Главная / Русский язык и литература / От образования "на всю жизнь" к образованию "через всю жизнь"

От образования "на всю жизнь" к образованию "через всю жизнь"

МИТЯЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ









ОТ ОБРАЗОВАНИЯ «НА ВСЮ ЖИЗНЬ»

К ОБРАЗОВАНИЮ «ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ»









Эссе учителя русского языка и литературы

Мороз Татьяны Андреевны





























2014 г.

«Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность».

Бернард Шоу

Наша эпоха - эпоха положительных перемен. В настоящее время ведется становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ (увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания). Сегодня невозможно представить учебно-воспитательную деятельность без изучения обширного арсенала образовательных технологий. Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, школ, идей, направлений. На современном этапе работы школы, когда главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, обогащение духовного потенциала воспитанников. Естественно, выдвигается на первый план проблема обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности, акценты в которой должны быть сделаны на развитие и реализацию всех сущностных сил ребёнка, тех его индивидуальных способностей, которые являются ценностью для него и общества, всемерное расширение его творческого потенциала. Развитие, расцвет и процветание страны зависит и от того, в каком направлении современная школа будет развивать личность подрастающего человека, сможет ли она раскрыть потенциальные, творческие возможности личности. В образовательном процессе необходимо обеспечивать не только интеллектуальное, но и духовно-нравственное образование. Только успешное решение этой задачи поможет на деле реализовать государственные образовательные стандарты.

В национальном образовании сегодня провозглашён приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Особый смысл при этом получает личностно ориентированное обучение с его направленностью на саморазвитие, самообразование, самореализацию личности. При таком подходе, ориентированном на познание личности обучаемого, развитие личности рассматривается не как формирование у ученика тех или иных качеств, а как развитие положительных свойств и возможностей, которые имеются в его личностном багаже.

Основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие языковой личности. Языковая личность характеризуется не только владением всеми видами речевой деятельности, не только умением правильно и чётко выражать свои мысли, передавать чувства в устной и письменной форме, но и обладанием индивидуальным авторским стилем.

Личностно ориентированная среда на уроке русского языка - это, прежде всего, развивающая речевая среда, основой которой является текст. Обязательными условиями работы на уроке при этом являются предоставление ученику возможности выбора (цели урока, текста, заданий, справочного материала, форм выполнения работы и т.д.), ориентация на диалог и полилог, создание атмосферы доброжелательности, когда поощряются самостоятельность, инициатива, творчество.

Задача учителя - научить школьников пользоваться русским языком как средством общения, средством познания мира и себя в нём, приобщения к культуре, развить в них умение грамотно, активно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности. Однако есть и сверхзадача - формирование личности, одной из главных черт которой является «потребность духовности». «Основательное изучение» языка приведёт к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащихся. По глубокому убеждению М.Р. Львова, изучение языка лишь как «информационного средства» не влияет на развитие «языкового чутья», не затрагивает «глубинных движений» человека и, следовательно, не способствует формированию личности. «Путь очеловечивания» возможен лишь при изучении выразительной, духовной силы языка литературных образцов, поскольку «чем богаче мир языка, в который мы вводим учеников, тем глубже будет развит их мир, - не только внешнего общения, но их душа...».

«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова,» - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Чтобы обучение проходило более интересно, плодотворно, провожу нестандартные уроки. Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, конкурс. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Если задать вопрос: «Нужно ли учиться правильно писать?» - каждый с уверенностью ответит: «Да, нужно!» А вот такой же вопрос, только переведённый в плоскость говорения, многих ещё недавно заставил бы задуматься.

«Мы почти не учим говорить», - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не по тому, как дети умеют говорить или создавать творческие работы. Кстати, эти же знания проверяют и на вступительных экзаменах в вузы. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно «открыть уста детей», предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?

Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-изложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: его можно проводить регулярно (раз в неделю); на примере текста, выбранного для мини-изложения можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка. И ещё одно: небольшие по объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Как правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, дети учатся видеть и свои ошибки. За эту работу оценки лучше не ставить по той причине, что ученики 5-6 класса ещё недостаточно владеют орфографическими навыками и, боясь получить низкую оценку, они будут «скованы» в высказывании своих мыслей.

Для развития речи учащихся я использую и сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка. Например, на уроке русского языка в 6-ом классе при изучении имени прилагательного пишем сочинение о зиме. Ставлю задачу - создать образ зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя довольно трудная. Поэтому после выполнения задания читаем несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем прочитанное с классом, отмечая удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или переписываем работы дома. И вот что интересно: практически все ученики, даже те, чьи работы понравились классу, выказывают желание переписать свои маленькие «шедевры». Параллельно знакомлю ребят с эпитетом как выразительным средством языка.

В шестом классе при описании осени знакомимся и с метафорой. Какие яркие метафоры используют ребята в своих сочинениях, создавая образ осени: и «рубиновое колье», и «золотой дождь», и «шепот листьев» и «златогривые листочки». Работы, как всегда, читаем вслух. Задание слушающим — выписать метафоры. Ребята, которые не смогли сразу справиться с работой, выполняют её дома, пользуясь составленными на уроке «словариками».

Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня.

На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов.

Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5 минут. Я думаю, что учителей эти данные не удивят, но, бесспорно, заставят задуматься над проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки-диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания (сочинение-миниатюра, эссе, инсценировка художественного произведения, подготовка словарных диктантов, иллюстрации к художественным произведениям, устные доклады, создание презентации по изучаемому произведению и т.п.), которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Поэтому я часто прибегаю к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант-кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты с «вагоновожатым», и задание по типу «найди лишнего», которое прививает умение синтеза и осмысления информации.

Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться. Важны и ситуация успеха, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках, потому что человек, не владеющий свободно родным языком, похож на рыбу, выброшенную на берег. Как рыба не может жить вне воды, так и человек не может оставаться человеком вне языка. И если несвободное дыхание - угроза жизни, то несвободное владение языком - угроза личности. Поэтому владение языком - главное, чему стоит учиться в жизни, и в школах любой страны родной язык - самый важный предмет!

Мороз Татьяна Андреевна



От образования "на всю жизнь" к образованию "через всю жизнь"
  • Русский язык и литература
Описание:

 «Единственный путь, ведущий к знанию,  -   деятельность».

                   Бернард Шоу

Наша эпоха - эпоха положительных перемен. В настоящее время ведется становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ (увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания). Сегодня невозможно представить учебно-воспитательную деятельность без изучения обширного арсенала образовательных технологий.

Автор Мороз Татьяна Андреевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 507
Номер материала 11002
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓