Главная / Другое / Особые потребности для «особенных» детей

Особые потребности для «особенных» детей

Особые потребности для «особенных» детей



А. Ю. Ведякова,

г. Полысаево, Кемеровская обл.



Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка, то есть способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с различными потребностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в России. Поэтому оптимальных условий для успешной адаптации детей с различными потребностями является важнейшей социально экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур.

В связи с этим решение основных социальных проблем детей с различными потребностями, в том числе их обучение, трудоустройство и реабилитация позволит во многом не только изменить положение этой группы в обществе, но и сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним, но и стабилизировать трудовые ресурсы страны. Современное Российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к детям с различными потребностями отвечает признанным стандартам и имеет гуманистическую направленность.

В России создается и функционирует сеть реабилитационных спортивно-адаптированных школ, школ-интернатов, центров социальной помощи ребенку и многое другое. В настоящее время накоплен достаточно богатый опыт по работе с детьми с различными потребностями. Это, прежде всего медицинская реабилитация, она включает в себя медикаментозную терапию, физиотерапию, ручной, аппаратный, подводный массаж, лечебную физкультуру с использованием специальных тренажерей и мягких модулей, аромотерапии, занятия на стабилометрическом комплексе, скенартерапию, магнитотерапию. Ярким примером сочетания достижений космической медицины и реабилиталогии являются скафандры - лечебные костюмы – «Адели». Галотерапия решает очень важные задачи общего оздоровления ребенка.

Наряду с этим ведется интенсивная разработка и реализация индивидуальных и групповых программ психолого-педагогической реабилитации и обучения детей с различными потребностями.

Нововведение, или инновация характерны для любой профессиональной деятельности человека. Они являются результатом научных поисков или передового опыта отдельных специалистов и целых коллективов. В настоящее время все острее ощущается необходимость поиска путей качественного обновления форм и методов деятельности реабилитационных, учебных учреждений, соответствующих современному пониманию потребности детей с различными возможностями. Специалисты наряду с общеизвестными методиками и технологиями используют современное реабилитационное оборудование.

Инновационные технологии помогают всесторонне развить возможности ребенка, а также социализировать его в окружающей среде и обществе. Инновационные технологии существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально развивающиеся социальные процессы, так получили распространение следующие терапевтические технологии:

Арттерапия - способы и технологии реабилитации детей с различными возможностями средствами художественной деятельности. Основными функциями арттерапии являются компенсирующая, обучающая, развивающая. Только при отчетливом представлении реабилитационных функций арттерапия может быть использована очень эффективна.

Библиотерапияметод психотерапии основанный на педагогических, дидактических принципах. Осуществляется при помощи книг, в первую очередь художественных. Задача библиотерапии лечебное воспитание и перевоспитание личности ребенка воздействием художественного эмоционального и психологического мастерства писателя, показывающего пути разрешения ребенку с различными потребностями конфликтных неврозоподобных ситуаций.

Музыкотерапия – использование музыки с лечебными целями. Разработаны методики индивидуальной и групповой музыкотерапии и сочетания музыки с аутогенной тренировкой.

Иппотерапия – лечебная физкультура, где в качестве инструментов реабилитации выступает лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения выполняемые в процессе верховой езды.

Альфа-спа-терапия – это комбинация сухой сауны, четырехканальной системы аромотерапии, вибрационного массажа, ионного душа, мелотерапии.

Для развития навыков ходьбы – кинезотерапия, с помощью двигательного тренажера «Рифтон».

Новая методика кинезотерапия (г.Тольяти) с использованием кроссоверов, помогающая снизить мышечный тонус у детей с ДЦП и увеличить объем движений в суставах.

Логотренажер «Дельфа» (доц.пед.наук Е. В. Новикова) зондовый массаж – нормализация речевой моторики.

Система М. Монтессори, идея которой в том, что бы подготовить ребенка к интеграции в социум.

Организация комнат социально - бытовой адаптации (КСБА).

Развивающие и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из методов коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов.

Новейшие ИКТ - технологии значительно упрощают и облегчают труд делают его более продуктивным. Использование ресурсов сети интернет дает возможность поиска и отбора необходимой информации ее анализа хранения, обобщения, оперативной передачи на любые расстояния, общения с родителями, воспитанниками. Мультимедийные возможности компьютера и использование периферийных устройств позволяют создавать более объемные, яркие, привлекающие и удерживающие внимание ребенка занятие. Такие носители информации как диск, дискета, флеш-накопитель с необходимым материалом стали обычным для ребенка с различными возможностями.

Инклюзия в образовании, соответственно, обучение в русле этого подхода – инклюзивное обучение – это включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства, где учитываются их ограниченные возможности здоровья и оказывается специальная поддержка.

В МКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23 III, IV вида» на сегодняшний день обучаются 116 детей с особыми образовательными потребностями. Коррекционное обучение проводится с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально - психологической реабилитации для последующей интеграции в обществе.  Воспитанникам прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Логопедом, дефектологом, психологом проводится работа по общему и речевому развитию детей, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально- волевой сферах, поведении.

В данный момент коллектив школы работает над программой дистанционного обучения и дистанционного оказания социальных услуг семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Это новая технология для реабилитации детей-инвалидов в системе социальной защиты населения. Программа нацелена на внедрение механизма дистанционного оказания социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, приобщение таких ребят к информационному пространству, обеспечение их удаленным он-лайн общением.

Данная программа планирует общение ребенка и его родителей с учителями и социальным педагогом через Интернет с помощью программ визуальной связи и электронной почты. Для ее реализации планируется прохождение обучения инновационным методам работы по внедрению компьютерных технологий в реабилитационный процесс.

Планируется, что в рамках реализации данной программы дети-инвалиды и их родители смогут расширить свой круг общения, общаться между собой без посредничества специалистов, а также будут иметь возможность получения социальных услуг в дистанционном режиме. В данный момент в компьютерном классе школы уже установлены компьютеры с Брайлевским дисплеем и программой «JAWS.10» (говорящая программа) для слепых и слабовидящих.

В рамках реализации программы развития школы «Наша новая школа» планируется открытие сенсорной комнаты с установкой коррекционного оборудования профессора Л.Б. Баряевой для незрячих и слабовидящих детей (ООО "ПКФ "Альма" г. Санкт-Петербург). Цель программы: создание полифункциональной интерактивной среды; изучение, обобщение опыта профессора Л.Б. Баряевой и внедрение инновационных образовательных технологий, способствующих повышению качества учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов в школе-интернате.

В нашей школе построен коррекционно — развивающий педагогический процесс для преодоления  и профилактики негативных проявлений в развитии детей. Он основан на комплексных подходах, включающих лечебные и лечебно- профилактические мероприятия, укрепление физического здоровья ребенка, общую коррекционную направленность фронтального учебно- воспитательного процесса и индивидуально - групповую работу в зависимости от недостатков в развитии ученика.

Дети с различными потребностями вследствие своих физических, психических ограничений часто бывают исключены из жизни общества. Их дезинтеграция связана не только с отклонениями в здоровье, но и с тем, что социальное окружение ребенка инвалида само общество не признает. Таких людей не считают полноправными членами общества, не дают возможности реализовывать себя как личность.

В последнее десятилетие положение детей с различными возможностями стало намного улучшаться. Об этом свидетельствует принятие в 2007 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах инвалидов, развертывания сети реабилитационных учреждений, школ. Все это говорит о том, что отношения общества к детям с различными возможностями кардинально меняется. Министерство образования четко сформулировало, что «не обучаемых детей нет». Радует, что это стало государственным приоритетом.

Для образовательной практики характерно возрастание активности педагогических работников в изучении, освоении, апробации и разработке новаций, что, как известно, квалифицируется как включенность их в инновационную деятельность. Анализ образовательной практики убедительно свидетельствует, что результативность инновационной деятельности напрямую зависит от готовности педагогических работников ее осуществлять. Приведенный довод вряд ли заставит кого-то усомниться в необходимости соответствующего содействия педагогическим работникам в формировании их готовности к осуществлению инновационной деятельности.

Сюда смело можно отнести: создание атмосферы взаимопонимания и уважения в педагогическом коллективе; предрасположенность педагогических работников к осуществлению инновационной деятельности; учет психологических и индивидуальных особенностей педагогических работников; наличие аналитических, коммуникативных, организаторских, проектировочных и прогностических умений у педагогических работников; наличие психологической готовности педагогических работников к осуществлению инновационной деятельности.


Литература

  1. Архипова, Е.Ф. Коррекция развития [Текст] / Е. Ф. Архипова // Жизнь с ДЦП: проблемы и решения. - 2010. - № 3 (7). - С. 32-35

  2. Гордеюк, Т.Н. Психолого- педагогические  инновации в коррекционных классах/ Т.Н. Гордеюк, Л.И.Егошкина. — Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.

  3. Кириллова, Е. В. Учусь видеть и ощущать [Текст] / Е. В. Кириллова // Жизнь с ДЦП: проблемы и решения. - 2010. - № 3(7). - С. 46-49

  4. Клочкова, Е. В. Факторы, влияющие на включение ребенка-инвалида в жизнь общества: Индивидуальный и коллективный опыт на пути инклюзии [Текст] / Е. В. Клочкова // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 3(30). - С. 1-18

  5. Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения [Текст] / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 6-11

  6. Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: http://www.dislife.ru

  7. Фатихова, Л.Ф. Принципы организации обучения детей с особыми образовательными потребностями// Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Сб. научн. Тр. / Отв. Ред. Л.Ф. Баянова, Ю.И. Юричка. Всероссийская научно-практическая конференция. – Бирск: Бирская государственная социально-педагогическая академия, 2006. – 220 с.


Особые потребности для «особенных» детей
  • Другое
Описание:

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей данной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка, то есть способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.

 

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей  с различными потребностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в России. Поэтому оптимальных условий для успешной адаптации детей с различными потребностями является важнейшей социально экономической и политической задачей всех государственных и общественных структур. 

Автор Ведякова Анна Юрьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 859
Номер материала 35234
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓