Главная / Начальные классы / От игры к логическому мышлению

От игры к логическому мышлению

МОУ «Болтогинская средняя общеобразовательная школа имени Н.Д.Субурусского»







« От игры к логическому мышлению.»







Доклад учительницы начальных классов

Болтогинской средней

общеобразовательной школы

Седалищевой Варвары Николаевны.



С.Болтого 2009


Оглавление


Введение._____________________________________________3

Глава 1. Психолого - педагогическое значение игры.__________

1.1. Что такое детская игра?______________________________________5

1.2.Социально- педагогическое значение игры______________________7

1.3. Научно- методические подходы к использованию игры в

педагогической работе с младшими школьниками.__________________10

Вывод по 1 главе- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - 12

Глава 2. Виды игр и их классификация.____________________

2.1. Классификация игр.________________________________________ 14

2.2. Интеллектуально- творческие игры.___________________________15

Вывод по 2 главе. - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - -- - - - - - - - -- -- - - - --18

Глава 3. Система работ по организации и проведении развивающих игр.__

3.1. Изучение родословной учащихся 3 класса._____________________19

3.2.Создание игровой зоны для развития логического творческого

мышления.____________________________________________________19

Заключение.___________________________________________________21

Список использованной литератаре.______________________________22

Приложение.__________________________________________________23






3


Введение.



Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности ребенка предполагает , в частности, необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся. Их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и.т.п. Учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективами учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с с творческой деятельностью, способна привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило единственный предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

С другой стороны, постоянное решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка в частности, отношение к самому себе, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит , главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет множество решений. Дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через успешное или неуспешное решение

4


типовых задач, решение которых зависит от выученности соответствующего правила, от степени усвоения определенных знаний. Эта проблема была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Поэтому многие предлагают свои идеи.

Цель исследования:

Развитие у младших школьников логического, творческого мышления , выдумки, сообразительности через развивающие игры .

Цель исследования достигается решением следующих задач:

  1. Изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по данной теме.

  2. Что такое игра?

  3. Анализируя родословное, выявить способности детей.

  4. Создать условия для развития мышления, творчества, выдумки, сообразительности.

  5. Предложить систему работы по формированию логического мышления в практике.

В связи с этой проблемой исследования выдвигается гипотеза: процесс формирования логического, творческого мышления младших школьников будет успешным, если педагог:

- знает психолого – физиологические особенности формирования логического, творческого мышления.

- знает различные системы работ по формирования логического, творческого мышления.

- выбирает эффективные приемы работы.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что в

ходе эксперимента, обобщения организовала игровую зону для развития мыслительной деятельности.

5

Глава 1. Психолого- педагогическое значение игры.


1.1. ная в традиционном ее понимании на усвоение коллективами учащихся в целом требованЧто такое детская игра?

Мы обратимся к советскому энциклопедическому словарю, в котором понятие игры изложено следующим образом: «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе…. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.»

Игра для ребенка не только некая экспериментальная площадка, на которой он проверяет, подвергая анализу, весь свой опыт, всю накопленную информацию о жизни, о людях. Более того, игра для него- огромный мир, причем мир собственно личный, суверенный, где ребенок совершенно свободен и может все, что захочет, все, что ему запрещается взрослыми. Дети в игре все делают как бы втроем: их разум, их подсознание, их фантазия- все это участвует в игровом самовыражении как одна из существенных потребностей растущего человека. Дети всегда играют всерьез. Почему? Потому, что в игре, продуктом которой является наслаждение, а конечным результатом- развитие определенных, в ней реализуемых способностей, выявляется потребность ребенка в саморазвитии. Таким образом, можно рассматривать игровую деятельность как своеобразную сферу человеческой жизнедеятельности, имеющую свои особые формы и проявляющуюся в других видах деятельности. Вместе с тем

следует подчеркнуть, что игра является источником веселья, бодрости, радости, хорошего самочувствия, тонуса жизни.

Игра- понятие общенаучное. Из раскрытия понятия игры философами, просветителями, историками культуры, педагогами и психологами


6

различных научных школ можно вычленить ориентировочно ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры:

  1. Игра- многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развевающей деятельности детей разных возрастов, принципов и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.

  2. Игры детей есть самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения.

  3. Игра, обладая синтетическим свойством, вбирает в себя многие стороны иных видов деятельности, выступает в жизни ребенка многогранным явлением. Игра – первая ступень деятельности ребенка-дошкольника, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков и юношества, меняющая свои цели по мере взросления учащихся.

  4. Игра есть потребность растущего ребенка: его психики, интеллекта, биологического фонда. Игра – специфический, чисто детский мир жизни ребенка. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, потому что играют.

  5. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

7

  1. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество. Продукт игры – наслаждение ее процессом, конечный результат – развитие реализуемых в ней способностей

  2. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и «вольной» практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности.

Игра- это свобода. В играх ребенок совершенно свободен и уже поэтому не копирует поведение людей, но обязательно вносит даже в подражательные действия нечто свое, самобытное.


1.2. Социально- педагогическое значение игры.

Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

Как известно, любая деятельность определяется ее мотивом, т. е. тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребенок играет потому, что ему хочется играть, а не ради получения какого- то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

8

Прекрасный исследователь игр Д. Б. Эльконин так писал о значении игры в жизни личности:

«Дело не только в том. что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения.» (Эльконин Д.Б. Психология игры. –М, 1978, с. 282)

Игра- регулятор всех жизненных позиций ребенка. Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и «практика развития» (С.Л.Рубинштейн).Школа игры такова, что в ней ребенок- и ученик и учитель одновременно. Об этом писал большой поклонник игры К.Д.Ушинский, утверждавший, что для ребенка игра- это «действительность и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интересна она для ребенка потому, что понятнее, а понятнее потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя – уже зреющий человек. Оно пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими созданиями».(К.Д.Ушинский. Соч.в 3т. Т.1.- М, 1979, С. 264)

Игра- есть образ детства, его «школа морали». Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Разнообразие игр обеспечивает детям разнообразие удовольствий- удовлетворений и разнообразие средств связей в детской среде и в обществе в целом. Игра всегда подразумевает взаимодействие, ибо играть, значит вступать в контакты с кем-то.

9

Игра-это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства. (С. Т. Шацкий) .

Игра- это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Возникшая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Играя , ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребенка; дети получают возможность для становления как личности в целом, так и отдельных психических процессов.

Лишение ребенка игровой практики- это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира и.т.п. Природа не случайно предоставила человеку длительный период детства, чтобы играя ребенок познавал жизнь, готовил себя к ней, развивал жизненно важные органы и функции, влиял на мир, вступал в сложные коммуникативные контакты, становился человеком – творцом.

На занятиях кружка игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения и преодоления интеллектуальных трудностей, которые сопряжены с решением учебных задач. Использование игровых методов в обучении позволяет формировать у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить»

10

себя в сотворчестве с учителями и одноклассниками, осознание способов, направленных на расширение своих возможностей и в том числе- способов самоконтроля и самооценки. Педагогический эффект игровых форм заключается в моделировании жизненных ситуаций борьбы и соревновательности, в создании условий для взаимодействия и взаимопомощи, в сплочении участников игры, выявлении их личностных характеристик, создании простора для фантазии , и, наконец, в возможности получения детьми удовольсвия от расширения кругозора, демонстрации своих знаний и умений, обогащения знаниями и умениями других и востребованности тех положительных качеств, которые в обыденной жизни не анходят применения.


    1. . Научно- методические подходы к использованию игры в

педагогической работе с младшими школьниками.


Ценность игры в психолого – педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы относятся к ней с некоторой

настороженностью или опасением. Одна из распространенных причин такой позиции- ошибочная установка на то, что школа в первую очередь призвана учить, а не развлекать ребенка.

Рассмотрению ресурсов детской игры и изучению тех условий, которые позволяют ей максимально эффективно воздействовать на самые разные стороны детского развития , и в первую очередь – на формирование у младших школьников творческой и социальной активности, становление навыков учебной деятельности и всех тех качеств и способностей, которые в совокупности обеспечивают успешность их развития, обучения и воспитания. Присуще игре диагностическая, дидактическая, воспитательная, развивающая и другие функции должны быть с обязательностью осознаны и освоены всеми специалистами начальной школы для того, чтобы избежать многочисленных случайностей, нелепостей и грубых ошибок, которые

11

возможны при бессистемном, некорректном и просто неразумном включении игры в педагогический процесс.

Так, один- два раза использовав на уроке случайно подобранные игры и не ощутив от этого какого- либо значительного положительного эффекта, кто-то из педагогов вполне может убедить себя и в дальнейшей их бесполезности. Другие учителя склонны совершенно неоправданно сводить все многообразие детских игр к играм дидактическим(точнее- «строго дидактичным») и использовать их только для закрепления полученных на уроке ЗУНов. В этом случае игра принимает исключительно формальный характер и практически ничем не отличается от учебных заданий. Нередко можно также наблюдать и незаинтересованное отношение учителей к тем играм, которые они предлагают своим ученикам, их неумение поддерживать адекватную линию собственного поведения в игре.

Не менее вредит педагогическому процессу бессистемное и неумеренное использование игр. Хорошо известно, что если выбрать из всего арсенала педагогических средств лишь одно, пусть даже самое удачное, и постоянно пользоваться только им, последствия могут оказаться прямо

противоположными ожидаемым. Так, частое, без меры использование игр фактически превращает их в лучшем случае в игры формальные , которые уже давно наскучили самому учителю, и детям, правомерно заслуживая их возмущения и отказа от участия в них.

Перечисленные ошибки являются наиболее типичными и пока еще достаточно часто встречаются при организации игр в начальной школе. особенно опасны они в отношении детей с теми или иными предпосылками или признаками формирования неблагополучных вариантов развития.

Использование потенциала игры в педагогической работе в значительной мере связано с профессионализмом и творчеством самого педагога. Для того чтобы успешно организовывать детские игры, он должен обладать своеобразным «чувством игры», развитым творческим воображением и , кроме того, определенным запасом знаний и практических умений в области

12

методики игры. Именно этих знаний не хватает сегодня большинству педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста.

Присутствие «великой учительницы» - игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано, эффективно и дозированно использовано в течение дня. Педагогу важно научиться видеть и понимать не только и не столько явные, сколько скрытые механизмы, благодаря которым происходит ее влияние на разные стороны развития младшего школьника .Правильно подобранную, уместно и умело проведенную педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Она должна присутствовать в режиме дня начальной школы в той мере, в какой она необходима для адаптации к изменяющимся ситуациям и условиям жизнедеятельности детей. Для эффективного стимулирования всех сторон их развития для гармонизации сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок и.т.д. (НШ, 8/03)


Вывод:

Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания., обучения , способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Использование игровых методов в обучении позволяет формировать у детей такие необходимые для становления учебной деятельности качества, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, «строить» себя в сотворчестве с учителями и одноклассниками, осознание способов, направленных на расширение своих возможностей и в том числе- способов самоконтроля и самооценки. Педагогический эффект игровых форм

13

заключается в моделировании жизненных ситуаций борьбы и соревновательности, в создании условий для взаимодействия и взаимопомощи, в сплочении участников игры, выявлении их личностных характеристик, создании простора для фантазии , и, наконец, в возможности получения детьми удовольсвия от расширения кругозора, демонстрации своих знаний и умений, обогащения знаниями и умениями других и востребованности тех положительных качеств, которые в обыденной жизни не находят применения. Поэтому игра обязана присутствовать в школьной практике.





















14


Глава 2.Виды игр и их классификация.


2.1. Классификация игр.

Игры в настоящее время выходят на новый, высокий уровень, используются разнообразно и результативно. Не отрицая иных подходов к их классификации, мы за ее основу предлагаем взять человеческую деятельность, которую игры отражают, базовые виды которой они в значительной степени моделируют.

Мы делим все детские игры на следующие виды:

1.Физические и психологические игры и тренинги:

двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

экстатические, экспромтные игры и развлечения;

освобождающие игры и забавы;

лечебные игры (игротерапия).

2.Интеллектуально - творческие игры:

предметные забавы; сюжетно - интеллектуальные игры;

дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);

строительные, трудовые, технические, конструкторские;

электронные, компьютерные игры, игры – автоматы (кнопочные игры);

игровые методы обучения.

3. Социальные игры:

творческие сюжетно – ролевые (подражательные, режиссерские, игры - драматизации, игры - грезы);

деловые игры (организационно – деятельностные, организационно коммуникативные, организационно – мыслительные, ролевые имитационные).

4.Комплексные игры (коллективно – творческая, досуговая деятельность).

15

2.2. Интеллектуально - творческие игры.

Их называют также познавательные, дидактические, обучающие, умственные, учебные, предметные, развивающие. Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче важных сведений, информации о мире, игры, осмысленно ориентированные на обучение ребенка. С древности игра использовалась как средство обучения детей.

В научной литературе игры детей дошкольного и младшего школьного возраста принято называть дидактическими или познавательными, игры детей старшего возраста – интеллектуальными. Мы полагаем, что понятие «познавательные» распространяется практически на все типы детских игр. Термин «дидактические» правомерен по отношение к играм, целенаправленно включаемым в раздел дидактики. Такие определения, как «обучающие», «учебные», «предметные» входят в понятие «дидактические».

Учебно– познавательная игра позволяет заложить в обучение предметный и социальный контексты, важные для будущей трудовой деятельности.. В играх данного типа моделируются адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем. В «контекстном» обучении достижение чисто дидактических целей сливается с воспитательными, развивающими целями, что активизирует процесс познания.

Игры творческие, сюжетно – ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Более показательны в этом плане игры - путешествия.

Такие игры можно назвать практической деятельность воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения,


16

создающая проект чего – либо и реализующая этот проект путем внешних действий.

Игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей и подростков, - это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическим.

У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть больше количество игр и игровых форм. Есть игры литературные, лингвистические, математические. Есть игры по истории, зоологии, физике, химии, ботанике, географии. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов. Как правило, они требуют от школьников умения расшифровать, распутывать, разгадывать, а главное – знать сам предмет. Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями.

В обучении и в игре присутствует исследовательский, ориентированный рефлекс. Игра, как и обучение, процесс творческий. Луи де Бройль отмечал, что все игры, даже самые простые, в проблемах, которые они ставят, имеют общие элементы с деятельностью ученого при его исследованиях. Известно, например, что каждый исследователь должен улавливать закономерность явлений, выдвигать гипотезы, экспериментировать. Многие дидактические игры построены именно на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, например: известная «Мозаика», детское лото, домино и др.многие основаны на способности выдвигать гипотезы. Есть, к примеру, простейшая игра «Собери картину». Ребенок не видел целого рисунка. Он должен сложить его из кусочков. Дети используют методы исследователя – методы проб и ошибок. Но чаще пытаются предположить, как же должна выглядеть картина в целом. Это уже напоминает научную гипотезу.

17

В другом виде игр на первый план выступает мотив самооценки, интерес к интеллектуальному усилию. Удовлетворение от них школьники получают в процессе разгадывания, достигая игрового результата.план выступает мотив самооценки.. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, вертолины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. В их основе также лежит исследовательский рефлекс «что такое», но отсутствуют воображаемые условия, роли, сюжет и точные правила. Побуждение школьников к этим играм, основанное на стремлении проявить догадку, смекалку в умственной деятельности, можно и должно использовать в рвзвитии познавательной активности учащихся.

Четвертая группа игр- строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В строительных, технических играх школьники осваивают процесс созидания. Игры со строительным материалом, игры- конструкторы воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к будущему труду: они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в осуществлении творческих задач. Строительные игры способствуют развитию конструкторского мышления детей, развивают в них пространственное воображение.

Постоянно упражнение в самых разнообразных строительных движениях способствует тому, что у вырабатываются необходимые трудовые навыки, движения становятся быстрыми, ловкими, легко координируемыми, подчиняющимися контролю глаз. Трудовая активность вызывает активность познавательную деятельность, воспитывают правильное отношение к труду.

Пятая группа интеллектуальных игр- игры- упражнения, игры- тренинги, воздействующие на психическую сферу. В первую очередь, это игры на внимание; игры, приучающие детей ценить время, развивающие глазомер, тренирующие наблюдательность; игры, развивающие быстроту реакции и координации движений, творческие способности, воздействующие на

18

эмоции и чувства детей и т.д. К ним мы относим игры-тесты-вопросники, тесты-задачи, игры предпочтительного выбора, игры- упражнения целевого назначения. Тренировочные игры воспитывают и развивают установку школьников на внимание, наблюдательность, координацию движений и т.п.


Вывод по 2 главе: детская жизнь может быть интересна и содержательна , если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж. Разумное разнообразие игр ценно еще и потому, что в этих условиях становится возможным решение больших воспитательных задач- отношения детей друг с другом, усвоения норм жизни, формирования характера.
















19


Глава3. Система работ по организации и проведении развивающих игр.

3.1.Изучение родословной учащихся 3 класса.

Наша школа работает по программе «Аныгы алаас о5ото», которая опирается на философию Саха, на традициях и методах этнографии. Добрыми традициями наших предков является изучение традиций , занятий, которые имели большое значение наследственности. Это значит способности передаются по наследственности(генам).: умения и навыки по кузнечному делу, певцы, танцоры, мастера по шитью, сильные , ловкие.

В нашей школе придерживаются принципы передаваемые способности по генам, изучая родословное у каждого ребенка. Для достижения цели каждый изучает свое родословное.

Чтобы знать способности каждого ученика я изучила родословную каждого из них. В результате у меня получилась такая таблица.[прил.1.] Результат показывает, что в моем классе из 12 учащихся имеют способности

33,3% (4 уч-ся) - по кузнечному делу

25% (3 уч-ся) - по шитью

36, 5% (5 уч-ся) - по рисованию

75% (9 уч-ся) -по музыке

16,5% (2 уч-ся) - к танцам

36, 5 % (5 уч-ся) - к спорту

25% (3 уч-ся) - к риторике

33, 5% (4 уч-ся) - к шахматам

3.2.Создание игровой зоны для развития логического, творческого мышления. Для развития способностей у ребят к


20

точным наукам (по математике, шахматам, шашкам) я организовала кружок «Тобулла5ас толкуй». Кружок работает раз в неделю. Отличие этого кружка от других дисциплин (математики, русского, якутского языков) это принципиальное решение задач, а именно развитие интеллектуального, логического, творческого мышления, а не освоение каких-то конкретных знаний и умений.

  1. Игры на специально приспособленных досках.

  2. Развивающие игры на воображение

  3. Игры, развивающие память.

  4. Игры , развивающие внимание.

  5. Головоломки.

  6. Логические задачи

  7. Чудо спичечных палочек.

  8. Ребусы, кроссворды.

  9. Конструирование.

Ребята занимаются выбирая игры по своему желанию, способностям и умениям.












21

Заключение.


Подводя итог своей работе , я могу с уверенностью сказать, что

использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но также и личностно-мотивационной сферы учащихся. :

- дети стали более уверенными;

- успешное решение детьми сложных логических задач является показателем развития;

- влияние регулярных развивающих занятий на интеллект детей, посещающих эти занятия, можно обнаружить и на учебном материале.

- ученики, посещающие кружок, ведут себя более активно, чем ученики, которые не посещают этот кружок;

- дети , которые посещают кружок, ко всему стали относиться творчески;

Введение в начальную школу развивающие занятия, включение детей в постоянную поисковую деятель­ность существенно гуманизирует начальное образование. Та­кой систематический кружок создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ре­бенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллек­та. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, сни­жается тревожность и необоснованное беспокойство. Тем са­мым создаются необходимые личностные и интеллектуаль­ные предпосылки для успешного протекания процесса обуче­ния на всех последующих этапах образования.

Рассмотрев все проблемы, я могу выделить ряд рекомендаций, необходимых учителю для обеспечения эффективной работы:

- учитывать психофизиологические особенности младших школьников

- - знать методику работы над интеллектуальным развитием.

22

Список использованной литературы:

1. Бабкина А.В.Развивающие игры с элементами логики, М.НПО

«МОДЭК», 1998.

2. Дубровина И.В.Развитие познавательных способностей.-

М.:Просвещение,2003.

3. Зворыгина Е.Г. Игра дошкольника. М.: Просвещение, 1989.

4. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет. М,.:

Новая школа, 1996.

5. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. М.: Просвещение, 1996.

6. Степанова О.А. Научно- методические подходы к использованию игры

в педагогической работе//нач. шк.: Изд-во Просвещение, 2003.- С.39-50

7. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников.- Я.:

Академия Холдинг, 2002.

8. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976.

9. Цукарь А.Я.Уроки развития воображения.- М.: Рольф, 2000.

10. Шмаков С.А. Игры- феномен культуры- М.: Новая школа, 1994















23


Приложения





hello_html_70722375.gif

























24

От игры к логическому мышлению
  • Начальные классы
Описание:

Ориентация современной школы на разностороннее развитие личности ребенка предполагает , в частности, необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся. Их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и.т.п. Учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективами учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с с творческой деятельностью, способна привести к торможению интеллектуального развития детей. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило единственный предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

С другой стороны, постоянное решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка в частности, отношение к самому себе, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит , главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет множество решений. Дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через успешное или неуспешное решение

типовых задач, решение которых зависит от выученности соответствующего правила, от степени усвоения определенных знаний. Эта проблема была и остается актуальной до сегодняшнего дня.

Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы не применялись знания математики. Как же увлечь детей цифрами, отрезками, задачами, геометрическими фигурами и т.д. А мы их будем оживлять и превращать, как в сказке, и надеюсь всё у нас получится, используя игровые технологии.

Автор Седалищева Варвара Николаевна
Дата добавления 24.12.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 420
Номер материала MA-063388
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы