Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема исследования: «Смогу ли я через групповую форму работы помочь учащимся повысить мотивацию к обучению?»
Цель исследования: Способствовать повышению мотивации к обучению, через групповые формы работы
Ожидаемый результат исследования:
1) у учащихся повысится интерес к изучению предмета;
2) учащиеся с большей активностью будут включаться в процесс обучения;
3) у учащихся появится большая заинтересованность в работе, отсюда будут усваивается знания более прочно;
4)учащиеся будут умеют оценивать свою работу и работу одноклассников;
5)учащиеся будут получать удовлетворение от работы.
Методы исследования:
Наблюдения за деятельностью учеников на уроке, анкетирование, результаты наблюдений учителей предметников, интервьюрование, беседа, записи наблюдений, фотосъёмка, эссе, мнение родителей о новых подходах обучения.
База исследования:
ГКУОШ№125 г.Алматы
Место исследования:
Исследование проводилось на уроках познания мира в 3 «В» классе.
Объект исследования :
Объект А- Абикен Дамир
Объект В – Яковенко Егор
Объект С-Малик Демежан
Объект Д –Шаповалов Глеб
Исследование проводилось в общеобразовательной школы №125 г.Алматы, где обучаются 960 учащихся, работают 115 педагогов. Школа работает с экспериментальным изучением английского языка. Учащиеся нашей школы- призёры районных и городских олимпиад.
Раздел 1: Обоснование выбора темы для исследования в действии
Многие организации образования постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников. В связи с этим я считаю, что уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат деятельности организация образования. Формирование мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Проблема мотивации так же актуальна в разрезе нашей школы. В школе сложилась ситуация, что у учащихся средних и старших классах с годами ослабевает мотивация к обучению. На протяжении трёх лет работы в своём классе я постоянно наблюдала отсутствия мотивации у отдельных учеников. Мною были использованы различные виды деятельности для повышения внутренней мотивации учащихся. Но положительного результата не наблюдала. Во время первого этапа курсов нашего обучения «лицом к лицу» при прохождении темы «Обучения и мотивация», тренером было дано разъяснение видов мотивации, я почувствовала чёткую грань между внешней и внутренней мотивацией. Проявление внешней мотивации выражается тогда, когда деятельность учащихся осуществляется через обязанности, через силу долга, ради выражения самооценки среди сверстников, из-за обязанностей перед родителями, близких и родных. Внутренняя мотивация это сознание ученика самостоятельного получения знаний, желания почувствовать опыт собственных достижений. По этому я считаю, что развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он будет включен в деятельность и если учение будет вызывать у него положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций . На курсах посмотрев положительный результат групповых форм работ, я предприняла решение провести исследование по развитию мотивации через групповую форму работу.
Потому что групповая форма работы происходит при взаимодействии учителя и учащихся, а в большей части учащиеся в согласовании между собой.
При глубоком продумывании проблемы своего класса я представила о том, как сотрудничество между учащимися в группах может повысить мотивацию учащихся и тем самым обеспечит условия для достижения учебных целей. Обучаясь в группах, учащиеся будут делиться тем, в чём сильны, а так же обучаться тому в чём слабы. Учиться будут работать в команде, в команде будут решать свои проблемы и конфликты. Радоваться общим победам и удачам.
Коллаборативное (совместное) обучение это обучение в сотрудничестве, представляет собой философию взаимодействия, в то время как совместная работа является формой взаимодействия, направленной на содействие достижению конечного результата или цели. (Руководство для учителей)
Коллаборативное обучение учит работать вместе, изучать вместе, улучшаться вместе.
Для исследования в этом направлении мною были выбраны три ученика из 3 класса в качестве исследуемых. Наблюдая за этими мальчиками, я попытаюсь узнать смогу ли я через групповую форму работы помочь учащимся повысить мотивацию к обучению.
Раздел 2:Внесение в практику изменений и использованных методов сбора данных.
Учитывая предмет своего исследования, на первом этапе мне необходимо было провести анкетирование. (Приложение 1) Целью которого являлось определения уровня школьной мотивации у учащихся. Составила тест из 10 вопросов, наилучшим образом отражающий отношения детей к школе, отношения к учителю, учебному процессу, эмоционального реагирования на школьные ситуации.
Каждый вариант ответа обладал определённым количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляется в предполагаемом ответе (таблица ниже)
Общая оценка по мотивации (в баллах)
Уровни мотивации
20-24
высокая школьная мотивация
15-19
средняя школьная мотивация
10-14
низкая школьная мотивация
менее 10 баллов
негативное отношение к школе
Ключ: 20-24 балла – 12 учащихся
15-19 баллов – 14 учащихся
10-14 баллов -2 ученика
Ниже 10 баллов – 2 ученика.
http://do.gendocs.ru/docs/index-207551.html?page=15
В результате анкетирования для исследования в этом направлении мной были выбраны не три ученика, как было раньше, а четыре. Потому, что в классе выявилось группа детей с негативным отношением к школе.
Обьект А один из самых сильных учащихся моего класса, он на протяжении всего времени обучения проявил хорошее качество обучения, но яркой активности не проявлял.
Работу выполнял из чувства «необходимости», а не из чувства получения радости от опыта собственных достижений
Объекта В, я выбрала по причине отсутствия живого интереса к обучению.
Родители данного ребёнка очень часто поднимали вопрос о том, что с большим трудом приходится мотивировать ребёнка на выполнение домашнего задания. Школа привлекает его больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация). Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Объект С один из самых слабых учеников моего класса, у которого совершенно отсутствовал интерес к работе в школе. . Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Отсутствие интереса у ребёнка, родители объясняли психологическими барьерами ребёнка, которые у него возникли ещё с детского сада. Я затруднялась в выработки стратегия для развития мотивации данного ребёнка. Вынуждена была обратиться к помощи психолога. Но и это не помогло справиться с проблемой.
Объект Д. Очень спокойный, замкнутый ребёнок. Я всегда оправдывала его пассивность на уроке - застенчивостью, бывали случаи, что он внезапно без основания начинал плакать. И вот по результатам анкетирования выяснилось, что этот ребёнок относится к группе детей с негативным отношением к школе.
Это те дети, которые испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.
Данная фотография является доказательством того, что он всегда безучастен к процессам, которые происходят в классе. Поэтому мне не удалось поймать момент, когда он прямо глядел бы на объектив фотоаппарата.
Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываются выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.
Вот эти причины и повлияли на выбор данных детей в качестве исследования.
Перед тем, как приступить к исследованию, я побеседовала с родителями исследуемых учеников, заручилась их поддержкой в качестве сбора информации об уровне мотивации детей к обучению. Провела беседу с учителями предметниками, которые охотно согласились помогать в наблюдении за исследуемыми детьми.
Для успешного хода исследования в практику мною были внесены некоторые изменения.
Во- первых полностью изменила стиль подхода к ученикам (зная их причины слабой мотивации к обучению), поменяла методику преподавания. В рамках семи модулей разработала формы и приёмы работы с детьми. При встрече с администрацией школы, обсудила все вопросы по созданию условии внутри класса для применения новых подходов в обучении.
Обучаясь на первом этапе курсов «лицом к лицу», я не раз задумывалась об эффективности работы в группах. Наблюдая за тем, как порою сложные задания, становились для нас лёгкими в совместном обсуждении и принятии решений. Как через вербальное общение друг с другом, мы постепенно становились внутренне уверенными, и решительными.
Поэтому планируя урок, продумывала каждое индивидуальное и групповое задания для учащихся, с учётом их возрастных особенностей. Индивидуальные задания детьми выполнялись и в период до прохождения мною первого этапа курсов «лицом к лицу», но они не носили функцию творческого характера, не составлялись по степени сложности с переходом от простого к сложному. Во время прохождения практики в корне пересмотрела формы оценивания учащихся. Научила ребят, через критериальное оценивание, оценивать работу детей и уметь давать объективную оценку своему труду. Большим удивлением для учителей было то, когда они увидели, как объективно дети сами оценивают работу своего соседа и самого себя.
Работая в группах, дети учились понимать друг друга, учились слушать и помогать. На первых занятиях не всегда удачно складывались отношения детей в группе. Часто происходили ссоры, дети жаловались на не понимание со стороны товарищей. Поэтому особое место на уроках отводилась для создания психологического климата среди учащихся.
Для этого использовались различные разминки и упражнения. Во время психологической разминки, впервые за все три года обучения Объект С раскрылся перед ребятами с положительной стороны, когда проводилась разминка с салфетками. Каждый ребёнок взял по одной салфетки, а объект С, по своей неловкости взял шесть салфеток. Когда выслушав задание, дети стали рассказывать о том, чем они увлекаются. Каждый из них с улыбкой на лице ждали очереди объекта С, думая о том, что может этот ни чем не проявляющий ребёнок, рассказать о себе. И к великому изумлению многих в классе, объект С стал перечислять , что он увлекается и хоккеем и плаваньем и рисованием и шахматами…Это упражнение было отрывной точкой для объекта С от стереотипа «плохиша». У него появился авторитет среди учащихся, работая в группе, дети стали прислушиваться к его мнению.
Оказалось, что дети до этого, практически ни чего не знали друг о друге. И судили о каждом только по учёбе. Они ни раз просили меня проводить разминки такого характера, где они могли проявить себя в другом качестве.
На уроках всё чаще и чащи использовались задания в игровой форме. Это и «чёрный ящик» , «граница», «поделись с другом».
Для повышения мотивации учащихся к обучению, я использовала задания высокого и низкого порядка. Но для начала я решила создать дух сотрудничества, используя коллективную форму работы. В группы дети могут быть объединены чувством симпатии, а также хаотично .Это тоже способствовало умению взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои интересы. Так, проводя серию уроков на этапе обучения, учащиеся разбивались на первом, втором, третьем, четвертом уроках с помощью заранее заготовленных мною карточек (тексты, фотографии, пазлы, термины). На завершающем уроке дети образовали творческие группы самостоятельно. Работая в команде, дети поняли, что от сплоченности их группы зависит качество выполняемой работы. Таким образом, у них появилось чувство ответственности не только за себя, но и за других членов команды. Во время исследования каждый исследуемый ребёнок выполнял свою роль.
Обьект А и объект В за частую выполняли роль лидера в группе, а объект С и объект Д- роль исполняющего. Через групповую форму работы объект В стал проявлять себя в роли лидера, чего раньше мною и не замечалось. В какой бы группе он находился, там всегда царил деловой порядок, дисциплина и работа спорилась. Объект В объяснял это тем, что хорошо стал чувствовать рядом сидящих ребят, понимать их. И поэтому хотелось, чтобы они больше принимали участия в работе.
Гораздо сложнее обстояли дела у объекта А и объекта Д. Объект А , работая в группе всю работу брал на себя и считал, что лучше его ни кто не справиться. А объект Д больше отмалчивался, прятался за спины других детей.
По теме «Животноводства» на первом этапе урока яркую активность проявлял объект-С, потому что задания были низкого порядка. Нужно было отгадать загадки о домашних животных. За каждую отгадку, группа получала «фишку». Объект С видел, как рейтинг группы повышается с его участием.
И при выполнения заданий высокого порядка, если он не справлялся с заданием, то внимательно слушал, как работают остальные учащиеся.
Дети чувствовали, что обьекту Д необходима психологическая поддержка, и они в заданиях низкого порядка, предоставляли ему эту возможность.
Объект А и обьект В успешно справлялись с заданиями высокого порядка. Первое время, выполняя работу в группе, они большую часть работы брали на себя, но со временем, стали распределять работу по силам и возможностям каждого члена группы, тем самым проявляя лидерские качества.
Огромную помощь по исследованию, оказали мне учителя предметники. Они охотно откликнулись наблюдать на своих уроках за исследуемыми детьми. Так как проблема мотивации к обучению в данном классе волновала их, так же как и меня.
Присутствуя у меня на уроке, обсудив все положительные стороны групповой формы работы, обсудив результат своих наблюдений. Увидев со стороны, как работают объект Д и объект С.Мы совместно выработали стратегии работы с данными детьми. Совместно попытались найти пути решений данной проблемы.
На следующем этапе нашей работы. Учителя изъявили желание провести уроки казахского языка с использованием коллаборативного подхода. И после проведения своих уроков, они заметили, насколько ярко раскрываются, дети на таких уроках. С удовольствием обсуждают, анализируют, помогают друг другу.
Объект А и объект Б показывали результаты организаторских способностей и умения работать с более сложными вопросами. Но больше всего учителей поразил результат объекта В и объект С.Если раньше эти дети практически не работали у них на уроках. Теперь они видели их уровень активности.
Раздел 3: Выводы и анализ
По истечению практики
Пассивность учащихся, которая наблюдалась на традиционных уроках, заменилась на активность детей при работе в группах.
Леность и зажатость поменялась на работоспособность.
Во время работы в группах дети принимали активное участие в обсуждении заданий. С пониманием относились друг к другу, охотно делились своими знаниями. Не стеснялись обращаться за советом.
После уроков дети с радостью делились впечатлениями о работе в группах.
Обьект А
-Первое время мне было трудно работать в
группе, я считал, что лучше меня ни кто ни чего не знает…
А потом когда поработал со всеми вместе, удивился, что
очень много детей в классе, кого можно с удовольствием
послушать. Они так много знают!!
Обьект Б
- Больше понимания с ребятами, лучше узнаём друг друга.
Больше всего мне нравятся разминки, где мы лучше
узнаём друг друга. Очень, очень нравиться так работать!
Обьект С
-Я рад, что работая в группе, могу работать с разными детьми. Могу общаться не только с одним человеком, а с разными.
У меня появились друзья. На переменах со мной ребята стали
играть в шахматы, они у меня спрашивают совет.
Обьект Д
- Первое время, мне не совсем нравилось работать в
группе. На обычных уроках все тихо сидят, а в группах все
шумят. Но потом мне очень понравились творческие задания
и было интересно их выполнять со всеми вместе.
Рассуждали во время интервью о влиянии работы в группах на мотивацию обучения.
Обьект А
Слушая друг друга в группе, я заметил, что мы больше рассуждаем, анализируем и легко справляемся с заданиями. Каким бы сложным оно не было. Очень интересно было работать с интернетом. Если раньше нам давали задания, информацию найти по интернету. Мне всегда помогали в этом родители. А здесь эту работу мне нужно было сделать самому и за короткое время. Было очень приятно, что я сам справился с этим заданием.
Обьект В
На этих уроках мы стали много знать. Охотно выполняем любые задания. Очень хочу, чтобы все уроки проходили в группе. Надо же, как бывает интересно на уроках, мы как бы играем, а при этом учимся!
Обьект С
Меня стали слушать ребята в группе. Если не знаю ответа, то остальные всегда помогут. Легко стал запоминать новый материал.
Обьект Д
Мне очень нравилось работать оценщиком в группе, когда приходилось оценивать работу каждого человека. Это было очень трудно, потому, что надо было слушать каждого ученика. Мало слушать, но и ещё оценить его ответы…
Обсуждая с родителями, на начальном этапе практики, цель исследования. Родители охотно согласились оказать помощь по наблюдению за детьми. И в конце при обсуждении наблюдений. Родители с восторгом делились своими впечатлениями
Папа объекта А
-Совершенно поменялось мнение о многих ребятах в классе. Охотно стал помогать тем, кто обращался за помощью. Был рад, когда ему поручалось выполнение задания на компьютере. Было сложно, но интересно!
Мама объекта В
С огромным удовольствием бежит в школу, охотно готовит домашнее задания. Делится тем, что легко стал запоминаться самый сложный материал. Нравиться работать в команде. С удовольствием ищет информацию по теме урока по интернету. Дома без умолку рассказывает о том, что интересного было в школе. Делится впечатлениями каждый день.
Мама объекта С
Ребёнок стал более уверенным, заинтересованным. Работая, в группе у него улучшилось отношение с детьми, ощущает с их стороны поддержку. Ребёнок с удовольствием собирается в школу. Охотнее стал готовиться к урокам. Стал более собранным.
Мама объекта Д
Ребёнку очень нравиться работать по новому. Стал более раскрепощённым в общении с детьми. Если раньше общался избирательно, то теперь легко общается с другими детьми в группе. Интересно, что при каждом занятии дети определяют лидера в группе и оценивают свои знания. Сложно работать в группе, где есть дети , которые стараются работать только сами..
В конце практики, во время интервьюирования , учащимся был задан вопрос, с целью выявить результат работы в группах. Вопрос звучал так:
-Как вы себя чувствовали во время работы в группах ( до проведения урока). И результаты были следующими.(см.диограмму)
Детям нравится работать в группах. Через общение и совместные решения им легче усвоить новый мат
6 654 971 материал в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Зульярова Людмила Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72/180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.