ОСОБЕННЫЙ РЕБЁНОК. ТАЛАНТ – ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МИФ
В соответствии с «Конвенцией о правах
ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития
детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание
и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения,
отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе, и
детей с интеллектуальной недостаточностью. Они обеспечивают правовую защиту детства,
поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья,
обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них,
которые наиболее в этом нуждаются.
К сожалению, число детей с
интеллектуальной недостаточностью, которым необходимы специальные
коррекционно-образовательные услуги, не имеет тенденции к сокращению.
Напротив, их количество увеличивается.
В современных теоретических и прикладных
исследованиях в области специальной психологии и коррекционной педагогики, а
также в педагогической практике получены данные об особенностях развития детей
с интеллектуальной недостаточностью и разработаны новые коррекционные
технологии. Все эти достижения науки и практики нашли отражение в работе нашей
школы.
Известно, что нормальное развитие
ребенка возможно только при совокупности нескольких условий. Первое условие
связано с состоянием здоровья ребенка (биологический фактор развития). Второе
условие – благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный
фактор развития). Третье условие – активность самого ребенка (двигательная,
эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная).
Обычно представляют себе умственно
отсталого ребёнка очень просто. Отсталый ребенок – это тот, у которого весь
его психический инвентарь беден, который не обладает ни должной памятью, ни
достаточной восприимчивостью, ни достаточным рассудком. Отсталый – это
психически бедный от рождения, у него снижены все психофизиологические функции.
Однако доказано, что основная естественная база их – деятельность органов
чувств – оказывается у них ничуть не сниженной, в некоторых отношениях даже
стоящей выше нормы.
Такие же неожиданности ждут и в
исследованиях психики отсталого ребенка (феноменальная память, выполняют
ошеломляющие математические расчеты, изучают иностранные языки).
Таким образом, мы видим основное
правильное положение: явление отсталости есть явление не только натуральных
дефектов, но, быть может, в большей степени явление культурной недостаточности,
дети просто не могут «хотеть» и «уметь».
Так если выполнить все условия, если
научить «хотеть» и «уметь», сможет ли тогда ребёнок с интеллектуальной
недостаточностью быть талантливым, способным к какой-либо творческой
деятельности?
Попробуем обратиться к фактам.
В практике коррекционных школ
талантливыми принято называть детей, которые демонстрируют достаточно высокие
достижения в одной или нескольких сферах: творческой, художественной,
спортивной.
Миссия специальной (коррекционной) школы
№ 23.
Создание коррекционно-развивающей среды,
обеспечивающей развитие механизмов компенсации недостатков в психическом и
физическом развитии каждого обучающегося и на этой основе решение проблемы его
социально-трудовой и социально-бытовой адаптации и интеграции в современное
общество.
Школа решает следующие задачи:
1) создание максимально благоприятных
условий для развития детей;
2) создание условий для реализации
детьми их личных творческих способностей в процессе деятельности;
3) создание условий для комфортного
развития и становления ребенка как социально адаптивной и социально
ответственной личности.
В процессе коррекционно-воспитательной
работы используем многообразные стимулы, способствующие формированию
положительных качеств личности. Под влиянием строго продуманных педагогических
воздействий повышается активность детей и расширяются их интересы.
В данном случае трудно переоценить
воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам,
которая организуется и проводится в различных кружках.
– «Музыкальная палитра»;
– «Театральный калейдоскоп»;
– Юный чертёжник;
– «Мастерица»;
– «Русский сувенир»;
– «Резьба по дереву».
Практика работы показывает, что
рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более
глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать
задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.
Педагогически оправдана такая
организация внеклассной работы, когда дети с ограниченными возможностями
здоровья принимают участие в городских, областных мероприятиях совместно с
учащимися массовых школ.
Наши ребята занимают призовые места в
городских, региональных, всероссийских, международных конкурсах в
художественном и декоративно-прикладном, музыкальном, литературном, хореографическом
и театральном творчестве. Приведу несколько примеров:
– Городская выставка
декоративно-прикладного творчества;
– «Волшебный мир кожи»;
– «Музыка, движение, слово»;
– «Подсолнушки»;
– Открытый поэтический конкурс «Звучит
поэзия во мне…»;
– «Страницы семейной славы»;
– Конкурсы, проводимые Международным
Институтом Развития «ЭкоПро»;
– Региональный этап Всероссийского
конкурса «Лучший урок письма»;
– «Маленькая страна творчества», и др.
Хочу рассказать о таком ученике. Мальчик
пришёл в школу в 3 класс. У тихого и застенчивого ученика учитель разглядела
музыкально чистый голосок. Не сразу, постепенно, мальчик стал принимать
участие в классных праздниках, потом общешкольных, дальше городских и
областных. Больше года занимается в детской школе искусств по классу вокала.
Его достижение на сегодняшний день – призёр Всероссийского конкурса «Роза
ветров» (профессиональное обучение).
Коллективы «Сударушка» и «Краски» вошли
в число финалистов Всероссийского конкурса «Созвучие сердец 2014».
В ДДТ в оркестре народных инструментов мальчик
играет на балалайке. На Всероссийском конкурсе оркестров народных инструментов
в Москве награждён дипломом 1 степени.
Физическое воспитание в школе занимает
видное место, так как оно помогает решать задачи не только физического
развития, но и умственного. Его особенности: коррекционно-оздоровительная
направленность, учет индивидуальных отклонений и взаимодействие педагога с
врачом.
Школа работает в тесном сотрудничестве с
различными спортивными организациями.
Наши учащиеся являются призёрами и
победителями в городских, региональных, всероссийских спортивных состязаниях
по плаванию, художественной гимнастике, греко-римской борьбе.
В СДЮСШОР «Антей» занимается ученик
школы (в списке его наград 1 и 2 места).
С удовольствием отмечу достижения
учащихся школы, которые занимаются по программе «Специальная олимпиада России»
в бассейне «Спартак». Наши дети занимают призовые места в Рязани и области,
Тюмени, Йошкар-Оле. Летом 2013 участвовали в европейских соревнованиях в Чехии.
Дополнительное образование в школе
разнообразно по направлениям и ведется бесплатно для всех желающих.
Кредо учителей школы:
Помним, что мы взрослые, должны быть для
ребёнка и плодотворной почвой, и живительной влагой, и тёплым солнышком, согревающим
цветок детской души. Именно тогда раскрываются уникальные способности, данные
каждому ребёнку от рождения.
Таким образом, школа помогает в
выявлении и развитии талантливых детей, а главное готовит своих воспитанников к
самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.