Главная / Логопедия / Особенности речевого развития учащихся с особыми образовательными потребностями

Особенности речевого развития учащихся с особыми образовательными потребностями

Особенности речевого развития учащихся с особыми образовательными потребностя...
Речь — ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа ...
Речевые нарушения у детей с особыми образовательными потребностями обусловлен...
Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (...
Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (...
Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (...
Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (...
Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (...
Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (...
Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями ...
Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции: • способность слышать...
Этапы развития фонематического восприятия 1. Развитие неречевого слуха На эт...
Этапы развития фонематического восприятия 2. Развитие речевого слуха Различе...
Э тапы развития фонематического восприятия 3. Развитие навыка элементарного з...
Расширить возможности осознанного усвоения звуков и помочь формированию полно...
В результате вырабатывается не только качество движений органов речи, но и фо...
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия «Исправь оши...
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия «Кто заметит...
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия «Выдели слов...
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия «Какой звук ...
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия 	«Назови пе...
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия Подумай, не ...
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия “Волшебное с...
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия «Начало, сер...
1 из 25

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Особенности речевого развития учащихся с особыми образовательными потребностями
Описание слайда:

Особенности речевого развития учащихся с особыми образовательными потребностями Подготовила: учитель-логопед: Коростелина Г.К.

№ слайда 2 Речь — ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком.
Описание слайда:

Речь — ведущая форма общения и мышления, опосредованная языком.

№ слайда 3 Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа шко
Описание слайда:

Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа школьников – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания ДЕТИ – ИНВАЛИДЫ «НОРМАЛЬНО» РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ДЕТИ ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТИ С НЕОБРАТИМЫМ ТЯЖЁЛЫМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТИ ИСПЫТЫВАЮЩИЕ ВРЕМЕННЫЕ И ЛЕГКО УСТРАНИМЫЕ ТРУДНОСТИ

№ слайда 4 Речевые нарушения у детей с особыми образовательными потребностями обусловлены в
Описание слайда:

Речевые нарушения у детей с особыми образовательными потребностями обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.

№ слайда 5 Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (ЗПР
Описание слайда:

Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (ЗПР): Устная речь детей в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата. В звукопроизношении отмечаются замены одного звука другим, обусловленные нарушением фонематического восприятия. Тонкая моторика у них характеризуется неточностью и неполным объёмом, трудностями переключения с одного движения на другое.

№ слайда 6 Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (ЗПР
Описание слайда:

Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (ЗПР): Трудность у этих детей вызывает определение цвета и формы, подбор антонимов и синонимов. Учащиеся затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения.

№ слайда 7 Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (ЗПР
Описание слайда:

Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (ЗПР): Уровень овладения предложением служит показателем сформированности грамматического строя речи. Для детей с особыми образовательными потребностями (ЗПР) составление предложений представляет трудность. Ошибки у детей очень многочисленны. Наиболее распространенная ошибка — нарушение порядка слов. А также, одно из ярких проявлений несформированности грамматического строя речи является употребление предлогов. Сложные предлоги не употребляются этими детьми, но и простые употребляются с ошибками (замена предлога, пропуск).

№ слайда 8 Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (ЗПР
Описание слайда:

Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (ЗПР): Несформированность устной речи обуславливает и нарушение письма у детей с задержкой психического - развития. При письме дети допускают следующие ошибки: замена букв; искажение звуковой структуры слова пропуски букв, их перестановки, добавления, что обусловлено неполноценностью фонематического восприятия и несформированности звукового анализа, как умственного действия по выделению звуков из слова; искажение слоговой структуры слова. У всех детей встречаются синтаксические ошибки - неумение выделить слово, предложение из текста и др.

№ слайда 9 Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (ЗПР
Описание слайда:

Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (ЗПР): О специфике словаря у детей с особыми образовательными потребностями (ЗПР) можно сделать следующие выводы: Словарный запас отличается бедностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. В словаре детей данной категории преобладают слова с конкретным, хорошо им известным значением. В основном они пользуются такими категориями, как существительное, глагол. Из прилагательных употребляют качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки.

№ слайда 10 Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (ЗПР
Описание слайда:

Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (ЗПР): В речи детей с особыми образовательными потребностями недостаточно представлены местоимения, наречия. Такие дети медленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

№ слайда 11 Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (ЗП
Описание слайда:

Характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (ЗПР): Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Недостаточная сформированность фонематического слуха и восприятия чаще всего является причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз, а также мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи

№ слайда 12 Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции: • способность слышать ес
Описание слайда:

Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции: • способность слышать есть данный звук в слове или нет; • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. Фонематическое восприятие также включает в себя 3 операции: • умение определять линейную последовательность звуков в слове; • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; • осознание или подсчет количества звуков в слове.

№ слайда 13 Этапы развития фонематического восприятия 1. Развитие неречевого слуха На этом
Описание слайда:

Этапы развития фонематического восприятия 1. Развитие неречевого слуха На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Упражнения включают задания на распознание: звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка); звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги); действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.

№ слайда 14 Этапы развития фонематического восприятия 2. Развитие речевого слуха Различение
Описание слайда:

Этапы развития фонематического восприятия 2. Развитие речевого слуха Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса Различение слов, близких по звуковому составу Дифференциация слогов Дифференциация фонем

№ слайда 15 Э тапы развития фонематического восприятия 3. Развитие навыка элементарного звук
Описание слайда:

Э тапы развития фонематического восприятия 3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза Этот этап имеет определённую последовательность: Определение количества слогов в словах разной сложности Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука Выделение из слога гласного, затем согласного звука Выделение первого и последнего звука в слове Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения Определение места, количества, последовательности звуков в слове Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

№ слайда 16 Расширить возможности осознанного усвоения звуков и помочь формированию полноцен
Описание слайда:

Расширить возможности осознанного усвоения звуков и помочь формированию полноценных звукоразличений сможет применение артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции звуков.

№ слайда 17 В результате вырабатывается не только качество движений органов речи, но и форми
Описание слайда:

В результате вырабатывается не только качество движений органов речи, но и формируется умение ощущать положение органов речи, как при выполнении упражнений, так и при произнесении отдельных звуков. В перспективе это позволяет анализировать и сравнивать артикуляционные позы сходных звуков, находить в них общие черты и различия. Применение моделей артикуляции звуков может сделать процесс обучения как наглядным, так и познавательным.

№ слайда 18 Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия «Исправь ошибки
Описание слайда:

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия «Исправь ошибки» Цель: развить слуховое внимание. Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук С длинными усами (жук). Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!» (звери). Эй, не стойте слишком близко. Я тигренок, а не миска (киска).

№ слайда 19 Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия «Кто заметит бо
Описание слайда:

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия «Кто заметит больше небылиц?» Цель: развить внимание, умение замечать нелогичные ситуации. Задание: отметить все небылицы. Кисель там варят из резины, Там шины делают из глины. Кирпич там жгут из молока, Творог готовят из песка. Стекло там плавят из бетона, Плотины строят из картона. Обложки там из чугуна, Там варят сталь из полотна. Там кроят рубахи из пластмассы, Посуду делают из пряжи, Прядут там нити из сукна, Костюмы шьют из толокна.

№ слайда 20 Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия «Выдели слово»
Описание слайда:

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия «Выдели слово» Педагог произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки.

№ слайда 21 Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия «Какой звук ест
Описание слайда:

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия «Какой звук есть во всех словах?» Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

№ слайда 22 Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия 	«Назови первы
Описание слайда:

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия  «Назови первый звук в слове» Ребёнку показывают игрушку, например, Буратино и предлагают определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги "зе" в слове Зоя, "вэ" – в слове Вадик).

№ слайда 23 Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия Подумай, не тор
Описание слайда:

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия Подумай, не торопись» Педагог предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах: Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – "ш". (Карандаш, камыш…)Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…)

№ слайда 24 Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия “Волшебное слов
Описание слайда:

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия “Волшебное слово” Сначала следует договориться, какие же слова считать “волшебными”. “Волшебными” можно считать слова на букву “М” или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно –обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении “волшебных слов” ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).

№ слайда 25 Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия «Начало, середи
Описание слайда:

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия «Начало, середина, конец» Цель: развитие фонематического слуха: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета. Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками. Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

Особенности речевого развития учащихся с особыми образовательными потребностями
  • Логопедия
Описание:

Дети с ограниченными возможностями здоровья – неоднородная по составу группа школьников – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Речевые нарушения у детей с особыми образовательными потребностями обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.

Ниже представлены:характерные признаки речи учащихся с особыми образовательными потребностями (ЗПР);

ü  этапы развития фонематического восприятия;

 

ü  игры и упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия.

Автор Коростелина Галина Константиновна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 578
Номер материала 27878
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы