Особенности
организации обучения
в малокомплектной
школе
Среди множества факторов,
определяющих специфику малокомплектной школы, выделяется группа
социально-педагогических: малокомплектность;
разобщенность школьного микрорайона; малая и предельно малая наполняемость классов;
отсутствие дошкольных и внешкольных учреждений.
Как показывают исследования,
изучение практического опыта учителей, одновременная работа с двумя классами
требует тщательного составления расписания учебных занятий, чтобы учитель мог
на каждом уроке проводить самостоятельные работы с учащимися и младшего, и
старшего классов. Поэтому от учителя требуется особая тщательность и
продуманность в её планировании. Для этого необходимо правильное распределение
классов в комплекты, составление расписания, планирование учебного материала и
организации урока как основной формы организации обучения.
Обязательными элементами урока в
двух - трехкомплектной школе является организация самостоятельной работы
учащихся одного класса и непосредственной работы учителя с учащимися другого
класса. Больше и чаще всего используется комбинированный урок, так как другие
виды уроков достаточно сложны в организации и мало приемлемы. В содержание
большинства уроков входит изучение нового материала в каждом из классов. Поэтому
урок, на котором изучается новый материал во всех классах комплекта, обычно
начинается с самостоятельной работы детей стершего класса и непосредственной
работы учителя с младшими школьниками. Самостоятельная работа в старшем классе
связывается обычно с подготовкой учащихся к изучению нового материала и поэтому
тесно увязывается с пройденным ранее материалом. Во время самостоятельной
работы в старшем классе, которая продолжается около 15-20 минут, учитель
организует работу над новым материалом в младшем классе и дает задание для
последующей самостоятельной работы на время до 15 минут. Затем переходит к
старшему классу, проверяет результаты выполненной самостоятельной работы и
организует работу по изучению нового материала, заканчивая заданиями для классной
и домашней самостоятельной работы. В оставшееся время учитель проверяет
результат самостоятельной работы учащихся младших классов, дает дополнительные
упражнения и задание на дом.
По подобному алгоритму
планируются и проводятся уроки с двумя классами в том случае, когда в одном
классе изучается новый материал, а в другом повторяется и закрепляется
пройденное, или когда в обоих классах идет закрепление изученного ранее
материала. В таких случаях урок начинается с непосредственной работы учителя с
учащимися того класса, в котором быстрее и легче можно организовать
самостоятельную работу учащихся.
При планировании и проведении
уроков одновременно с тремя или четырьмя классами распределение времени на
уроках определяется главным образом степенью сложности содержания работы в
каждом отдельном классе и уровнем подготовки учащихся. Собственно работа
учителя с классом, в котором учебный материал сложнее, занимает больше времени.
Таким образом, непосредственная
работа учителя с учащимися и самостоятельная работа учеников образуют неразрывное
единство; каждая самостоятельная работа должна продолжать предшествующую
работу или подготавливать последующую. Только являясь продуктивной
самостоятельной работой, она может способствовать достижению цели обучения. Уже
в процессе непосредственной работы с учащимися учитель подготавливает
самостоятельную работу, дает указания по ней и убеждается, в состоянии ли
учащиеся правильно выполнить задания. Нередко недостаточная подготовка учителя
к уроку ведет к такой «самостоятельной работе», смысл которой состоит в том,
чтобы лишь «занять» учащихся на продолжительное время и дает возможность
учителю работать с другим классом. В таких случаях учебная цель не реализуется.
Следовательно, учителю при подготовке к каждому уроку необходимо методически
правильно продумать организацию самостоятельной работы, которая в рамках
процесса обучения приведет к возможно лучшим результатам.
Методисты совершенно правы в
том, что, как правило, нельзя требовать от учащихся младших классов
самостоятельного изучения нового материала. Поэтому самостоятельная работа в
этих классах проводится с целью закрепления полученных знаний, а также
тренировки в их применении, повторения и развития умений и навыков
самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Таким образом, управлять
учебно-познавательной деятельностью учащихся класса-комплекта – чрезвычайно
сложная задача, требующая от учителя большого напряжения интеллектуальных и
физических сил, высокого педагогического мастерства, профессионализма, особой
гибкости в выборе методов, приемов и средств обучения и воспитания. Ведь в
каждый момент урока он должен реализовать как общее целое, так и его отдельные
части, одновременно непосредственно руководить работой одного класса и
самостоятельной работой учащихся другого класса. Он должен готовить в 2-3 раза
больше уроков и в то же время сочетать их друг с другом в единое целое, чтобы
оптимальным был педагогический эффект.
Маленькая наполняемость классов
(от 1-3 до 10 учащихся) – существенная особенность малокомплектной школы любого
типа. Поэтому учитель-предметник находится в очень сложных условиях
педагогического труда. Он должен быть психологически готов к тому, что
подготовленный им урок надо будет «на ходу» перестраивать, изменять его тип,
структуру, сочетание видов учебно-познавательной деятельности учащихся в
зависимости от того, какой или какие ученики отсутствуют на уроке. Значит, в
таких классах малокомплектной школы может эффективно работать лишь учитель,
который обладает гибким педагогическим мышлением, высокими показателями,
устойчивости нервной системы.
Однако малочисленный класс таит
в себе отрицательное: затруднена коллективная работа, так как нет полноценного
одновозрастного коллектива, эмоциональный фактор крайне беден. Следует
согласиться с выводами В. М. Басовой о том, что специфика обучения в
классах-комплектах начальной школы такова, что учащиеся на протяжении
длительного времени имеют мало возможностей говорить, рассуждать на уроке, не
учатся оформлять и выражать свои мысли, слушать других.
Тем не менее, есть много
положительных сторон:
- создание реальной основы для
эффективного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся через целенаправленное
обучение их способам деятельности;
- многопредметное преподавание
позволяет чаще и лучше отрабатывать с учащимися способы познавательной
деятельности;
- позволяет учителю иметь
оперативную обратную связь с каждым учеником, в результате этого – информацию о
ходе познавательной деятельности каждого ученика на любом этапе процесса
обучения. Фактически в малокомплектной школе учитель в состоянии оценивать не
только саму деятельность и ее результат, но и ее действия и эффективность. Это
обеспечивает объективность итоговых оценок, нет проблем с накопляемостью
оценок;
- у учителя есть полная возможность
оказать детям своевременную и действенную помощь в процессе их
учебно-познавательной деятельности.
Для малокомплектной школы
характерно снижение «престижа» отметки. Называются следующие причины этого:
- обилие отметок снижает интерес
ученика к ней;
- большая накопляемость текущих
отметок снижает влияние каждой отдельной на итоговую за четверть;
- оценка как средство
утверждения в среде одноклассников в большом классе теряет эту функцию в
малочисленном, так как положение в нем каждого ученика, как правило, однозначно
определено;
- организация обучения требует
от ученика быть готовым к каждому уроку, каждый день;
- обилие отметок притупляет
эмоциональные реакции на них и детей, и родителей учащихся.
Таким образом, специфика
эмоционального переживания оценки учебной работы учащихся малочисленного
класса, предвидение заранее итогового балла, окончательной оценки знаний,
снижение «веса» и «престижа» отметок убедительно говорят о снижении
стимулирующего воздействия оценок. Очевидно, в таких условиях учитель должен
широко использовать развернутые оценочные суждения (Ш. А. Амонашвили) для
стимулирования учебно-познавательной деятельности детей, оставляя бальные
оценки для итогового контроля.
Рассмотренные особенности
процесса обучения в малокомплектной школе требуют иного подхода к организации
обучения, а также использование личностно- ориентированных педагогических
технологий. Большой эффект дают ИКТ. Работа в группах мало эффективна в классе
– комплекте, так как класс уже подразумевает наличие групп, эффект дает работа
в парах.
Продуманность процесса обучения,
а также правильная его организация способны дать эффект обучения, добиваться
прочных знаний и выполнения Госстандарта образования.
Литература
1. Суворова Г. Ф. Урок в малокомплектной школе
// Советская педагогика.- 1986. –
№ 12.- С. 66-69.
2. Зайкин М. И. Феномены малокомплектных школ.
– Горький: Волго_Вятское кн, изд-во, 1990. – 143 с.
3. Совершенствование работы сельской
малокомплектной школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Смоленск: СГПИ, 1989. – 240 с.
4. Особенности педагогического процесса в
малокомплектной школе: Из опыта работы / П. Т. Фролов, И. С. Соловецкий, П. Е.
Решетников и др.; Под ред. П. Т. Фролова.- М,: Просвещение, 1991.-160 с.
5. Демчинская А. П. Особенности
взаимоотношений учителя и учащихся в малокомплектной школе // Советская
педагогика.-1990.- № 4. – с. 39-40
6. Особенности учебно-воспитательного процесса в сельской
малокомплектной школе: Межвуз.сб.науч.тр.– Ярославль-Кострома, 1984.- 104с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.