Главная / Другое / Особенности правового регулирования инклюзивного образования в современной России

Особенности правового регулирования инклюзивного образования в современной России

Кайгородова Елена Геннадьена,

учитель истории и обществознания

МАОУ-СОШ № 168 г. Екатеринбурга


Особенности правового регулирования инклюзивного образования в современной России


«Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.

Соответственно, процесс развития общего образования в России должен включать в себя и развитие инклюзивного образования.

Что касается нормативно - правовой основы инклюзивного образования, то она включает в себя следующие международные и внутригосударственные документы:

Международные, являющиеся правовой основой:

  • Декларация прав ребенка(ООН, 1959);

  • Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989);

  • Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994);

  • Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006)

Российское законодательство:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В данных документах закреплено право каждого человека на образование без дискриминации его по каким- либо признакам (особенности половой, расовой, религиозной, культурно-этнической или языковой принадлежности, особенности состояния здоровья, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного

переселенца и т.п.).

Согласно Саламанкской декларации «каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний» [4].

Российское законодательство определяет в качестве основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования» [5].

Следует отметить, что особое значение при организации инклюзивного образования отводится

ценностным гуманистическим установкам. Безусловно, в процессе реализации инклюзивное образование прежде всего должно опираться на следующие приоритеты:

  • приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;

  • индивидуализация и дифференциация, природосообразность образовательных (в широком смысле) задач и методов как возможностей ребенка, так и общей логики развития;

  • профилактика и преодоление инвалидизации и искусственной изоляции семьи ребенка.

Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения ко всем участникам образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Не вызывает сомнения тот факт, что вышеописанные процессы обеспечивают гуманизацию образования и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Обращаясь к терминологии Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» невозможно не отметить появление нового понятия - «адаптированная образовательная программа», данная программа разработана для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и способствует обеспечению коррекции нарушений развития и социальной адаптации указанных лиц [5].

Кроме того, в законе об образовании выделены особенности реализации адаптированных образовательных программ. Так, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273-ФЗ общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В данных организациях создаются специальные условия для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями.

Исходя из логики ч. 1 ст. 92 Федерального закона № 273-ФЗ, адаптированные основные общеобразовательные прораммы являются предметом государственной аккредитации, также особенности организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья установлены разделом 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.

Следует обратить внимание на усиление неоднородности состава обучающихся по уровню развития в целом, что непременно связано с необходимостью общеобразовательной школы одновременно осуществлять реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В 2015-2015 учебном году новые стандарты будут введены в 5х классах общеобразовательной школы.

Данное обстоятельство в комплексе с отсутствием утвержденных специальных федеральных государственных образовательных стандартов в настоящее время существенно затрудняют адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с особыми образовательными потребностями, вследствие чего

наблюдается возникновение дополнительных, зачастую непреодолимых трудностей в реализации индивидуального подхода педагогов к обучающимся в процессе их обучения, воспитания, развития, что не позволяет в достаточной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому обучающемуся [7, 8].

Для преодоления данных трудностей необходимо решение приоритетных задач.

Логически вытекает, что первоочередной задачей является необходимость обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования, в том числе путем принятия специального федерального государственного образовательного стандарта разных уровней общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Безусловно, следует обратить внимание на то, что в настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит раздел «Программа коррекционной работы» [3], в котором имеется идея о создании системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации основной образовательной программы начального общего образования [2].

Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания, которое включает в себя удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Очевидным является то, что дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в более индивидуализированном обучении, нежели дети со стандартными образовательными потребностями.

Необходимостью является также создание единой образовательной и аксиологической среды лицам с особыми образовательными потребностями в процессе получения образования в рамках общеобразовательной школы.

Не является секретом и необходимость учащихся с ограниченными возможностями здоровья в сопровождении специалистов различного профиля.

В настоящее время самыми распространенными являются следующие формы организованного взаимодействия специалистов:

  • психолого-педагогические консилиумы;

  • службы психолого - педагогического сопровождения образовательного учреждения.

Применительно к инклюзивному образованию, именно службы психолого-педагогического сопровождения обеспечивают индивидуальный подход и интеграцию детей в отношения с классным коллективом, что способствует их полноценному участию последних в жизни класса (группы).

Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

Следует отметить необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход, в частности наличие команды специалистов сопровождения: координатор (заместитель директора) по инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и другое.

Кроме того, важна роль руководства образовательной организации, вступающей на путь инклюзии, поскольку именно его обязанностью является обеспечение адаптации всех участников образовательного процесса к новым социальным условиям. В связи с этим в штате образовательных учреждений должны появиться новые специалисты - координаторы по инклюзии и тьюторы.

Важна роль эффективного межведомственного взаимодействия и социального партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, максимально раздвинув образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Следующей задачей, требующей экстренного решения, является обеспечение организации взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение - это не только поддержка семьи, но и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивного класса (группы).

Думается, необходимо предположить основные принципы психолого-педагогического сопровождения родителей:

  • комплексный подход сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов;

  • приоритет интересов сопровождаемого;

  • рекомендательный характер советов сопровождающего;

  • непрерывность сопровождения.

Приоритетной является разработка и адаптация научно-программно-методического обеспечения инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости – специальные учебники и рабочие тетради, учебные контенты, учебные пособия для самого ученика), а также контрольно-измерительных материалов на этапах текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

В заключение хотелось бы отметить, что для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решение материально-технических и организационно-методические вопросов, но и вопросов, связанных с подготовкой педагогических кадров, учащихся и родителей к процессу совместного обучения детей с разными возможностями, но одинаковыми правами.

Современным педагогам необходимо четкое осознание того, что какими бы разными мы ни были по национальности или по цвету кожи, по уровню физического развития или здоровья, мы все должны иметь равные возможности для развития и жизни.

Кроме того, важно качественное управление со стороны администрации образовательной организации процессом развития инклюзивного образования.

Специализированое психолого-педагогическое сопровождение также является залогом удачного включения лиц с особыми образовательными потребностями в образовательную среду.


Список литературы:

1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеева, О.С. Никольской, О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. - Режим доступа: URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 [дата обращения: 17.02.2015].

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195 [дата обращения: 18.02.2015].

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]; сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2014. – 204 с.

4. Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994) (Саламанка, Испания, 7—10 июня 1994 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/declarat.html [дата обращения: 25.01.2015].

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1241.html [дата обращения: 18.02.2015].

6. Что такое инклюзивное (включающее) образование? По материалам Альянса правозащитных организаций «Спасите детей» (Save the children) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-83914.html?page=2[дата обращения: 05.03.2015].

7. Шипицина, Л.М. Многоликая интеграция [Текст] / Л.М. Шипицина // Дефектология. – 2012. – № 4. - С. 19.

8. Гудкова, Т.В. Особенность латеральных показателей у дошкольников с различной выраженностью речевых проблем [Текст] / Т.В. Гудкова, Е.И. Николаева// Психология образования в поликультурном пространстве. - 2014. - Т. 1. - № 3-4.-С. 37-48.

Особенности правового регулирования инклюзивного образования в современной России
  • Другое
Описание:

Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.

Соответственно, процесс развития общего образования в России должен включать в себя   и развитие инклюзивного образования.

 

Что касается нормативно - правовой основы инклюзивного образования, то она включает в себя  международные и внутригосударственные документы, анализу которых посвящена статья

Автор Кайгородова Елена Геннадьевна
Дата добавления 18.03.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 810
Номер материала 58307
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓