Главная / Начальные классы / Особенности воспитания и обучения детей, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ.

Особенности воспитания и обучения детей, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ.

Особенности воспитания и обучения детей, испытывающих трудности в усвоении

образовательных программ.


Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания, способностью адаптироваться ко все менее благоприятной среде обитания.

Здоровый человек по-настоящему радуется жизни.

Одному мудрецу задали вопрос: «Что важнее для человека — слава или богатство?»

Он ответил: «Ни то, ни другое - важнее здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

А другой мудрец предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас - здоровье, только тогда, когда его у нас уже нет».

Самое дорогое, что есть у человека - здоровье.

Здоровье – это не только отсутствие болезней и повреждений, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Свое здоровье человек может корректировать сам. На 50% оно зависит от образа жизни, а главное - от желания самосовершенствоваться и сохранять свое здоровье, от умения помочь себе и другим в трудных ситуациях.

Школьники составляют самый большой по численности контингент, около 1/6 всего населения страны. Здоровье этого многочисленного отряда социально обусловлено, зависит от многих факторов и должно находиться в зоне пристального внимания со стороны общества и государства.

Сейчас первостепенная задача образования и развития - дать школьникам образование без утраты их здоровья, т.е. разрешить серьезные противоречия в системе образования: противоречие между увеличением объема знаний и здоровьем детей, между социальной программой образования и биологическим развитием ребенка.

Проблема пониженной обучаемости детей стала разрабатываться в психологии сравнительно недавно, в связи с изучением вопросов индивидуальных различий школьников в обучении.


ЗПР - это один из вариантов аномального психологического развития (локальные нарушения, речевые, двигательные).


Основными признаками детей с ЗПР являются следующие факторы:


1. Характерные нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и ряда высших психических функций.

2. Ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире.

3. Более низкая способность к приему и переработке сенсорной

информации.

4. Недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения.

5. Низкий уровень познавательной активности.


В нашей школе функционируют различные типы классов с 1987 уч.г. Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью, психическим, физическим и эмоциональным возможностям детей и подростков.


По результатам углубленного осмотра детей коррекционных классов в нашей школе только 30% учащихся имеют I группу здоровья, около 60% имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз), каждый второй ученик 3-4 раза в год пропускал школу по болезни, имел сниженный иммунитет, низкий уровень физического развития.

Группа школьников, имеющих функциональные отклонения и хронические заболевания, составляет более 70%. Более того, контингент детей младшего школьного возраста, попадающих в группу риска и имеющих хронические заболевания, составляет 49%. За последние 3 года возросло число детей с дефектами речи на 22%, сколиозом 15%, с нарушением осанки на 28%, 70% детей страдает кариесом.

Поэтому в 2004 году наша школа стала базовой экспериментальной площадкой по внедрению эффективных новых медико - профилактических и физкультурно - оздоровительных технологий.


Здоровьесберегающие технологии в образовании — это организация учебно-воспитательного процесса, позволяющая достигать положительного результата без излишнего напряжения и переутомления учителей и учащихся.

При этом речь не идет об избавлении от нагрузки вообще (без нее невозможно ни умственное, ни физическое развитие), но нагрузка должна быть индивидуализирована, рациональна, приводить к успеху без переутомления и утраты здоровья.

Итак, цель здоровьесберегающих образовательных технологий в коррекционных классах - обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.











Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий.


Образовательные (направлены на формирование устойчивых

мотивов воспитания, обучение знаниям, методическим умениям и

навыкам, повышение функциональных возможностей, включение

в активную деятельность).

Воспитательные (направлены на формирование нравственного

сознания и нравственного поведения, волевых качеств,

трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и

самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие

личности).

Оздоровительные (направлены на укрепление физического

здоровья и профилактику заболеваний).

Прикладные (направлены на обучение умениям и

навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование

представлений, знаний, умений и навыков необходимых для

обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).


Принципы здороевьесберегающих образовательных технологий:


Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. К повышению сознательности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в общеобразовательной школе обеспечивают принцип систематичности.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших, характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребенка. Она предполагает преемственность ступени обучения.

Принцип индивидуализации и доступности имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма учащихся вследствие чрезмерных требований и заданий. Деятельность учащихся должна быть доступной и посильной, а отдых - обеспечивать полное функциональное восстановление организма. При построении учебного процесса, при составлении расписания занятий - важно учитывать биологические ритмы, свойственные организму, динамику работоспособности учащихся в течение дня, суток, недели, механизмы повышения работоспособности, рациональное чередование деятельности.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения процесса оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом, системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их: эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

hello_html_m2a7690f7.gifПринцип цикличности способствует упорядочению процесса оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе.

Принцип активности - предполагает и учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее - физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.

К здоровьесберегающим технологиям, выполненным в существующих условиях, можно отнести:

- разнообразие и адекватность приемов установления и

поддержания контакта педагогического общения;

- использование привлекательности мотивации (кроме оценок),

способствующей активной самореализации учеников;

- выявление «зоны ближайшего развития» по теме, что послужит настройкой и позволит уточнить ориентированность учащихся в материале;

- формулирование цели урока вместе с учащимися, определение

ими задач, которые следует решить для достижения цели;

- использование работы в парах постоянного и переменного состава

и в малых группах;

- гибкость структуры уроков в соответствии не только с целью

урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями

класса.

Урок — основная форма учебного труда учащихся. За период обучения в школе каждый ученик проходит через 10000 уроков. Естественно, что и психическое и физическое состояние школьника напрямую зависит от того, насколько грамотно эти уроки были сконструированы.

Игровой элемент — обязательный атрибут каждого урока с младшими школьниками в особенности коррекционных классов. Очень важно суметь создать у учащихся положительное эмоциональное состояние, благоприятно влияющее на эффективность усвоения учебного материала.

Сохранению высокой работоспособности учащихся коррекционных классов способствует правильное составление расписания уроков. Малопродуктивен — понедельник, а наиболее продуктивны — вторник и среда. Важную роль в сохранении работоспособности играют валеологические паузы. Они необходимы на каждом уроке. На уроках преподавания предметов общеобразовательного цикла педагоги должны проводить физкультурные минутки, зарядку для глаз и т.д. Здоровьесберегающие минутки — это обязательный компонент школьного урока.

Двигательные переменки помогают сплотить классный коллектив, изменить статус ученика в коллективе. Ни для кого не секрет, что ученики, имеющие достижения в спорте или на уроках физической культуры, не всегда также успешны на школьных уроках по другим предметам. Возможность для такого ученика подготовить и, провести двигательную переменку на уроке, показать свои умения способствует формированию иного мнения педагога об ученике и его возможностях.

Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки — это только часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.

Главным в проведении оздоровительных минуток — заинтересованность учащихся в сохранении собственного здоровья.

Оздоровительные минутки на уроке способствуют не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья.

Преимущество физминуток на уроке:

1. Игровые двигательные минутки проводятся по единому расписанию в масштабах всей школы.

2. В них могут принимать участие все учащиеся класса, вне зависимости от какого бы то ни было заболевания.

hello_html_m2a7690f7.gif3. Благодаря игровым двигательным разминкам учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после длительного сидения и интенсивной учебной деятельности.

4. Постоянство в проведении игровых двигательных перемен вырабатывает у учащихся потребность и привычку двигаться, не вызывает негативного отношения к двигательным упражнениям, способствует формированию культуры движения.

5. Совместная двигательная игровая деятельность сближает учащихся, раскрепощает их, помогает преодолеть комплексы в их непосредственной учебной деятельности и физическом состоянии, почувствовать радость пребывания в школе, классе.

6. Игровые двигательные перемены способствуют повышению работоспособности, активности учащихся на последующих уроках, помогают преодолеть усталость и сонливость.

7. Учебное время уроков после двигательных переменок не будет потеряно зря.

Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе обучения и положительно влияют на умственную работоспособность детей.

Кроме рифмованных физминуток, проводятся следующие.

На ступнях и ладонях человека расположено множество нервных окончаний, поэтому ступни, пальцы полезно массировать и для этого мы используем:

  1. Массажные коврики

- для ног (встать на коврик, перекатывания, ходьба под счет)

- для рук (маленькие коврики – гимнастика для рук)

а) катание ручки между ладонями, можно использовать грецкие орехи, шарики;

б) пальчики «здороваются»;

в) в стихотворной форме. (Книга Е. Косиновой «Гимнастика для пальчиков».)

Пальчиковая гимнастика благотворно влияет на развитие детей, их речь.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка, развивают память, в результате освоения этих упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость. Например: поочередно сжимать и разжимать пальцы:

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

Нам дорогу освещают!

Или:

По дороге белой, гладкой.

Скачут пальцы, как лошадки,

Чок-чок-чок 2раза

Скачет резвый табунок.

2. Офтальмотренажер («Муха») Это схематический рисунок зрительно-двигательных траекторий, каждая из которых пронумерована и отличается цветом. Стрелки указывают направление движений взгляда. Тренажер необходим для снижения зрительного утомления после работы на близком расстоянии при чтении и письме.

Формирование здоровья ребенка, прежде всего, зависит от атмосферы любви вокруг ребенка, уверенности, психологической защищенности и поддержки. Ребенок без любви не может развиваться.

Вся работа с детьми начальных классов по охране и укреплению их здоровья проводится в тесном контакте с семьей. Образовательный ценз родителей наших учащихся в целом невысокий:

около 15% родителей имеют высшее образование;

более 50% не имеют полного среднего образования;

около 30% - 9-летнее образование.

Главная задача — свести по минимуму вредное влияние семьи на развитие ребенка.

Образование родителей в большей степени направлено на оказание им помощи в становлении полноценной здоровой личности ребенка.

Очень очевидна необходимость цивилизованного взаимодействия между школой и семьей.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей.

Целью родительских собраний, посвященных здоровью учащихся, является объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и формирования понимания значимости собственного здоровья.

Для достижения этой цели необходимо выполнение следующих задач:

1. Получение присутствующими обширной информации о здоровье школьников.

2. Выявление ключевых проблем и тенденций, влияющих на состояние здоровья учащихся класса.

3. Разработка направлений и форм взаимодействия школы и семьи по сохранению и укреплению здоровья младших школьников и выработке понимания значимости здоровья в перспективе жизни.

Темами таких родительских собраний могут быть следующие:

1. Режим дня в жизни школьника.

2. Здоровье и гигиена.

3. Что нужно знать, чтобы не заболеть простудными заболеваниями. Полезные советы на каждый день.

4. Компьютер в жизни ребенка.

5. Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте.

6. Утомляемость ребенка и как с ней бороться.

7. Половое воспитание ребенка.

8. Детская агрессивность.

9. Наркотическая зависимость.

Родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы здоровьесбережения, способствуют повышению осознанности родителями ценности здоровья их детей и мотивируют их на оказание посильной помощи учителю.

В школе создана база для проведения оздоровительных мероприятий: оборудован кабинет психолога, ЛФК, спортивный зал.

Проводились дополнительные занятия адаптивной физкультурой, оздоровительный массаж (санаторий «Солнышко»).

Таким образом, рассмотренные моменты школьной жизни позволяют приблизиться к решению основной задачи

здоровьесберегающих технологий — так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы, сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.

10 золотых правил здоровьесбережения:

  1. Соблюдай режим дня!

  2. Обращайте внимание на питание!

  3. Больше двигайтесь!

  4. Спите в прохладной комнате!

  5. Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!

  6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

  7. Гоните прочь уныние и хандру!

  8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

  9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
    10.Желайте себе и окружающим только добра!


Пусть каждый день несет Вам радость,

Успех в труде, уют в семье.

И не приходит в гости старость,

Живите долго на земле!

Особенности воспитания и обучения детей, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ.
  • Начальные классы
Описание:

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни,счастья и благополучия человека.В современном обществе оно становится еще и условием выживания,способностью адаптироваться ко все менее благоприятной среде обитания.

 

ЗПР - это один из вариантов аномального психологического развития (локальные нарушения,речевые,двигательные).

 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий в коррекционных классах обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать необходимые знания,умения и навыки не только общеобразовательного характера,но и здорового образа жизни,научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий:

 

Образовательные (направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания, обучение знаниям,методическим умениям и навыкам,повышение функциональных возможностей,включение в активную деятельность).

 

Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и нравственного поведения,волевых качеств,трудолюбия,творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию,эстетическое и эмоциональное развитие личности).

 

Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний).

 

Прикладные (направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со     сверстниками,формирование представлений,знаний,умений и навыков,необходимых   для обеспечения безопасности жизнедеятельности во время самодеятельных игр,  физкультурных занятий,пребывания на природе,в быту).

Таким образом,рассмотренные моменты школьной жизни позволяют  приблизиться       к решению основной задачи здоровьесберегающих технологий — так организовать режим труда и отдыха детей,чтобы,сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий,отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.

Автор Корник Наталья Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 654
Номер материала 30780
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓