Главная / Обществознание / "От вашего нет зависит многое"

"От вашего нет зависит многое"

«От вашего «нет» зависит многое » -

методическая разработка урока обществознания в 11 классе по проблеме формирования у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Разработала:

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №15 с. Казинка

Шпаковского района

Костина Оксана Васильевна

Методическая разработка урока подготовлена для учащихся 11 класса. Ребята находятся на пороге выхода из школы. Им идти во взрослую жизнь. Проблема коррупции становится актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится всё более значительной и тревожной. Россия заняла

127-е место из 175 в индексе восприятия коррупции, опубликованном международной организацией Transparency International. 11-классники - это будущие абитуриенты российских учебных заведений, информация о данной проблеме для них является важной и необходимой. Урок рассчитан на 2 часа.

Цель: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с понятием коррупция, нё основными видами, нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность.

2. Расширить кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, развитие антикоррупционного сознания, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране.

3. Воспитывать гражданскую ответственность, правовое самосознание, способствовать формированию активной гражданской позиции.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Лейтмотив урока - подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала

Просмотр фрагмента видеоролика - фильм Аркадия Мамонтова «О коррупции в России» - проект канала Россия 1 «Специальный корреспондент».

На учебной доске оформлена экспозиция газет и журналов, в которых говорится о коррупции в стране, регионе, районе:

- «Коррупция держит оборону» статья в Газете.Ру

- «Папа решает, а Вася сдаёт» - статья в районной газете «Наша жизнь»

- «Степень дурака» (кандидатскую на любую тему можно купить) - статья в Учительской газете и т.д.

Просмотр учащимися видеофрагмента, осмысление проблемы, настрой на активную и сознательную работу в течение всего урока

Сообщение темы урока

По видеофрагменту, статьям на нашей импровизированной выставке можно определённо сказать, что наша действительность такова, что часто в ней, к сожалению, царят власть, деньги, воровство, коррупция. Задумывались ли вы, почему это происходит в нашей жизни, в нашей стране. Каковы причины этого пагубного явления – коррупция. Что можете сделать именно вы, чтобы страна наша процветала. Приглашаю вас сегодня к открытому разговору по данной проблеме. Тема нашего урока - «От вашего «нет» зависит многое».

Учащиеся слушают учителя, осмысливают тему урока

Актуализация знаний и социального опыта учащихся

Использование технологии критического мышления

1.Стадия вызова:

ассоциации связанные со словом коррупция, оформление групповой корзины идей







Коррупция

- оформление кластера по теме урока





Причины появления

понятие









Пути решения проблемы

последствия






Учащиеся в группах набрасывают ассоциации, формируя корзину идей. Возможные варианты: клубок ниток, сточные трубы, паук, болото, осьминог, тёмный лабиринт, коррозия, общественная слепота, страусиная политика.

Учащиеся совместно с учителем обрабатывают ассоциации, обобщая и классифицируя составляющие понятия - коррупция


Освоение новых знаний и способ деятельности

1.Ввод литературного ряда

























2.Рассказ учителя о международном дне борьбы с коррупцией

































3.Опережающее задание «Из истории борьбы с коррупцией» - сообщение учащегося

4. Организация групповой деятельности





























5.Анализ ситуаций нравственно-правового выбора и нравственных дилемм



























6.Проигрывание приёма активной формы обучения «Социодрама»

1.Использование литературного ряда:

«Страны с таким названьем нет на карте,

Но вы её себе сейчас представьте.

Она бывает часто рядом с нами,

Коррупция – стран эту назвали.

Здесь правде и законам места нет,

Здесь правят только деньги много лет.

Преступности и клеветы полна,

Жестокая и страшная страна.

В неё ведёт тернистый долгий путь,

Идти туда - назад не повернуть.

2.Рассказ учителя о международном дне борьбы с коррупцией

День ото дня мы всё больше убеждаемся, что коррупция – это одна из серьёзнейших проблем нашего общества, которая требует немедленного решения. Неоднократно президент России Владимир Владимирович Путин говорил об этом пагубном для страны явлении. Проблема эта мирового масштаба. Ещё в 2003 году была принята Конвенция ООН против коррупции и теперь ежегодно 9 декабря мы отмечаем Международный день борьбы с коррупцией. Знает, ребята понятие коррупция возникло не сегодня. Предлагаю, вам прослушать сообщение «Из истории борьбы с коррупцией».

3.Опережающее задание – сообщение учащегося «Из истории борьбы с коррупцией»





4.Организация групповой работы учащихся

Группа 1 - объяснение смысла и значения понятия коррупция

Группа 2 - познакомиться с некоторыми причинами возникновения коррупции, добавление перечня, с использованием социального опыта – обобщение учебного материала в таблицу



Группа 3 - Ознакомится с тезисами «Последствия коррупции», и обобщить полученный материал в ОС «Последствия коррупции»

5. Анализ ситуаций нравственно-правового выбора и нравственных дилемм по алгоритму

Группа 1 – Вам предлагают ознакомиться с вопросами предстоящего экзамена за небольшую сумму денег.

Группа 2 – на ЕГЭ вам и другим, сидящим с вами ученикам, присутствующие в классе наблюдатели предложили воспользоваться мобильными телефонами для ответов на вопросы задания

Группа 3 – некоторые ученики в классе постоянно получают хорошие оценки за контрольные работы, так они занимаются по предмету с вашим же учителем

6. Организация и проведение методического приёма «Социодрама»

Уже совсем скоро вы закончите школу. Каковы ваши планы на будущее? Хотите ли вы продолжить образование в Вузе? Каковы ваши возможности поступления?

Предлагаю, вам проиграть 2 позиции высказанные учащиеся вашего класса. Одна часть класса приводит аргументы в поддержку 1 точки зрения, 2 часть класса аргументирует перекрёстно 2 точку зрения.

Вывод: Как видите, совсем не просто дать ответ, на казалось бы, простые вопросы. Как часто сегодня мы слышим: могу купить хорошую оценку на ЕГЭ, могу купить поступление в институт, могу купить военный билет, могу, могу, могу… Можно ли остановить эту череду МОГУ?

Прослушивание стихотворение,

осмысление





























Учащиеся слушают учителя, делают записи в тетрадях





































Учащиеся включаются в работу, готовят вопросы по итогам полученной информации







Группа 1 – знакомство с понятием коррупция по различным видам словарей

Группа 2 – учащиеся анализируют причины возникновения коррупции и, используя собственный социальный опыт, продолжают перечень



Учащиеся оформляют результаты своей работы в ОС





Учащиеся проигрывают ситуации нравственно-правового выбора по алгоритму

1. Возможные действия в данной ситуации.

2. Ваша цель в данной ситуации.

3. Действия для достижения цели.

4. Соответствуют ли эти действия нравственно-правовым нормам?

5. Какое действие вы выбираете?









Учащиеся знакомятся с двумя альтернативными позициями

Позиция 1- поступать в вуз буду честно, рассчитывая только на собственные знания

Позиция 2 – чтобы успешно сдать ЕГЭ и поступить буду платить

Перекрёстная дискуссия

Перенос полученных знаний в нетрадиционную форму

Организация проектной деятельности учащихся по выявлению основных путей решения проблемы коррупции в России.

Создание групповых мини – проектов – социальный плакат «Скажи с нами коррупции: НЕТ!»

Творческая мастерская по переносу полученной информации в художественные образы

Рефлексия

Оформление синквейнов по теме урока

Меня по-настоящему радует, что вы растетё патриотами и вам не безразлично будущее страны. Вы не остаётесь равнодушными к проблемам, которые есть в России. Наша страна, наш родной край прекрасен. И мы должны все свои знания, весь опыт посвятить тому, чтобы наша страна процветала. Уверена, что каждый из вас, сегодня принял для себя правильное решение. Предлагаю написать синквейн по теме урока.

Пример синквейна

1.Коррупция

Неизбежная, непобедимая

Поглощает, разрушает, искушает

Вечная спутница

СПРУТ

2.Зло

Страшное, растущее, беспощадное

Растёт, ширится, укрепляется

Мы должны знать, как страшна коррупция

ЗАКОН

















































Лист работы на уроке

Группа 1

Значение слова «коррупция» в словарях.


Слово "коррупция", так широко используется российскими СМИ, что даже "Толковый словарь русского языка" относит его к "книжной" лексике.

Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" – ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является "порча", "повреждение" нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В дальнейшем в юридической науке понятие "коррупция" определялось как продажность служебных действий (подкуп, Bestechung, corruption). Corrupt в переводе с английского – развращенный продажный. Corruption – порча, разложение, растление.

В русском языке оно обозначает «продажность», «лихоимство», «мздоимство», «поборы».
В латинском языке дословный перевод означает ухудшение, порчу, разложение.
Более позднее толкование данного термина в русском языке носит многозначный характер: подкуп, порча, разложение и даже как злоупотребление служебным положением в корыстных целях.

В Толковом словаре русского языка коррупция определяется как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей".

В толковом словаре В.И.Даль дает следующее толкование мздоимства и взяточничества. Мздоимствовать- брать подарки, приношения, взятки, быть продажным человеком. В земле нашей мздоимствуется по обычаю. Мздолюбие – сильное расположение к взяточничеству. Взятка – срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пикшеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело. Лихоимец – жадный вымогатель, взяточник.

В «Кратком словаре иностранных слов» коррупция это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».

В трехтомном Большом толковом словаре иностранных слов приводится еще одно его значение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей".

В Оксфордском политическом словаре про коррупцию сказано следующее:

"Коррупция может процветать как в демократическом обществе, так и в тоталитарном. В первых, она ярко проявляется во время выборов, а в Советском Союзе коррупция сосредотачивалась вокруг черного рынка и правящей партии, в которой посты и привилегии покупались. Коррупция - это злоупотребление общественным доверием для личной выгоды. И у нее есть шесть характеристик:

Первая. Сознательное подчинение общих интересов государственного деятеля личным интересам.

Вторая. Секретность исполнения решений.

Третья. Присутствие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения и теми, кому это выгодно.

Четвертая. Взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения и теми, кто может на принятие такого решения повлиять.

Пятая. Попытка скрыть акт коррупции каким-нибудь юридическим обоснованием.

Шестая. Выполнение двойственных функций - государственных и частных теми, кто совершает эти акты



Задание – выделите понятие коррупции из всех предложенных словарей, сформулируйте обобщённое понятие коррупции на основе полученной информации



Лист работы на уроке

Группа 2

Причины коррупции по версии современных научных исследований.

  1. Значительный объем государственных расходов. Отчасти эта причина связана с первой и поддается корректировке лишь в определенной степени. В условиях самой протяженной в мире сухопутной границы расходы, к примеру, на оборону, при любых реальных условиях будут поглощать значительную часть государственного бюджета. Также как и расходы на государственное управление. При самой совершенной организации они будут больше, чем в небольшой по размеру стране.


  1. Ограниченность ресурсов, находящихся в распоряжении государства. Эта проблема имеет весьма давнюю историю. Специфические природно-климатические условия, в которых происходило становление российской государственности, способствовали сохранению низкой продуктивности хозяйства (частые неурожаи, высокие затраты на перевозку произведенной продукции, на развитие инфраструктуры и пр.). Нехватка служащих и низкая их квалификация также способствовали усилению коррупции, поскольку замедлялось решение дел, развивалась волокита. Тем более, что даже имеющимся чиновникам правительство не могло обеспечить достойное существование, в связи с чем должно было смотреть на мздоимство как на допустимую меру и заботилось главным образом о том, чтобы оно укладывалось в определенные рамки.

Словарные слова:

Корысть — одно из альтернативных свойств коррупционных правонарушений, выражающееся в стремлении обогатиться или обогатить других лиц за счет чужого имущества (прав на него) с нарушением установленного правовыми нормами и договорами порядка распределения материальных благ.

Лихоимство (устар.) — получение лицом, состоящим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение незаконных действий (бездействия) по службе.

Мздоимство (устар.) получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) по службе.

  1. Особенности массового сознания, в котором закон не получил значения высшей силы, а рассматривался как некая рекомендация, следование которой не обязательно. Преобладание обычая в управлении фактически узаконивало взятки. Практика разного рода подношений хозяину (естественная в условиях российского крепостного права, где помещик фактически выступал как владелец не только земли, но и жизни крестьянина) переносилась и на другие сферы жизни, в частности на взаимоотношения с государственной властью. В ряде случаев, чиновники просто не могли сопротивляться давлению «мира», воспринимавшего отказ от «подарка» как обиду.

4. Неразвитость институтов гражданского общества и, следовательно, бесконтрольность власти. Еще на ранних стадиях формирования системы государственного управления, правящие круги осознавали опасность подобного явления и пытались соединять в рамках государственной системы управления коронную администрацию с представителями от сословий (создание земских изб во времена Ивана Грозного, развитие службы по выборам дворянства в конце XVIII в.) Но решить эту задачу в полной мере не удалось.



Задание:

Познакомьтесь с некоторыми причинами возникновения коррупции. Какие причины известны вам, добавьте перечень – обобщите вашу работу в таблицу



причины

проявления









Дополнительный материал:

Таким образом, высокую обеспеченность страны природными ресурсами в определенной степени можно расценивать как потенциальную предрасположенность общества к коррупции. Политические причины. Среди политических факторов, влияющих на коррупцию, следует выделить особенности государственного строя. Государственный строй любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления.

Демократический режим в республике (наиболее распространенный среди прочих в современном мире, поэтому остановимся именно на его анализе) обеспечивает возможности и стимулы для существования коррупции и появления новых ее форм. «Новые» области коррупции, появляющиеся с демократизацией, – это финансирование политических партий, электоральные должностные преступления, развитие новых систем политического патронажа для обеспечения голосов избирателей на выборах. Децентрализация, как часть процесса демократизации, допускает передачу отдельных полномочий для осуществления политической деятельности региональным и местным властям, что, в свою очередь, дает возможность правящей элите злоупотреблять, причем безнаказанно, своими новыми полномочиями.

Однако важное значение в отношении коррупции может иметь наличие устойчивых традиций демократии в обществе и, как следствие, высокая степень общественно-политических свобод. Выявлена закономерность, что страны с большим историческим опытом демократии в значительно меньшей степени подвержены коррупции, чем страны, не обладающие таким опытом или же имеющие относительно небольшой опыт. Это утверждение подтверждается на швейцарской земле, где «непосредственная демократия» имеет прочные исторические корни. Обратная ситуация происходит в случае резкого изменения формы правления. Например, вместо монархии утверждалась республика. В историческом контексте это часто сопровождалось государственно-правовыми нарушениями, а народы десятилетиями расплачивались за них политической нестабильностью (предпосылкой коррупции), (что характерно для России).

Не подлежит сомнению тот факт, что политическая нестабильность влечёт рост коррупции. Тесная взаимосвязь между частой сменой правительств, правящих лидеров в стране очевидна. Общество оказывается перед лицом утраты своего более или менее стабильного социально-экономического положения вследствие перемены общего политического курса государства. Гражданская неуверенность в завтрашнем дне провоцирует процветание коррупции.

Организационно-институциональные причины. Некоторые из последних исследований ТИ касались оценки национального институционального каркаса, необходимого для предупреждения и сдерживания коррупции. Выяснилось, что коррупция буквально поразила институциональные основы государственности и процветает в них вследствие их неэффективного функционирования, дезорганизации и отсутствия четкой линии подотчетности и контроля.

Общеизвестно: власть и контроль над коррупцией тесно взаимосвязаны. Коррупция – это показатель слабой власти, неумелого руководства. Суть управленческого бессилия и происхождения коррупции заключается в отсутствии четкой институциональной организации, подробной регламентации деятельности, систем действующего контроля и ответственности за нарушения. Специфические институциональные изъяны лежат в основе слабого управления в отдельных национальных структурах. Диагностические исследования в этой сфере уже определили уязвимые звенья: законодательную и судебную систему, таможенное управление и региональный уровень власти. Рассмотрим некоторые подробнее.

В законодательной сфере уже не новость такие «формы» коррупции, как «покупка» парламентских законов, президентских указов. В некоторых странах (особенно с переходной экономикой) в определённой степени государственная политика (включая основные направления внутренней и внешней политики), законы, правовые нормы диктуются «захватническими» фирмами, которые аккуратно оплачивают соответствующим лицам очередной виток своего развития: открывают себе рынки сбыта продукции, формируют приемлемую для них таможенную и налоговую политику. Все больше они закабаляют, разоряют государство, которое погрязает в пучине коррупции, теперь оно работает исключительно на элитарную верхушку, оставляя народ прозябать в нищете.

Иной аспект этого же вопроса – так называемые факторы правового характера (или недостатки правового регулирования), имеющие организационную окраску вследствие их возникновения из-за неэффективности функционирования государственного механизма: это отсутствие зачастую в законодательстве некоторых стран дефиниции коррупции, действующей системы уголовного преследования за коррупционные сделки и принципа неотвратимости наказания. Нет регламентации и четких правил прохождения государственной службы. Происходит это из-за выгодного сотрудничества бизнеса, переходящего в организованную преступность, и власти. Отсюда процветание коррупционного фаворитизма, протекционизма, лоббизма. Широкое распространение получает и непотизм, политический патронаж, который особенно ярко выражен в государственных секторах развивающихся стран и нарушает принципы чести и конкуренции при поступлении на службу, продвижении по ней.

Коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. А это означает, что правоохранительные органы, сами погрязшие в мздоимстве, с одной стороны, слабы бороться с институциональной коррупцией, с другой – подчинены в этих делах не только и не столько закону.

Этико-культурные факторы. Оценка воздействия на коррупцию этико-культурных факторов является наиболее сложной задачей ввиду «нематериальности» этой сферы. Однако именно культурную предрасположенность социума следует рассматривать как основную причину коррупции. Религия, как неотъемлемая часть культуры, может формировать предпосылки для развития коррупции в обществе. В основе практически всех религий лежат два понятия – Бог и Закон. Однако в разных религиях одно преобладает над другим. Таким образом, религия влияет на восприятие обществом закона в любом его проявлении – божественном или человеческом: закон воспринимается либо как абсолют, либо он рассматривается как проявление чьей-то воли и не является безоговорочной истиной. Так, например, в исламе Бог превознесен до такой степени, что покрывает и подавляет все остальное во Вселенной. В буддизме вера в закон доведена до логического предела: для этой религии характерно отрицание личности вообще – как человеческой, так и божественной. Христианство не разделяет понятия «Бог» и «Закон», ибо «Бог есть Верховный Судья. Бог есть Закон». Таким образом, на основе религиозной приверженности складываются типы социума, в которых изначально присутствуют либо традиции беспрекословного подчинения закону, либо традиции его возможного игнорирования.

Поэтому очень трудно бороться с коррупцией в обществе, где законодатель почти всегда вынужден быть праведнее гражданского населения, объявляя преступлениями то, что стало социальной нормой.





















Лист работы на уроке

Группа 3



Социальные последствия, порождаемые коррупцией

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

  1. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества "двойной стандарт" морали и поведения;

  2. Коррупция приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.;

  3. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.

  4. Обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;

  5. Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти;

  6. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.



Экономические последствия, порождаемые коррупцией

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

  1. Коррупции негативно влияет на национальную экономику страны, заранее ставя в неравное положение коррумпированных и честных предпринимателей, подрывая конкуренцию на внешнем и внутреннем рынках;

  2. Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции;

  3. Это приводит оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции;

  4. У агентов рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры;

  5. Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь – из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников;

  6. Коррупция портит инвестиционный климат, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как стремиться к получению скорой прибыли (часто – сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, а условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;

  7. Расширяется теневая экономика. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;

  8. Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ;

  9. Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества;

  10. Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных "накладных расходов" в результате чего страдает потребитель.



Политические последствия, порождаемые коррупцией

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

  1. Коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок;

  2. Коррупция не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним задач (например, назначение на должность за взятку ведет к снижению эффективности работы государственных органов и учреждений и приносит огромные убытки);

  3. Коррупция ведет к удорожанию управленческого аппарата (взяточничество в конечном итоге отражается на налогоплательщике, и в результате он вынужден платить за услуги в несколько раз больше);

  4. Коррупция оказывает разлагающее воздействие на управленческий аппарат как в государственной, так и негосударственной сферах, снижая стимулы для честной работы («общий уровень этики снижается, и каждый задает себе вопрос, почему именно он должен быть единственным, кто соблюдает нормы нравственности»);

  5. Коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и, вследствие этого, ставит под сомнение их легитимность;

  6. Коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради процветания общества и государства;

  7. Коррупция обессмысливает правосудие, поскольку правым оказывается тот у кого больше денег и меньше нравственных самозапретов;

  8. Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в "пятую колонну" и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны;

  9. Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции;

  10. Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства – диктатуре на волне борьбы с коррупцией;

Профанируется и снижается политическая конкуренция. Коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах



Задание

Ознакомьтесь с основными последствиями коррупции и обобщите полученный материал в ОС «Последствия коррупции»

"От вашего нет зависит многое"
  • Обществознание
Описание:

Методическая разработка урока обществознания в 11 классе по проблеме формирования у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Методическая разработка урока подготовлена для учащихся 11 класса. Ребята находятся на пороге выхода из школы. Им идти вовзрослую жизнь. Проблема коррупции становится актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится всё более значительной и тревожной. Россиязаняла

127-е место из 175 в индексе восприятия коррупции, опубликованном международной организацией Transparency International. 11-классники- это будущие абитуриенты российских учебных заведений, информация о данной проблеме для них является важной и необходимой. Урок рассчитан на 2 часа.

Цель: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с понятием коррупция, нё основными видами, нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность.

2. Расширить кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, развитие антикоррупционного сознания, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране.

3. Воспитывать гражданскую ответственность, правовое самосознание, способствовать формированию активной гражданской позиции.

Автор Костина Оксана Васильевна
Дата добавления 29.06.2015
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 531
Номер материала 60167
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓