Главная / Математика / Особенности изучения математики детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивной практике

Особенности изучения математики детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивной практике

Особенности изучения математики детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивной практике

(из опыта работы Ропай И.П., Толстиковой О.А.)

Адаптированная программа по математике соответствует содержанию обучения математике общеобразовательной школы и решает следующие задачи:

– дать учащимся доступные, количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

– развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией;

– использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития и корректировать недостатки в познавательной деятельности.

Одним из условий успешности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата является увеличение времени изучения предмета, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если этой возможности нет, то уровень сложности учебного материала необходимо снижать и подбирать для контроля такие задания, на которых ученик смог бы показать базовый уровень обученности (применение технологии ИСУД).

Особенно труден для усвоения геометрический материал, поэтому некоторые темы для детей с НОДА не оцениваются, а перед контрольными работами вводятся обобщающие уроки по теме. Кроме того, для уменьшения нагрузки на учащихся, некоторые темы, например «Координатная плоскость и графики», рекомендуется перенести в 7 класс.

Если у учащегося есть нарушения функций рук, то геометрический материал можно рассмотреть обзорно, задачи, связанные с построением, опустить. Большое внимание необходимо обращать на практическую направленность, а именно: а) измерение площадей; б) вычислительные навыки, в том числе и с помощью калькулятора. Приведем примеры изучения математики в разных классах.

Изучение алгебры в 7–8 классах

(учебники «Алгебра 7», «Алгебра 8», «Алгебра 9».

Авторы: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова.

М.:, Просвещение, 2010)

1. Выражения, тождества, уравнения.

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решений уравнений с одной переменной.

В соответствии с требованием федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике первую тему 7 класса следует рассматривать как «связующее звено» между курсом математики 5–6 классов и курсом алгебры.

На уроках вводного повторения рекомендуется проводить в устной работе многократное повторение правил действий с рациональными числами. Нахождение значений числовых и буквенных выражений дает возможность закрепить вычислительные навыки с рациональными числами, а в случае необходимости (после небольших проверочных работ) организовать тренировочные занятия, карточки с домашними заданиями для ликвидации выявленных пробелов. Уделяя развитию навыков вычисления серьезное внимание, систематически проводим устные разминки-вычисления, комментирование с места.

При рассмотрении преобразований выражений повторяем изученные ранее свойства действий над числами, подчеркивая, что они составляют основу тождественных преобразований. Правила вывешиваются на дополнительную доску, сопровождая работу по теме как опорный сигнал.

Теоретические сведения при изучении темы «Уравнения с одной переменной», такие как «равносильность уравнений», формулируются и разъясняются на конкретных примерах. Уровень сложности при изучении линейных уравнений остается таким же, как и в 6 классе. Однако, помогая учащимся проводить исследование решения уравнения вида hello_html_4de0f3d6.gifпри различных значениях а и b, средства алгебры способствуют развитию аналитического мышления.

Важная тема «Решение задач с помощью уравнений» остается трудной для большинства учащихся. Многие дети плохо читают, и если навыки смыслового чтения не сформированы в достаточной степени, то учителю предстоит добиваться коррекции умений учащихся на своих уроках. Многократное прочтение текста задачи, подводящий диалог о данных, подбор интересных по содержанию задач, особенно практического направления — всё это помогает осмыслить задачу и составить её математическую модель, то есть уравнение. В 7 классе продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения задач. Такая работа, кроме того, способствует формированию и коррекции еще одной из важных способностей учащихся — развитию речи.

Решить как можно больше задач на уроке возможно путем фронтальной работы с классом, иногда ограничивая работу только составлением уравнения, не решая его. Работа в группах поможет разделить этапы решения задач.

Ознакомление учащихся в 7 классе с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом, а также способах организации статистических исследований — в 8 классе носит обзорный характер и имеет цель сформировать представление о статистике как особом направлении в математике.

В 8 классе тема «Выражения» продолжается в изучении рациональных дробей. Максимально сокращая сложность выражений, необходимо уделять особое внимание отработке умений выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей, так как они являются опорными преобразованиями дробных выражений.

2. Функции.

Одно из основных понятий в математике сквозной линией начинается в 7 классе (линейная функция hello_html_1a2f28ba.gif) и развивается в старших классах

(hello_html_132a4375.gif — в 8 классе). Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что облегчает усвоение учебного материала для учащихся, устанавливает межпредметные связи, способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.

3. Степень.

При изучении этой темы (в 7 классе — степень с натуральным показателем, а в 8 классе — степень с целым показателем) способствуем выработке умения выполнять действия над степенями и применять свойства степени в вычислениях и преобразованиях выражений. Этому помогают многократное повторение и проговаривание правил действий, опорные сигналы в виде формул, отражающие свойства степени. При выполнении заданий на нахождение значений выражений, содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.

4. Многочлены. Формулы сокращенного умножения.

Понятие и преобразование многочленов — это новые представления, которые формируются в 7 классе и являются опорными для важных тем алгебры. Учащиеся испытывают значительные трудности при усвоении этих понятий и выработке навыков преобразования выражений. Громоздких выражений и связанного с этим объема письменной работы следует всячески избегать. Используем формы устной работы, обсуждение готовых решений, комментирование с места для формирования умения применения алгоритма действий с многочленами. Для успешного запоминания формул сокращенного умножения изготавливаются небольшие удобные таблички каждому учащемуся; формулы рекомендуется заучивать в словесной формулировке общего вида, избегая употребления конкретных букв.

Желательно отработать знание формул в 7 классе для снятия возможных сложностей в преобразовании выражений в старших классах.

5. Системы линейных уравнений.

Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов.

В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений. Здесь главное — ознакомить учащихся со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными и показать их использование для решения задач. Выработка навыков по этой теме будет продолжена в 9 классе.

6. Квадратные корни. Квадратные уравнения. Неравенства.

Эти темы — особенные для 8 класса. Расширение понятий о числе и функциях.

Формирование навыка решения квадратных уравнений, числовых и линейных неравенств. Чтобы достичь опорного уровня, необходимо больше времени уделять повторению, обобщению и систематизации учебного материала, чтобы ученик с невысоким уровнем математической подготовки адаптировался к изучению нового материала на следующей ступени обучения.

Реализация инклюзивного образования, как инновации общего образования, требует от учителя не только, и не столько знаний о тех или иных нарушениях развития, но, что более важно, умения работать в разнородных и разноуровневых средах, построения индивидуального учебного плана для любого учащегося, адаптивным методам и приемам осуществления педагогической деятельности, реализации компетентностного подхода в образовании. В.А.Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы».



Особенности изучения математики детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивной практике
  • Математика
Описание:

Адаптированная программа по математике соответствует содержанию обучения математике общеобразовательной школы и решает следующие задачи:

– дать учащимся доступные, количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

– развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией;

– использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития и корректировать недостатки в познавательной деятельности.

Одним из условий успешности обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  является увеличение времени изучения предмета, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка.  Если этой возможности нет, то уровень сложности учебного материала необходимо снижать и подбирать для контроля такие задания, на которых ученик смог бы показать базовый уровень обученности (применение технологии ИСУД).

Автор Чебодаева Галина Петровна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 895
Номер материала 11527
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓