Главная / Русский язык и литература / ОТЧЕТ об апробируемом учебнике Характеристика апробируемого учебника: Авторы-составители А.Н.Архангельский, Д.П.Бак. Русский язык и литература. Литература. 10 -11 кл. Углубленный уровень: учебник. В 2 ч./А.Н.Архангельский, Д.П.Бак, М.А.Кучерская и др.;

ОТЧЕТ об апробируемом учебнике Характеристика апробируемого учебника: Авторы-составители А.Н.Архангельский, Д.П.Бак. Русский язык и литература. Литература. 10 -11 кл. Углубленный уровень: учебник. В 2 ч./А.Н.Архангельский, Д.П.Бак, М.А.Кучерская и др.;

2145400_111cov.jpg2145410_111cov.jpg



ОТЧЕТ об апробируемом учебнике

Характеристика апробируемого учебника: Авторы-составители А.Н.Архангельский, Д.П.Бак. Русский язык и литература. Литература. 10 -11 кл. Углубленный уровень: учебник. В 2 ч./А.Н.Архангельский, Д.П.Бак, М.А.Кучерская и др.; под ред. А.Н.Архангельского. – М.: Дрофа, 2013.

В условиях широкого развития СМИ,  доступности научно-популярных книг и журналов, чтобы школа могла сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой  мотивированной деятельности. Современное образование встает на путь индивидуализации обучения. Все, что происходит на уроке, должно быть личностно значимым. Акценты нового стандарта образования направлены на формирование обобщенных способов действия с учебным материалом: обработка теории и задачи, приближенные к реальным жизненным ситуациям. Ребенок должен знать, для чего, зачем, почему это ему нужно. А ответы на эти вопросы он получает, добывая нужные знания самостоятельно, чему способствуют задания этого учебного комплекса.

Целью моей деятельности является повышение качества обучения литературе  через современные образовательные технологии, т.е. использование ИКТ.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • способствовать овладению учащимися прочными и глубокими  знаниями по предмету; 

  • обучать  умению самостоятельно получать информацию из различных источников, обрабатывать ее и применять в реальных ситуациях;

  • развивать познавательную активность;

  • содействовать творческому развитию каждого ученика.


Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ:

  • объяснительно-иллюстративный,

  • частично-поисковый,

  • проблемный,

  • исследовательский.


Применяемые приемы:

  • разъяснение с применением презентации,

  • разъяснение с применением видеофрагментов,

  • поиск решения проблемы,

  • исследование каких-либо явлений,

  • объектов, прогнозирование.


Использование информационно-коммуникационных технологий эффективно на всех уроках:

  • при изучении нового материала,

  • на повторительно-обобщающих уроках,

  • на заключительных лекциях по курсу.


Информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно–воспитательному процессу личностно–ориентированный характер, проявляет творческие возможности учащихся.

Эффективность урока в случае использования ИКТ повышается, проблема наглядности решена полностью.

В зависимости от типа урока по-разному можно использовать  ИКТ в работе.

На уроках литературы все чаще используются современные технологии:

  • показ презентаций,

  • проигрывание музыкальных композиций и аудиотекстов произведений,

  • просмотр видеофильмов,

  • художественных фильмов или отрывков из них.

  • документальных фильмов о жизни писателей и поэтов.


При помощи проектора на широкий экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии и многие другие изображения, оживляющие ход урока, пробуждающие у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя.

Мои ученики неоднократно использовали именно презентации в качестве сопровождения к исследовательским работам по литературе. Индивидуальная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств. Наиболее часто презентация используется на уроках изучения биографии. Данные работы обычно представляют набор изображений: портреты, фотографии писателей, мест, связанных с их жизнью и творчеством; а также несут краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни.

В процессе работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с использованием Интернета, необходимо соблюдать требования: в процессе постановки учебной задачи должны быть предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного задания ссылки на тематические ресурсы на сайте сетевого объединения методистов (СОМ);

Например:

  • Русская культура в XIX веке http://www.hrono.ru/1800ru_lit.php

  • Кулешов В. И. Учебное пособие. История русской литературы XIX века.

  • http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook049/01/part-001.htm

  • Библиотека http://lib.ru

  • Словарь литературных терминов http://feb-web.rii/feb/slt/abc/

Для знакомства с иллюстрациями к произведениям писателей и поэтов, музыкой к произведениям, а также аудио- и электронными книгами используйте поисковые системы интернета. http://fcior.edu.ru (интерактивные ЦОР по темам курса литературы)http://school-collection.edu.ru

  • Программный комплекс ОСЗ Хронолайнер 1.0. Линии времени:

  • Важнейшие даты и события отечественной истории(с древнейших времен до 1861 г.)

  • Важнейшие даты и события отечественной истории(1861— 1917 гг.)

  • Инструмент разработки и анализа родословных Живая Родословная.

  • Интерактивные ЦОР (см. на портале коллекцию по литературе для 10 класса).

Список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя, чтобы у уч-ся было право выбора.

Программа реализации задания - Word, Power Point;

Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет:

1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления. Например, используя интернет, посмотрите художественный фильм «Маленькие трагедии» по произведениям А.С.Пушкина. Напишите рецензию на экранизацию одной из пьес.

2. Создание мультимедийной презентации по теме.

3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.

4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.

5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. Для этого я предлагаю, например, Педагогический http://dictionary.fio/ru\. Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие – они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке уч-ся.

6. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённыё с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя.. Использую в своей работе такие сайты: www.rusedu.ru, www.openklass.ru, www.edu.doal.ru.

В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно. Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами.

Я также, о кроме уже сказанных видах работы, хочу рассказать о работе с учебником А.Н.Архангельского, Д.П.Бака.

Задачи курса литературы 10 класса: развить навыки самостоятельной работы с текстом на основе

  • системно-функционального подхода к изучению теоретических понятий,

  • контекстуальное изучение художественных произведений,

  • введение в учебный материал литературно-критического контекста.

Смысловое чтение

Всё содержание учебника предполагает включение ученика в самостоятельную деятельность. Например, задание:

«Поразмышляйте о Платоне Каратаеве вместе с автором статьи учебника: аргументируйте или опровергните цитатами текста романа-эпопеи каждый тезис фрагмента статьи со слов «Платон Каратаев и есть воплощение этого сна…» до слов «…настоящее чувство свободы».

Или «Сопоставьте «теорию разумного эгоизма» героев Чернышевского и теорию Раскольникова. Выскажите свое отношение к данным теориям.


Также работа с УМК Архангельского предполагает следующую деятельность учащихся:

  • самостоятельное использование интернет - ресурсов и ЦОР;

  • участие в литературных проектах и исследованиях, в том числе сетевых (проект года «Творческий отчет о встрече с К.Скворцовым»).

  • работа с различными источниками информации при подготовке к урокам, в проектной и исследовательской деятельности:

  • художественная литература;

  • живопись;

  • литературно-критические и публицистические статьи;

  • порталы ЦОР;

  • видеоматериалы (экранизация произведений и телепередачи канала «Культура») и др.;

Типы заданий:

  • Прочитайте воспоминания Фета, мемуары о нём. На основе цитатного материала подготовьте презентацию и сообщение на тему: «Жизнь и поэзия – одно? Какое место занимали в жизни Афанасия Фета занятия литературой?» (С.389)

  • Составьте с помощью ПК «ОСЗ Хронолайнер» линию жизни и творчества Ф.Достоевского. Используйте справочную литературу и интернет.

  • Изучите жизнь и творчество Л.Н.Толстого (ПК «ОСЗ Хронолайнер», готовая линия). Самостоятельно дополните материалы: используйте справочную и критическую литературу, аудио- и видеоресурсы интернета создайте презентацию: «Чтобы жить честно…» (Презентация на основе материалов дневников Л.Н.Толстого).

  • А.П.Чехов в литературной критике. Презентация.

  • Художник и писатель: иллюстрации к произведениям А.П.Чехова, презентация или видеофильм.

  • Анализ стихотворения поэта второй половины 19 века (по выбору).

  • Письмо Базарова к Одинцовой и т.п.

В учебнике после каждого раздела, изучающего творчество того или иного писателя или поэта, даны творческие задания как итог. Например,

Вопросы и задания

  • Какое политическое событие положило начало исторической эпохе, которая сформировала взгляды русских писателей 19 века?

  • В чем Гончаров совпадал с принципами натуральной школы, в чем расходился с ними?

  • Как вы понимаете смысл названия эпопеи Л.Толстого?

Темы сочинений

  • Иудушка Головлев: авторская и читательская оценка героя.

  • Концепция русского национального характера в произведениях Лескова.

  • Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя и Достоевского.

  • Анализ эпизода романа – эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого.

  • Человек и обстоятельства в прозе А.П. Чехова.

Проект

  • И. С. Тургенев - психолог (на примере 2-х произведений писателя).

  • А.П. Чехов в литературной критике. Презентация.

Исследование

  • Объясните выбор авторами темы и сюжета произведений в каждый период 19 века.

  • Текст и подтекст в драматургических произведениях А. П. Чехова.

В конце учебника дан справочный материал. «Краткий словарь литературоведческих терминов», что способствует подготовки к ЕГЭ.

Даны также интернет – ресурсы для самостоятельной подготовки к урокам для создания сообщений, презентаций, составления генеалогического древа Пушкина, Лермонтова и т.п., для знакомства с иллюстрациями, музыкой к произведениям.

2. Создает ли учебник условия для организации подготовки к ЕГЭ?

Да, т.к. учебник содержит подробный теоретический материал по всем терминам и понятиям, проверяемым на экзамене. Также подробно анализируются произведения, которые входят в перечень произведений, проверяемых на ЕГЭ по литературе. Например,

  • Назовите автора теории полифонического романа Ф.Достоевского или

  • Преступление и наказание Родиона Ракольникова. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос.

Темы сочинений, данные в УМК, помогают подготовиться к части С на экзамене.


Экзаменационная работа по литературе требует владения следующими видами деятельности:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров (все типы заданий);

  • различные виды пересказа (С5);

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру (В1–В12);

  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта (все типы заданий);

  • письменные интерпретации художественного произведения (С1–С5);

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения (все типы заданий);

  • самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста (С1–С5);

  • написание развернутых ответов, в том числе в жанре сочинения, на основе литературных произведений (С5);

Все содержание учебника направлено на реализацию требований к подготовке к ЕГЭ.



Итак, УМК под редакцией А.Н.Архангельского, Д.П.Бака. Русский язык и литература. Литература. 10 -11 кл. Углубленный уровень. Учебник в 2 ч./А.Н.Архангельский, Д.П.Бак, М.А.Кучерская и др.; под ред. А.Н.Архангельского. – М.: Дрофа, 2013.

способствует формированию навыков

  • научного исследования,

  • развивает умения сопоставлять,

  • навыки самостоятельной учебной деятельности,

  • установка на диалог,

  • установка на развитие творчества, исследовательских способностей;

  • установка на самостоятельность.


Презентации и другие работы учащихся прилагаются, а также материал открытого урока по Гончарову

Учитель: Федотова ЛС.

2013/2014 уч. год

7


ОТЧЕТ об апробируемом учебнике Характеристика апробируемого учебника: Авторы-составители А.Н.Архангельский, Д.П.Бак. Русский язык и литература. Литература. 10 -11 кл. Углубленный уровень: учебник. В 2 ч./А.Н.Архангельский, Д.П.Бак, М.А.Кучерская и др.;
  • Русский язык и литература
Описание:

ОТЧЕТ  об апробируемом учебнике

 

Характеристика апробируемого учебника:Авторы-составители  А.Н.Архангельский, Д.П.Бак. Русский язык и литература. Литература. 10 -11 кл. Углубленный уровень: учебник. В 2 ч./А.Н.Архангельский, Д.П.Бак, М.А.Кучерская и др.; под ред. А.Н.Архангельского. – М.: Дрофа, 2013. В условиях широкого развития СМИ,  доступности научно-популярных книг и журналов, чтобы школа могла  сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой  мотивированной деятельности. Современное образование встает на путь индивидуализации обучения. Все, что происходит на уроке, должно быть личностно значимым. Акценты нового стандарта образования направлены на формирование обобщенных способов действия с учебным материалом: обработка теории  и задачи, приближенные к реальным жизненным ситуациям. Ребенок должен знать, для чего, зачем, почему это ему нужно. А ответы на эти вопросы он получает, добывая нужные знания самостоятельно, чему способствуют  задания этого учебного комплекса.

 

Автор Федотова Людмила Степановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 472
Номер материала 22692
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓