёрный ящик» , «граница», «поделись с другом».

Для повышения  мотивации учащихся  к обучению, я использовала задания высокого и низкого порядка. Но для начала я решила создать дух сотрудничества, используя коллективную форму работы. В группы дети могут быть объединены чувством симпатии, а также хаотично .Это тоже способствовало  умению взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои интересы. Так, проводя серию уроков на этапе обучения, учащиеся разбивались на первом, втором, третьем, четвертом уроках с помощью заранее заготовленных мною карточек (тексты, фотографии, пазлы, термины). На завершающем уроке дети образовали творческие группы самостоятельно. Работая в команде, дети поняли, что от сплоченности их группы зависит качество выполняемой работы. Таким образом, у них появилось чувство ответственности не только за себя, но и за других членов команды. Во время исследования каждый исследуемый ребёнок выполнял свою роль.

 

                 

 


 Обьект А и объект В за частую выполняли роль лидера в группе, а объект С и объект Д- роль исполняющего. Через групповую форму работы объект В стал проявлять себя в роли лидера, чего раньше мною и не замечалось. В какой бы группе он  находился, там всегда царил деловой порядок, дисциплина и работа спорилась. Объект В объяснял это тем, что хорошо стал чувствовать рядом сидящих ребят, понимать их. И поэтому  хотелось, чтобы они больше принимали участия в работе.

                                                          

                         

Гораздо сложнее обстояли дела у объекта А и объекта Д. Объект А , работая в группе всю работу брал на себя и считал, что лучше его ни кто не справиться. А объект Д больше отмалчивался, прятался за спины других детей.

По теме «Животноводства» на первом этапе урока яркую активность проявлял объект-С, потому что задания были низкого порядка. Нужно было отгадать загадки о домашних животных. За каждую отгадку, группа получала «фишку». Объект С видел, как рейтинг группы повышается с его участием.

И при выполнения заданий высокого порядка, если он не справлялся с заданием, то внимательно слушал, как работают остальные учащиеся.

Дети чувствовали, что обьекту Д необходима психологическая поддержка, и они в заданиях низкого порядка, предоставляли ему эту возможность.

Объект А и обьект В успешно справлялись с заданиями высокого     порядка. Первое время, выполняя работу в группе, они  большую  часть работы брали на себя, но со временем, стали распределять работу по  силам и возможностям  каждого члена группы, тем самым проявляя лидерские качества.

Огромную помощь по исследованию, оказали мне учителя предметники. Они охотно откликнулись наблюдать на своих уроках за исследуемыми детьми. Так как проблема мотивации к обучению в данном классе волновала их, так же как и меня.

 

 

Присутствуя у меня на уроке, обсудив все положительные стороны групповой формы работы, обсудив результат своих наблюдений. Увидев со стороны, как работают объект Д и объект С.Мы совместно выработали стратегии работы с данными детьми. Совместно попытались найти пути решений данной проблемы.

На следующем этапе нашей работы. Учителя изъявили желание провести уроки казахского языка с использованием коллаборативного подхода. И после проведения своих уроков, они заметили, насколько ярко раскрываются, дети на таких уроках. С удовольствием  обсуждают, анализируют, помогают друг другу.

 Объект А и объект Б показывали результаты организаторских способностей и умения работать с более сложными вопросами. Но больше всего учителей  поразил результат объекта В и объект С.Если раньше эти дети практически не работали у них на уроках. Теперь они видели их уровень  активности.

Раздел 3: Выводы и анализ

По истечению практики

 Пассивность учащихся, которая наблюдалась на традиционных уроках, заменилась на активность детей при работе в группах.

Леность и зажатость поменялась на работоспособность.

Во время работы в группах дети принимали активное участие в обсуждении заданий. С пониманием относились друг к другу, охотно делились своими знаниями. Не стеснялись обращаться  за советом.

                              

После уроков дети с радостью делились впечатлениями о работе в группах.

Обьект А

 

-Первое время мне было трудно работать в

группе, я считал, что лучше меня ни кто ни чего не знает…

А потом  когда поработал со всеми вместе, удивился, что

 очень много детей в классе, кого можно с удовольствием

послушать. Они так много знают!!

 

Обьект Б

 

- Больше понимания с ребятами, лучше узнаём друг друга.

 Больше всего мне нравятся разминки, где мы лучше

узнаём друг друга. Очень, очень нравиться так работать!

 

 

 

 

Обьект С

 

-Я рад, что работая в группе, могу работать с разными детьми. Могу общаться не только с одним человеком, а с разными.

У меня появились друзья. На переменах со мной ребята стали

играть в шахматы, они у меня спрашивают совет.

 

Обьект Д

 

- Первое время, мне не совсем нравилось работать в

 группе. На обычных уроках все тихо сидят, а в группах все

 шумят. Но потом мне очень понравились творческие задания

 и было интересно их выполнять со всеми вместе.

 Рассуждали во время интервью о влиянии работы в группах на мотивацию обучения.

 

 

Обьект А

 

Слушая друг друга в группе, я заметил, что мы больше                                                 рассуждаем, анализируем и легко справляемся   с заданиями. Каким бы сложным оно не было. Очень интересно было работать с интернетом. Если раньше нам давали задания, информацию найти по интернету. Мне всегда помогали в этом родители. А здесь эту работу мне нужно было сделать самому и за короткое время. Было очень приятно, что я сам справился с этим заданием.

 

Обьект В

 

На этих уроках мы стали   много знать. Охотно выполняем любые задания. Очень хочу, чтобы все уроки проходили в группе. Надо же, как бывает интересно на уроках, мы как бы играем,   а при этом учимся!

 

Обьект С

 

Меня стали слушать ребята в группе. Если не знаю ответа, то остальные всегда помогут. Легко стал запоминать новый материал.

 

Обьект Д

 

Мне очень нравилось работать оценщиком в группе, когда приходилось оценивать работу каждого человека. Это было очень трудно, потому, что надо было слушать каждого ученика. Мало слушать, но и ещё оценить его ответы…

 

 

Обсуждая с родителями, на начальном этапе практики, цель исследования. Родители охотно согласились оказать помощь по наблюдению за детьми. И в конце при обсуждении наблюдений. Родители с восторгом делились своими впечатлениями

Папа объекта А

-Совершенно поменялось мнение о многих ребятах в классе. Охотно стал помогать тем, кто обращался за помощью. Был рад, когда ему поручалось выполнение задания на компьютере. Было сложно, но интересно!

Мама объекта В

 

 

 

С огромным удовольствием бежит в школу, охотно готовит домашнее задания. Делится тем, что легко стал запоминаться самый сложный материал. Нравиться работать в команде. С удовольствием ищет информацию по теме урока по интернету. Дома без умолку рассказывает о том, что интересного было в школе. Делится впечатлениями каждый день.

 

Мама объекта С

Ребёнок стал более уверенным, заинтересованным. Работая, в группе у него улучшилось отношение с детьми, ощущает с их стороны поддержку. Ребёнок  с удовольствием собирается в школу. Охотнее стал готовиться к урокам. Стал более собранным.

Мама объекта Д

Ребёнку очень нравиться работать по новому. Стал более раскрепощённым в общении с детьми. Если раньше общался избирательно, то теперь легко общается с другими детьми в группе. Интересно, что при каждом занятии дети определяют лидера в группе и оценивают свои знания. Сложно работать в группе, где есть дети , которые стараются работать только сами..

 

 

В конце практики, во время интервьюирования , учащимся был задан вопрос, с целью выявить результат работы в группах. Вопрос звучал так:

-Как вы себя чувствовали во время работы в группах ( до проведения урока). И результаты были следующими.(см.диограмму)

Детям нравится работать в группах. Через общение и совместные решения  им легче усвоить новый материал.  В конце практики мною было проведено анкетирование по изученным темам уроков. И результат был положительный. Если на предыдущих тестах качество знаний было 62%, то после групповой формы работы, где дети практически сами добывали знания по заданным темам, процент качества знаний составил 93%. Кроме этого провела сравнительный анализ мотивации к обучению, до прохождения исследования и после. Результаты анкетирования показали следующий результат.(см.диаграмму)

График показывает, до того, как я стала применять групповые формы работы, уровень мотивации к обучению составлял 40%, а после применения групповых форм работ, уровень мотивации возрос до 80%

 Раздел 4: Ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практики.

Проблема с которой я столкнулась при прохождении практики, была в том, что вместо трёх запланированных исследуемых учащихся, по результату анкетирования, в классе выявилась четвёртая группа учащихся. Группа с негативным отношением к школе. Поэтому мне пришлось внести ряд изменений в практику, согласно этому анкетированию. Пришлось собирать доказательства  к ребёнку с этой группы. Причина негативного отношения к школе у этих детей заключалась в психологическом климате внутри семьи. Один ребёнок воспитывается без родителей и находится на попечительстве своей бабушки. Другой ребёнок живёт в жёстких условиях семейных взаимоотношений. Поэтому заручиться поддержкой родителей я не могла. Своё исследование вынуждена была проводить так, чтобы ребёнок не заметил моего к нему интереса.  Сбор доказательств осуществлялся корректно, моё исследование прошло не заметно для объекта Д. Но в конце практики мама объекта Д сама изъявила желание прийти для беседы со мной. После долгого, открытого  разговора, она решила дать интервью. За, что я ей очень благодарна.

После прохождения практики, я обязательно продолжу работу по повышению мотивации к обучению, через групповую форму работы.  Тема  актуальна для моего класса. Но постараюсь направить свою деятельность для достижения цели, через интерес и склонности учащихся. Проведу анкетирование для выявления интересов каждого ребёнка. Знаю, что натура человека многолика, а поэтому всегда можно найти «скрытые пружины», нажимая на которые можно добиться того, чтобы человек стал более активным, чтобы у него было желание действовать, появилось желание совершенствоваться. Очень часто психологи утверждают, что нет людей , таких которые всю жизнь хотят ходить в «неудачниках». Рано или поздно их самолюбие проснётся. И в этот момент нужно во время протянуть руку помощи для их развития и совершенствования. Обучая детей работе  в группах нужно быть очень осторожным, чтобы соперничество между учащимися способствовало росту, а не подавлению отдельных учащихся. Продолжить работу с ребятами по распределению роли внутри группы. Так чтобы эмоциональное состояние каждого ученика было готово к встречи с неудачами и радостями собственных побед и разочарований. Мне нужно будет уравнивать  в равные доли побед и поражений во время работы в группах.

Особое место в развитии познавательной мотивации к обучению, буду отводить через систему домашних заданий. Через то, чтобы задания приносили удовольствие, вызывало интерес у учащихся. На дом будут задаваться задания на закрепления темы урока, чтобы не вызывало бы затруднения во время их выполнения. Для проверки домашних заданий буду использовать взаимопроверку, при которой они будут сравнивать свои работы, будут исправлять ошибки, объясняя правила, которыми они пользовались.

С нового учебного года, я обязательно поделюсь своими решениями с коллегами-предметниками, чтобы помочь им изменить их практическую деятельность. Тем более, что эти учителя, активно принимали участие  во время практики по исследованию.

Желаю заинтересовать членов методического объединения в участии совместного исследование в действии. Потому, что пути воспитания мотивации к обучению у учащихся, должно быть в центре внимания всего педагогического коллектива учителей. Мотивация учения чрезвычайно важно, потому что, оно означает формирования активной социальной позиции  человека.

 
 
Анкета для учащихся                                       Приложение 1
Фамилия____________________
Класс___________________
Дата________________

 

1. Тебе нравится в школе?

- да; не очень; нет.

2. Утром всегда с радостью идешь в школу или хочешь остаться дома?

- с радостью; хочу остаться; по-разному.

З. Если учитель сказал бы, что завтра в школу приходить не обязательно, ты пошел бы или остался?

- да, пошел; не знаю; остался дома.

4. Тебе нравится отмена уроков?

- нет; по-разному; нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы не было домашнего задания?

- нет; не знаю; хотел бы.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе были только перемены?

- нет; не знаю; да.

7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

- часто; редко; не рассказываю.

8. Ты бы хотел менее строгого, другого учителя?

- мне нравится наш; точно не знаю; да.

9. У тебя в класс много друзей?

- да; мало; нет.

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

- да; не очень; нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета для учащихся                                       Приложение 2
Фамилия____________________
Класс___________________
Дата________________

 

1. Тебе нравится в школе, когда вы стали работать по группам?

- да; не очень; нет.

2. Утром всегда с радостью идешь в школу или хочешь остаться дома, когда вспоминаешь о том, что снова будем работать по группам?

- с радостью; хочу остаться; по-разному.

З. Если учитель сказал бы, что завтра в школу приходить не обязательно, ты пошел бы или остался?

- да, пошел; не знаю; остался дома.

4. Хотел бы ты отмены уроков по познанию мира?

- нет; по-разному; да.

5. Тебе нравятся задания творческого характера?

- нет; не знаю; да.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе были только перемены?

- нет; не знаю; да.

7. Ты рассказывал своим родителям и друзьям о том, что мы работаем в группах?

- часто; редко; не рассказываю.

8. Ты бы хотел менее строгого, другого учителя?

- мне нравится наш; точно не знаю; да.

9. У тебя в класс стало много друзей, после того как стали работать в группах?

- да; мало; нет.

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

- да; не очень; нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Отчёт А1 Об Исследовании в действии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема исследования: «Смогу ли я через групповую форму     работы помочь учащимся  повысить мотивацию к обучению?»

Цель исследования:  Способствовать повышению   мотивации к обучению, через групповые формы работы

Ожидаемый результат исследования:

          1) у учащихся повысится интерес к изучению предмета;

2) учащиеся с большей активностью будут включаться в процесс обучения;

3) у учащихся появится большая     заинтересованность в работе, отсюда будут усваивается знания более прочно;

4)учащиеся будут умеют  оценивать свою работу и работу одноклассников;

5)учащиеся будут получать удовлетворение от работы.

Методы исследования:

Наблюдения за деятельностью учеников на уроке, анкетирование, результаты наблюдений учителей предметников, интервьюрование, беседа, записи наблюдений, фотосъёмка, эссе, мнение родителей  о новых подходах  обучения.

База исследования:

ГКУОШ№125 г.Алматы

Место исследования:

Исследование проводилось на уроках познания мира в 3 «В» классе.

Объект исследования :

Объект  А- Абикен Дамир

Объект  В – Яковенко Егор

Объект  С-Малик Демежан

Объект Д –Шаповалов Глеб

Исследование проводилось в общеобразовательной школы №125 г.Алматы,  где обучаются 960 учащихся, работают 115 педагогов. Школа работает с  экспериментальным изучением английского языка. Учащиеся нашей школы- призёры районных и городских олимпиад.

Раздел 1: Обоснование выбора темы для исследования в действии

Многие организации образования постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников. В связи с этим я считаю, что  уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности организация образования. Формирование  мотивации  у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.  Проблема мотивации так же актуальна в разрезе нашей школы. В школе сложилась ситуация, что у учащихся средних и старших классах с годами ослабевает мотивация к обучению. На протяжении трёх лет работы  в своём классе я постоянно наблюдала отсутствия мотивации  у отдельных учеников. Мною были использованы различные виды деятельности для повышения внутренней мотивации учащихся. Но положительного результата не наблюдала. Во время первого этапа курсов нашего обучения «лицом к лицу» при прохождении темы «Обучения и мотивация», тренером  было дано разъяснение видов мотивации, я почувствовала чёткую грань между внешней и внутренней мотивацией. Проявление внешней мотивации выражается тогда, когда деятельность учащихся осуществляется через обязанности, через силу долга, ради выражения самооценки среди сверстников, из-за обязанностей  перед родителями, близких и родных. Внутренняя мотивация это сознание ученика самостоятельного получения знаний, желания почувствовать опыт собственных достижений. По этому я считаю, что развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он будет включен в деятельность и  если учение будет вызывать у него  положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций . На курсах посмотрев положительный результат групповых форм работ, я предприняла решение провести исследование по развитию мотивации через групповую форму работу.

 

Потому что групповая форма работы происходит при взаимодействии учителя и учащихся, а в большей части  учащиеся  в согласовании между собой.

При глубоком продумывании проблемы своего класса я представила о том, как сотрудничество между учащимися в группах  может повысить мотивацию учащихся и тем самым обеспечит условия для достижения учебных целей. Обучаясь в группах, учащиеся будут делиться тем, в чём сильны, а так же обучаться тому в чём слабы. Учиться будут работать в команде, в команде будут решать свои проблемы и конфликты. Радоваться общим победам и удачам.

Коллаборативное (совместное) обучение  это обучение в сотрудничестве, представляет собой философию взаимодействия, в то время как совместная работа является формой  взаимодействия, направленной на содействие достижению конечного результата или цели. (Руководство для учителей)

Коллаборативное обучение  учит работать вместе, изучать вместе, улучшаться вместе.

Для исследования  в этом направлении мною были выбраны три ученика из 3 класса в качестве исследуемых. Наблюдая за этими мальчиками, я попытаюсь узнать смогу ли я через групповую форму работы помочь учащимся повысить мотивацию к обучению.

Раздел 2:Внесение в практику изменений и использованных методов сбора данных.

Учитывая предмет своего исследования, на первом этапе мне необходимо было провести анкетирование. (Приложение 1) Целью которого являлось определения уровня школьной мотивации у учащихся. Составила тест из 10 вопросов, наилучшим образом  отражающий отношения детей к школе, отношения к учителю, учебному процессу, эмоционального реагирования на школьные ситуации.

Каждый вариант ответа обладал определённым количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предполагаемом ответе (таблица ниже)

 

Общая оценка по мотивации (в баллах)

Уровни мотивации

20-24

высокая  школьная мотивация

15-19

средняя школьная мотивация

10-14

низкая школьная мотивация        

менее 10 баллов

негативное отношение к школе

 

Ключ:  20-24 балла – 12 учащихся

15-19 баллов – 14 учащихся

10-14 баллов -2 ученика

Ниже 10 баллов –  2 ученика.

http://do.gendocs.ru/docs/index-207551.html?page=15

В результате анкетирования  для исследования в этом направлении мной были выбраны не три ученика, как было раньше, а четыре. Потому, что в классе выявилось группа детей с негативным отношением к школе.

 Обьект А один из самых сильных учащихся моего класса, он на протяжении всего времени обучения  проявил хорошее качество обучения, но яркой активности не проявлял.

 

Работу выполнял из чувства «необходимости», а не из чувства получения радости от  опыта собственных достижений

 Объекта В, я выбрала по причине отсутствия живого интереса к обучению.

  Родители данного ребёнка очень часто поднимали вопрос о том, что с большим трудом приходится мотивировать ребёнка на выполнение домашнего задания. Школа привлекает его больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, од­нако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нра­вится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Объект С один из самых слабых учеников моего класса, у которого  совершенно  отсутствовал интерес к работе в школе. . Подобные школьни­ки посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уро­ках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьез­ные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустой­чивой адаптации к школе.

Отсутствие интереса у ребёнка, родители объясняли психологическими барьерами  ребёнка, которые у него возникли ещё с детского сада. Я затруднялась в выработки стратегия для развития мотивации данного ребёнка. Вынуждена была обратиться к помощи психолога. Но и это не помогло справиться с проблемой.

Объект Д. Очень спокойный, замкнутый ребёнок. Я всегда оправдывала его пассивность на уроке - застенчивостью, бывали случаи, что он внезапно без основания начинал  плакать. И вот   по результатам анкетирования выяснилось, что этот ребёнок относится к группе детей с негативным отношением к школе.

Это те дети, которые  испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают трудности  в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

Данная фотография является доказательством того, что он всегда безучастен к процессам, которые происходят в классе. Поэтому мне не удалось поймать момент, когда он прямо глядел бы на объектив фотоаппарата.

Школа нередко вос­принимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них не­выносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываются выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и прави­лам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психи­ческого здоровья.

Вот эти причины и повлияли на выбор данных детей в качестве исследования.

Перед тем, как приступить к  исследованию, я побеседовала с родителями  исследуемых учеников, заручилась их поддержкой в качестве сбора информации об уровне мотивации детей к обучению. Провела беседу с учителями предметниками, которые охотно согласились помогать в наблюдении за исследуемыми детьми.

Для успешного хода исследования в практику мною были внесены некоторые изменения.

 Во- первых полностью изменила стиль подхода к ученикам (зная их причины слабой мотивации к обучению), поменяла методику преподавания. В рамках семи модулей разработала формы  и приёмы работы с детьми. При встрече с администрацией школы, обсудила все вопросы по созданию условии внутри класса для применения новых подходов в обучении.

Обучаясь на первом этапе курсов «лицом к лицу», я не раз задумывалась об эффективности работы в группах. Наблюдая за тем, как порою сложные задания, становились для нас лёгкими в совместном обсуждении и принятии решений. Как через вербальное общение друг с другом, мы постепенно становились внутренне уверенными, и решительными.

Поэтому планируя урок, продумывала каждое индивидуальное и групповое задания  для учащихся, с учётом их возрастных особенностей. Индивидуальные  задания детьми выполнялись и в период до прохождения мною первого этапа курсов «лицом к лицу», но они не носили функцию творческого характера, не составлялись по степени сложности с переходом от простого к сложному. Во время  прохождения практики в корне пересмотрела формы оценивания учащихся. Научила ребят, через критериальное оценивание, оценивать работу детей и уметь давать объективную оценку своему труду. Большим удивлением для учителей было то, когда они увидели, как объективно дети сами оценивают работу своего соседа и самого себя.

                        

Работая в группах, дети учились понимать друг друга, учились слушать и помогать. На первых занятиях не всегда удачно складывались отношения детей в группе. Часто происходили ссоры, дети жаловались на не понимание со стороны товарищей. Поэтому особое место на уроках отводилась для создания психологического климата среди учащихся.

Для этого использовались различные разминки и упражнения. Во время психологической разминки, впервые за все три года обучения Объект С раскрылся перед ребятами с положительной стороны, когда проводилась разминка с салфетками. Каждый ребёнок взял по одной салфетки, а объект С, по своей неловкости взял шесть салфеток. Когда выслушав задание, дети стали рассказывать о том, чем они увлекаются. Каждый из них с улыбкой на лице ждали очереди объекта С, думая о том, что может этот ни чем не проявляющий ребёнок, рассказать о себе. И к великому изумлению многих в классе, объект С стал перечислять , что он увлекается и хоккеем и плаваньем и рисованием и шахматами…Это упражнение было отрывной точкой для объекта С от стереотипа «плохиша». У него появился авторитет среди учащихся, работая в группе, дети стали прислушиваться к его мнению.

Оказалось, что дети до этого, практически ни чего не знали друг о друге. И судили о каждом только  по учёбе. Они ни раз просили меня проводить разминки такого характера, где они могли проявить себя в другом качестве.

На уроках всё чаще и чащи использовались задания в игровой форме. Это и «чёрный ящик» , «граница», «поделись с другом».

Для повышения  мотивации учащихся  к обучению, я использовала задания высокого и низкого порядка. Но для начала я решила создать дух сотрудничества, используя коллективную форму работы. В группы дети могут быть объединены чувством симпатии, а также хаотично .Это тоже способствовало  умению взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои интересы. Так, проводя серию уроков на этапе обучения, учащиеся разбивались на первом, втором, третьем, четвертом уроках с помощью заранее заготовленных мною карточек (тексты, фотографии, пазлы, термины). На завершающем уроке дети образовали творческие группы самостоятельно. Работая в команде, дети поняли, что от сплоченности их группы зависит качество выполняемой работы. Таким образом, у них появилось чувство ответственности не только за себя, но и за других членов команды. Во время исследования каждый исследуемый ребёнок выполнял свою роль.

 

                 

 


 Обьект А и объект В за частую выполняли роль лидера в группе, а объект С и объект Д- роль исполняющего. Через групповую форму работы объект В стал проявлять себя в роли лидера, чего раньше мною и не замечалось. В какой бы группе он  находился, там всегда царил деловой порядок, дисциплина и работа спорилась. Объект В объяснял это тем, что хорошо стал чувствовать рядом сидящих ребят, понимать их. И поэтому  хотелось, чтобы они больше принимали участия в работе.

                                                          

                         

Гораздо сложнее обстояли дела у объекта А и объекта Д. Объект А , работая в группе всю работу брал на себя и считал, что лучше его ни кто не справиться. А объект Д больше отмалчивался, прятался за спины других детей.

По теме «Животноводства» на первом этапе урока яркую активность проявлял объект-С, потому что задания были низкого порядка. Нужно было отгадать загадки о домашних животных. За каждую отгадку, группа получала «фишку». Объект С видел, как рейтинг группы повышается с его участием.

И при выполнения заданий высокого порядка, если он не справлялся с заданием, то внимательно слушал, как работают остальные учащиеся.

Дети чувствовали, что обьекту Д необходима психологическая поддержка, и они в заданиях низкого порядка, предоставляли ему эту возможность.

Объект А и обьект В успешно справлялись с заданиями высокого     порядка. Первое время, выполняя работу в группе, они  большую  часть работы брали на себя, но со временем, стали распределять работу по  силам и возможностям  каждого члена группы, тем самым проявляя лидерские качества.

Огромную помощь по исследованию, оказали мне учителя предметники. Они охотно откликнулись наблюдать на своих уроках за исследуемыми детьми. Так как проблема мотивации к обучению в данном классе волновала их, так же как и меня.

 

 

 

Присутствуя у меня на уроке, обсудив все положительные стороны групповой формы работы, обсудив результат своих наблюдений. Увидев со стороны, как работают объект Д и объект С.Мы совместно выработали стратегии работы с данными детьми. Совместно попытались найти пути решений данной проблемы.

На следующем этапе нашей работы. Учителя изъявили желание провести уроки казахского языка с использованием коллаборативного подхода. И после проведения своих уроков, они заметили, насколько ярко раскрываются, дети на таких уроках. С удовольствием  обсуждают, анализируют, помогают друг другу.

 Объект А и объект Б показывали результаты организаторских способностей и умения работать с более сложными вопросами. Но больше всего учителей  поразил результат объекта В и объект С.Если раньше эти дети практически не работали у них на уроках. Теперь они видели их уровень  активности.

Раздел 3: Выводы и анализ

По истечению практики

 Пассивность учащихся, которая наблюдалась на традиционных уроках, заменилась на активность детей при работе в группах.

Леность и зажатость поменялась на работоспособность.

Во время работы в группах дети принимали активное участие в обсуждении заданий. С пониманием относились друг к другу, охотно делились своими знаниями. Не стеснялись обращаться  за советом.

                              

После уроков дети с радостью делились впечатлениями о работе в группах.

Обьект А

 

-Первое время мне было трудно работать в

группе, я считал, что лучше меня ни кто ни чего не знает…

А потом  когда поработал со всеми вместе, удивился, что

 очень много детей в классе, кого можно с удовольствием

послушать. Они так много знают!!

 

Обьект Б

 

- Больше понимания с ребятами, лучше узнаём друг друга.

 Больше всего мне нравятся разминки, где мы лучше

узнаём друг друга. Очень, очень нравиться так работать!

 

 

 

 

Обьект С

 

-Я рад, что работая в группе, могу работать с разными детьми. Могу общаться не только с одним человеком, а с разными.

У меня появились друзья. На переменах со мной ребята стали

играть в шахматы, они у меня спрашивают совет.

 

Обьект Д

 

- Первое время, мне не совсем нравилось работать в

 группе. На обычных уроках все тихо сидят, а в группах все

 шумят. Но потом мне очень понравились творческие задания

 и было интересно их выполнять со всеми вместе.

 

 Рассуждали во время интервью о влиянии работы в группах на мотивацию обучения.

 

 

Обьект А

 

Слушая друг друга в группе, я заметил, что мы больше                                                 рассуждаем, анализируем и легко справляемся   с заданиями. Каким бы сложным оно не было. Очень интересно было работать с интернетом. Если раньше нам давали задания, информацию найти по интернету. Мне всегда помогали в этом родители. А здесь эту работу мне нужно было сделать самому и за короткое время. Было очень приятно, что я сам справился с этим заданием.

 

Обьект В

 

На этих уроках мы стали   много знать. Охотно выполняем любые задания. Очень хочу, чтобы все уроки проходили в группе. Надо же, как бывает интересно на уроках, мы как бы играем,   а при этом учимся!

 

Обьект С

 

Меня стали слушать ребята в группе. Если не знаю ответа, то остальные всегда помогут. Легко стал запоминать новый материал.

 

Обьект Д

 

Мне очень нравилось работать оценщиком в группе, когда приходилось оценивать работу каждого человека. Это было очень трудно, потому, что надо было слушать каждого ученика. Мало слушать, но и ещё оценить его ответы…

 

 

Обсуждая с родителями, на начальном этапе практики, цель исследования. Родители охотно согласились оказать помощь по наблюдению за детьми. И в конце при обсуждении наблюдений. Родители с восторгом делились своими впечатлениями

Папа объекта А

-Совершенно поменялось мнение о многих ребятах в классе. Охотно стал помогать тем, кто обращался за помощью. Был рад, когда ему поручалось выполнение задания на компьютере. Было сложно, но интересно!

Мама объекта В

 

 

 

С огромным удовольствием бежит в школу, охотно готовит домашнее задания. Делится тем, что легко стал запоминаться самый сложный материал. Нравиться работать в команде. С удовольствием ищет информацию по теме урока по интернету. Дома без умолку рассказывает о том, что интересного было в школе. Делится впечатлениями каждый день.

 

Мама объекта С

 

Ребёнок стал более уверенным, заинтересованным. Работая, в группе у него улучшилось отношение с детьми, ощущает с их стороны поддержку. Ребёнок  с удовольствием собирается в школу. Охотнее стал готовиться к урокам. Стал более собранным.

Мама объекта Д

Ребёнку очень нравиться работать по новому. Стал более раскрепощённым в общении с детьми. Если раньше общался избирательно, то теперь легко общается с другими детьми в группе. Интересно, что при каждом занятии дети определяют лидера в группе и оценивают свои знания. Сложно работать в группе, где есть дети , которые стараются работать только сами..

 

 

В конце практики, во время интервьюирования , учащимся был задан вопрос, с целью выявить результат работы в группах. Вопрос звучал так:

-Как вы себя чувствовали во время работы в группах ( до проведения урока). И результаты были следующими.(см.диограмму)

 

 

Детям нравится работать в группах. Через общение и совместные решения  им легче усвоить новый мат

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 971 материал в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 824
    • DOCX 1.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зульярова Людмила Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зульярова Людмила Ивановна
    Зульярова Людмила Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 8036
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 151 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 846 человек

Мини-курс

Продажи и управление клиентским опытом: стратегии и аналитика

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Этапы развития речи: от первых звуков до полноценной коммуникации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 167 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 127 человек

Мини-курс

Продажи и самопрезентация в социальных сетях

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 108 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек