Особенности проявления тревожности в подростковом возрасте
Подростковый
возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период
складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы
эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания
знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с
тем, это потерь детского мироощущения, появление чувства тревожности и
психологического дискомфорта. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к
своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих,
повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Тревожные подростки
живут, ощущая постоянный беспричинный страх.
Тревожные
подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Постоянно
испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они
крайне редко проявляют инициативу. Известно, что предпосылкой возникновения
тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не
каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое
зависит от способов общения родителей с ребенком. В этом случае общение
взрослого с подростком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность
в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает
беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, то есть, испытывает чувство
тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное
образование – тревожность [46].
Усилению
у подростка тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные
требования со стороны родителей, так как они вызывают ситуацию хронической
неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными
возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые,
ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще
один фактор, способствующий формированию тревожности, – частые упреки,
вызывающие чувство вины («Ты так плохо вел себя, что у меня заболела голова»,
«Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае подросток
постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Помимо перечисленных
факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти
сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет
непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию
или тяжелую болезнь [45].
По данным И.В. Дубровиной [14], в подростковом
возрасте наблюдается постепенное снижение уровня тревожности вплоть до 9-го
(сейчас 10-го) класса, и достаточно серьезное увеличение количества тревожных
учащихся в 10-м (11-м) классе. Однако эта тревожность неоднородна. Если до
14-15 лет преобладает межличностная тревожность, связанная, прежде всего, с
отношениями со сверстниками (друзьями, одноклассниками), то к 16-17 годам начинает
доминировать самооценочная тревожность, обусловленная необходимостью
личностного самоопределения и выбора дальнейшего жизненного пути.
По всей вероятности, резкое повышение уровня
тревожности в подростковом возрасте связано с началом пубертатного кризиса,
который традиционно характеризуется развитием самосознания, и именно в этот
период тревожность становится устойчивым личностным образованием, связанным с
особенностями формирования Я-концепции.
Тревожность подростков может проявляться в поведении самыми
разнообразными, порой неожиданными, способами, маскируясь под другие проблемы.
Основываясь на анализе литературы, посвященной проблеме тревожности, а также на
собственном опыте работы, Микляева А.В. и Румянцева П.В. [40], выделили
несколько «универсальных» и возрастно-специфических форм проявления
тревожности.
Особого внимания заслуживает такая форма
проявления тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в
стрессогенных ситуациях. В первую очередь, это различные вегетативные реакции в
беспокоящих ситуациях. Например, в трудной ситуации подросток может краснеть
(бледнеть), чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой. В
ответственные моменты могут возникать тошнота, легкое головокружение –
состояния, знакомые любому человеку, который хоть раз испытывал серьезное
беспокойство [46].
Еще одной типичной формой поведения, маскирующей
тревожность, является «уход» в аддиктивное поведение [13]. Если преодолеть
беспокойство не удается, подросток может выбрать путь наименьшего сопротивления
и найти другую сферу «самореализации», например, увлечение компьютерными
играми, музыкой, общением с друзьями, сопровождающимся сигаретой и бутылочкой
пива и т. д.
Во-вторых, перегрузки могут вызываться
загруженностью подростка школьными делами в течение учебной недели. Днями с
оптимальной учебной работоспособностью являются вторник и среда, затем,
начиная с четверга, эффективность учебной деятельности резко снижается. Для
полноценного отдыха и восстановления сил ему необходим как минимум один
полноценный выходной в неделю, когда он может не возвращаться к выполнению
домашних заданий и других школьных дел. Установлено, что учащиеся, получающие
домашние задания на выходные, характеризуются более высоким уровнем
тревожности, чем их сверстники, имеющие возможность полностью посвятить
воскресенье отдыху.
И,
наконец, в-третьих, свой вклад в перегрузки учащихся вносит принятая сейчас
длительность урока. Наблюдения за поведением детей в течение урока показывают,
что за первые 30 минут урока ребенок отвлекается более чем в три раза меньше,
чем за 15 последних. По данным Б.И. Кочубея и Е.В. Новиковой, зависимость между
этапом урока и отвлекаемостью детей можно продемонстрировать следующим образом
[24].
По мнению Кочубей Б.И. и Новикова Е.В. [24],
наиболее «тревожными» детьми являются двоечники и отличники. «Середнячки» в
плане успеваемости характеризуются большей эмоциональной устойчивостью по
сравнению с теми, кто ориентирован на получение одних «пятерок» или не
рассчитывает особенно на оценку выше «тройки».
Одним из факторов формирования тревожности
подростков являются неблагоприятные отношения с педагогами. Во-первых,
тревожность может порождаться стилем взаимодействия с учениками, которого
придерживается учитель. Даже не беря в расчет такие очевидные случаи, как
применение учителем физического насилия, оскорбление детей, можно выделить
особенности стиля педагогического взаимодействия, способствующего формированию
школьной тревожности. Так, по результатам исследования О.А. Слепичевой [54],
наиболее высокий уровень тревожности демонстрируют дети из классов учителей,
исповедующих так называемый «рассуждающе-методический» стиль педагогической
деятельности
Во-вторых, формированию тревожности могут
способствовать завышенные требования, предъявляемые педагогом к подросткам; эти
требования часто не соответствуют их возрастным возможностям.
В-третьих, тревожность может быть вызвана избирательным отношением педагога к конкретному подростку, прежде всего, связанным с систематическим нарушением им правил поведения на уроке [46].
Как указывает А.К. Дусавицкий, смена школьного
коллектива сама по себе является мощным стрессогенным фактором,
поскольку предполагает необходимость установления новых взаимосвязей с
незнакомыми сверстниками, причем результат субъективных усилий не определен,
поскольку в основном зависит от других людей (тех учащихся, из которых состоит
новый класс). Следовательно, переход из школы в школу (реже – из класса в
класс) провоцирует формирование тревожности (прежде всего межличностной).
Благополучные отношения с одноклассниками являются важнейшим ресурсом
мотивации посещения школы [15].
Таким образом, тревожность в подростковом
возрасте – это специфический вид тревожности, проявляющейся во взаимодействии
подростка с различными компонентами окружающей среды и закрепляющейся в этом
взаимодействии. В ее формировании можно условно выделить как ситуационные
(собственно взаимодействие с компонентами окружающей среды), так и
индивидуальные (темперамент, самооценка и т. д.) предпосылки.
Подростковый
возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. Это период потерь
детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического
дискомфорта. Тревожность в подростковом возрасте –
это специфический вид тревожности, проявляющейся во взаимодействии подростка с
различными компонентами окружающей среды и закрепляющейся в этом
взаимодействии.
Литература
1.
Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального
поведения детей / И.Р. Алтунина. – М.: Московский психолого-социальный
институт, 2005. – 224 с.
2.
Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе
/ Л.И. Божович В кн. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.2 Хрестоматия. –
Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2008.– С. 95-145.
3.
Овчарова,
Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов
психологических факультетов / Р.В. Овчарова. – 2-е изд., стер. – М.:
Издательский центр «Академия», 2005. – 448 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.