ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Савенкова В.В.
Современные школьные
учреждения характеризуются пестрым национальным составом, и этот факт вызывает
определенные трудности. Вопросы совершенствования межнациональных отношений, формирования
их культуры у подрастающего поколения, утверждение идей дружбы народов и толерантности,
становится в центре внимания представителей педагогической науки во всех многонациональных
государствах. Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые
складываются между ними в классе. Система методов и форм воспитания состоит в
организации учебной и воспитательной деятельности, где достигается
взаимодействие, направленное на формирование опыта межнационального общения.
Исследования в
области педагогики подтвердили, что ребенок как личность формируется в процессе
активного взаимодействия с окружающим миром, с людьми окружающими его. Приобщая
детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги
формируют у детей представление о себе и других, как о личности. Учитель должен
знать, как регулировать отношения младших школьников, возникающие при
взаимодействии их с «другими» детьми, отличающимися от них.
Учителя начальных
классов играют большую роль в привитии детям норм и ценностей поведения,
характерных для разных культур, в укреплении культурных традиций. Правильная
организация быта в школе, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая
детей – необходимое условие для воспитания конструктивных отношений и общения
детей между собой.
Воспитание
взаимоотношений между учащимися, основанных на принципах гуманизма является особой
задачей педагога. Учителю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре
и других видах совместной деятельности, что позволяет ему судить об авторитетности
того или иного ребенка, выделить организаторов и малоактивных детей.
При организации
педагогического процесса учитель необходимо стремиться создать оптимальные
условия для самостоятельной деятельности детей. Это положительное эмоциональное
состояние детей, их занятость полезной деятельностью, речевое общение. Кроме
того, в процессе формирования межнациональных взаимоотношений, предусмотреть,
чтобы учащиеся, объединяющиеся в группы, отличались разными уровнями
взаимоотношений, и по возможности были разных наций. Именно это обуславливает
положительное влияние их друг на друга.
Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме межличностного общения,
изучение практического опыта учителей начальных классов, работающих в
многонациональных коллективах, позволили нам выделить некоторые особенности эффективной
организации процесса межличностного общения младших школьников в полиэтнической
образовательной среде. Так, учителю начальных классов необходимо изначально собрать
информацию об ученическом коллективе: уточнить, какие национальности представлены
в классе, выяснить уровень межличностных отношений детей в целом, а также
подготовить методический материал по культурам народов, представленных в данном
классе. Затем запланировать и провести ряд мероприятий, предполагающих
знакомство школьников с многообразием и самоценностью национальных культур,
представленных в классе, что способствует развитию кругозора учащихся и
позволяет использовать имеющиеся представления в формировании правильного
общения между детьми. Также необходимо на протяжении всей работы осуществлять
оперативный контроль над качественными изменениями, происходящими в
знании и умении учащихся; анализировать результаты, успехи и неудачи, сравнивать
достигнутое с тем, что было запланировано.
Учителю начальных
классов необходимо формировать положительные взаимоотношения между детьми
класса. Прежде всего, нужно изменить негативное или равнодушное отношение
сверстников к детям, испытывающим трудности в налаживании отношений со
сверстниками, содействовать возникновению положительного отношения к ним.
Из всего вышеизложенного
можно сделать вывод – процесс формирования отношений, общения ребенка в
условиях, когда в классе представлены две и более нации, должен осуществляться
через освоение элементов культуры, как своего народа, так и культуры людей,
принадлежавших к другой нации. Учитель должен знать и уметь, как регулировать
отношения младших школьников, возникающих при взаимодействии их с «другими»
детьми, отличными от них.
Литература:
1. Щербакова Е.М. Формирование взаимоотношений
детей 3-5 лет в игре. М.; Просвещение, 1984.-80 с.,
2. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального
общения. Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера,2007,-224с.
3. Антонова
Т.В., Рояк А.А., Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений.
1991, №4 - С. 42-46.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.