Работа с
одаренными детьми в условиях реализации ФГОС
Особенности
работы с одаренными детьми в школе
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на
деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть
автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать
способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за
него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого
ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его
переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе
полученного материала.
Формы
работы с одаренными детьми
На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися,
прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со
всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с
одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы -
урочную и внеурочную. Следует признать
нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для
обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с
другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной
адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного
времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для
выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.
В работе с одаренными детьми целесообразно
положить следующие принципы педагогической деятельности:
·
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей
для развития личности;
·
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
·
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
·
принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
·
принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере
находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
В работе с одаренными детьми наиболее
эффективными из современных педагогических технологий являются технологии
продуктивного обучения и компетентностного
подхода. Эти технологии
позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей
точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.
У одарённых детей чётко проявляется потребность
в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое
позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в
нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду
самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов.
Метод
проектов
Метод проектов относится к технологиям
компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на
уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации
познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом
интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот
или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив
свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой
своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая
учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные
взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои
ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой
ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником,
направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном
процессе. Главная задача учителя -
помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
В заключение
хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и
никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста,
хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их
обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями,
администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста
мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня
казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался
Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Творческие проекты детей
- Почему
не существует шестого правильного многогранника (6 класс)
- Поверхность
и плоскость (6 класс)
- Прямая
и цилиндр (6 класс)
- Прямая
и конус (6 класс)
- Поверхность,
плоскость и прямая (6 класс)
- Прямая
и сыр (6 класс)
- Насекомые
и геометрия (6 класс)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.