Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОсобенности работы учителя с одаренными детьми

Особенности работы учителя с одаренными детьми

Скачать материал

Особенности работы учителя с одаренными детьми.

В соответствии с современными взглядами, господствующими в психологии, одаренность – это системное качество личности, включающее организующее и соподчиняющее множество способностей, мотивов человека, направляя их на быстрое освоение какой либо деятельности, поиск и реализация новых способов ее выполнения, достижение высоких результатов, обеспечивая тем самым общественное признание субъектов данной деятельности.

Каждый ребенок неповторим, выявление одаренных детей является одной из сложных и непростых задач учителя. Учитель начальных классов за четыре года обучения может достаточно точно сказать, какой из детей, в чем силен, кто имеет творческие способности, у кого проблемы с логическим мышлением, дать полную характеристику своих учеников. Но не каждый ребенок даже за время своего обучения в начальной школе способен продемонстрировать свои способности.

Ребенок с признаками одаренности – явление не столь уж редкое. Однако сохранить и приумножить свою одаренность удается далеко не всем. Поэтому число истинных талантов и гениев несоизмеримо меньше числа, подающих надежды  в той или иной области деятельности. Процесс нивелировки, сглаживания признаков одаренности признаков одаренности имеет множество детерминант.

В основном он приходится на период школьного детства. Поэтому столь важным является психологическое сопровождение детей с признаками одаренности в системе образовательного взаимодействия, его интегративная регуляция, направленная на обеспечение социальной адаптации такого ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие составляющих его таланта, одаренности, противодействие нивелирующим обстоятельствам.

К числу ранней одаренности, появляющейся в период дошкольного и школьного детства, относятся:

ü более быстрый темп психического развития, прежде всего познавательных способностей и мотивов;

ü легкость и быстрота освоения всех или отдельных видов деятельности, стремление к достижению в ней положительных результатов высочайшего уровня;

ü сверхмотивация, обусловливающая внутреннюю неудовлетворенность полученным результатам и стремление к лидерству, превосходству над другими, либо стремление к уединению, разрыву или ослаблению привычных связей и отношений.

Признаки одаренности одновременно характеризуют индивидуальность и личность человека. Будучи отнесенными к его индивидуальности, они подчеркивают отличия данного ребенка от других, выпукло обозначают его сильные и слабые стороны. При соотнесении тех же признаков одаренности к личности мы должны говорить о их происхождении и влиянии на общение и взаимодействие с другими людьми, роли в процессах социальной адаптации, выбор какого-либо вида деятельности (познавательной, исследовательской, общественной, спортивной, творческой и т.п.).

Возраст 6,5-7,5 лет является рекомендованным в нашей стране для начала систематического обучения в школе. Ускоренный темп развития детей с признаками одаренности ведет к тому,  что эти ребята не просто раньше указанного возраста осваивают счет т грамоту, то есть умеют читать и считать, но большая часть составляющих видов готовности к обучению в школе у них появляется раньше, чем у общей массы их сверстников.

Наличие признаков одаренности у детей дошкольного возраста обычно подмечается в тех семьях, где образовательный ценз родителей или других членов семьи достаточно высок, а также существует высокая степень центрированности на ребенке в силу того, что он уникальный, единственный, поздний, болезненный. При этом взрослые члены семьи поощряют развитие соответствующих способностей и дарований повышенным вниманием, похвалой, созданий условий для занятий тем или иным видом деятельности, стремление поддерживать ореол исключительности своего ребенка. Частые и целенаправленные контакты ребенка со взрослыми, подкрепленные специально организованным обучением, ведут к тому, что отличительные черты и признаки ускоренного темпа развития становятся все более заметными.

Самым распространенным является решение родителей при поступлении ребенка в школу  сочетать его общее начальное образование с несколькими видами дополнительного образования. Почти 90% детей, обучающихся в начальной школе, пользуются услугами системы дополнительного  образования. Это могут быть кружки, секции, специализированные школы (музыкальная, балетная, спортивная и т.п.), занятия в которых идут параллельно с занятиями в образовательной школе. Наиболее активные, любознательные дети могут посещать 2-3 таких кружка или секции. В этом случае родители стремятся загрузить учебный день ребенка до предела. Дополнительными занятиями охватываются 6-7 дней недели, а на отдельные дни выпадают до 2-3-х дополнительных занятий. При этом хорошая память детей с признаками одаренности позволяет им без дополнительных повторов усваивать учебную информацию непосредственно на уроке. А вот письменные задания выполняются ими не в оптимальных условиях и не в благоприятное время. В такой ситуации у школьников вырабатывается установки на исключение действий по закреплению и повторению учебного материала из числа школьных обязанностей, что может пагубно отразиться на результатах учения в дальнейшем, и ориентация на максимально эффективную, быструю и безошибочную, но не качественную работу.

Таким образом, задача выявления признаков одаренности в период дошкольного и школьного детства – задача безусловно актуальная. В решении ее органам образования не обойтись без помощи и участия семьи. Однако желание выявить, умножить дарования личности, сделать их общественным достоянием не должно идти вразрез с интересами самого ребенка. Его эмоциональное и социальное развитие столь же важны, как и развитие интеллектуального потенциала, а сохранение здоровья и предупреждение негативных трансформаций в мотивационной и личностной сферах не менее значимы, чем стремление к успеху, достижениям, творчеству и признаниям.

Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать сложный материал – стартовая площадка для центральной задачи педагога в работе с одаренными детьми – привить им вкус в серьезной творческой работе. Работая с одаренными, мы не просто преподаем «предмет», а вводим его в науку. Исходя из интересов учащегося, ему определяют и творческую тему, которая должна требовать от ребенка придумывания, самостоятельного выдвижения идей. Свободное продвижение в науке требует напряженной самостоятельной работы вне  школы.

Опыт работы учителей начальных классов в реализации работы с одаренными детьми показывает, что самостоятельно добываемые учениками знания усваиваются лучше. Собственное творчество детей помогает им прочнее запоминать информацию, которую сообщает учитель.

Проведение интеллектуальных конкурсов, игр, фестивалей  облегчает решить проблему мотивации. Детей не приходиться «заинтересовывать» предметом, учебным материалом. Сами ученики выбирают, какой предмет изучать, насколько глубоки познания юного дарования в данной области. Это интересно самому ребёнку. Так он реализует свои природные задатки. Развиваясь, младший школьник самореализуется.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления младших школьников. А работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Важно в работе с одарёнными детьми на начальном этапе обучения сопроводить его позитивную самореализацию. Со стороны учителей, родителей, педагогов дополнительного образования нужно всячески помогать и одобрять труд ребёнка, стимулировать его творческие идеи.

Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Учитель должен принимать всё то, что есть в ребёнке, как естественное, сообразно его природе.

Основное в  работе учителя начальных классов  с младшими школьниками является выявление, сохранение и развитие природных способностей каждого воспитанника. Для этого необходимо создать среду, условия для развития  природных способностей ребёнка.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Особенности работы учителя с одаренными детьми"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Особенности работы учителя с одаренными детьми. В соответствии с современными взглядами, господствующими в психологии, одаренность – это системное качество личности, включающее организующее и соподчиняющее множество способностей, мотивов человека, направляя их на быстрое освоение какой либо деятельности, поиск и реализация новых способов ее выполнения, достижение высоких результатов, обеспечивая тем самым общественное признание субъектов данной деятельности. Каждый ребенок неповторим, выявление одаренных детей является одной из сложных и непростых задач учителя. Учитель начальных классов за четыре года обучения может достаточно точно сказать, какой из детей, в чем силен, кто имеет творческие способности, у кого проблемы с логическим мышлением, дать полную характеристику своих учеников. Но не каждый ребенок даже за время своего обучения в начальной школе способен продемонстрировать свои способности. Ребенок с признаками одаренности – явление не столь уж редкое. Однако сохранить и приумножить свою одаренность удается далеко не всем. Поэтому число истинных талантов и гениев несоизмеримо меньше числа, подающих надежды в той или иной области деятельности. Процесс нивелировки, сглаживания признаков одаренности признаков одаренности имеет множество детерминант. В основном он приходится на период школьного детства. Поэтому столь важным является психологическое сопровождение детей с признаками одаренности в системе образовательного взаимодействия, его интегративная регуляция, направленная на обеспечение социальной адаптации такого ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие составляющих его таланта, одаренности, противодействие нивелирующим обстоятельствам. К числу ранней одаренности, появляющейся в период дошкольного и школьного детства, относятся: ü более быстрый темп психического развития, прежде всего познавательных способностей и мотивов; ü легкость и быстрота освоения всех или отдельных видов деятельности, стремление к достижению в ней положительных результатов высочайшего уровня; ü сверхмотивация, обусловливающая внутреннюю неудовлетворенность полученным результатам и стремление к лидерству, превосходству над другими, либо стремление к уединению, разрыву или ослаблению привычных связей и отношений. Признаки одаренности одновременно характеризуют индивидуальность и личность человека. Будучи отнесенными к его индивидуальности, они подчеркивают отличия данного ребенка от других, выпукло обозначают его сильные и слабые стороны. При соотнесении тех же признаков одаренности к личности мы должны говорить о их происхождении и влиянии на общение и взаимодействие с другими людьми, роли в процессах социальной адаптации, выбор какого-либо вида деятельности (познавательной, исследовательской, общественной, спортивной, творческой и т.п.). Возраст 6,5-7,5 лет является рекомендованным в нашей стране для начала систематического обучения в школе. Ускоренный темп развития детей с признаками одаренности ведет к тому, что эти ребята не просто раньше указанного возраста осваивают счет т грамоту, то есть умеют читать и считать, но большая часть составляющих видов готовности к обучению в школе у них появляется раньше, чем у общей массы их сверстников. Наличие признаков одаренности у детей дошкольного возраста обычно подмечается в тех семьях, где образовательный ценз родителей или других членов семьи достаточно высок, а также существует высокая степень центрированности на ребенке в силу того, что он уникальный, единственный, поздний, болезненный. При этом взрослые члены семьи поощряют развитие соответствующих способностей и дарований повышенным вниманием, похвалой, созданий условий для занятий тем или иным видом деятельности, стремление поддерживать ореол исключительности своего ребенка. Частые и целенаправленные контакты ребенка со взрослыми, подкрепленные специально организованным обучением, ведут к тому, что отличительные черты и признаки ускоренного темпа развития становятся все более заметными. Самым распространенным является решение родителей при поступлении ребенка в школу сочетать его общее начальное образование с несколькими видами дополнительного образования. Почти 90% детей, обучающихся в начальной школе, пользуются услугами системы дополнительного образования. Это могут быть кружки, секции, специализированные школы (музыкальная, балетная, спортивная и т.п.), занятия в которых идут параллельно с занятиями в образовательной школе. Наиболее активные, любознательные дети могут посещать 2-3 таких кружка или секции. В этом случае родители стремятся загрузить учебный день ребенка до предела. Дополнительными занятиями охватываются 6-7 дней недели, а на отдельные дни выпадают до 2-3-х дополнительных занятий. При этом хорошая память детей с признаками одаренности позволяет им без дополнительных повторов усваивать учебную информацию непосредственно на уроке. А вот письменные задания выполняются ими не в оптимальных условиях и не в благоприятное время. В такой ситуации у школьников вырабатывается установки на исключение действий по закреплению и повторению учебного материала из числа школьных обязанностей, что может пагубно отразиться на результатах учения в дальнейшем, и ориентация на максимально эффективную, быструю и безошибочную, но не качественную работу. Таким образом, задача выявления признаков одаренности в период дошкольного и школьного детства – задача безусловно актуальная. В решении ее органам образования не обойтись без помощи и участия семьи. Однако желание выявить, умножить дарования личности, сделать их общественным достоянием не должно идти вразрез с интересами самого ребенка. Его эмоциональное и социальное развитие столь же важны, как и развитие интеллектуального потенциала, а сохранение здоровья и предупреждение негативных трансформаций в мотивационной и личностной сферах не менее значимы, чем стремление к успеху, достижениям, творчеству и признаниям. Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать сложный материал – стартовая площадка для центральной задачи педагога в работе с одаренными детьми – привить им вкус в серьезной творческой работе. Работая с одаренными, мы не просто преподаем «предмет», а вводим его в науку. Исходя из интересов учащегося, ему определяют и творческую тему, которая должна требовать от ребенка придумывания, самостоятельного выдвижения идей. Свободное продвижение в науке требует напряженной самостоятельной работы вне школы. Опыт работы учителей начальных классов в реализации работы с одаренными детьми показывает, что самостоятельно добываемые учениками знания усваиваются лучше. Собственное творчество детей помогает им прочнее запоминать информацию, которую сообщает учитель. Проведение интеллектуальных конкурсов, игр, фестивалей облегчает решить проблему мотивации. Детей не приходиться «заинтересовывать» предметом, учебным материалом. Сами ученики выбирают, какой предмет изучать, насколько глубоки познания юного дарования в данной области. Это интересно самому ребёнку. Так он реализует свои природные задатки. Развиваясь, младший школьник самореализуется. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления младших школьников. А работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Важно в работе с одарёнными детьми на начальном этапе обучения сопроводить его позитивную самореализацию. Со стороны учителей, родителей, педагогов дополнительного образования нужно всячески помогать и одобрять труд ребёнка, стимулировать его творческие идеи. Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Учитель должен принимать всё то, что есть в ребёнке, как естественное, сообразно его природе. Основное в работе учителя начальных классов с младшими школьниками является выявление, сохранение и развитие природных способностей каждого воспитанника. Для этого необходимо создать среду, условия для развития природных способностей ребёнка.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 053 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.10.2020 202
    • DOCX 40 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Идрисова Асильбика Тайгибовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Идрисова Асильбика Тайгибовна
    Идрисова Асильбика Тайгибовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78136
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 305 человек из 58 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 27 регионов

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 25 регионов

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Разнообразные методы и формы обучения в высшем образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе