Главная / География / Особенности выполнения домашнего задания по географии у учащихся с задержкой психического развития

Особенности выполнения домашнего задания по географии у учащихся с задержкой психического развития


Министерство образования Российской Федерации

Омский Государственный Педагогический Университет

Факультет начальных классов

Специальность олигофренопедагогика

Кафедра естествознания




Курсовая работа


Особенности выполнения

домашнего задания по географии

у учащихся с задержкой психического развития




Исполнитель: студентка 3 курса

Никонорова Н.А.


Научный руководитель:

Григорьев М.А.






Омск 2004

Содержание

Введение ……………………………………………….………………….….

3

Глава I. Особенности выполнения домашнего задания по географии с учащимися с задержкой психического развития (обзор литературных источников)


    1. Форма обучения, как педагогическая категория. Классификация форм обучения…………..……………………...

    2. Внеурочная работа по географии. Выполнение домашнего задания……………………………………..………………………

    3. Значение домашнего задания для развития личности учащегося с задержкой психического развития…………………….……….

    4. Виды домашних заданий по географии для детей с задержкой психического развития………………………………..…………..

    5. Требования, предъявляемые к домашним заданиям для детей с задержкой психического развития………………………………

    6. Особенности выполнения домашних заданий в условиях детского дома, специальных учреждений детьми с задержкой психического развития………………………………………….....

    7. Трудности выполнения домашнего задания у детей с задержкой психического развития……………………..………...


5


6


6


8


12



14


19

Глава II. Экспериментальное изучение эффективности выполнения домашнего задания по географии школьниками с задержкой психического развития


2.1. Характеристика экспериментальной группы……………………..

    1. Методика организации и проведения выполнения домашнего задания по географии у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………….

2.3. Анализ результатов…………………………………...……………

2.4. Выводы……………………………………………………...………

21



21

22

22

Заключение……………………………………………………….……

24

Библиография…………………………………………………….…...

25

Приложение……………………………………………………….…...

26

Введение


Работая в детском доме, я, прежде всего, обратила внимание на то, что наши дети почти никогда не выполняют домашнее задание по устным предметам, в том числе и по географии. Они считают, что повторение пройденного на уроке для них не нужно. И вообще у детей отсутствует интерес к предмету. Успеваемость плохая, есть даже такие ребята, у которых существует опасность не аттестации за учебную четверть. Поэтому я решила глубже изучить этот вопрос и выбрала эту тему для своей курсовой работы.

Предметом исследования является процесс выявления эффективности выполнения домашнего задания с детьми с задержкой психического развития, воспитывающимися и обучающимися в условиях социальной депривации.

Объектом исследования будут дети с задержкой психического развития, обучающиеся в 7б классе.

Цель: выявить особенности выполнения домашнего задания с детьми с задержкой психического развития и доказать его эффективность в процессе обучения.

Постановка цели исследования определяется следующей формулировкой гипотезы: целенаправленное систематическое руководство внеурочными занятиями по географии школьников с задержкой психического развития в условиях детского дома позволяет значительно расширить круг сведений и представлений детей об окружающем мире; способствует формированию более четких представлений о природных объектах и явлениях, облегчит овладение многими географическими понятиями, знаниями, позволяющими теснее увязать преподавание географии с жизнью, включает учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым развивает интерес к этому предмету; активизирует психические процессы: мышление, память, внимание, речь и в целом позволяет повысить эффективность коррекционно-педагогической работы в детском доме.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы в рамках курсовой работы мы предлагаем последовательное решение следующих задач:

  1. Проанализировать литературные данные по проблемам и особенностям выполнения домашнего задания, в том числе выполнения домашнего задания по географии с детьми с задержкой психического развития.

  2. Изучить и проанализировать эффективность выполнения домашнего задания по географии школьниками с задержкой психического развития в период педагогической работы.

Методы исследования: наблюдение, педагогический экспериментальный анализ, анализ методической литературы, анализ продуктов деятельности детей и др.

























Глава I. Особенности выполнения домашнего задания по географии с учащимися с задержкой психического развития

(обзор литературных источников)


1.1. Форма обучения, как педагогическая категория.

Классификация форм обучения


Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляется в определенных формах. Что же такое форма обучения в учебном процессе?

В трактовке понятия «форма обучения» нет единого подхода. По определению Ю.К. Бабанского, «формы организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и режиме».

Н.М. Верзилин считает, что форма преподавания – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям ее проведения (в классе, природе, дома и т.п.).

В теории и практике обучения географии сложилось три группы форм организации учебной деятельности учащихся: урок, внеурочная форма деятельности и внеклассная работа. Каждая из этих групп имеет свою специфику и свое место в учебном процессе.

В каждой из организационных форм выделяются виды. Необходимо их привести в определенную систему, составить их классификацию, которая представлена в следующей схеме:

Формы организации учебной деятельности

Урок

вhello_html_7eb1b670.gifhello_html_415c6a3f.gifводный

сhello_html_415c6a3f.gifмешанный

пhello_html_415c6a3f.gifредметный

эhello_html_415c6a3f.gifкскурсия

оhello_html_415c6a3f.gifбобщающий

Внеурочные занятия

вhello_html_7eb1b670.gifhello_html_415c6a3f.gifыполнение домашнего задания

нhello_html_415c6a3f.gifаблюдения в природе

пhello_html_415c6a3f.gifродолжающиеся опыты и др.

Внеклассная работа

кhello_html_415c6a3f.gifhello_html_7eb1b670.gifружки

эhello_html_415c6a3f.gifкскурсии

тhello_html_415c6a3f.gifуристические походы

вhello_html_415c6a3f.gifикторины

оhello_html_415c6a3f.gifлимпиады и др.

1.2. Внеурочная работа по географии. Выполнение

домашнего задания


Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной.

Однако она в отличие от урока не ограничена строгими временными рамками. Продолжительность ее выполнения во многом определяется индивидуальными особенностями ребенка.

Таким образом, внеурочная работа в отличие от урока менее регламентирована и более индивидуальна. Виды внеурочной работы разнообразны. Один из наиболее главных - это выполнение домашнего задания. На нем мы и остановимся подробнее.


1.3. Значение домашнего задания для развития личности

учащегося с задержкой психического развития


Домашнее задание – важнейшая форма учебной работы по географии. Данный вид внеурочной деятельности учащихся следует рассматривать как продолжение его деятельности на уроке.

Основная часть этой деятельности – повторение знаний и умений, полученных на уроке. Однако этим не ограничивается познавательное значение заданий.

Выполняя их, учащиеся самостоятельно овладевают новыми знаниями, т.к. природа является неиссякаемым источником знаний.

Еще большее значение домашние задания имеют в воспитательном отношении.

Установление причинных связей между природными явлениями способствует формированию элементов диалектико-материалистического мировоззрения учащихся: достоверность неоднократно наблюдаемых явлений в природе формирует убеждения, которые, как известно, являются важнейшими элементами мировоззрения.

Трудно переоценить значение домашних заданий, направленных на воспитание у детей бережного отношения к природе.

Например: «Охрана леса. Правила поведения в лесу». Нарисуйте знаки, которые будут напоминать людям о правилах поведения в лесу.

Домашние задания подобного рода помогают сформировать у школьников действительную помощь в деле ее охраны.

Природоохранительная деятельность учащихся, значительная часть которой реализуется через выполнение домашнего задания, оказывает решающее воздействие на нравственную сторону жизни ребенка с задержкой психического развития. Такие дети более добрые, мягкие в общении друг с другом, с окружающими людьми. У них раньше развивается ответственность по отношению к природе и в целом положительные качества личности. Что в дальнейшей, самостоятельной жизни очень им пригодится, поможет легко адаптироваться в обществе.

Выполнение домашних заданий, связанных с наблюдениями, развивает детей эстетически.

Например: экскурсия на озеро, реку. Тема: «Реки, озера своего края», 7 класс. Понаблюдайте, как изменилась речка с приходом весны.

Красота многих явлений природы не может сравниться ни с какими картинами и рассказами. Ее надо увидеть в натуре.

Большое значение имеют домашние задания по географии для общего развития учащихся с задержкой психического развития.

Прежде всего в процессе наблюдения развивается детская наблюдательность, это важнейшая черта личности человека любой профессии. Дети, умеющие наблюдать, т.е. не только смотреть, но и видеть, как правило, более любознательны. Они задают вопросы, причем не только вслух и не только взрослым. В процессе общения между собой они должны решать многие «проблемы». И поэтому мы должны их учить. Потому что без нашей помощи им будет очень трудно, а в некоторых случаях невозможно.

Мы должны учить детей с задержкой психического развития решать задачи самостоятельно, пользуясь справочной литературой, читая специальные журналы и самостоятельно проводить эксперименты, наблюдения, сравнения и сопоставления.


1.4. Виды домашних заданий по географии для детей

с задержкой психического развития


Домашние задания различаются уровнем обобщения, характером деятельности учащихся, а также требуют различных организационных условий для выполнения.

В зависимости от содержания учебного материала, выделяются следующие группы домашних заданий:

1. Домашние задания по формированию общих географических понятий.

Например: «география, как наука о природе Земли», «Горизонт. Линии горизонта» - 6 класс. «Рельеф. Острова и полуострова России» - 7 класс.

2. Домашние задания, связанные с формированием умений и навыков.

Например: «Глобус – модель Земного шара», «Компас и правила пользования им» - 6 класс. «Карта природных зон России» - 7 класс. Формирование умений пользоваться картой, компасом, глобусом.

3. Домашние задания о явлениях и предметах неживой природы.

Например: «Климат. Водоемы тундры» - 7 класс. Вода на Земле: «Колодец. Водопровод» - 6 класс.

4. Домашние задания, связанные с изучением растений и их охраной.

Например: «Особенности природы тундры. Растительный мир», «Охрана леса. Правила поведения в лесу», «Охрана воды от загрязнения» - 7 класс.

5. Домашние задания, связанные с изучением различных групп животных, аналогично птиц, зверей и т.д.

Например: Лесная зона: «Пушные звери» - 7 класс. Зона степей: Живой мир степей» - 7 класс. «Животные гор» - 7 класс и т.д.

6. Домашние задания, связанные с наблюдением за трудом людей в разные сезоны.

Например: Своя область «Растениеводство и животноводство», «Население и его основные занятия» - 7 класс.

В зависимости от общих дидактических целей урока, темы, раздела программы по географии домашние задания могут быть направлены:

1) на закрепление знаний.

Например: повторите, что такое пустыни, солончаки, барханы, оазисы – 7 класс.

2) на систематизацию и обобщение.

Например: перечертите в тетрадь схему. Стрелочкой определите взаимосвязь и дайте каждому явлению природы определение – 7 класс.

Крутые склоны


Снежная лавина

Обилие снега


Селевые потоки

Паводок в реках


Нагромождения камней

Камнепад


3) на подготовку учеников к восприятию материала следующего урока (опережающие задания).

Например: посмотрите по карте, какие реки протекают по территории нашей страны. Такое задание дается перед изучением темы: «Реки и озера России» - 7 класс.

По методам изучения природы детьми в процессе выполнения домашнего задания можно выделить:

1) задания-наблюдения.

Например: по своим наблюдениям и по данным календаря погоды за прошлый год заполните таблицу в тетради – 7 класс.


Температура воздуха самого холодного и самого теплого месяца

в Омской области


I (январь)

VII (июнь)

Средняя температура



Самая низкая температура



Самая высокая температура




2) задания - практические работы.

Например: «Схематическая зарисовка компаса», «Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте» - 6 класс. «Оформление таблицы названий материков и океанов», «Обозначение на контурной карте острова Мадагаскар» и т.д. – 7 класс.

3) задания – опыты.

Например: растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой; очистка воды фильтрованием – 6 класс.

Подобные занятия носят исследовательский характер и вызывают огромный интерес у детей с задержкой психического развития.

Кроме исследовательских методов, выполняя домашнее задание, дети овладевают умениями работать с учебником, научно-популярной и справочной литературой. Наряду с этим они учатся фиксировать, систематизировать и обобщать результаты своих исследований.

По уровню обобщения выделяются:

1) задания, направленные на усвоение конкретных (единичных) знаний – знания о конкретных предметах и явлениях.

Например: «Компас», «Рельеф», «Климат» и т.д.

2) задания, направленные на овладение учащимися обобщенных знаний (понятий и закономерностей).

Например: «Родник и его образование», «Овраги, их образование» и т.д.

Выполнение домашнего задания требует от детей с задержкой психического развития различной практической и умственной деятельности. В зависимости от характера деятельности одни задания направлены на воспроизведение знаний, усвоенных на уроке. Например: расскажите, что такое рельеф местности и его основные формы (6 класс). Другие связаны с репродуктивной деятельностью детей, т.е. изучения материала на уроке носило аналогичный характер, но в домашнем задании меняются объекты и условия его выполнения. Например: закончите заполнять таблицу.

Животные зоны арктических пустынь


Млекопитающие

Птицы

Рыбы

  1. Тюлени

  2. Белые медведи

  3. Моржи

  4. Песцы


  1. Гагары

1.

2.

3.

4.



Еще одна группа заданий носит творческий характер, для выполнения которых недостаточно знаний, усвоенных на уроке. Необходимо самостоятельно «шагнуть» из незнания в знания. Иначе говоря, ученик должен постараться сам решить проблемную задачу или с помощью взрослых. Например: составить кроссворд по теме «Население Африки» - 8 класс.

Домашние задания по географии для детей с задержкой психического развития различаются и организационно.

Они могут быть заданы ученикам класса по группам и индивидуально. Групповые задания даются в зависимости от подготовленности, успеваемости и склонности детей. Индивидуальные задания получают, как правило, дети с ярко выраженной направленностью, т.е. увлеченностью географией, или, отрицательно относящиеся к этому предмету. Чаще всего домашние задания дети выполняют индивидуально.

Различаются домашние задания и по времени их выполнения; большинство заданий дети выполняют к следующему уроку, т.е. в течение недели. Некоторые задания выполняются дольше. Например, связанные с постановкой опытов.


1.5. Требования, предъявляемые к домашним заданиям

для детей с задержкой психического развития


Успех выполнения домашнего задания зависит от того, как оно задано. Часто учитель записывает на доске страницы учебника и номера заданий из учебного пособия, а дети механически переписывают это в дневник. При таком подходе дома у ребенка может возникнуть немало проблем, что приводит к неоправданным затратам времени, снижает эффективность выполнения домашних заданий, а главное - интерес к предмету. Учащиеся должны хорошо усвоить содержание и цель выполнения домашнего задания. В задании должна быть четко определена их деятельность, что вытекает из особенностей задач учебной географии.

Проведем сравнение с уроками чтения. Важнейшей их задачей является развитие навыка чтения с определенными его качественными характеристиками. Для географии развитие навыка чтения не является главной задачей. Одна из ведущих задач географии для детей с задержкой психического развития - формирование знаний и умений. Это отражается и на формулировке домашнего задания. На уроке географии она может быть такой: «К следующему уроку надо знать и уметь рассказать, как образовывается родник».

Особенно важно объяснить, как во внеурочное время продолжить опыт или выполнить фрагмент практической работы. Очень четко должны быть сформулированы задания для наблюдений в окружающем мире, даны необходимые рекомендации к технике их выполнения, указаны конкретные или возможные объекты для наблюдения. Лишь после понимания детьми цели выполнения работы дома сообщаются и записываются страницы учебника, учебного пособия.

Объем и содержание домашнего задания определяются учителем конкретно по каждому уроку. При этом следует учитывать общий объем задания по всем предметам, так чтобы на его выполнение ученик не затратил больше времени, чем это регламентировано для данного возраста учащегося.

Неправомочно использовать время выполнения домашнего задания на самостоятельное освоение детьми учебного материала, который учитель по каким-то причинам не успел дать на уроке. Такой подход приводит к неоправданной перегрузке учащихся.

Дети с задержкой психического развития при самостоятельном изучении материала могут неправильно усвоить какие-то знания, что в дальнейшем лишь усложнит работу учителя: переучивать всегда сложнее и труднее, чем учить.

Учителю нужно заранее предусмотреть и подготовку детей к восприятию учебного материала на следующем уроке. Поэтому в домашние задания желательно включать задания для наблюдений по теме следующего урока, задания что-то повторить из ранее изученного, узнать что-то из других источников и т.п.

Таким образом, выполнение домашних заданий обеспечивает связь изученного материала с тем, что предстоит изучить.

Домашние задания могут быть дифференцированы учителем. Так, слабым учащимся объем задания может быть ограничен образовательным минимумом. Учащимся посильнее задание может быть усложнено или даны дополнительные задания.

Домашние задания должны постепенно усложняться как на отдельных уроках, так и от урока к уроку.

Специфической особенностью домашних заданий по географии для учащихся с задержкой психического развития является их необычность по сравнению с домашними заданиями по другим учебным предметам.

Наблюдения, практические работы, опыты, зарисовки и другие задания могут успешно выполняться даже тогда, когда ребенок устал решать математические примеры и задачи, выполнять упражнения по русскому языку, работать с текстом по литературе. Смена видов деятельности ребенка во время выполнения домашнего задания по географии обеспечивает этой работе успех с меньшей затратой сил.

Вот почему дети даже во время каникул получают задания на дом, и, как правило, с удовольствием выполняют их.


1.6. Особенности выполнения домашних заданий в условиях детского дома, специальных учреждений детьми

с задержкой психического развития

Существенные преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, обязывают нас, работников образования, повысить качество знаний учащихся, растить полноценного, образованного человека, активного и ищущего.

Первостепенная роль в этом вопросе отводится уроку, как основной форме обучения, а также самоподготовке – важнейшему звену закрепления изученного.

Педагогам, руководящим самоподготовкой, приходится решать различные задачи организационного и методического характера, такие как, определение форм ее проведения, способов оказания помощи воспитанникам; осуществление контроля.

Главнее задачи воспитателя – развитие самостоятельности детей, воспитание у них умения учиться формированию познавательной активности. При решении этих задач важное место отводится взаимосвязи учителя и воспитателя.

Только при хорошем знании программы, целей и задач, которые ставит учитель в каждом конкретном задании, воспитатель может эффективно организовать свою работу и работу детей. При этом важнейшим условием является индивидуальный подход к учащимся, т.к. уровень возможностей учащихся детских домов и вспомогательных школ неоднороден.

Самое главное, что нужно для реализации задач, стоящих при решении домашнего задания – установление повседневной связи со школой.

Наставник не пропускает ни одного затруднения, встречающегося у детей, выполняющих домашнее задание, и, посещая уроки в школе, добивается, чтобы дети, приходя в детский дом, не имели непонятных вопросов.

Работая в контакте с учителями, воспитатель подумывает дифференцированный подход к учащимся на основе их индивидуальных возможностей и строит свою работу согласно этому. Ежедневная связь учителя и воспитателя осуществляется не только посредством бесед, посещения уроков, но и с помощью тетради взаимосвязи. В ней учитель записывает конкретные рекомендации, дифференцированные задания, а воспитатель должен указать какие трудности возникают у учащегося во время выполнения домашнего задания, фамилии воспитанников, которым требуется повторное объяснение.

Перед выполнением домашнего задания детей нужно настроить на работу. В каждой возрастной группе есть дети, справляющиеся с работой раньше или позже. Воспитатель должен организовать детей. Для этого должен быть приготовлен дополнительный интересный материал: ребусы, кроссворды, художественная литература и т.д. Обязательно должны быть бумага и краски, карандаши, потому что дети очень любят рисовать.

Воспитателю необходимо знать, в какой мере и в какой момент нужно помочь тому или иному учащемуся. Эта работа сочетается с наблюдением и контролем, которые помогают представить, как занимается каждый воспитанник, увидеть его результаты, выявить степень прилагаемых усилий, трудности, определить объем нагрузки, соответствующий установленному времени. Контроль проводится или индивидуально, или фронтально.

Воспитатель в своем повседневном плане отмечает, какие способы самопроверки должны использовать учащиеся, каким новым приемам он их обучит, каким образом он будет стимулировать использование способов самоконтроля. Только при постоянном обучении учащихся приемам самопроверки (самоконтроля) возможно развитие самостоятельности у детей. К приемам самопроверки по географии относятся: составление схем ответа, проверка знания карты, ответ на вопросы учебника.

Организация самостоятельной работы, прежде всего, требует от воспитателя знания индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и затруднений каждого ученика. Без знания личных качеств учащихся невозможно обеспечить успешное продвижение учеников в процессе обучения. Развитие у детей навыков самоконтроля не исключает необходимости совершенствовать контроль воспитателя за их работой. Вот почему, выделяются несколько видов контроля.

Индивидуальный контроль устных знаний подразумевает подробный ответ учащегося воспитателю или товарищу.

Групповой контроль используется в основном в старших классах, когда группе учащихся, специально сформированных из более сильных учащихся, дается определенное задание. Оно должно быть заранее подготовлено, функционально распределены роли, оговорена форма представления результатов группы.

Здесь же следует оговорить общее правило любой формы контроля: не нужно стремиться проверить все, это не возможно. Необходимо каждый раз четко представлять цель задания и контролировать только достижение этой цели, не разбрасываясь на многое другое.

Одним из важнейших факторов развития познавательной активности и самостоятельности учащихся является индивидуальный подход к ним в процессе самоподготовки. Реализуется он различными формами контроля над выполнением домашнего задания, в индивидуализации дополнительных заданий.

Контроль за усвоением знания включает в себя проверку задания, которое предстоит выполнить ученику, а также наличие алгоритма выполнения действий, которым он должен пользоваться. Этому контролю подвергаются слабые ученики, т.к. эти дети не могут составить последовательность своих действий.

Опережающий контроль предполагает работу по предупреждению ошибок, в тех случаях, когда воспитателю ясно, что эти ошибки могут быть допущены. Должна быть проведена работа фронтальным методом, дети должны объяснить, как они понимают то, что им нужно сделать, а воспитатель объяснить подробно, как должна проходить работа.

Контроль в процессе выполнения задания подразделяют на подробный и выборочный. При этом слабых учеников подвергают подробному контролю, а более сильных выборочно.

Завершающий контроль: очень полезно установить в группе такой порядок, что воспитатель не проверяет работу до тех пор, пока ребенок сам еще раз не посмотрит выполненное им задание. От слабых учеников при выполнении заданий следует требовать более подробного ответа или воспитателю, или сильному ученику (в старших классах). На протяжении всего эксперимента, в работе с детьми по выполнению домашних заданий по географии, я использовала более эффективный, индивидуальный контроль. С самыми слабыми учащимися я занималась сама, с детьми чуть посильнее – ребята из группы доверия: ученики – консультанты.

Выполнив самостоятельно домашнее задание, консультант оценивает его, выставляет себе оценку в журнал. Затем он помогает товарищу. Мне требовалось тратить время на проверку, т.к. я уверена, что знания детей будут оценены объективно, а помощь будет оказана своевременно.

Своеобразен сам тон взаимопомощи во время выполнения домашних заданий. Никогда не должно быть крика, недовольства, а интонации помощников повторяют интонации взрослого. «Вот у тебя тут правильно получилось, здесь ты хорошо сделал, а над эти еще надо подумать, поработать. Прочти еще раз внимательно и все поймешь». Обстановка на самоподготовке должна напоминать домашнюю: непринужденная деловая беседа детей между собой, свободное передвижение по комнате за необходимой книгой, пособием, обращение к воспитателю и товарищам с вопросами. Вместе с тем строго должна соблюдаться тишина. Дети и воспитатель разговаривают только вполголоса и по существу.

Велся журнал учета степени подготовленности ребят к урокам, в который консультанты выставляли оценки, полученные на самоподготовке. Выглядит этот журнал, как классный.

Такая форма контроля позволяла мне сэкономить время и проверить всех, чего не в состоянии была сделать одна я.

Заострим внимание на задачах, которые следует решать в ходе выполнения домашнего задания:

    1. Закрепление знаний, полученных на уроках, расширение кругозора учащихся.

    2. Формирование положительного отношения к учебе, потребности своевременно и хорошо выполнять учебные задания.

    3. Воспитание организованности, дисциплинированности, закрепление навыков самообразовательной работы.

    4. Выработка привычки и потребности в культурном поведении.

Работа воспитателя с детьми с задержкой психического развития направлена на то, чтобы воспитанник, имеющий отклонения, был социально адаптирован к условиям в современной жизни, т.е. мог без посторонней помощи правильно вести себя в различных ситуациях.


1.7. Трудности выполнения домашнего задания

у детей с задержкой психического развития


Специалисты знают, что воспитанники школ-интернатов, детских домов – это особый контингент. Эта особенность заключается в том, что, как правило, дети имеют ряд отклонений поведенческого характера, которые обусловлены неустойчивостью психики и проявляются в повышенной возбудимости, импульсивности поступков, иступленном гневе, пугливости и страхах, пессимизма и равнодушии, безучастности и нечистоплотности, порывистости и противоречивости поведения и т.д.

Задача воспитателя умело использовать методы и приемы воспитания на протяжении всего рабочего времени, скорректировать недостатки в процессе воспитательной работы.

Простор для коррекционной работы воспитателя очень широк: от развития и коррекции высших психических функций (памяти, внимания, мышления) до коррекции недостатков характера, поведения (неуравновешенность, импульсивность, ложь, воровство, бродяжничество, замкнутость и т.д.). Все эти особенности должны быть взяты во внимание при проведении самоподготовки.





















Глава II. Экспериментальное изучение эффективности выполнения домашнего задания по географии школьниками

с задержкой психического развития


2.1. Характеристика экспериментальной группы


Экспериментальная работа проводилась на базе детского дома-колы в 7б классе, состоящем из 20 человек, которые был поделен на равные части.

Работа состояла из двух этапов:

  1. Формирующий эксперимент.

  2. Контрольный эксперимент.

Основная цель первого этапа заключается в закреплении у учащихся с задержкой психического развития знаний, умений и навыков на уроках географии.

Использовались методы наблюдения, анализа деятельности детей.

Формирующий этап организован и проведен с учащимися экспериментальной группы.


2.2. Организации и проведение выполнения домашнего задания с детьми с задержкой психического развития


Формирующий эксперимент продолжался пять недель – по два урока каждую неделю.

Работа велась по разделу «Зона степей», было выполнено несколько домашних заданий (Приложение 1).

В процессе работы над данным разделом учащиеся получили знания о:

- положения на карте зоны степей;

- поверхности и полезных ископаемых зоны степей;

- климате зоны степей;

- реках и проблемах водоснабжения степей;

- особенностях природы степей;

- растениях зоны степей;

- животном мире степей;

- населении и его основных занятиях;

- городах степей.

Полученные знания по предмету являются необходимым условием для проведения контрольного эксперимента.


2.3. Анализ результатов


После формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, цель которого - выявить итоговый уровень закрепления у учащихся с задержкой психического развития знаний, умений и навыков, полученных на уроках географии.

Использовалась контрольная работа (Приложение 2).

Применялись методы наблюдения, анализа деятельности детей.

Полученный результат свидетельствует о том, что у детей с задержкой психического развития экспериментальной группы знания, умения и навыки на уроках географии более сформированы (Приложение 3).


2.4. Выводы


Анализ работы показал, что после использования методики организации и проведения выполнения домашних заданий по географии у детей с задержкой психического развития в экспериментальной группе, качество знаний повысилось (Приложение 4), о чем свидетельствуют данные, обработанные математическим путем углового преобразования Фишера.

Группы

Есть эффект

Нет эффекта

Суммы





1

7

70%

3

30%

10

2

2

20%

8

80%

10

Суммы

9


11


20


* = (1 - 2).(n1 . n2)/(n1 + n2)

1 = (70%) = 1,982

2 = (20%) = 0,927

* = (1,982 – 0,927) . (10 . 10)/(10 + 10) = 1,055 . 2,24 = 2,36

0,05 0,01 0,00

hello_html_15355eb0.gif

1,64 2,31 2,36

Полученное * эмпирическое попадает в зону значимости.

Наша экспериментальная гипотеза истинна, принимается Н1, отвергается Н0.












Заключение


Тема исследования «Особенности выполнения домашнего задания по географии у учащихся с задержкой психического развития».

Исследование было направлено на выявление эффективности домашнего задания в учебном процессе в условии коррекционного воспитания и обучения.

Была определена цель - выявить особенности выполнения домашнего задания с детьми с задержкой психического развития и доказать его эффективность в процессе обучения. Выделена гипотеза – целенаправленное и систематическое руководство внеурочными занятиями по географии школьников с задержкой психического развития в условиях детского дома позволяет значительно расширить круг сведений и представлений детей об окружающем мире; способствовать формированию более четких представлений о природных объектах и явлениях; облегчить овладение многими географическими понятиями, знаниями, позволяющими теснее увязать преподавание географии с жизнью; включает учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым развивает интерес к этому предмету; активизирует психические процессы: память, мышление, внимание, речь и, в целом, позволяет повысить эффективность коррекционно-педагогической работы в детском доме.

В период исследования были определены задачи. Анализ педагогической литературы показал, что разделу «Внеурочная работа», в том числе выполнение домашнего задания, в программе воспитания и обучения детей с задержкой психического развития отведено центральное место. Но без специально разработанной методики оно не может занять ведущего места и, следовательно, оказать воздействие на развитие личности ребенка. Поэтому домашнее задание должно обязательно присутствовать в учебном процессе.

Библиография






























Приложение 1

Домашние задания к разделу «Зона степей»


1. Положение на карте

Домашнее задание:

А) К следующему уроку вам нужно знать содержание параграфа на страницах 93-94.

Б) Готовьтесь отвечать на вопросы:

- Что такое степь?

- Объясните, почему леса к югу сменяются степями.

- В каком направлении от лесной зоны находятся степи?

- Сравните по величине зоны лесов и степей.

В) На контурной карте природных зон найдите зону степей, обозначьте ее границы, закрасьте условным цветом, обозначьте города Харьков, Саратов, Магнитогорск, Новосибирск.


2. Поверхность. Полезные ископаемые

Домашнее задание:

А) Готовьтесь рассказать параграф на страницах 94-95.

Б) Найдите по условным знакам на физической карте полезные ископаемые зоны степей. Составьте таблицу:


Где добывают

Полезные ископаемые





3. Климат

Домашнее задание:

А) Прочитать параграф на страницах 95-96.

Б) Готовьтесь отвечать на вопросы:

- Чем отличается климат степей от климата лесных зон?

- Почему климат в степях не везде одинаков?

- Объясните различия в климате черноземных и сухих степей.

В) Составьте таблицу, в которой сравните климат степей и нашей местности по временам года.


4. Проблема водоснабжения

Домашнее задание:

А) Прочитайте параграф на страницах 97-98 и будьте готовы отвечать на вопросы.

Б) Рассказ на странице 242 «Лес и степи».

В) Найдите на карте водохранилища зоны степей и запишите их названия в тетрадь.

Г) Найдите в тексте ответ на вопрос: «Какую борьбу с засухой ведет население в степях?»


5. Особенности природы зоны степей

Домашнее задание:

А) Начертите в тетради схему на странице 99, и стрелками укажите взаимосвязь.

Удаленность от

Атлантического океана




Мало влаги

Близость к экватору


Летняя жара

Высыхание растительности летом











Б) Вспомните, как образуется чернозем.

В) Прочитать параграф на страницах 98-99.

6. Растения зоны степей

Домашнее задание:

А) Прочитайте параграф на страницах 100-101.

Б) Ответьте на вопросы 1, 4 на страницах 101-102.

В) Зарисуйте растения, растущие в степи.


7. Животный мир степей

Домашнее задание:

А) Прочитайте параграф на страницах 102-103, готовьтесь передать содержание.

Б) Пользуясь рисунком 50, заполните таблицу:


Грызуны

Хищные животные

Птицы

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.


В) Прочитайте рассказ «Орлан – властитель волжских просторов» на странице 244. Ответьте на вопрос: «Покидают ли орланы свое гнездо?»

Г) Вылепите из пластилина какое-либо животное с рисунка 50.


8. Население и его основные занятия

Домашнее задание:

А) Вам нужно знать к следующему уроку содержание параграфа на страницах 107-108.

Б) Выпишите в тетрадь названия культурных растений, произрастающих в зоне степей.

Зерновые…

Садовые….

Бахчевые…

В) Готовьтесь отвечать на вопросы:

- Чем занимается население в черноземных степях?

- Почему в черноземных степях развито земледелие?


9. Занятия населения (продолжение)

Домашнее задание:

А) Прочитать параграф на страницах 109-110.

Б) Ответьте на вопрос:

- Почему в сухих степях преобладает животноводство, а черноземных – земледелие?

В) Заполните таблицу на странице 110.

Г) Составьте кроссворд на тему «Занятия населения в степях».


10. Города

Домашнее задание:

А) Знать к следующему уроку содержание параграфа на страницах 111-112.

Б) Проверьте можно ли из Москвы проехать водным путем в Одессу.

В) Совершите путешествие по карте водным путем из Киева в Волгоград.

Г) Запишите в тетради города-герои, расположенные в зоне степей. Составьте рассказ об одном из них.



Приложение 2

Контрольная работа к разделу «Зона степей»


  1. Что такое степь? Какие бывают степи?

  2. В каком направлении от лесной зоны находятся степи? Почему?

  3. Объясните различия в климате черноземных и сухих степей.

  4. Объясните по условным знакам на физической карте полезные ископаемые зоны степей и перечислите их.

  5. Какую борьбу с засухой ведет население в степях?

  6. Найдите на карте и назовите реки, которые протекают по степям.

  7. Почему сухие степи менее плодородны, чем черноземные?

  8. Расскажите о временах года черноземных степей.

  9. Какие растения приспособлены к особенностям климата в степях?

  10. Какие животные обитают в зоне степей?

  11. Пользуясь учебником, перечислите зоны промышленности степей.

  12. Найдите на карте города, расположенные в зоне степей и перечислите их.










Приложение 3

Результаты исследования


Экспериментальная группа

Ф.И.

Результат контрольной работы

Кузнецова Алеся

+

Демидова Настя

+

Мотаненко Сережа

-

Мотаненко Валера

-

Шабалина Аня

+

Степура Нина

+

Семенова Лена

-

Петунина Наташа

+

Зубров Иван

+

Косицын Сережа

+



Контрольная группа

Ф.И.

Результат контрольной работы

Тарский Игорь

-

Бучинский Саша

-

Мамедов Дима

+

Федхлова Юля

-

Прозорова Оля

-

Самнов Дима

-

Биханов Аскар

-

Андреева Оля

+

Пушкарев Сережа

-

Гордиенко Ваня

-


Приложение 4

Результаты исследования


hello_html_m14f5ac70.gif

Нет эффекта Есть эффект


Особенности выполнения домашнего задания по географии у учащихся с задержкой психического развития
  • География
Описание:

Успех выполнения домашнего задания зависит от того, как оно задано. Часто учитель записывает на доске страницы учебника и номера заданий из учебного пособия, а дети механически переписывают это в дневник. При таком подходе дома у ребенка может возникнуть немало проблем, что приводит к неоправданным затратам времени, снижает эффективность выполнения домашних заданий, а главное - интерес к предмету.Работая в детском доме, я, прежде всего, обратила внимание на то, что наши дети почти никогда не выполняют домашнее задание по устным предметам, в том числе и по географии. Они считают, что повторение пройденного на уроке для них не нужно. И вообще у детей отсутствует интерес к предмету. Успеваемость плохая, есть даже такие ребята, у которых существует опасность не аттестации за учебную четверть. Поэтому я решила глубже изучить этот вопрос и выбрала эту тему для своей курсовой работы.

Автор Никонорова Наталья Алексеевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1300
Номер материала 21680
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓