Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Скачать материал

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

Савенкова В.В.

 

Современные школьные учреждения характеризуются пестрым национальным составом, и этот факт вызывает определенные трудности. Вопросы совершенствования межнациональных отношений, формирования их культуры у подрастающего поколения, утверждение идей дружбы народов и толерантности, становится в центре внимания представителей педагогической науки во всех многонациональных государствах. Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в классе. Система методов и форм воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, где достигается взаимодействие, направленное на формирование опыта межнационального общения.

Исследования в области педагогики подтвердили, что ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, с людьми окружающими его. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у детей представление о себе и других, как о личности. Учитель должен знать, как регулировать отношения младших школьников, возникающие при взаимодействии их с «другими» детьми, отличающимися от них.

Учителя начальных классов играют большую роль в привитии детям норм и ценностей поведения, характерных для разных культур, в укреплении культурных традиций. Правильная организация быта в школе, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей – необходимое условие для воспитания конструктивных отношений и общения детей между собой.

Воспитание взаимоотношений между учащимися, основанных на принципах гуманизма является особой задачей педагога. Учителю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности, что позволяет ему судить об авторитетности того или иного ребенка, выделить организаторов и малоактивных детей.

При организации педагогического процесса учитель необходимо стремиться создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Это положительное эмоциональное состояние детей, их занятость полезной деятельностью, речевое общение. Кроме того, в процессе формирования межнациональных взаимоотношений, предусмотреть, чтобы учащиеся, объединяющиеся в группы, отличались разными уровнями взаимоотношений, и по возможности были разных наций. Именно это обуславливает положительное влияние их друг на друга.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме межличностного общения, изучение практического опыта учителей начальных классов, работающих в многонациональных коллективах, позволили нам выделить некоторые особенности эффективной организации процесса межличностного общения младших школьников в полиэтнической образовательной среде. Так, учителю начальных классов необходимо изначально собрать информацию об ученическом коллективе: уточнить, какие национальности представлены в классе, выяснить уровень межличностных отношений детей в целом, а также подготовить методический материал по культурам народов, представленных в данном классе. Затем запланировать и провести ряд мероприятий, предполагающих

знакомство школьников с многообразием и самоценностью национальных культур, представленных в классе, что способствует развитию кругозора учащихся и позволяет использовать имеющиеся представления в формировании правильного общения между детьми. Также необходимо на протяжении всей работы осуществлять

оперативный контроль над качественными изменениями, происходящими в знании и умении учащихся; анализировать результаты, успехи и неудачи, сравнивать достигнутое с тем, что было запланировано.

Учителю начальных классов необходимо формировать положительные взаимоотношения между детьми класса. Прежде всего, нужно изменить негативное или равнодушное отношение сверстников к детям, испытывающим трудности в налаживании отношений со сверстниками, содействовать возникновению положительного отношения к ним.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод – процесс формирования отношений, общения ребенка в условиях, когда в классе представлены две и более нации, должен осуществляться через освоение элементов культуры, как своего народа, так и культуры людей, принадлежавших к другой нации. Учитель должен знать и уметь, как регулировать отношения младших школьников, возникающих при взаимодействии их с «другими» детьми, отличными от них.

 

Литература:

 

1.  Щербакова Е.М. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. М.; Просвещение, 1984.-80 с.,

2. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера,2007,-224с.

3. Антонова Т.В., Рояк А.А., Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений. 1991, №4 - С. 42-46.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по переработке нефти и газа

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 078 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 473
    • DOCX 19.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Савенкова Валентина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 583
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 334 человека

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1181 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 547 человек

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов

Мини-курс

Развитие мотивации к обучению

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 155 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе