Главная / География / «Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».

«Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».

«Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».



Вопрос « Как обучать» детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве.

Школа, воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу – осуществление коррекционного воздействия на личность учащегося.

Школа должна давать учащимся знания, но кроме этого – развивать умение мыслить самостоятельно.

Это возможно только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи.

Коррекционно-развивающее обучение сегодня является приоритетным направлением современной образовательной практики. Практика показывает, что уже на этапе поступления в школу, дети характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации.

К данной категории следует отнести детей с пониженной обучаемостью и работоспособностью, психической и физической ослабленностью и детей с психосоциальной запущенностью.

Определение таких детей в специальные коррекционные классы позволяет оказывать им необходимую психологическую и педагогическую помощь.

Обучение таких детей немыслимо без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых, научно-обоснованных методов и форм деятельности.

Так что же характеризует детей коррекционных классов?



Высокая эмоциональность

Задержка психического развития

Быстрая утомляемость

Незрелость эмоционально-волевой сферы

Педагогическая запущенность

Трудности распределения и переключения внимания

Конфликтность

Неуравновешенность психики

Трудность общения

Низкая мотивация

Пониженная познавательная активность

При работе в коррекционных классах учитель обязан владеть разнообразными методами и приемами, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствовать развитию речи.

На сегодняшний день разработано множество технологий, позволяющих учителю правильно и эффективно организовывать работу в классах коррекции:

Объяснительно – иллюстративное обучение

Личностно – ориентированное обучение

Развивающее обучение

Технология опорных сигналов

Модульная технология

Проблемное обучение

Игровая технология

Диалоговая технология

Технология коррекционно – развивающих упражнений.

Технологий много, но все они ориентированы на применение специальных приемов с позиции полного усвоения учебного материала.

Учитывая, что учащиеся классов коррекции отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как они позволяют поддерживать интерес к изучаемому в течение всего урока.

Важно знать, что в таких классах материал должен усложняться постепенно, подаваться небольшими дозами. Сначала даются простые задания. Обязательно частое переключение с одного вида деятельности на другой.

Особую значимость в работе с такими детьми имеет практическая направленность учебного материала и опора на жизненный опыт ребенка, многократное поэтапное повторение. Также очень важно использовать задания с опорой на образец.

Построение конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения- сложная проблема. Но все же, какую бы технологию вы не выбрали для работы в классах коррекции, в конечном итоге она должна быть нацелена на организацию самостоятельной деятельности учащихся.

Преимущества игровых технологий:

Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

Осуществляются межпредметные связи, интеграцию учебных дисциплин.

Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).

Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных

условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

Недостатки игровых технологий:

Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.

Игра можно рассматривать как феномен без опаски выражать эмоции;

понять себя и испытать на пределе возможностей свои внутренние

ресурсы;

осваивает новые способы поведения;

быть задействованным в игре зачастую более интенсивно, нежели в

повседневной действительности обретает возможность оперативно анализировать собственные реакции.

Остановимся подробнее на некоторых коррекционно-развивающих заданиях.

Примеры заданий с опорой на жизненный опыт ребенка.

При изучении темы: «Атмосфера» можно предложить учащимся обсудить следующие проблемные вопросы:

Почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу?

Почему вода в реках летним вечером как парное молоко?

Почему зимой в окнах устанавливают двойные рамы?

Объясните поговорку « Много снега - мало хлеба»

Объясните слова из песни: « Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима».

Географические загадки на развитие внимания:

Шесть океанов на планете.

Согласны с этим все ли дети?



Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг.



Знает каждый капитан:

Волга – это океан!



Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас – гора!



Со времен далеких и поныне

Льют дожди, как из ведра в пустыне.



Игра «Составь несколько слов из одного слова»: ученики соревнуются, кто больше знает географических терминов:



Г – идросфера

О – кеан

Р – ека

А - зимут



Задания на развитие мыслительных реакций:



Теплый, холодный, звездный, кислотный, грибной, частый, затяжной, проливной (дождь)

Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся (вулкан)

Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной (песок)

Живая, мертвая, мутная, прозрачная, пресная, соленая (вода).

Задание «Подбор прилагательных»: на уроке вводится новое понятие, а на этапе заключения и обобщения знаний учащимся предлагается подобрать определения к термину:

Земная кора: Ветер:

Материковая - холодный

Океаническая - теплый

Твердая - сильный

Тонкая - слабый

Толстая - южный

Подвижная - северный



Задание «Собери фразу»: ребята делятся на две группы. Каждая группа получает по абзацу из параграфа, читает его и находит основную мысль. Выписывает главную фразу на бумажную полоску, выданную учителем, и разрезает на определенное количество частей. Группы обмениваются заготовками и пытаются правильно восстановить чужую фразу. Это способствует тренировке внимания и памяти.

Технология знаково-символического кодирования учебного текста: заключается в выражении смыслового содержания текстов при помощи знаков и символов. Любой учебный текст с помощью специальных знаков (сигналов) трансформируется посредством моделирования кодированных единиц (сигнальных загадок, логических цепочек). В последующем они активно используются учащимися в процессе обучения.

Если есть время и возможность, применяю на уроках ребусы по географии:

C:\Documents and Settings\Татьяна\Рабочий стол\методика\ребус 7.jpgC:\Documents and Settings\Татьяна\Рабочий стол\методика\ребус 9.jpg



Эта технология облегчает восприятие, хранение и воспроизведение информации, у учащихся происходит активная работа с образами, развивается эмоциональная сфера и речь.

Физкультурная минута (разминка) по теме “Мировой Океан”, 6 класс, а также любой урок аналогичной тематики.

Останавливаю урок, делает загадочное лицо и предлагает всем детям сцепить руки “в замок”: “Все вместе!” (“Повторяйте за мной”)

Полный штиль!” – руки без движения;

Волны!” – Легкое волнообразное движение сцепленными руками;

Волны сильнее!” – движение более сильное;

Шторм” – волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту;

Комментарий учителя: “А как движется цунами? Покажем вместе!”: совсем другое движение – руки движутся от себя, “набегают на берег” (1 раз).

Диктант в ладоши” для 5-7 класса. В конце фронтального опроса, для перехода к уроку, предлагаю детям выполнить “диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “Диктую название рек на южных материках. Вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову реки Южной Америки, приготовились, начали – Амазонка, Нил, Парана, Мадейра, Дарлинг, Нигер, Конго, Уругвай”. Список большим, названия произносятся громко внятно и достаточно быстро. Таким образом, можно “проверить” названия растений и животных, народы, города

Итак, применение разных форм и методов работы в коррекционных классах, в конечном итоге, должно быть нацелено не только на формирование знаний по географии, но и развивать самостоятельную деятельность учащихся.

Самостоятельность может сформироваться лишь в процессе самостоятельной работы, которая невозможна без прочного и сознательного усвоения знаний.

Самостоятельность является основой мотивации учения, повышающей качество обучения.

Обучение географии предполагает и требует применение большого количества знаний для самостоятельной работы, что помогает более успешно реализовать коррекционные возможности предмета.

Урок географии в 6-«Г» классе (КРО)



Тема: Климат нашей местности.

Цель:

на основе опорных знаний, полученных при изучении тем «Погода» и «Климат», подвести обучающихся к выводу об особенностях климата Ставропольского края, о влиянии его на хозяйственную деятельность человека, на здоровье людей;

развивать практические умения в работе с заданиями учебника, в развитии логического мышления, обобщения имеющихся знаний;

способствовать воспитанию культуры умственного труда, познавательного интереса.

Тип урока: комбинированный

Методы: игровой, наблюдения, наглядно-иллюстративный, беседы.

Оборудование: учебники по физической географии (6 кл.) , словарь изученных терминов по т. «Атмосфера»; ЛОК «Погода и климат».

I Работа по повторению по т. «Атмосфера».

1. Игра «Цепочка» - Что это?

-Атмосферное давление- -Осадкомер-

-Барометр- -термометр-

-Облака- -ветер-

-Осадки- -пассаты, западные-

-Воздушные массы- -погода-

-Климат- -гигрометр-

2. Беседа по обобщению знаний о погоде и климате на основе ЛОК «Погода и климат» (открывается известной ЛОК уч-ся)

Погода – это… Климат – это…

зависит от: зависит от:

а)… а) г.ш.

б)… б) рельефа;

в)… в) близости или удаленности от океанов;

г) от В.М.

влияет на: влияет на:

а) а)…

б) б)…

в) в)…

Воздушные массы – слои…, которые характеризуются определенными: а)…; б)…; в)…; г)…

II Работа по теме урока.

1. Беседа.

- Обобщив и повторив полученные знания об особенностях погоды и климата на Земле, можем охарактеризовать климат Ставропольского края

- Как называется страна, в которой мы живем?

- В каком климатическом поясе она находится? В этом же климатическом поясе расположен Ставропольский край.

- Известно, что климат зависит от г. ш., т.к. от угла падения солнечных лучей зависит температура воздуха.

- Между какими градусами широты расположен наш край?

- По физической карте полушарий назовите, как расположен Северный Кавказ по отношению к океанам?

- Какая особенность климата связана, с таким расположением территории?

- Какой рельеф преобладает в на Старополье? Как он влияет на климат?

III Закрепление знаний ,,Почемучка’’

- Климат Ставропольского края? …

- Зимы на Кавказе…, из-за…?

- Осадков на территории Ставропольского края выпадает…,т.к. он расположен…

IV Д/з 31, отв. на вопросы с.134

V Оценки учащимся за урок.

«Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».
  • География
Описание:

Вопрос « Как обучать» детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве.

Школа, воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу – осуществление коррекционного воздействия на личность учащегося.

Школа должна давать учащимся знания, но кроме этого – развивать умение мыслить самостоятельно.

 

Это возможно только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи. 

Автор Бойко Елена Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 819
Номер материала 35862
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓