Лёушкина
Виктория Анатольевна
Учитель
физической культуры
МБОУ
СОШ №11 г. Владикавказ
Особенности
психики детей младшего школьного возраста.
В начальных классах различные подвижные игры – главная
форма деятельности детей и основное средство развития их физических и
психических качеств. В играх расширяется поле деятельности школьников,
определяются их контакты друг с другом, проявляется фантазия. Требования
учителя в это время должны носить в большей мере игровой характер.
Перед тем как предложить игру с быстрым бегом и
прыжками, следует провести разминку, которая не должна быть скучной. Разминку
надо выполнять свободно, энергично, включать упражнения на расслабление мышц.
Развитие
основных физических качеств.
Младший школьный возраст - период быстрого развития
основных физических качеств. В это время все ученики в той или иной мере
владеют основными формами движений, умеют бегать, прыгать, метать. В младшем
школьном возрасте у детей очень высокие показатели потребления кислорода в
расчете на единицу веса тела. В период от 7 до 11 лет наблюдается естественный
рост общей выносливости, и, чтобы добиться высоких результатов, умеренные по
мощности циклические нагрузки должны быть длительностью не менее 3-4 минут.
Если период младшего школьного возраста будет упущен для развития общей
выносливости, то в дальнейшем это качество воспитывать будет трудно.
Что касается мышечной силы и ловкости, то у младших
школьников они находятся на низком уровне. Поэтому, занимаясь с детьми,
необходимо обратить внимание на воспитание этих качеств и продолжать их
развитие на тротяжении всех лет обучения. У учащихся 7-10 лет очень хорошо
выражена подвижность в суставах, т.е. гибкость, и нельзя допустить, чтобы с
годами это физическое качество утратилось.
Разнообразные упражнения и подвижные игры на уроках
физической культуры в начальных классах учат детей контролировать своё
поведение и способствуют развитию основных черт характера: наблюдательности,
целеустремлённости, настойчивости, решительности, самообладания,
самостоятельности.
Наблюдательность. Это – способность замечать и
запоминать неприметные, на первый взгляд детали окружающей обстановки,
происходящих событий или двигательных действий.
Наблюдательность позволяет быстро усваивать сложные
упражнения и ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Эту черту
характера можно успешно развивать на уроках физической культуры.
Не менее важно уметь замечать, как надо правильно
выполнять то или иное упражнение, например передачу и ловлю мяча. Самое главное
– проследить за тем как мяч передают и как его ловят.
Целеустремлённостью называют стремление к
достижению определённой заранее намеченной цели.
Например, при лазании надо стремиться добраться до
указанной рейки гимнастической стенки. Выполняя упражнение в метании, нужно
стараться попасть в указанную цель. В играх с быстрым бегом, например, можно
поставить цель – запятнать побольше игроков. При выполнении таких заданий дети
должны преодолевать определённые трудности, иначе приобретённое качество будет
неустойчивым.
Настойчивость – такая черта характера,
которая выражает упорство в желании добиться положительных результатов в своей
деятельности.
При развитии настойчивости надо строго следить за
точным выполнением всех намеченных упражнений. И, если какое-то упражнение
сразу не получится, следует настойчиво повторять его до появления положительных
результатов. Учитель, давая индивидуальные задания на дом, обязательно должен
проверять, как они выполняются.
Решительностью считают готовность смелость
в принятии решений. Приведём упражнения, при которых надо проявить
решительность. Это может быть лазание и перелезание с одного спортивного
снаряда на другой, кувырок вперёд или назад из упора присев, упражнения в
равновесии на низком бревне, гимнастической скамейке. При выполнении таких
упражнений надо обязательно обеспечить помощь и страховку.
Самообладание выражается в умении
преодолевать отрицательные переживания и эмоции. Если у школьника не получается
какое-либо упражнение и причиной этому боязнь его выполнить, то надо ещё
несколько раз показать данное упражнение и убедить ученика повторить его,
оказывая ему при этом помощь и поддержку.
Самостоятельность – это устойчивость характера,
не смотря на влияние окружающих. Прежде всего, надо рассказать детям, что
означает самостоятельность и как её развивать. Проявляется она, например, в
подготовке к занятиям физической культурой, умении быстро и аккуратно сложить
одежду, не отвлекаясь при этом, иметь свое мнение по поводу тех или иных
поступков одноклассников и мужество высказать это мнение в случае необходимости.
Именно в младших классах следует начать воспитание положительных
психологических качеств и добиваться, чтобы в дальнейшем они составляли
основные черты характера.
Основным содержание уроков физической культуры в
младших классах являются обучение естественным видам движений средствами гимнастики,
подвижных игр и лёгкой атлетики.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.