Главная / Русский язык и литература / Особенности преподавания русского языка

Особенности преподавания русского языка

Об особенностях преподавания русского языка в 2014/2015 учебном году

Стратегическая задача развития российского образования заключается в обновлении содержания и повышении качества образования, точнее – в достижении его нового качества.

В 2015/2016 году учителя общеобразовательных учреждений Симферопольского района начнут обучение учащихся пятых классов по федеральным государственным стандартам основного общего образования нового поколения.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – перевести учащегося в режим саморазвития.

А это означает, что при планировании работы на следующий учебный год необходимо обратить внимание на то, каким образом деятельность учителя позволит в полной мере раскрыть содержательный аспект русского языка как учебного предмета в соответствии с новыми целями и технологическими подходами. При переходе на обучение в ОУ по новым стандартам содержание учебного предмета сильно не трансформируется, но изменятся цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

На ступени основного общего образования (5–9 классы) у обучающихся должно быть «сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

В соответствии с планом работы ЦДЮТ в 1 семестре 2014/2015 учебного года была проведена тематическая поверка состояния преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях района: в Гвардейской школе-гимназии №3, Тепловской, Винницкой, Пожарской, Залесской школах

В ходе проверки были изучены и вопросы готовности школ к введению ФГОС нового поколения, а именно:

  • материально-техническая и учебно-методическая база по предмету;

  • кадровый состав

  • качество ведения школьной документации учителями;

  • контроль администрации за преподаванием русского языка

Материально-техническая база

В районе функционирует 54 кабинета русского языка (93% от необходимого количества), 15 (28 %) из них соответствуют требованиям на 80% (27 кабинетов оплачиваемых) и 20 этнографических уголков.

Заслуживают особого внимания учебные кабинеты русского языка и литературы Гвардейской № 1, Молодежненской № 2, Константиновской, Широковской, Залесской, Перевальненской школ, Гвардейских школ-гимназий №2, № 3, Добровской школы-гимназии, Перовской школы-гимназии, Родниковской школы-гимназии эстетикой оформления сменных стендов, богатой видеотекой, наличием иллюстрационного и дидактического материала.

В Денисовской, Трудовской, Кленовской, Кольчугинской ОШ № 2, Кубанской, Маленской, Мирновской № 1, Партизанской, Мазанской школах учителя проводят целенаправленную работу по сохранению и пополнению МТБ кабинетов. Имеются перспективные планы дооборудования кабинетов.

Не соответствуют требованиям и не спланирована работа по пополнению МТБ кабинетов в Молодежненской № 1, Мирновской № 2, Винницкой, Николаевской, Новоанреевской, Урожайновской, Украинской, Пожарской школах.

В большинстве школ в кабинетах русского языка отсутствуют технические средства, однако учителя используют собственные ноутбуки для проведения уроков. Создаётся видеотека фильмов-экранизаций, постоянно пополняется копилка презентационных материалов. В школах имеются таблицы по русскому языку, словари, папки с таблицами и справочными материалами на каждую парту, материалы для проведения контрольных работ, карточки для индивидуальной работы, разработки уроков и внеклассных мероприятий.

Учебниками русского языка учащиеся и учителя школ обеспечены на 100%. В классах с русским языком обучения – учебники русского языка под редакцией М.А.Рыбченковой; в классах с крымскотатарским языком обучения – учебники русского языка для национальных образовательных учреждений под редакцией Е.А. Быстровой.

Однако учебные кабинеты требуют оснащения современными средствами обучения, в частности, ИКТ. К сожалению, ни одна из школ района при реализации различных программ не получила современный кабинет русского языка!

Кадровый состав

Преподавание русского языка в Симферопольском районе осуществляется во всех общеобразовательных учебных заведениях района, а также в классах с украинским и крымскотатарским языками обучения. В этом учебном году в учреждениях образования Симферопольского района русский язык преподают 115 учителей русского языка.

Проверка показала, что в целом, кадровый состав учителей, преподающих русский язык, имеет относительно высокий качественный уровень (стаж работы от 20 до 25 лет у 70% педагогов), что свидетельствует о достаточном опыте и профессионализме. Однако в этом году в большинстве школ района в 5 классах русский язык преподают учителя украинского. Конечно, многие из них проходят курсы переподготовки при КРИППО, некоторые решили получить второе образование по специальности «русский язык и литература» в Крымском Федеральном университете, однако это не снимает ответственности с администрации школы, в частности с директора, за качество преподавания русского языка в этих классах и в школе в целом.

В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта в профессиональной деятельности учителя будут иначе расставлены акценты. Безусловно, предметные знания всегда были, есть и будут на первом месте, поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Тем не менее, перед учителем стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний, т.е. к дидактической роли учителя естественно прирастает ещё одна – управленческая (учитель управляет образовательным процессом по своему предмету)

Анализ посещенных уроков учителей-словесников в 5-ых классах свидетельствует о том, что на уроках создается атмосфера доброжелательности, концентрируется внимание на главных вопросах темы, создается ситуация успеха; учителя в достаточной мере владеют педагогическими приемами, повышающими познавательную готовность пятиклассников, используют технологии, в основном игровую, обучение в сотрудничестве, уровневую дифференциацию. Обращают внимание на каллиграфию учащихся.

Однако в 5 классах на закрепление материала отводится 45% рабочего времени – с увеличением доли самостоятельной работы еще не достаточно подготовленных к ней учащихся 4-х классов, что является одним из основных признаков нарушения преемственности. Как в начальных, так и в 5 классах зачастую преобладают фронтальные и коллективные устные формы работы.

Многие учителя, преподающие русский язык в 5-х классах, в большинстве своем не знакомы с программой и учениками 4-х классов, не имеют четких представлений о предшествующей подготовке школьников к моменту изучения той или иной темы, поэтому подолгу задерживаются на знакомом учащимся по начальной школе материале, не оставляя времени на закрепление нового и совершенствование навыков. Глубоко не анализируется формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка как на 1 ступени обучения, так и в 5 классе.

Учителя русского языка являются членами школьных методических объединений учителей-словесников или социально-гуманитарного цикла, периодически выступают с докладами на ШМО, являются подписчиками научно-методических журналов по предмету, посещают РМО.

В рамках работы ШМО организовано взаимопосещение уроков коллег, взаимопроверка ученических тетрадей, заслушиваются отчеты по самообразованию.

Однако в планах ШМО большинства школ района не отслеживается выполнение рекомендаций администрации школ; нет ответственных за подготовку заседаний; отсутствуют отметки о выполнении проведённых мероприятий, не спланирована работа со слабоуспевающими учащимися.

Анализ документации школьных методических объединений показал, что отчёты ШМО за 2013/2014 учебный год носят формальный характер, в них нет глубокого анализа деятельности МО. Также в плане работы не отражена работа по преемственности (в основном деятельность сводится к оформлению материалов к педконсилиуму по 5 классам), бессистемна работа с одарёнными и слабоуспевающими детьми.

Документация учителей

В ходе тематических проверок был проведён анализ ведения школьной документации учителями-предметниками. Рабочие программы, календарно-тематическое и поурочное планирование в основном соответствует нормативной базе и методическим рекомендациям. Тематические планы предметников содержат материал на сопутствующее повторение.

Ведение классных журналов соответствует требованиям, накопляемость отметок в основном в норме, практическая часть на момент проверки выполнена в соответствии с календарно-тематическим планированием, оценки за контрольные и творческие работы выставлялись своевременно всеми учителями, оценки в тетрадях и журналах совпадают.

На момент проверки в Гвардейской школе-гимназии №3, Тепловской, Винницкой, Пожарской, Кольчугинской №2, Новосёловской, Залесской во всех классах (4, 5) количество тетрадей соответствовало количеству присутствующих учащихся. Единый орфографический режим, объём классных и домашних работ соблюдается. Работы оцениваются объективно. Пропущенных ошибок не обнаружено. Ведётся словарная работа. Работа над ошибками проводится в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы и оценивается на усмотрение учителя.

Однако (на момент проверки) Пояснительные записки Рабочих программ перекопированы из авторских программ к УМК. Не сказано о внесённых изменениях в собственную программу и их обоснование. Нет характеристики особенностей программы.

Контроль со стороны администрации за преподаванием предмета

Анализ управленческой деятельности по организации контроля состояния преподавания русского языка в школах свидетельствует о том, что руководители ОУ обеспечивают организационно-педагогический аспект с учетом рекомендаций психологов. Однако часто случается так, что работать в 5-ые классы приходят учителя, выпустившие учеников из 11-го класса. За годы работы в старших классах они утрачивают некоторые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в 5 классе, забывая о периоде адаптации пятиклассников.

Курируют состояние преподавания русского языка в основном заместители директоров по УВР, в некоторых школах – директора. Однако лишь немногие являются филологами, что, безусловно, вызывает трудности при изучении состояния преподавания русского языка. Очень часто при посещении уроков администрацией ставятся слишком общие цели посещения: «Адаптация учащихся 5-х классов» или «Преемственность обучения учащихся», что не позволяет выйти на конкретные проблемы и оперативно провести коррекцию проблемных участков.

Выводы, сделанные администрацией по посещённым урокам, в основном носят констатационный характер, рекомендации не даются (Новосёловская, Винницкая, Пожарская, Гвардейская №3, Тепловская школы), что не способствует методическому и профессиональному росту учителей.

Анализ документации школы по ВШК состояния преподавания предмета показал, что контроль со стороны администрации носит формальный характер.

Проблем много. Они решаемы. Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по-новому готовиться к уроку, учиться по-новому проводить урок, учиться по-новому оценивать достижения обучающихся, учиться по-новому взаимодействовать с их родителями.

В 2014 — 2015 учебном году, в связи с переходом на систему образования Российской Федерации, целью методической работы РМО учителей русского языка и литературы являлось оказание действенной помощи учителям в улучшении организации обучения, совершенствовании уровня педагогического мастерства, профессиональной компетенции, методики преподавания, освоении ФГОС.

Вот некоторые из направлений деятельности методической работы:

  • мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов через реализацию Программы мониторинга;

  • освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по русскому языку и литературе;

  • организация внешкольной работы с учащимися по русскому языку и литературе;

  • изучение и анализ состояния преподавания русского языка и литературы;

  • методическое сопровождение подготовки педагогов к единому государственному экзамену;

  • работа с молодыми педагогами;

  • приведение средств обучения по предметам в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока

За истекший период (с мая 2014 по март 2015) было проведено: 4 заседания РМО, 2 — МК , 3 заседания ШМУ, 3 — СП , 3 — ПС.

Как правило, заседания РМО носили информативный характер и были наиболее многочисленными, так как сейчас значительно увеличилось количество учителей, преподающих русский язык. Мастер-классы готовили и проводили учителя, которые достигли определенных успехов в преподавании русского языка. Вот некоторые из тем наших мероприятий:

  • Реализация принципов преемственности и последовательности в изучении систематического курса русского языка на 1 ступени обучения и в основной и старшей школе

  • Новые подходы в преподавании русского языка и литературы в контексте ФГОС ООО

  • Реализация требований ФГОС ООО по формированию информационно-образовательной среды на уроках русского языка и литературы

  • Лингвистический анализ текста как важный этап современного урока в условиях реализации ФГОС

В 2014/15 учебном году на основе диагностики по выявлению профессиональных затруднений, проведенной на первом заседании РМО, была оказана адресная методическая помощь по вопросам, вызывающим затруднения в работе педагогов. Последнее время очень популярно консультирование on-line.

С мая 2014/15 учебного года учителя русского языка являются постоянными слушателями вебинаров, проводимых издательством «Просвещение». Эта форма явилась новой и получила высокую оценку среди учителей, так как позволяет оперативно реагировать на те изменения, которые происходят в условиях перехода на новые стандарты. Все учителя получают по итогам вебинаров сертификаты. Самые активные участники on-line проекта издательства «Просвещение» делятся своими открытиями с коллегами на районных мероприятиях. А существует ли такая «обратная связь» на уровне школы в ШМО? К сожалению, не так хорошо обстоит дело с семинарами, которые организует для нас КРИППо, привлекая ведущих российских специалистов в области образования из Москвы. В некоторых школах администрация не даёт возможности учителям посещать данные мероприятия, которые очень важны для учителей русского языка, так как в ходе этих семинаров обсуждаются вопросы организации образовательной деятельности с учетом конституционного статуса языков, особенностей работы учителя русского языка и литературы в условиях модернизации российского образования и перехода на стандарт нового поколения, методики подготовки к выполнению заданий по русскому языку ЕГЭ и ОГЭ.

Рекомендации


Администрации всех общеобразовательных учреждений Симферопольского района

1. Скорректировать планирование ВШК в перспективном плане работы школы в связи с переходом на ФГОС до 21.04.2015


2. При посещении уроков ставить конкретные цели, проводить глубокий поэлементный анализ и давать учителям содержательные рекомендации по методике преподавания предмета в течение учебного года

3. Проводить глубокий анализ методической работы, определять конкретные мероприятия по устранению недостатков, анализировать работу с точки зрения достижения поставленных целей и реализации задач

в конце каждого семестра учебного года

4. Включить в план ШМО отчёты по работе с одарёнными и слабоуспевающими детьми до 19.04.2015

5. Проанализировать результаты II этапа олимпиады по русскому языку, а также результативность участия в районных и республиканских конкурсах.

до 19.04.2015

6. Изучать и использовать на практике передовые технологии раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей как на уроках через индивидуализацию и дифференциацию обучения, так и во внеурочное время через организацию работы предметных кружков, факультативов и индивидуальную работу


7. Контролировать работу с одарёнными детьми в течение учебного года


8. Оказывать помощь в создании и оснащении кабинета русского языка

в течение учебного года




Методист ЦДЮТ Е.В.Кульчейко


9


Особенности преподавания русского языка
  • Русский язык и литература
Описание:

В 2015/2016 году учителя общеобразовательных учреждений Симферопольского района начнут обучение учащихся пятых классов по федеральным государственным стандартам основного общего образования нового поколения.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – перевести учащегося в режим саморазвития.

А это означает, что при планировании работы на следующий учебный год необходимо обратить внимание на то, каким образом деятельность учителя позволит в полной мере раскрыть содержательный аспект русского языка как учебного предмета в соответствии с новыми целями и технологическими подходами. При переходе на обучение в ОУ по новым стандартам содержание учебного предмета сильно не трансформируется, но изменятся цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

На ступени основного общего образования (5–9 классы) у обучающихся должно быть «сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

В соответствии с планом работы ЦДЮТ в 1 семестре 2014/2015 учебного года была проведена тематическая поверка состояния преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях района: в Гвардейской школе-гимназии №3, Тепловской, Винницкой, Пожарской, Залесской школах

Автор Кульчейко Елена Васильевна
Дата добавления 21.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1713
Номер материала 58460
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓