Главная / Начальные классы / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ


Савенкова В.В.


Современные школьные учреждения характеризуются пестрым национальным составом, и этот факт вызывает определенные трудности. Вопросы совершенствования межнациональных отношений, формирования их культуры у подрастающего поколения, утверждение идей дружбы народов и толерантности, становится в центре внимания представителей педагогической науки во всех многонациональных государствах. Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в классе. Система методов и форм воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, где достигается взаимодействие, направленное на формирование опыта межнационального общения.

Исследования в области педагогики подтвердили, что ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, с людьми окружающими его. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у детей представление о себе и других, как о личности. Учитель должен знать, как регулировать отношения младших школьников, возникающие при взаимодействии их с «другими» детьми, отличающимися от них.

Учителя начальных классов играют большую роль в привитии детям норм и ценностей поведения, характерных для разных культур, в укреплении культурных традиций. Правильная организация быта в школе, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей – необходимое условие для воспитания конструктивных отношений и общения детей между собой.

Воспитание взаимоотношений между учащимися, основанных на принципах гуманизма является особой задачей педагога. Учителю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности, что позволяет ему судить об авторитетности того или иного ребенка, выделить организаторов и малоактивных детей.

При организации педагогического процесса учитель необходимо стремиться создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Это положительное эмоциональное состояние детей, их занятость полезной деятельностью, речевое общение. Кроме того, в процессе формирования межнациональных взаимоотношений, предусмотреть, чтобы учащиеся, объединяющиеся в группы, отличались разными уровнями взаимоотношений, и по возможности были разных наций. Именно это обуславливает положительное влияние их друг на друга.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме межличностного общения, изучение практического опыта учителей начальных классов, работающих в многонациональных коллективах, позволили нам выделить некоторые особенности эффективной организации процесса межличностного общения младших школьников в полиэтнической образовательной среде. Так, учителю начальных классов необходимо изначально собрать информацию об ученическом коллективе: уточнить, какие национальности представлены в классе, выяснить уровень межличностных отношений детей в целом, а также подготовить методический материал по культурам народов, представленных в данном классе. Затем запланировать и провести ряд мероприятий, предполагающих

знакомство школьников с многообразием и самоценностью национальных культур, представленных в классе, что способствует развитию кругозора учащихся и позволяет использовать имеющиеся представления в формировании правильного общения между детьми. Также необходимо на протяжении всей работы осуществлять

оперативный контроль над качественными изменениями, происходящими в знании и умении учащихся; анализировать результаты, успехи и неудачи, сравнивать достигнутое с тем, что было запланировано.

Учителю начальных классов необходимо формировать положительные взаимоотношения между детьми класса. Прежде всего, нужно изменить негативное или равнодушное отношение сверстников к детям, испытывающим трудности в налаживании отношений со сверстниками, содействовать возникновению положительного отношения к ним.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод – процесс формирования отношений, общения ребенка в условиях, когда в классе представлены две и более нации, должен осуществляться через освоение элементов культуры, как своего народа, так и культуры людей, принадлежавших к другой нации. Учитель должен знать и уметь, как регулировать отношения младших школьников, возникающих при взаимодействии их с «другими» детьми, отличными от них.


Литература:


1. Щербакова Е.М. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. М.; Просвещение, 1984.-80 с.,

2. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера,2007,-224с.

3. Антонова Т.В., Рояк А.А., Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений. 1991, №4 - С. 42-46.


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
  • Начальные классы
Описание:

      Современные школьные учреждения характеризуются пестрым национальным составом, и этот факт вызывает определенные трудности. Вопросы совершенствования межнациональных отношений, формирования их культуры у подрастающего поколения, утверждение идей дружбы народов и толерантности, становится в центре внимания представителей педагогической науки во всех многонациональных государствах. Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в классе. Система методов и форм воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, где достигается взаимодействие, направленное на формирование опыта межнационального общения.

 

  

Автор Савенкова Валентина Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 530
Номер материала 52704
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓