Главная / Другое / От умений – к компетенциям^ практика реализации компетентностного подхода

От умений – к компетенциям^ практика реализации компетентностного подхода

От умений – к компетенциям:
практика реализации компетентностного подхода

В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества.

 В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Не следует противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка. Понятие компетентности включает мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. 

Можно выделить четыре основные составляющие понятия «компетенция»:

  • learning to be – «учиться быть» (компетенция в плане личности); 

  • learning to live together – «учиться жить вместе» (социально-коммуникативная компетенция);

  • learning to do – «учиться делать» (компетенция в плане деятельности);

  • learning to know – «учиться знать» (профессионально-методическая компетенция). 

Другими словами компетенция – это умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни.

На сегодняшний день становится очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение, и постоянно стремиться к профессиональному самосовершенствованию.

Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации системы образования России.

Каким должен быть современный учитель? Прежде всего, конечно, он должен владеть ключевыми компетенциями.

  • Общекультурная компетенция  (совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружении и оперировать его элементами; проникновение в национальную и общечеловеческую культуру, знание семейных, религиозных, профессиональных традиций).

  • Ценностно – смысловая компетенция (ценностные ориентиры, способность понимать окружающий мир, механизмы самоопределения).

  • Учебно – познавательная компетенция (совокупность компетенций в сфере познавательной, аналитической деятельности, организации целеполагания, планирования).

  • Коммуникативная компетенция (качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями, коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации, владение методом убеждения, аргументации своей позиции, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения). 

  • Информационная компетенция (умения искать, анализировать, обобщать, преобразовывать, сохранять информацию при помощи средств получения информации и информационных технологий).

  • Компетенция личностного самосовершенствования (усвоение способов физического, нравственного, эмоционального развития; экология труда, забота о здоровье и гигиене, саморегуляция деятельности).

В образовательном процессе это связано прежде всего с неукоснительным соблюдением требований СаНПиН и применением здоровьесберегающих технологий.

Профессия педагог — особенная. Учителя — это те люди, которые всегда на виду. Прежде всего, педагог должен быть интересен как личность. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать личностные качества, создавая свой собственный имидж. Нужно помнить о том, что имидж школы определяется и имиджем педагогов, работающих в ней. Успех в работе определяется умением управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, проявлять творческую активность, желание развиваться, двигаться вперед.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

Что должен уметь компетентный педагог?

  • Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;

  • ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;

  • видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

  • проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;

  • чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся;

  • закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;

  • планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

  • ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;

  • в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;

  • привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат;

  • привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен;

  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой;

  • оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств;

  • видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.

Педагог должен понимать, что:

  • нужно быть готовым к постоянным переменам;

  • строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

  • главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;

  • любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.

Педагог должен остерегаться:

  • по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний;

  • передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

  • придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;

  • следовать мелочным правилам и инструкциям.

С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?

1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:

  • диагностирования, тестирование;

  • определение путей совершенствования профессиональной компетентности.

2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.

  • Обучение на курсах повышения квалификации,  в том числе в дистанционном режиме и др.

  • Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.

  • Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.

  • Участие в различных конкурсах.

  • Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.

  • Обобщение и распространение опыта.

  • Аттестация.

  • Творческий отчет.

  • Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.

  • Самообразование.

  • Разработка системы стимулирования деятельности учителя.

3 этап. Анализ деятельности учителя.

  • Обобщение опыта.

  • Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов.

  • Самоанализ деятельности.

Кратко остановлюсь на каждом из вышеперечисленных механизмов, так как они действительно способствуют развитию профессиональной компетентности и приведу примеры эффективного и результативного использования их педагогами нашей школы.

1) Курсовой переподготовкой на сегодняшний день обеспечено 100% педагогов. Курсами повышения квалификации по профилю педагогической деятельности обеспечены 100% педагогических и руководящих работников школы, по ИКТ-технологии - 60 (69,7%).

. 2) Многие педагоги принимают  активное участие в работе ШМО и городских МО, ведут мастер-класс, и мне хотелось назвать, прежде всего, руководителей ШМО и творческих групп, которые на протяжении многих лет успешно планируют и осуществляют деятельность по повышению профессиональной компетентности педагогов.

3) Ценность педсоветов, семинаров, конференций, методических дней, открытых уроков в рамках предметных недель я вижу, прежде всего, в подготовительной работе. Сколько материала порою приходится перечитать, проанализировать свой опыт, сравнить с опытом других, обновить и пополнить свою методическую копилку, чтобы подготовить открытый урок или выступление.

4) Средством повышения компетентности педагогов являются и конкурсы профессионального мастерства.

5) Следующим механизмом повышения профессиональной компетенции является обобщение, распространение, трансляция своего педагогического опыта.

6) Большую роль в повышении профессиональной компетенции играет и использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий. 

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

  • Просмотр телепередач,  чтение прессы.

  • Знакомство с педагогической и методической литературой.

  • Регулярное использование информации из Интернета.

  • Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег.

  • Систематическое повышение квалификации.

  • Изучение современных психологических и педагогических методик.

  • Систематическая демонстрация собственного педагогического опыта.

  • Внимание к собственному физическому и психическому здоровью.

Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение – это основные условия для формирования авторитета педагога.

Мы понимаем, что в школе, как и во все времена, самый ответственный за качество образования человек – это УЧИТЕЛЬ – образец поведения, подражания для детей, мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих воспитанников на учение.


От умений – к компетенциям^ практика реализации компетентностного подхода
  • Другое
Описание:

В данной статье раскрываются факторы развития профессиональной компетентности учителя. Перечислены качества действий педагогического работника для формирования отдельных компетенций. Подробно описаны механизмы развития профессиональной компетентности педагогов, приведены примеры эффективного и результативного использования их педагогами школы.

Автор Шедова Галина Евгеньевна
Дата добавления 30.11.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 544
Номер материала MA-062794
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓