Бобкова Ирина Александровна, учитель русского языка
и литературы, МКОУ
Клеванцовская СОШ
Островского района Костромской области
«Особенности
межличностных отношений подростков»
Выступление
на общешкольном родительском собрании по теме
Аннотация:
В выступлении раскрываются вопросы взаимоотношений подростков, основные типы
межличностных отношений в детском коллективе.
Родителям
даются советы по решению проблем, сложных ситуаций, сложившихся у их ребенка в
школе.
Здравствуйте,
уважаемые родители! Именно с этого вежливого слова начинается общение наших
детей с взрослыми и сверстниками.
(Презентация.
Слайд 1)
Общение – это взаимодействие
людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание между ними,
устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное
взаимообращение участвующих в общении людей по отношению друг к другу.
(Слайд 2) Потребность
в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у
ребенка уже в 4-5 лет и с возрастом неуклонно усиливается. К 13-14 годам
происходит переориентация подростка и юноши со взрослых (родителей, учителей и
вообще старших) на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта
переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и
быстро, но такая переориентация происходит обязательно. Взаимоотношения на
первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной
деятельности детей (учитель хвалит или порицает ученика и его оценка
принимается учениками как главная характеристика личностных качеств товарища).
(Слайд 3) На втором,
третьем году обучения изменяются и отношения к личности учителя, и
взаимоотношения в коллективе, на этом трудный период знакомства со школой
окончился. Личность учителя становится несколько менее значимой, но зато более
тесными стали контакты с одноклассниками. Общественная деятельность формирует
коллектив, сплачивает его общими целями, интересами. Дружный целеустремлённый
коллектив оказывает огромное влияние на развитие и формирование личности. Во
2-3 классах дети болезненно реагируют на замечания взрослых, сделанные при
товарищах, стараются исправиться, занять достойное место среди сверстников.
Личные взаимоотношения уже в
младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых
малых групп. В малых группах, как правило, есть свои лидеры, нередко
складываются особые нормы поведения, свои интересы, и если они противоречат
общепринятым школьным правилам, то между учащимися этой группы, с одной
стороны, и учителем и активом класса – с другой, может возникать так называемый
смысловой барьер, непонимание, отчуждённость. Ребята этой группы всецело
находятся под влиянием лидера, признают только его авторитет и оказываются в
оппозиции к другим ученикам. Но не всегда малая группа антагонистична классному
коллективу. Зная жизнь малых групп своего коллектива и их лидеров, учитель
умело влияет через них на членов группы, учитывает её мнение при выборе актива.
В подростковом возрасте у детей
складываются две разные по своему значению для психического развития системы
взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они
продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую
социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в
противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.
Отношения со
сверстниками
обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия.
Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в
удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и
от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.
(Слайд 4) На первом
месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения.
Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который
включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство,
верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в
подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова,
измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с
мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только
отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю
кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в
совместном участии в каких-либо интересных делах.
В группах подростков обычно
устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера
особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания
сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то
ни стало стремится ее завоевать. Часто подросток стремится завоевать лидерство
любой ценой, провоцируя тем самым нарушения отношений со сверстниками.
Сходство в интересах и делах
является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда
симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения
интереса к делу, которым занимается товарищ. Дружба активизирует общение
подростков, они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения,
поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало
разнообразных «тайн».
К концу этого возраста у
подростков возникает интерес и к другу противоположного пола. Вначале
интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков
необычное внешнее выражение. Мальчишки начинают задирать девчонок, они в свою
очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности. Позднее
характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и
робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней атрибутики в
поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику. Девочек
уже волнует, кто кому нравится, с кем дружит, возникают ситуации соперничества
и связанные с этим конфликты подростков.
Ребенок видит себя таким, каким
его, как ему кажется, воспринимают другие. В детской среде культивируется свой
стандарт. Все, что выходит за пределы этой нормы, как правило, подлежит
осмеянию. Чуть выше рост – «Каланча», чуть полнее – «Жирный» или «Жир». И дети,
которым раздают прозвища направо и налево, откликаются на новые
«имена», даже сами порой подшучивают над собой – есть такой способ
«смазать ситуацию»: каждый придумывает свой способ, потому что, стоит показать,
что ты обиделся, будут дразнить еще больше.
В возрасте 13-15 лет у подростков
происходит половое созревание. Подростки к моменту полового созревания должны
получить достаточно точное представление об анатомии половых органов,
беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном лучше вести отцу, а с
девочкой правильнее разговаривать матери. И в том, и в другом случаях взрослым
следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков
противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Физическое
половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и
происходит более интенсивно. Однако это общая закономерность. Каждый ребенок
растет и развивается по индивидуальному «плану». И это надо обязательно
подчеркивать в разговоре. Важно, чтобы никто не переживал по поводу своего
отставания от сверстников или, наоборот, из-за того что признаки и приметы
взросления появились раньше, чем у других.
Семья не вправе игнорировать эти особенности возраста. От того, насколько
тактична она будет со своим ребенком, зависят в очень большой степени
дальнейшие взаимоотношения с ним. То, что подросток остается один на один со
своими переживаниями, может способствовать и укреплению его самостоятельности,
и возникновению некоторой его отчужденности. Наблюдательные родители обычно
замечают ее признаки: отношения со взрослыми принимают формальный характер,
подросток не спешит выполнять даже вполне разумные их указания, не делится
своими мыслями и чувствами, встречает «в штыки» попытки даже самого
доброжелательного контакта с ним со стороны взрослого. Для многих родителей
такое отчуждение становится тяжким и незаслуженным испытанием. Однако, при всей тяге к самостоятельности, юноши и девушки
остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.
Если вы чувствуете, что в школе у ребенка могут быть проблемы со сверстниками,
лучше заранее провести с ним работу и рассказать о нехитрых приемах
«психологического айкидо». Что нужно объяснить ребенку, чтобы он встретил
сложные ситуации во всеоружии и вышел из них с достоинством?
(Слайд 5)
1.
Конфликты неизбежны.
В
жизни интересы людей неминуемо сталкиваются, поэтому нужно спокойно и
философски относиться к возникающим между ними спорам, стараясь прийти к
консенсусу (то есть к взаимовыгодному согласию). Со своей стороны нужно по возможности
не нарываться на конфликт (не быть назойливым, не ябедничать и не жадничать,
не хвастаться и не задаваться).
2.
Понравиться всем невозможно.
Как
говорил Остап Бендер: «Я не червонец, чтобы всем нравиться». Внушите ребенку,
что его необязательно должны все любить и не стоит пытаться всем непременно
понравиться. Тем более недопустимо заискивать перед более авторитетными детьми
и пытаться завоевать их уважение с помощью подарков, уступок и «подлизывания».
3.
Всегда защищаться!
Ребенок
должен знать, что агрессии нельзя безропотно уступать. Христианская позиция
непротивления «если тебя ударили по щеке – подставь другую» в детском
коллективе неминуемо обрекает ребенка на травлю.
4.
Сохранять нейтралитет.
Идеальный
вариант – иметь со всеми ровные отношения. Поэтому лучше всего не поддерживать
бойкоты и не становиться на чью-то сторону в спорах. Необязательно делать это
демонстративно: можно найти благовидный предлог («мне надо на занятия», «я не
вправе вмешиваться в дела других).
Как
правило, если у ребенка действительно не ладится контакт со сверстниками,
одними беседами тут не обойдешься. Родители должны еще на начальном этапе
предпринять все возможные меры, чтобы ребенок вписался в социум. Поговорите с
учителями о проблемах своего ребенка и сделайте их своими союзниками.
(Слайд 6)
*
Сделайте так, чтобы ваш ребенок внешне не очень выделялся среди других.
*
Постарайтесь сами обеспечить ребенку общение с одноклассниками (приглашайте их
в гости, отдайте ребенка в группу продленного дня и т. д.).
*
Если ребенок страдает нерешительностью и не умеет быстро реагировать в сложных
ситуациях, можно дома прорепетировать их в виде ролевой игры («у тебя отбирают
вещи», «тебя дразнят» и т. п.) и разработать тактику поведения.
«Дети сами разберутся»
Существует
мнение, что взрослым не следует вмешиваться в дела детей: якобы ребенок должен
сам научиться решать свои проблемы. Это справедливо далеко не для всех
ситуаций. Во-первых, ребенок должен всегда чувствовать вашу моральную
поддержку. Во-вторых, вам же будет спокойнее, если у него войдет в привычку
делиться с вами своими переживаниями. Даже если вы не станете лично вмешиваться
в какую-либо сложную ситуацию, вы сможете подсказать ребенку, как ему
поступить.
«Я
своего ребенка в обиду не дам»
Что
делать, если ребенка обидели сверстники и вам известно, кто это сделал?
Казалось бы, самый простой путь – пойти и восстановить справедливость: самому
наказать обидчиков. Ребенок узнает об этом и получит моральное удовлетворение.
«Я хороший, они плохие». Только вот принесет ли такая тактика пользу? Не лучше
ли попытаться решить проблему в корне: объяснить ребенку, что он может сделать
для того, чтобы подобная ситуация не повторилась. Тогда в следующий раз он уже
сможет самостоятельно справиться с обидчиками.
«Главное – выучить приемы»
Родителям
мальчиков всегда хочется, чтобы их дети были «настоящими пацанами» и могли
постоять за себя с помощью кулаков. Можно и нужно отдать мальчика в спортивную
секцию, чтобы он изучил боевые приемы, но надо объяснить ему: он изучает их
вовсе не для того, чтобы всякий раз использовать. Приемы самообороны
могут дать ребенку уверенность в себе, но параллельно с этим вы должны научить
его решать конфликты конструктивными способами, оставляя кулачные аргументы на
крайний случай.
Виды
агрессии и способы реагирования
Есть
несколько основных типов межличностных отношений в детском коллективе:
(В
презентации слайды 7 - 10)
На первый взгляд, данная информация кажется настолько банальной, но, тем
не менее, каждый из вас наверняка задумался и попытался какие-то факты
соотнести со своим собственным ребенком, и наверняка некоторые моменты, которые
только что были озвучены, имеют место быть.
Мы не должны забывать с вами о том, что мы должны делать, и что мы все
без исключения делаем – это воспитываем своих детей. Но напрашивается вопрос –
а кто занимается воспитанием родителей? Предлагаю ответить на вопросы теста.
(Тест
в презентации. Слайды 11-13)
Согласитесь, что именно
семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального
развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо
воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше
учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие
отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать
меры – лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным
руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из- под
контроля.
Можно выделить несколько типов их
реакций на сложившуюся ситуацию в классе.
- Родители понимают, что у
ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда
убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также
испытывали трудности в общении со сверстниками.
- Родители считают, что у
ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты
окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе;
дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители,
неправильно воспитывающие своих детей.
Кстати, иногда именно
позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими.
Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет
признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не
желает считаться с их интересами и мнением.
Иногда родители бывают, правы –
в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты
окружающие.
В ситуации, когда есть конкретный
обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся «разобраться» с
ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку
со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в
школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К
сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку.
Родители, обратившиеся за
помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности.
Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать
ребенку. Такой тип реакции будет правильнее всего.
Что делать, если
ребенка отвергают. (Слайд 14)
Не все дети могут и хотят
рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше
вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять
интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам
не рассказывает, следует понаблюдать за ним.
В первую очередь надо сходить в
школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками,
посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на
праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается
с ним и так далее.
Памятка родителям
(слайд 15)
Заключительное слово. (Последний слайд
– 16)
Литература:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология.
«Академический проект» - М.: Просᴨȇкт, 2000
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.