Главная / История / Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии (10 класс).

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии (10 класс).



Тема урока: Особенности становления и развития российской цивилизации.

Роль и место России в мировом развитии.


Цель урока: проанализировать основные особенности становления и развития российской цивилизации.


Задачи урока:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

1. Ознакомить учащихся с курсом «Отечественная история», целями изучения истории

2. Рассмотреть особенности развития российской цивилизации

3. Рассмотреть особенности становления российской цивилизации

4. Показать, как природно-климатический фактор влияет на формирование национального характера

1. Формировать навыки учебно-исследовательской работы: работать с высказываниями

2. Формирование умений составлять схему и таблицу

3. Развитие познавательных интересов школьников, критического мышления в процессе восприятия информации и определение собственной позиции


1. Воспитывать у учащихся чувства гордости и патриотизма за свое Отечество, его историю

 



Тип урока: лекция (вводный урок)

План урока:

1. Отечественная история: цели изучения

2. Особенности развития российской цивилизации

3. Особенности становления российской цивилизации

Ход урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

1 – 2 мин.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Включение учащихся в образовательный процесс.

II. Изучение новой темы

36- 40 мин.

Умом Россию не понять Аршином общим не измерить У ней особенная стать В Россию можно только верить

Ф.И. Тютчев


Слова Тютчева известны, часто цитируются, вызывают чувство национального восхищения и гордости, но иногда служат оправданием собственной беспечности.


Действительно ли у России свой особый путь, своя судьба и особое историческое предназначение? Попробуем сегодня разобраться в этом.

Вопрос: Как Вы понимаете, что такое история?

История изучает прошлое, его развитие, закономерности и особенности эволюции (то есть изменений, преобразований)

в пространственно – временных измерениях.
     Важнейшей для каждого человека является Отечественная история.

Вопрос: Для чего мы изучаем историю?

История помогает нам постигнуть свое особое место в длинной череде человеческих поколений: кто мы, где наши исторические корни, какое место занимает наш народ

в истории Европы и Азии, каковы его взаимоотношения с другими странами и народами. История призвана показать жизнь во всем

многообразии – величии и падениях, замечательных делах, прекрасных достижениях

человечества и промахах.

Цели (изучения истории):

1. Изучение истории, для того, чтобы не совершать ошибок

прошлого. История прошлого

должна научить нас всех. И в этом одно из ее главных предназначений.


На разговоры о том, что история никого и ничему не научила, выдающийся русский историк В.О.

Ключевский ответил: «История учит даже тех, кто у неё не учится:

она проучивает их за невежество и пренебрежение».

2. Прошедшие поколения передают нам свои трудовые навыки, опыт,

достижения, успехи – материальные, духовные,

культурные.

3. Воспитание патриотизма. Если будем мы любить и ценить свое Отечество, если будем желать ему

блага, если достигнем единства в представлении этого блага не только для себя, но других людей, если сумеем из нашей Истории извлечь пути и методы достижения этого блага, то Россия переживет

сложнейшие времена, и «занавес» российской истории не опустится.

4. Изучение роли и места

народа в мировом развитии.

Особенности становления

Российской цивилизации

1. Начинает складываться с V-VI вв., т. е может воспринять наследие

восточных и античных цивилизаций, а также влияние средневековой европейской и исламской культур, тюркских народов, Монголии и Китая.

2. Испытывала существенное влияние Великого переселения народов.

3. Изначально складывается как

многонациональное государство

(конгломерат фино-угорских,

славянских и кочевых народов

Азии)

4. С X в. (988 г.) – мощнейший

центр, оплот православия в Восточной Европе, теснейшая

духовная связь со странами

Балканского п-ва (Грецией,

Болгарией, Сербией и др).

следовательно, складывается

представление о православном братстве.

Особенности развития

российской цивилизации

1. постоянный вызов из вне

(кочевые народы IX-X вв.,

монголо-татарское нашествие,

польско-литовская интервенция,

нашествие Наполеона). Россия часто выступала как последний форпост.

2. монголо-татарское иго –

мощнейшее влияние Азии.


Возникновение «вечного»

вопроса в рос. историографии

– что есть Россия – Европа или Азия?

(работа с высказываниями см. Приложение 1)


3. вся история России – история колонизации. Известный историк Ключевский называл колонизацию «основным фактором русской истории».


4. неблагоприятные природно-

климатические условия.

3 последствия

1. огромные траты сил и энергии на обеспечение элементарного выживания.

2. формирование определенных черт характера часто противоречащих друг другу

(терпеливость, покорность // мужество, упорство, самоотверженность)

3. контролирующая подавляющая

роль государства


К XIX в. самая большая территория

- неисчерпаемые возможности для

освоения, богатейшие природные

ресурсы, с одной стороны, и

необходимость защиты, с другой стороны, даже в мирное время

(самая большая протяженность границы с др.)


5. Особая роль русской

православной церкви в истории

России. В период раздробленности

на Руси – церковь, по сути,

единственный цементирующий

фактор, способствующий

возрождению русского государства.




















Отвечают на поставленные вопросы.


























По ходу рассказа учителя записывают цели (изучения истории).






























Записывают особенности становления российской цивилизации.
























Записывают особенности развития российской цивилизации.









hello_html_m2baa300b.jpg

Работают с высказываниями.








Зарисовывают схему.

hello_html_7c05ca7.jpg

III. Подведение итогов урока

1- 2 мин.

Домашняя работа:

Устно: записи в тетради

Письменно:

Напишите мини-сочинение на одну из предложенных тем:

а) Зачем нужна история? Почему необходимо знать историю своего Отечества?

б) Объясните смысл выражения: «История - учитель жизни»?

Записывают домашнее задание

















Приложение 1

Раздаточный материал с высказываниями

Перед Вами четыре группы высказываний поэтов, писателей, философов.
Определите, каково мнение каждой группы.


1) Не надо несбыточных грез,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос:
Кто мы в этой старой Европе?

В.Я. Брюсов


Т.Н. Грановский утверждал, что Россия и Запад имеют общие корни и общий путь развития; необходимо принять западные ценности (просвещение, разум, прогресс, право, личное достоинство).


2) Мы широко по дебрям
и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся
к вам
Своею азиатской рожей!
Да, скифы — мы! Да, азиаты —
мы.
С раскосыми и жадными очами!

А.А. Блок


Стану я на восток лицом,
На запад хребтом.

М.А. Волошин


В историческом развитии России ... есть особенности, очень заметно отличающие его от исторического процесса всех стран европейского Запада и напоминающие процесс развития великих восточных деспотий.

Г.В. Плеханов

3) Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.

Ф.И. Тютчев


А.С. Хомяков утверждал, что у России свой особый путь развития, чтобы выйти на него, надо возродить Русь допетровскую, счастье России — в ее исключительности (в особенностях православия, специфике государственного строя и общественной жизни); необходима опора на такие ценности, как соборность, добротолюбие, простодушие, нестяжательство, кротость и т.п.


4) П.Н. Милюков: «Россия -
Азиопа».

Л.П. Карсавин: «Россия -
Евразия».

У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки...
Мы — европейские слова
И азиатские поступки.

Н.Ф. Щербина

Самолюбие и самомнение у нас европейские, а развитие и поступки азиатские. А.П. Чехов

4


Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии (10 класс).
  • История
Описание:


Тема урока: Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии (10 класс).

 Цель урока: проанализировать основные особенности становления и развития российской цивилизации.

 Задачи урока:

Образовательные

1. Ознакомить обучающихся с курсом «Отечественная история», целями изучения  истории

2. Рассмотреть особенности развития российской цивилизации

3. Рассмотреть особенности становления российской цивилизации

4. Показать, как природно-климатический фактор влияет на формирование национального характера

Развивающие

1. Формировать навыки учебно-исследовательской работы: работать с высказываниями

2. Формирование умений составлять схему и таблицу

3. Развитие познавательных интересов обучающихся, критического мышления в процессе восприятия информации и определение собственной позиции

 Воспитательные

1.Воспитывать у обучающихся  чувства гордости и патриотизма за свое Отечество, его историю

 

Автор Игошина Валерия Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 3806
Номер материала 30291
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓