Особенности
современного урока в условиях реализации ФГОС
«Урок – это
зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог
В.А.Сухомлинский.
Как разработать
урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые
требования ФГОС?
Как известно,
самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с
позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений,
связанных с проведением урока современного типа:
Требования к
уроку
|
Традиционный
урок
|
Урок
современного типа
|
Объявление темы
урока
|
Учитель сообщает
учащимся
|
Формулируют сами
учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
|
Сообщение целей
и задач
|
Учитель
формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
|
Формулируют сами
учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к
осознанию целей и задач)
|
Планирование
|
Учитель сообщает
учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
|
Планирование
учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
|
Практическая
деятельность учащихся
|
Под руководством
учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется
фронтальный метод организации деятельности)
|
Учащиеся
осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой,
индивидуальный методы), учитель консультирует
|
Осуществление
контроля
|
Учитель
осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
|
Учащиеся осуществляют
контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель
консультирует
|
Осуществление
коррекции
|
Учитель в ходе
выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
|
Учащиеся
формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель
консультирует, советует, помогает
|
Оценивание
учащихся
|
Учитель
осуществляет оценивание работы учащихся на уроке
|
Учащиеся дают
оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов
деятельности товарищей), учитель консультирует
|
Итог урока
|
Учитель выясняет
у учащихся, что они запомнили
|
Проводится
рефлексия
|
Домашнее задание
|
Учитель
объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
|
Учащиеся могут
выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных
возможностей
|
Проанализируем деятельность
учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные
действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся
формируются:
Требования к
уроку
|
Урок
современного типа
|
Универсальные
учебные действия
|
Объявление темы
урока
|
Формулируют сами
учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
|
Познавательные
общеучебные, коммуникативные
|
Сообщение целей
и задач
|
Формулируют сами
учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к
осознанию целей и задач)
|
Регулятивные
целеполагания, коммуникативные
|
Планирование
|
Планирование
учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
|
Регулятивные
планирования
|
Практическая
деятельность учащихся
|
Учащиеся
осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой,
индивидуальный методы)
(учитель
консультирует)
|
Познавательные,
регулятивные, коммуникативные
|
Осуществление
контроля
|
Учащиеся
осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель
консультирует)
|
Регулятивные
контроля (самоконтроля), коммуникативные
|
Осуществление
коррекции
|
Учащиеся
формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель
консультирует, советует, помогает)
|
Коммуникативные,
регулятивные коррекции
|
Оценивание
учащихся
|
Учащиеся дают
оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов
деятельности товарищей)
(учитель
консультирует)
|
Регулятивные
оценивания (самооценивания), коммуникативные
|
Итог урока
|
Проводится
рефлексия
|
Регулятивные
саморегуляции, коммуникативные
|
Домашнее задание
|
Учащиеся могут
выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных
возможностей
|
Познавательные,
регулятивные, коммуникативные
|
Универсальные учебные действия являются одной
важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта.
Представлены четыре вида УУД:
•
личностные
•
познавательные
•
регулятивные
•
коммуникативные.
Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения
основной программы следующие:
•
активное
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
•
использование
различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Основная образовательная программа основного общего
образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Технологическая карта — это новый вид
методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание
учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов
освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в
соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение
с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный
учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных
умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС
второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку
Структура технологической карты включает:
•
название
темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
•
цель
освоения учебного содержания
•
планируемые
результаты (личностные, предметные, метапредметные,
информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
•
метапредметные
связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
•
основные
понятия темы
•
технологию
изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и
прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и
диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
•
контрольное
задание на проверку достижения планируемых результатов
Технологическая карта позволяет увидеть учебный
материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению
темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и
формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся,
организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения;
осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Технологическая
карта
Технологическая карта урока
Ф.И.О.
Предмет:
Класс:
Тип урока:
Тема
|
|
Цель
|
|
Задачи
|
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
УУД
|
•
ЛичностныеУУД:
•
Регулятивные
УУД:
•
Коммуникативные
УУД:
•
Познавательные
УУД:
|
Планируемые
результаты
|
Предметные:
•
Знать
•
Уметь
Личностные:
Метапредметные:
|
Основные понятия
|
|
Межпредметные
связи
|
|
Ресурсы:
•
основные
•
дополнительные
|
|
Формы урока
|
фронтальная, И –
индивидуальная, П – парная, Г – групповая
|
Технология
|
|
Дидактическая
структура
урока
|
Деятельность
учеников
|
Деятельность
учителя
|
Задания
для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных
результатов
|
Планируемые
результаты
|
|
Предметные
|
УУД
|
Организационный
момент
Время:
Основные этапы:
|
|
|
|
|
(Познавательные
УУД).
(Коммуникативные УУД).
(Регулятивные УУД).
|
Проверка
домашнего задания
Время:
Этапы:
|
|
|
|
|
|
Изучение нового
материала
Время:
Этапы:
|
|
|
|
|
|
Закрепление
нового материала
Время:
Этапы:
|
|
|
|
|
|
Контроль
Время:
Этапы:
|
|
|
|
|
|
Рефлексия
Время:
Этапы:
|
.
|
|
.
|
|
|
Дидактическая структура урока составляется в
соответствии с основными этапами урока, но может менять в зависимости от типов
урока
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая
структура урока
|
Методическая
структура урока
|
|
|
|
|
Признаки
решения
дидактических задач
|
Методы
обучения
|
Форма
деятельности
|
Методические
приемы и их
содержание
|
Средства
обучения
|
Способы
организации
деятельности
|
Организационный
момент
|
|
|
|
|
|
|
Актуализация
знаний
|
|
|
|
|
|
|
Сообщение нового
материала
|
|
|
|
|
|
|
Закрепление
изученного материала
|
|
|
|
|
|
|
Подведение
итогов
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание
|
|
|
|
|
|
|
В
условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться
планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только
предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход
,лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям
ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель,
используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у
учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо
пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения
и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке
Учитель призван
быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к
образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых
творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают
реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем.
Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в
новой образовательной среде.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.