Главная / Другое / Особенности драматургии театрализованной программы

Особенности драматургии театрализованной программы

Слайд1.JPG


Автор-составитель:


Малюченко Н.Л.

педагог дополнительного образования

I кв.категории



Компьютерная верстка и дизайн


Черникова Н.А.

методист по издательской деятельности,

I кв.категории


В методические рекомендации включены понятия игра, игровая программа, театрализованная игровая программа, даны рекомендации каким образом создается драматургия театрализованной игровой программы. Прилагаемые сценарии театрализованных игровых программ, дают наглядный практический пример реализации теоретических основ драматургии театрализованной программы в конкретный конечный результат творческого процесса театрализации как отдельного игрового эпизода, так и всей игровой программы в целом.

Рекомендации адресованы руководителям театральных объединений, педагогам дополнительного образования.




©МОАУДОД «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г.Орска»

Почтовый адрес: 462408, Оренбургская область г. Орск, ул.Шелухина 11, а

E-mail: orsk-cdt@yandex.ru




СОДЕРЖАНИЕ


Характер и особенности драматургии театрализованной программы

4

Разработки театрализованных представлений


«Бродит осень у ворот»

6

«День города»

9

«На балу у Золушки»

11

«Незнайка в гостях у именинников»

14

«Ура! Незнайка идет в школу!»

17

«Выпускной вечер в центре раннего развития »

20

Литература

24

Приложение

25


ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ПРОГРАММЫ


В последнее время все большую популярность и широкое распространение получают игровые и конкурсные программы как один из видов досуговой деятельности. Перед сценаристами и режиссерами подобных программ стоит непростая и ответственная задача эстетически и этически обеспечить эту естественную человеческую потребность, тем более когда речь идет о детских театрализованных программах. И в этом случае профессиональная подготовка к подобного рода деятельности есть необходимое условие для практической реализации творческого замысла специалиста.

Итак, что такое игровая программа? Прежде всего, это совокупность и определенная последовательность игры. Но тут же возникает вопрос: а что есть игра? Игра есть моделирование определенных жизненных ситуаций, существование которых в реальности невозможно либо нежелательно, и проживание в этой модели сторон, участвующих в игре. Другими словами, игра есть замена безусловных реальных обстоятельств предлагаемыми обстоятельствами, аналогичными первым, но условными по отношению к ним.

Необходимо помнить, что речь идет о создании не заимственной из каких-либо источников, а оригинальной игры. Придумать игру – это значит определить и сформулировать основные драматургические понятия игры: 1.Игровой замысел. 2. Игровой конфликт. 3. Игровая ситуация.4. Игровое действие. 5. Игровые правила. 6. Игровое пространство. 7. Игровой материал. Разберемся в сути этих понятий.

Игровой замысел определяет цель и задачи игры.

Игровой драматургический конфликт – это противоречие между спросом со стороны организаторов игры и предложение со стороны ее участников. Развитие этого конфликта идет по убывающей, и он разрешается тогда, когда предложение становится равнозначным по спросу.

Игровая ситуация есть расстановка сторон, участвующих в игре, в определенный момент времени.

Игровое действие – это заданное действие участников игры, в результате которого одна игровая ситуация переходит в другую.

Игровые правила – это правила, по которым происходит игровое действие.

Игровое пространство – это совокупность площадок, на которых происходит игра.

Игровой материал представляет собой тот реквизит, которым в случае надобности пользуются в игре.

Композиция игры, как и игровой программы в целом, представляет собой «контрапункт», т.е. сочетание самостоятельных действий в одном драматургическом целом. А само понятие композиции можно определить как мотивированное распределение и последовательность отдельных драматургических модулей в одном драматургическом целом. Композиция игр и игровых программ универсальна, а о видовом разнообразии и типологии игр речь в данной разработке не идет.

Уяснив, что такое игра и игровая программа, можно перейти к разбору театрализованной игровой программы. Можно сказать, что театрализованная игровая программа – это программа, драматургически выстроенная и подразумевающая образное решение, что достигается путем привлечения художественных выразительных средств и потому связано с областью искусства. Игра в подобной программе подается в художественной форме и театральными средствами.

Каким же образом создается драматургия театрализованной игровой программы? Во-первых, одним из признаков театрализации является наличие художественного приема, используемого в игровой программе. Художественный прием – это образное решение и воплощение в конкретную художественную ткань композиционной схемы, создающее драматургическую целостность всей игровой программы. Композиционная схема может являться общей для целого ряда каждой театрализованной игровой программы, где он может быть заменен термином «интрига». В этом случае интрига – художественная, образная разработка направления игровых действий и последовательность игровых ситуаций. А это, в свою очередь, определяет и раскрывает взаимодействие сторон, участвующих в играх.

Во-вторых, одним из способов театрализации игровой программы является создание игрового эпизода, включающего в себя интермедию и непосредственно игру, которые драматургически связаны друг с другом. Интермедия – это вставная сцена, исполняемая между отдельными частями драматургического произведения, а в нашем случае – это сценическая миниатюра, предваряющая игру в отдельном игровом эпизоде театрализованной игровой программы. Какова функция интермедии? В игровом эпизоде она определяет и художественно организует игровое пространство для последующей игры, являющейся логическим продолжением интермедии. В данном случае игровое пространство – это безусловное либо условное художественно решенное пространство, в котором создаются игровые ситуации и происходят игровые действия. Кроме того, интермедия является эмоционально-образным введением в начальную игровую ситуацию. В конечном счете, интермедия является средством театрализации для всей игровой программы в целом, поскольку она подчинена художественному приему и осуществляется с помощью художественных выразительных средств. Типажи либо персонажи, действующие в интермедии, становятся своеобразными ведущими игры, и вся игра проводится в образном и смысловом ключе, заданном интермедией.

В-третьих, театрализация игровой программы может достигать включением в игровой эпизод вместо интермедии дивертисмента, т.е. вставного концертного номера, который дается в дополнение к игре и имеет с ней логическую (причинно-следственную) или смысловую связь.

При отсутствии интермедии определенная степень театрализации может осуществляется путем создания ведущими художественных образов и типажей, сущность которых и общение между собой и с участниками игры имеют опять-таки смысловую и логическую связь с игрой. Прилагаемые ниже сценарии театрализованных игровых программ, дает наглядный практический пример реализации теоретических основ драматургии театрализованной программы в конкретный конечный результат творческого процесса театрализации как отдельного игрового эпизода, так и всей игровой программы в целом.

«БРОДИТ ОСЕНЬ У ВОРОТ»

/ театрализованное музыкальное представление для детей подготовительной группы/


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

  • Ведущая

  • Осень

  • Кузя

  • Девочка

  • Мальчик

  • Антошка

  • Нафаня

  • Мухоморы

  • Малинки

Звучит в грамзаписи песня про осень, и дети входят в зал.

Ведущая: Посмотрите-ка в окошко, во и лето отшумело

Лист тихонько опадает, все вокруг отзеленело.

И промчались теплые деньки,

И не летают больше мотыльки.

Как неслышно осень подошла,

Краски золотые принесла.

И стоит неслышно у ворот.

Осень: (за дверью). Кап-кап, откройте – это я пришла,

Кап-кап, уж наступает мой черед.

Ведущая: У двери осень молча, поджидает,

Но двери ей никто не открывает.

Мальчик: Нет, я осень к себе не впущу ни за что!

Разве летом хоть раз надевал я пальто?

Девочка: Загорать я хочу я на теплом песке

И купаться в веселой прохладной реке.

Мальчик: Чем осенняя слякоть, уж лучше весна,

Солнышком будет лучиться она.

Пусть уж лучше весной ручейки потекут,

И кораблики наши по ним поплывут.

Ведущая: Вы помните песенку про ручеек? Тогда давайте споем.

Исполняется песня «Ручеек».

Девочка: Ну, а осень унылая нам не нужна.

Все: Мы не пустим ее, пусть уходит она!

Ведущая: И плачет осень дождиком у входа,

И все дождливее становится погода.

Исполняют «Танец с зонтиками»:

Ведущая: А осень плачет, плачет у дверей.

Еще бы, ведь не рады дети ей!

Дети: Мы не хотим, чтоб падала листва,

Чтоб засыхала нежная трава,

Чтоб становились голыми кусты,

Чтоб на лужайке высохли цветы!

Ведь сразу станет холодно вокруг,

И птицы улетят от нас на юг.

Дети исполняют песню «Осень»

Осень: Кап-кап-кап!

Ведущая: Снова Осень заплакала вдруг.

Осень: Кап-кап-кап, разве людям я больше не друг?

Повнимательней ты посмотри на меня,

Ты увидишь всю прелесть осеннего дня,

Я сошью для деревьев златые наряды,

И березка, и клен их надеть будут рады.

Вы взгляните, весь лес стоит расписной!

Только осенью можно увидеть такой.

И пылают листы золотистым огнем,

И ложится на землю ярким ковром!

Исполняется танец – хоровод осенних листьев.

Ведущая: Ребята, а ведь Осень права, вы обращали внимание на лес или парк осенние деньки? Все деревья одеты в красочные наряды, как будто они на королевском балу. Мы даже песню знаем про это.

Исполняется песня «Ах, какая осень!»

Ребята: А ведь правда без осени нам не прожить.

Надо осень на праздник скорее пустить!

Пусть порадует Осень своими дарами,

Позабавится вместе на праздники с нами.

Осень: Спасибо вам, ребятки, что впустили меня. Ведь я не только дожди и пасмурную погоду вам несу, я много сказок знаю. Хотите, одну из сказок я вам расскажу?

Дети соглашаются. Садятся на стульчики. Открывается стена дома.

Осень: На пригорке стояла деревня. Жила там одна семья – Антошка да маменька.

Выходит маменька, будит сына.

Мама: Антошка, сынок, просыпайся! Ведь утро на дворе!

Антошка: Мамань, я еще полежу, подремлю.

Ведущая: Ребятки, давайте поможем разбудить Антошку.

Дети поют песню «Антошка»

Ведущая: Вот как смогли разбудить Антошку, хоть он большой лежебока!

Дети садятся на стульчики. Антошка тянется и зевает.

Мама: Антошка, вот и каша поспела, а ты лежишь. Поднимайся!

Антошка нехотя поднимается

Антошка: Где моя большая ложка?

Мама: так вон же она, на столе! Ты пока ешь, а я схожу в лес по грубы и по ягоды.

Мама уходит. Антошка садится за стол и начинает есть кашу.

Антошка: Хороша каша, рассыпчата да маслена (облизывает ложку).

Из-за печки раздается голос: «Дай кашки! Ну что ты жадничаешь, дай!»

Антошка смотрит под стол, оглядывает комнату.

Антошка: Кто это там?

Кузя: (из-за печки). Это я, домовенок Кузя. Дай, пожалуйста, кашки, так вкусно пахнет!

Выходит Кузя и встает около стола.

Антошка: (загораживает миску). Мне и самому мало!

Кузя: Если дашь, я тебе секрет расскажу, где можно грибов и ягод набрать.

Антошка: А зачем мне твой секрет? Маманя и так в лес пошла за грибами и ягодами.

Кузя: Неужели ты не хочешь маме помочь?

Антошка: Это можно! (Подвигает тарелку с кашей Кузе).

Кузя: Ну и каша – просто смак. Из тарелочки лаковой, да и ложечкой хохломской. Вкусно! А теперь пойдем в лес, к моему дяде – лешему Нафане.

Идут под музыку по залу. В это время стена дома закрывается, выставляются несколько деревьев. Кузя и Антошка останавливаются.

Кузя: Нафаня, появись! Нафаня, отзовись!

Нафаня: Что ты, Кузьма, раскричался? Что старику спать не даешь? (Видит Антошку). Да ты никак не один. Что надо?

Кузя: Нужны грибы да ягоды и побольше. Скажи, где их взять?

Нафаня: дам я вам дудочку – самогудочку. В нее подуйте – тогда и увидите, что произойдет.

Антошка дует в дудку, и появляются грибы. Звучит «Песня про грибы» (музыка и слова Л. Абелян). Вдруг шум, гам, улюлюканье, и на поляну выбегают мухоморы. Хорошие грибы тут же убегают. Мухоморы исполняют юмористический танец.

Антошка: Ой, какие красивые грибы!

Кузя: Да это же мухоморы. Ребята, можно их собирать и есть? (После ответа детей). Прогоните их, потопайте ногами.

Дети топают, и мухоморы убегают на свои места.

Кузя: (показывает корзину). Вот сколько грибов насобирали!

Антошка: А ягоды?

Кузя: А ты подуй в дудочку-самодудочку.

Антошка дует. Исполняется танец малинок, музыка И. Кишко.

Девочки-«малинки» садятся на стульчики.

Антошка: Вот сколько ягод – целая корзина! Спасибо тебе, Нафаня!

Прощаются с Нафаней. Идут под музыку по залу. Декарации снова меняются, открывается стена дома. Мама сидит на лавочке и вытирает пот со лба.

Мама: Как же я устала! Грибы собирала. Ягод набрала, да домой пришла.

Антошка: Мама, посмотри, сколько мы грибов и ягод набрали.

Показывает корзину.

Мама: Как много! А с кем же ты ходил?

Антошка: С Домовенком Кузей (оборачивается, чтобы показать на него, а его нет). А где же он?

Мама: Любишь же ты фантазировать.

Антошка: Странно (пожимает плечами). А чем тебе еще помочь?

Мама: Да в огороде овощей много созрело. Да хватит ли тебе переносить овощи?

Антошка: Сил у меня много я уже большой! А ты пока займись-ка гостями видишь у ворот дожидаются.

Антошка уходит за дом.

Мама: (радостно). Здравствуйте, гости дорогие! Я вам рада!

Дети здороваются.

Осень: Видали мы, что Антошка принес, целую корзину грибов.

Мама: Так вот же она (несет ее и показывает). Только перебрать их надо бы.

Осень: Мы вам поможем.

Проводится аттракцион «Перебери грибы».

Потребуются муляжи разных грибов: сыроежки, мухоморы, опята, поганки, белые, грибы: съедобные несъедобные.

Осень: Ребята, а вы узнали, какие грибы перебирали?

Дети отвечают.

Осень: Вы, наверно, устали, садитесь да отдохните. Но мы не просто не будем сидеть, а стихи про осень рассказывать.

Дети по желанию рассказывают стихотворения про осень (3 – 4 ребенка).

Антошка: А вот и я! Сколько овощей на грядках, мне одному не осилить!

Осень: Там мы тебе поможем.

Исполняется «Огородная хороводная» (слова А. Пассовой, музыка Б. Можжевелова).

Антошка выходит на середину круга и поднимает корзину.

Антошка: Вот сколько овощей насобирали! Настоящие помощники.

Звучит торжественная музыка.

Мама выходит с подносом, на котором винегрет.

Мама: Подоспел и мой секрет: вот на полдник винегрет!

Но попросим мы сейчас: вы не забывайте нас!

Осень: Задержались мы с вами в сказке, пора прощаться с ее героями. А мы пойдем пробовать винегрет из собранных вами овощей.

Дети уходят



«ДЕНЬ ГОРОДА»

/ театрализованная игровая программа/


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

  • Клоунесса Аришка

  • Клоунесса Маришка

  • Шапокляк

  • Нюша

  • Крош

  • Губка-Боб

  • Патрик

Музыка. Выход Аришки и Маришки.

Вместе: Здравствуйте, девчонки!

Здравствуйте, мальчишки!

Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, дедушки и бабушки, дяди и тети!

Аришка: Маришка, что-то мне не нравится, как ребята здороваются.

Маришка: Почему?

Аришка: Ну, сегодня такой праздник, день рождение города Орска! Слово, здравствуйте, не только мы с тобой должны услышать, а все, даже те, кто к нам не пришел, а кто еще дома. Я хочу, чтобы нас услышали на другом конце города!

Маришка: Хорошо, а давай здороваться песенкой. А вы, дружно отвечайте.

Договорились?

Игра «Здравствуйте».

Аришка: Вот здорово! Ну, теперь можно и праздник начинать. Веселится и играть!

Маришка: А познакомится?

Аришка: Ах, да ребята, меня зовут Аришка!

Маришка: А меня Маришка. А теперь вы, ребята, громко, звонко, дружно говорите свои имена. Вот и познакомились. Ну, что потанц уем?

Аришка: Да, ребята давайте станцуем танец «Арам-зам-зам»

Танец «Арам-зам-зам».

Аришка: Ну-ка дружно крикнем «Хей»

Игра «Хей». Звучит музыка, выходит Шапокляк.

Шапокляк: Это что за шум и гам? Чего расшумелись?!

Аришка: Так ведь праздник у нас, день рождение нашего замечательного города!

Маришка: Ариш, а ведь мы еще не один праздник отмечаем сегодня. День знаний. Ведь каникулы скоро заканчиваются, и ребята пойдут в школу, а кто-то даже первый раз пойдет, в первый класс.

Аришка: А вы, почему такая сердитая?

Шапокляк: Да потому, что от вашего крика все птицы с кустов разлетелись. В кого мне теперь из рогатки стрелять?

Аришка: Вы сто такое говорите, тетушка Шапокляк?

Маришка: Как можно в птичек из рогатки? Чему вы ребят наших учите?

Шапокляк: А что мне делать? Если скучно и не кто не хочет со мной дружить!

Вместе: Тетушка Шапокляк, мы будем с вами дружить! Правда, ребята?

Аришка: А еще я думаю, что ребята возьмут тебя в школу, учится.

Маришка: Где тебя научат всему нужному и хорошему. Согласна? Ребята, а вы хотите в школу?

Игра «Вопросы-ответы».

Аришка: А с чего начинается утро ученика?

Ответы детей.

Маришка: А утро начинается с гимнастики. А кто делает по утрам гимнастику?

Ариша: Я предлагаю прямо сейчас разучить несколько гимнастических упражнений. Тетушка Шапокляк и вы, уважаемые взрослые присоединяйтесь!

Игра «Веселая гимнастика».

Аришка: Молодцы, обещаете, что теперь по утрам вы все будете делать зарядку?!

Маришка: Внимание! Объявляю «Музыкальный конкурс»!

Ну-ка дети торопитесь на 4 команды разделитесь!

Ариша: Задача, угадать название песни и спеть ее.

Мариша: А название вы узнаете по вопросам, которые мы вам будем задавать. Готовы?

Игра «Музыкальные загадки»

1. Улыбка

2. Облака

3. Кузнечик

4. пусть бегут неуклюже…

Ариша: Молодцы, ребята! Хорошо все пели.

Маришка: А кто же победил?

Шапокляк: Да, конечно, прозвучала песенка из моего мультика, и я вспомнила Гену крокодила и Чебурашку.

Аришка: Ребята, а на каком транспорте любит кататься тетушка Шапокляк? Правильно на паровозе!

Маришка: Аришка, а давай сделаем тетушке Шапокляк подарок.

Аришка: Давай, а какой?

Маришка: Прокатим ее на паровозике. Ну, игра сказочный паровозик, помнишь?

Аришка: Ну-ка дети торопитесь на две команды разделитесь!

Ребята, вы вагончики, а Патрик и Крош паровозы. Сейчас паровоз находится в депо, как только заиграет музыка паровозик помчится за вагонами (т.е за нами).

Мариша: Но, заберет он не все вагоны сразу, а по одному вагону, а один вагон это 5 человек. Готовы? Поехали!

Игра «Паровозик»

Шапокляк: Спасибо, ребята порадовали меня!

Ариша: Маришка, а ты любишь подарки получать, а дарить?

Мариша: А ты? А вы ребята?

Игра «Перевертыши».

Ариша: Молодцы!

Мариша: Скоро в школу! Кстати как ты отдохнула, где была летом?

«Веселый танец».



«НА БАЛУ У ЗОЛУШКИ»

/ театрализованная игровая программа/


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

  • Мальвина

  • Буратино

  • Принц

  • Золушка

  • Незнайка

Звучит музыка, фанфары.

Голос: Всем! Всем! Всем! Принц и Золушка приглашают юных жителей славного королевства, а также сказочных героев, во дворец. Где будет объявлен «Сказочный турнир». И можете быть уверены, что бал будет сказочным! Спешите во дворец! Спешите! Спешите! Спишите!

Звучит музыка. Появляется Мальвина и Буратино.

Мальвина: Здравствуйте, девчонки!

Буратино: Здравствуйте, мальчишки!

Вместе: А теперь все вместе! Очень хорошо!

Мальвина: Вы готовы отправится на бал?

Буратино: Мальвина, а как же мы туда попадем?

Мальвина: Буратино, мы же в сказке, а значит все будет хорошо! Мы поедем на сказочном поезде. Девочки построились друг за другом справа, а мальчики слева. Встали в паровозик и под музыку, поехали!

Дети выстраиваются полукругом. Девочки с одной стороны. Мальчики с другой. Звучит музыка «Золушка». Выходит Принц и Золушка.

Принц: Добрый день леди и джентльмены!

Золушка: Юные сеньоры и сеньориты!

Вместе: Мы рады видеть вас!

Принц: Мы с Золушкой пригласили вас на сказочный турнир! Вы готовы? А с чего начнем?

Золушка: Ну, Ваше Высочество, бал всегда начинается музыкой. А где же наш оркестр?

Мальвина: Я знаю самого лучшего дирижера в сказочном королевстве. Я позвоню в свой волшебный колокольчик, и он непременно к нам придет, со своим оркестром.

Звонок. Под музыку появляется Незнайка.

Незнайка: Я что, опоздал?

Мальвина: Нет, но ты что-то забыл!

Незнайка: (оглядывая себя). Вроде все на месте!

Буратино: А поздороваться?

Незнайка: А! (здоровается за руки)

Мальвина: А с ребятами?

Незнайка здоровается за руки с детьми.

Мальвина: Незнайка! Что ты делаешь? Пока ты будешь здороваться, бал закончится.

Незнайка: А как надо?

Мальвина: Сейчас я тебя научу. Встань перед ребятами! И повторяй за мной! «Здравствуйте, ребята»! И все!

Незнайка: Здравствуйте, ребята! И все!

Мальвина: Да нет же, ты не говори «И все»!

Незнайка: (подходит к ребенку). «Да нет же, ты не говори «И все»»!

Мальвина: Да это я тебе говорю, не говори «И все»!

Незнайка: (подходит к другому ребенку). «Да это я тебе говорю не говори и все»!

Мальвина: Ой, Незнайка! Какой же ты невнимательный!

Незнайка: Это я невнимательный?!

Игра « 3 13 33»

Золушка: Уважаемый, Незнайка, как сказали, что вы самый лучший дирижер во всем сказочном королевстве.

Незнайка: Да, это так!

Принц: А где же ваши музыканты?

Незнайка: Так вот же они (показывает на ребят). Я такой талантливый, что мои музыканты становятся музыкантами, если даже никогда не играли ни на одном музыкальном инструменте.

Буратино: Вот хвастунишка!

Незнайка: Не веришь? Смотри. Ну-ка, Ваше Высочество, Выбирайте себе музыкантов, и Вы Золушка, и вы Мальвина. Буратино, а ты что стоишь? И так, сейчас определимся, кто на каком инструменте будет играть: Ваше Высочество, на чем Вам хотелось бы играть?

Принц: На балалайке!

Золушка: А я на дудочке!

Мальвина: А мне на звоночках!

Буратино: А мне нравится барабаны!

Незнайка: Ну, давайте прорепетируем!

Как играют балалайки?

Звоночки?

Дудочки?

Ну, и барабаны?

Еще раз играем по очереди. А сейчас пробуем играть мелодию «Жили у бабуси два веселых гуся». И. начали!

Игра «Веселый оркестр».

Мальвина: Золушка, ну раз оркестр у нас есть. Может быть, самое время вспомнить вашу любимую песенку «Жук»?

Золушка: Ой, давайте споем!

Буратино: Ребята, вы помните, Золушка пела и танцевала, не отрываясь от своей работы и хлопот?

Золушка: Буратино, какой вы внимательный. И что же мы будем делать петь или танцевать или работать?

Буратино: А все сразу. Ведь ты Золушка могла это делать, и мы попробуем. И так встали в хоровод. Начинаем танцевать и по моей команде переходить от одного дела к другому.

Звучит музыка «Добрый жук». Дети танцуют по кругу, при этом выполняют задания:

1. Моют пол

2. Вытирают пыль

3. Стирают

4. Развешивают белье

5. Моют посуду

6. Убирают посуду в шкаф

7. Поливают цветы

Золушка: Как здорово! Молодцы, я вижу, что вы тоже все трудолюбивые и никакую работу не боитесь. А самое трудное было для меня, это когда мачеха смешивала крупы, и мне приходилось отделять все это. Хотите попробовать? Давайте девочки займутся этим? Мальвина, Буратино помогите мне. Нужно организовать две команды из девочек. И так пока звучит музыка: вы должны отделить фасолинки белую от красной. Кто быстрее! Музыка, пожалуйста! А мальчики играют на своих инструментах, болеют и поддерживают наших хозяюшек.

Игра «Хозяюшка».

Золушка: Молодцы, вы настоящие хозяюшки! Ваше Высочество, ваша очередь испытать джентльменов.

Принц: О, да, милая я готов! Джентльмены, а как вы думаете, что должен уметь делать настоящий джентльмен, чтобы нравилось его леди? Он должен уметь говорить комплименты. И сейчас мы посмотрим, сможете вы справится с этим. Сейчас вы подойдете к девочке, и каждый по очереди произнесет девочке как можно больше комплиментов

Игра «Комплимент».

Мальвина: Ваше Высочество, Золушка мне кажется, что самое время мальчикам пригласить девочек на танец. И так: мальчики по моей команде подходят одновременно к девочке, руки за спиной. Буратино покажи. Голову склонили, руку подали девочке. А девочки делают реверанс. Беремся за руки и встали парами друг за другом в хоровод, звучит музыка, и мы все весело танцуем. Незнайка ты тоже выбери себе пару, и начали мальчики, пошли, девочки реверанс. Музыка!

Играет «Полечка».

Принц: Славные жители моего королевства, я так благодарен вам, что вы пришли к нам с Золушкой.

Золушка: И повеселили нас.

Мальвина: Да я думаю и сами повеселились! Правда, ребята?

Буратино: Ну, что скажем дружно, До свиданья! И поедем домой. Три-четыре! До свиданья! А сейчас все друг за другом в паровозик встали и поехали на свои места.

«НЕЗНАЙКА В ГОСТЯХ У ИМЕНИННИКОВ»

/ театрализованная игровая программа/


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

  • Кнопочка

  • Мушка

  • Доктор Пилюлькин

  • Карлсон

  • Тигренок

Звучит музыка. Выходит Мушка и Кнопочка.

Кнопочка: Привет, Мушка!

Мушка: Привет, Кнопочка!

Кнопочка: Ой, Мушка смотри, сколько ребят, а что они тут делают?

Мушка: Не знаю, давай у них спросим?

Кнопочка: Давай. Ребята, а что вы тут делаете?

Дети отвечают. Мушка и Кнопочка поздравляют именинников.

Мушка: Пусть удача будет с вами,

В жизни будьте на виду.

К сожаленью, день рожденья

Только раз в году!

Кнопочка: Пусть будет радость и веселье,

Ведь только этим мы живем,

И говорим мы: «С днем рожденья!

Со светлым и счастливым днем!»

Мушка: Ну, если у вас праздник, значит скучать нельзя!

Кнопочка: А какое самое лучшее лекарство от скуки?

Мушка: Конечно же, встреча с друзьями

Игра «Эхо»

Мушка: Ребята, а вы дружный класс?

Дети отвечают.

Кнопочка: А это мы сейчас проверим.

Мушка: Ну-ка дети торопитесь в хоровод все становитесь!

Ирга: «Самый дружный класс»

Кнопочка: Молодцы ребята!

Мушка: Ребята, кажется, к нам кто-то идет.

Звучит музыка, выходит Незнайка. Поет песню: «В траве сидел кузнечик»

Кнопочка и Мушка: Здравствуй, Незнайка!

Незнайка: Привет, Мушка! Привет, Кнопочка!

Здоровается за руки.

Мушка: Незнайка, ты ничего не забыл?

Незнайка: Нет!

Кнопочка: А с публикой поздороваться!

Незнайка: С каким Бубликом? Не вижу я никого Бублика!

Мушка: Да не с публикой, а с ребятами!

Незнайка: А! Сейчас исправим! Здравствуйте, здравствуйте зрители! А подраться со мной, не хотите ли?

Кнопочка: Незнайка, у ребят праздник, а ты им драться предлагаешь.

Незнайка: А какой у них праздник?

Мушка: День рождение!

Кнопочка: Вместо того, чтобы драться, лучше поиграй с нами

Выходит Пилюлькин.

Пилюлькин: Незнайка, подожди! Ну-ка говори, что ты сделал с Пончиком. У него полное расстройство нервной системы!

Незнайка: Да ничего я с ним не делал! Я просто нарисовал его портрет.

Кнопочка: Видели мы как ты рисуешь!

Мушка: Ребята, а вы видели, как Незнайка рисует?

Дети отвечают.

Кнопочка: Ребята, а давайте научим Незнайку рисовать?

Дети отвечают.

Игра « Веселый художник».

Мушка: Молодцы ребята!

Выходит Карлсон.

Карсон: (принюхивается). Что-то я не пойму. У вас что пирогом пахнет? День рожденье что ли?

Дети отвечают.

Карсон: И меня не пригласили? Я так не играю!

Кнопочка: Мы хотели тебя пригласит.

Карсон: Что, правда что ли?

Кнопочка: Конечно!

Карсон: Ну ладно, ладно я останусь и поздравлю ребят с праздником!

Мушка: Вот и молодец!

Карсон: С днем рожденья!

С днем варенья!

Поздравляю я тебя!

Чтобы было сладко-сладко

И не скучно никогда!

Мушка: Ребята, а вы летать умеете?

Дети отвечают.

Карсон: Ну, так не интересно!

Кнопочка: Ну, Карсон, не расстраивайся. Мы их научим!

Игра «Пчелки»

Мушка: Ну-ка дети торопитесь

В хоровод все становитесь!

Игра «Физминутка». Выходит тигренок.

Тигренок: А! Старые знакомые! Привет, привет! Я рад видит вас! А что у вас за праздник?

Дети отвечают.

Тигренок: День рожденье? А что у вас у всех день рожденья? А у кого?

Поднимите руки. Я вас поздравляю!

Где взять такое слово,

Чтоб в день рожденья пожелать

Всем вам хорошего здоровья

И никогда не унывать.

Чтобы нам стало весело, станцуем мой любимый танец «Арам Зам Зам»!

Танец.

Кнопочка: Слова детям дать пора

Поздравляйте детвора!

Поздравление детей.

Мушка: А теперь слово родителям и учителям!

Поздравление учителей.

Кнопочка: А на прощанье мы бы хотели станцевать вам наш веселый танец.

Танец.

Все: Пока, ребята!





«УРА! НЕЗНАЙКА ИДЕТ В ШКОЛУ!»

/ театрализованная игровая программа/


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

  • Клоунесса Мушка.

  • Клоунесса Кнопочка.

  • Незнайка.

Звучит музыка.

Выход Мушки и Кнопочки.

М:-Здравствуйте, ребята!

К:-Здравствуйте, уважаемые взрослые!

М:- Что-то вы не дружно здороваетесь?

К:-Ну-ка отвечайте нам весело и громко!

Песенка-игра «Здравствуйте!»

К:-Давайте познакомимся! Меня зовут Кнопочка.

М:- А меня мушка.

Вместе:- А теперь вы громко, дружно

На счет 2-3 свое имя говори.

М:- Вот и познакомились! Ребята. А вы ходите в школу?

Ответ

К:- А зачем?

Ответ

Игра «Ответ, вопрос»

К:- Ну вот Мушка , мы не ошиблись, что пришли именно сюда к этим ребятам.

М:- Да ты права. Ребята, а ведь мы пришли к вам за помощью.

К:- У нас есть друг, ну вы его тоже знаете, мы хотели бы, что бы вы помогли нам его убедить и доказать, что в школу ходить должен каждый ребёнок.

М:-И что знания и умения нам необходимы. Вы поможете нам? /Ответ/

К:- Спасибо! Мы специально пригласили сюда Незнайку…

М:- Но он как всегда опаздывает. Потому, что невнимательный и безответственный…

( за кулисами вдалеке слышны крики, напоминающие песню)

К:- А вот и он.

Выходит незнайка.

Вместе:- Здравствуй Незнайка!

Н:-Привет, девочки!(здоровается за руку)

К:-А с ребятами ты почему не здороваешься?

М:-Да и взрослые в зале. Незнайка, ты показываешь свою невоспитанность!

Игра Незнайки «Здоровайся»

К:-Какой ты невнимательный! Тебе просто необходимо идти в школу и учится правилам хорошего тона.

М:- А также грамоте: читать, писать, петь, рисовать.

К:- И вообще, ты очень многому сможешь там научиться. Наконец-то сможешь « найти себя».

Н:- ( Смеется):- Да ты что ,Кнопочка, я себя что потерял? Как же я сам себя искать буду?

М:- Да это выражение такое. Это значит, что сможешь найти свое дело- увлечение, понимаешь?

Н:-А…

К:-Станешь умным. Вежливым, общительным, весёлым и у тебя появится много друзей.

М:- Вот видишь- эти ребята ходят в школу и все знают и умеют, ну не всё конечно, но они учатся стараются.

Н.:- Ой, да там скучно ,не интересно! Да я и так всё знаю и умею!

М.:- Кнопочка, давай устроим небольшое состязание между ребятами и Незнайкой, проверим знания.

К.:- Правильно! Состязание « Собери пятёрки»:

Красные шарики-5,

Синие-2

-Ну что, согласны?( ответ детей)

К.:- И так, начнем с грамматики.

М.:- Ребята, зная ответ, руку скорее поднимайте вверх!

К.:- Грамматика, грамматика-

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Задание:

  1. Назовите существительные, которые оканчиваются на букву Я.

  2. Поставьте имена существительные во множественное число: плот, крот, рука, мука, житель, любитель, учитель, узбек, грек, человек.

  3. Дайте толкование слова, не называя его: улыбка, серьги, ковёр, усы.

  4. Итак, пока играет музыка нужно выложить алфавит.

К.:- Так у кого же больше пятёрок?

М.:- Сейчас посчитаем. И прекрасна и сильна математики страна!

Внимание математические задачи, дайте на ответ скорей. Ты задачи все реши и пятерки забери.

  1. По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько всего летело птиц(2)

  2. Из-под забора видны 4 ноги и 4 лапы. Сколько живых существ стоит за забором? (2 человека и одна собака)

  3. Сколько раз нужно пилить бревно, чтобы из него получилось 2, 4, 6, 8 поленьев? (1,3,5,7)

  4. Шла бабка в Москву, а навстречу ей 3 старика, у каждого по 2 мешка, а в каждом мешке по коту. Сколько человек шло в Москву? (1)

  5. Яйцо варится 3 минуты. Сколько времени понадобится, чтобы сварить 5 яиц одновременно в одной кастрюле? (3 мин.)

  6. Что легче 1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково)

Молодцы, пятёрок прибавляется!

К .:-Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

(дети продолжают)

М.:- Сначала учат нас читать, а мы уж рифмы подбирать.

Н.:- Это я уж точно могу.

М.:- Да уж мы знаем! Пакля, рвакля.

К.:- Ребята, задание понятно, вы должны подобрать рифму.

Багаж (гараж, саквояж) Лиса(крыса, леса)

Волк (толк, шелк) Крот (енот, компот)

Красный (опасный, ужасный) Диван(фонтан)

Федот (компот) Борис (редис)

Таракан (барабан) Банан (чурбан)

Шагай (гуляй) Булат (салат)

М.:- Молодцы, ребята! А сейчас узнаем, кто же знает больше о школьных принадлежностях.

К.:- Отгадайте загадки.

  • Я её с собой ношу

Не макаю, а пишу,

Замечательная штучка, Самопишущая (ручка)

  • То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать

Называюсь я (тетрадь)

  • Он не велик, да целой сотне велит,

То сядь да учись, то встань- разойдись. (школьный звонок)

А он означает? Правильно, что урок окончен!

М: - В школе перемена есть,

Хочешь бегай, хочешь – стой

Вместе с другом песню спой.

К.: - И у нас будет перемена. И не просто перемена, а веселая, потому что за помощь вашу, мы с Мушкой приготовили сюрприз. Встречайте символ 2010 года – Тигренок и его друзья!

Выход Тигренка, Нюши, Кроша.

Т.: - Здравствуйте! Мы очень рады побывать у таких замечательных ребят в гостях. Познакомиться и подружиться. Я очень люблю танцевать. А вы? Давайте вместе станцуем мой любимый танец, повторяйте за мной.

Танец-игра.

Т.: - Какие веселые ребята! Я хочу, чтобы этог год (мой год), принесет вам много радости и смеха! И конечно же, в школе, в ваших дневниках всегда будут хорошие отметки. Удачи всем, и вам ребята, и вам уважаемые взрослые, и тебе Незнайка, и вам девочки.

Все: Спасибо!

Т.: - Пока! До встречи!
К.: - Ну, незнайка, что решил? Нужно ли тебе учиться?

М.: -Лень гоните прочь, друзья, с ней дружить никак нельзя.

Нужно знать, и знать весьма: Ученье – свет,

А неученье – тьма!

Н.: - Да, я понял. Знания – это сила! И я пойду в школу!

Девочки: Ура, Незнайка пойдет в школу!

К.: - Это вы нам помогли, убедить Незнайку!

Спасибо вам за это!

Все: До свидания!



«ВЫПУСКНОЙ ВЕЧЕР В ЦЕНТРЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ »

/Театрализованное представление/


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

  • Ведущий;

  • Мальвина;

  • Буратино;

  • Шапокляк


Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня у нас особенно торжественный день-первый выпускной вечер для наших ребят! Нам все же кажется, что они еще маленькие, несамостоятельные, что они без нас ничего не смогут. А может, мы зря так думаем? Посмотрите, какие они уже совсем взрослые, наши малыши! Поприветствуем их!

(В зал под музыку парами входят выпускники и выстраиваются полукругом)

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Какие же вы сегодня нарядные, красивые. Все девочки- словно сказочные принцессы, а мальчики - настоящие рыцари! А давайте познакомимся с нашими принцессами и рыцарями (Ф.И. каждого).

А чтобы в нашем зале стало еще светлее и уютнее, давайте споем для гостей добрую песенку!

Песенка «Скоро в школу мы пойдем».

(речь прерывается появлением Мальвины и Буратино, они плачут)

Мальвина:(рыдает) Ай-ай-ай!

Буратино:(рыдает)Ой-ой-ой!

Ведущий: Что случилось? Мальвина? Буратино? Почему вы плачете? Как вы здесь оказались?

Мальвина: Мы к вам так спешили, так спешили….

Буратино: Мы так хотели успеть…

Мальвина: Чтобы поздравить вас всех, всех ребят,

Буратино: Мы несли для всех ребят подарки.

Мальвина: А эта противная старуха Шапокляк…

Буратино: А эта вредная старуха Шапокляк…

Мальвина: А эта….

Буратино: А эта…

Ведущий: Да подождите же, ну перестаньте плакать. Лучше расскажите толком, что случилось?

Буратино: Ну почему нас никто не понимает? Мальвина, ты у нас самая умная! Ты даже в школе училась! Расскажи, а то я как вспомню, так сразу плакать хочется.

Мальвина: Нас к вам на праздник послала самая умная и добрая фея-Фея Знаний! Она передала всем ребятам подарки. Волшебные подарки, чтобы ребята хорошо учились и все знали!

Буратино: А эта вредная, превредная, злая тетенька отняла их у нас.

Мальвина: Что же теперь делать? Теперь весь праздник испорчен.

Буратино: А фея так на нас надеялась.

Мальвина: Что же делать? Что же делать?

Ведущий: Подождите. Ведь если мы так и будем плакать, то праздника вообще не будет. А ведь ребята ждут! Сейчас мы с вами что-нибудь придумаем.

(Неожиданно из-за дверей появляется Шапокляк)

Шапокляк: Здравствуйте, мои милые, мои хорошие (детям). Здрасьте! Что, узнали меня? Правильно, правильно, это я, ваша любимая бабушка, бабуленька Шапокляк! А что это вас здесь так много? И все такие нарядные. Ах у вас выпускной говорите! Очень плохо! Все равно у вас ничего не получится, сегодня на празднике будет скучно и неинтересно!

Мальвина и Буратино: Почему это? Откуда ты знаешь?

Шапокляк: Откуда, откуда - от верблюда! Подарки то у меня! Да, чуть не забыла! Я тут вам сюрприз приготовила. Замечательный сюрприз. Сейчас достану (достает черные тучки). Вот они любименькие! (раздает всем).

Ведущий: Зря стараешься.

Шапокляк: А вот и ошибаетесь. Ведь детки ничего не знают, не умеют. А я все знаю и все умею,

и если захочу, то любой праздник испорчу!

Буратино: Ты обманщица! Ребята многое знают и умеют! Знают песни, сказки, стишки….

Шапокляк: Не верю! Стишки?! ХА-ХА-ХА!

Мальвина: Спорим, знают?

Шапокляк: Спорим!

Буратино: На что? Только честно!

Шапокляк: Да хотя бы на эти подарки Феи!

Мальвина: Ребята! Согласны? Давайте докажем этой бабульке-страшульке.

Шапокляк: Давайте, давайте!

(дети рассказывают стишки)

Буратино и Мальвина: Молодцы, ребята! Ну что старая, выполняй договор-отдавай подарки!

Шапокляк: Все старанья ваши зря! Это ж только стишки! Я сейчас буду проверять, умеете ли вы загадки отгадывать!

Буратино: А взрослые дяди и тети пусть подсказывают!

Шапокляк:

1.Я все знаю, всех учу;

А сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамотно учиться.

(Книга)

2.То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Что такое я?

(Тетрадь)

3.Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

(Карандаш)

4.В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки

Что угодно для души!

(Пенал)

Мальвина: Молодцы, ребята! Мы и с этим заданием справились!

Шапокляк: И это испытание вы прошли. А теперь вас ждет испытание водой. Вы приготовили купальники, плавки, шапочки, ласты, спасательные круги? Ха! Пошутила я. Сейчас дорогие мои детишки, испытание для самых трудолюбивых. Но я уверена, что никто с этим заданием не справится.

Буратино: А вот и не правда! Так ведь, ребята?

Шапокляк: Это мы еще посмотрим. Делимся на 2 команды. Вам нужно пронести воздушный шар на лопате, не выронив его, оббежав кубик, вернуться в команду и передать следующему.

(дети играют)

Буратино: Я же говорил, что ребята справятся. Ну все, отдавай подарки!

Шапокляк: Ага! Сейчас! Какие вы шустрые! А вот песенку мне споете, может, и отдам подарочки.

Песня «На лугу»

Шапокляк: Да разве это испытание?! Это ж развлечение было! Вот посмотрите, что я придумала. Сейчас я хочу проверить, насколько вы хорошо умеете танцевать.

Ведущий: Станцуем, ребята?

«Веселый танец»

Ведущий: Ну как, выдержали ребята твое испытание?

Шапокляк: Да! Придется признать, что и танцевать ребята умеют. Это, наверное, все потому, что я задания не трудные задаю. Есть у меня заданья, так заданья! Сейчас мы узнаем, кто здесь самый воспитанный. На вопросы отвечайте, да впросак не попадайте!

Игра «Веселые вопросики»

Когда светлый день

Вам трудиться просто лень!

И бывает так всегда!

Это правда, дети?

А с зубами вот беда!

Лень их чистить как всегда.

Смело дайте мне ответ-

Зубы чистите вы?

Утром мама вас будила,

8 раз к вам подходила!

И бывает так всегда!

Это правда, дети?

Если с улицы бабуля

Вас обедать позовет,

То из вас никто мыть руки,

Это точно - не пойдет!

Когда зовут вас на обед,

Руки моете вы?

А как мамам помогать,

Друг на друга вы кивать.

Ты сегодня, а не я,

Нынче очередь твоя.

Дети, мамам с малых лет,

Помогаете вы?

Шапокляк: Я, конечно, не ожидала, что вы так быстро справитесь с этим заданием. Но на всякий случай приготовила еще одно испытание.

Я старушка люблю частушки.

Спойте мне хоть парочку,

Отдам вам все подарочки!

Частушки

Мальвина и Буратино: Молодцы, ребята! Ну что, хватит уже - выполняй договор- отдавай наши подарки!

Шапокляк: Берите, берите, но хоть с праздника не гоните, оставьте. Я тоже хочу с вами побыть.

Ведущий: Ну что, оставим старушку? Только если она даст слово больше не делать пакости.

Шапокляк: Ой, даю слово, даю! В жизни не буду!

Ведущий: Оставим, ребята? (ребята отвечают)

Шапокляк: Спасибо. Простите меня, я больше не буду портить никому праздники. А за то, что вы мне позволили остаться, я вам подарю веселую игру!

игра «Рыбалка»

Шапокляк: Давайте представим, что одна моя рука - рыбка, а другая(которая находится в горизонтальном положении)-море. Когда рыбка выплывает на поверхность моря, вы пытаетесь поймать ее аплодисментами. Если рыбка плавает под водой, то в зале тишина.

Ведущий: Спасибо тебе за такую интересную игру! Присаживайся, Шапокляк. А ребята споют для всех гостей еще одну веселую песенку.

Песенка «Чунга-Чанга»

Выступление педагога. Вручение подарков и дипломов.

Ведущий: Будь веселым и умелым,

И учебой своей дорожи

День ото дня становись честным. Смелым

С умной книгой дружи!

Школа славный, добрый дом,

Хорошо вам будет в нем.

По ступенькам каждый год

К знаньям мы начнем поход!!!

На этом наш праздник закончен.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Артёмова, Л.В. Театрализованные игры./Л.В. Артёмова. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Борисов, С.К. основы драматургии театрализованного действа. /С.К.Борисов. – Учебное пособие, ЧКАКИ, Ризограф, 2011.

  3. Генки,Д. Сценарное мастерство культработника /Д.Генкин, А.Конович. – М., 1984.

  4. Глан, Б.Н. Праздник всегда с нами /Б.Н.Глан. – М.: Союз театральных деятелей, 1988.

  5. Ильев, В.А. Технология театральной педагогики. /В.А. Ильев. – М.: АО-Аспест-пресс, 1991.

  6. Козак, О.Н. Путешествие в страну игр. /О.Н. Козак. – СПб., 1997.

  7. Конович, А.А. Театрализованные праздники. /А.А.Конович. – М.: высшая школа, 1990.

  8. Кубарева, В. Хрестоматия по детской литературе. /В.Кубарева. – М.: Просвещение, 1988.

  9. Черноземцев, В.А. Игры /В.А. Черноземцев. – Челябинск, 1995.

  10. Чечетин, Л.А. Основы драматургии театрализованных представлений. /Л.А. Чечетин. – М.: Просвещение, 1961.





Особенности драматургии театрализованной программы
  • Другое
Описание:

В методические рекомендации включены понятия игра, игровая программа, театрализованная игровая программа, даны рекомендации каким образом создается драматургия театрализованной игровой программы. Прилагаемые сценарии театрализованных игровых программ, дают наглядный практический пример реализации теоретических основ драматургии театрализованной программы в конкретный конечный результат творческого процесса театрализации как отдельного игрового эпизода, так и всей игровой программы в целом.

Рекомендации адресованы руководителям театральных объединений, педагогам дополнительного образования.

 

 

Автор Малюченко Наталья Леонтьевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1305
Номер материала 17410
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓