Главная / Директору-завучу / Особенности деятельности методических объединений общеобразовательной школы – интерната

Особенности деятельности методических объединений общеобразовательной школы – интерната

Особенности деятельности методических объединений общеобразовательной школы – интерната



Ключевые слова: методическое объединение, общеобразовательная школа-интернат, основные компоненты организации работы методического объединения.

Современные тенденции развития школьной методической службы: гуманизация методической работы; творческая автономность школьных методических служб на основе вариативности, корпоративности и разноуровневости управления научно-методической деятельностью.

В диссертационных исследованиях настоящего времени уже разрабатываются и апробируются теоретические и технологические позиции использования научно-методической работы в решении инновационных проблем современной школы, обосновываются и экспериментально проверяются внутришкольные управленческие механизмы обеспечения эффективности этих процессов. Однако, мало внимания в современных исследованиях уделено состоянию развития методической работы в школе-интернате.

Школа-интернат - образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Слово «интернат» произошло от лат. internus (внутри).

На конец 2010 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том числе школ-интернатов для детей-сирот — 150, для детей с ограниченными возможностями здоровья — 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах — 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. — детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей).

В отличие от других образовательных учреждений, дети, находящиеся в школах-интернатах называются воспитанниками.

Школы интернатного типа в России стали появляться в XVIII столетии. Первыми из них были школа математических и навигационных наук в Москве и Морская академия в Петербурге. Во второй половине XVIII в. открылись кадетские корпуса, Институт для благородных девиц в Смольном, Воспитательный дом в Москве, частные дворянские пансионы и другие учреждения. Это были заведения закрытого (интернатного) типа, в которых при достаточно высоком уровне обучения акцент ставился, прежде всего, на задаче, сформулированной еще итальянскими гуманистами,- «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа».

Воспитание детей сирот было предметом особого внимания и заботы замечательного советского педагога К.Д. Ушинского. Его педагогическая деятельность в годы ее расцвета протекала в закрытых воспитательных учреждениях. Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных жизни, деятельности и научно-педагогическому наследию, многие прогрессивные идеи великого русского педагога остались невостребованными. Мы имеем всего лишь несколько исследований наследия К.Д. Ушинского (В.И. Куфаев, И.И. Данюшевский) по такой насущной проблеме, как воспитание детей в воспитательных заведениях.

Деятельность школы-интерната строится на принципах демократии и гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, общедоступности, автономности и светского характера образования. В Российской Федерации существуют несколько видов общеобразовательных школ-интернатов:

  • общеобразовательных школ-интернатов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов,

  • гимназий-интернатов,

  • лицеев-интернатов.

  • санаторно-лесные школы, санаторные школы-интернаты;

  • кадетские корпуса.

По контингенту воспитанников школы-интернаты различаются назначением:

  • для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие, слабослышащие и т.д);

  • спец. для детей со способностями (отбираемых в том числе на олимпиадах, см. напр. выше);

  • спец. для «трудных» подростков, то есть не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени (с частыми приводами в милицию за хулиганство, состоящие на учёте в детской комнате милиции, или задерживаемые за бродяжничество, с другими поводами).

В школы-интернаты принимаются дети без отклонений в развитии, не имеющие медицинских показаний, несовместимых с пребыванием в школе-интернате. Количество классов в школе-интернате определяется в соответствии с санитарными нормами и в зависимости от имеющихся условий осуществления образовательного процесса. Образовательный процесс в школе-интернате осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого школой-интернатом самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате. Трудовое воспитание может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников. Участие воспитанников в различных формах трудовой деятельности и спортивно-массовых мероприятиях основывается на принципе добровольности. Воспитанники школы-интерната могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях, создаваемых на базе школы-интерната, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и других массовых мероприятиях.

Зачисление детей в школу-интернат производится по заявлению родителей (законных представителей), а в отдельных случаях - по решению органов опеки и попечительства, муниципальных органов управления образованием. В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством). Воспитанники школы-интерната имеют право на:

  • получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

  • выбор формы обучения; получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

  • участие в управлении школой-интернатом в форме, определяемой ее уставом на договорной основе;

  • уважение, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов.

Реализацию предоставленных воспитанника прав обеспечивает педагогический коллектив школы-интерната. Именно педагоги, обладающие высоким уровнем профессионализма способны дать воспитаннику высокий уровень знаний, и в отличие от общеобразовательной школы, социализировать личность воспитанника.

Методическое объединение является тем структурным подразделением школы-интерната, которое способствует совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.

В состав методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин. В школе-интернате кроме предметных методических объединений создается МО воспитателей.

Как должна быть организована работа методического объединения в школе-интернате? Ответить на этот вопрос можно, если серьезно задуматься над тем, какие учебно-воспитательные задачи решает образовательное учреждение, какими силами планируется осуществить решение стоящих перед школой-интернатом проблем в данный момент времени. Работа МО в образовательном учреждении должна носить системный характер. Как известно, системой называют целое, состоящее из частей. Система включает в себя подсистемы. Подсистемами в данном случае можно назвать основные направления деятельности методических объединений учителей различных учебных предметов (повышение квалификации, самообразование, деятельность по обобщению и распространению опыта работы, главная задача обобщения опыта — это определение достигнутых учителем методических успехов). Элементами данной системы являются кадровый состав и уровень профессиональной подготовки учителей, учебные предметы и особенности структуры и содержания преподавания в данный период, учащиеся школы и их возможности и потребности, а также многое другое.

Организация работы методического объединения в образовательном учреждении, обеспечивающая связи и отношения между элементами, призвана обеспечить функционирование подсистем и развитие данной системы в целом.

Таким образом, основными компонентами организации работы методического объединения являются: характеристика кадрового состава; составление продуманного плана работы исходя из задач, стоящих перед школой-интернатом в данный период, и анализа деятельности за истекший период; практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в методическое объединение, всесторонняя взаимопомощь.

Характеристика кадрового состава включает вопросы, связанные с профессиональным уровнем педагога, его образованием, повышением квалификации, аттестацией, педагогическим стажем, нагрузкой, ученой степенью, званиями, наградами, индивидуальным планом самообразовательной работы и другими аспектами деятельности. Знание профессиональных качеств учителей, их творческого потенциала поможет грамотно спланировать работу методического объединения.

План должен соответствовать потребностям школы-интерната и требованиям среды. Цели, которые ставятся, должны быть реальными и достижимыми. При этом нужно помнить, что цель — это ожидаемый результат образования, а задачи — формулировки того, как мы хотим достичь этих целей и что для этого необходимо сделать. План — это программа достижения целей, которая отражает задачи, объединяет усилия руководителей и исполнителей, обеспечивает последовательность мероприятий и преемственность в работе всех структур образовательного учреждения. План должен показывать, кто и что должен делать и в какие сроки.

Планирование работы методического объединения зависит от многих внешних и внутренних факторов, включая программу модернизации российского образования в целом и задачи, стоящие перед конкретным образовательным учреждением в данный момент. План работы составляется председателем МО в соответствии с планом работы школы-интерната, отражающим рекомендации окружных и городских методических кабинетов, методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей на основе анализа работы за прошедший год. План рассматривается на заседании МО, согласовывается с заместителем директора школы-интерната по НМР или УВР и утверждается директором школы.

В плане работы выделяются основные приоритеты, такие как повышение качества обучения, повышение качества преподавания, совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка.

Строить работу методического объединения необходимо в рамках общей педагогической проблемы, над которой работает коллектив учителей школы-интерната в данный период. В ходе обсуждения общешкольной темы на заседании методического объединения желательно конкретизировать ее в работе учителей различных циклов в целом и каждого педагога и воспитателя в отдельности. После определения темы, над которой работают учителя данного цикла, нужно наметить форму ее практического выхода: выступление на семинаре, представление опыта работы с практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической конференции и т. д.

Для обеспечения современного уровня методической работы в образовательном учреждении важно организовать работу по ознакомлению учителей и воспитателей с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями.

На заседаниях методического объединения могут рассматриваться вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.

Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо к нему бережно относиться и грамотно оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций. Возможна организация выставки конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий, лучших тетрадей. Методическое объединение составляет план-график взаимных посещений уроков с целью совершенствования педагогического мастерства. Большое значение в работе методического объединения имеет квалифицированная помощь, наставничество в работе с молодыми специалистами.

Анализ организации методической работы в общеобразовательной школе и в общеобразовательной школе-интернате показал, что основное её отличие будет заключаться не в формах и методах работы, а в её содержании, направленном на удовлетворение потребностей воспитанников конкретного учреждения. Единственным отличием в структуре методической работы является наличие методического объединения воспитателей.


Список литературы

Внутришкольное управление: вопросы теории и практики [Текст]/ Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Педагогика. 1991. - 191 с.

  1. Концепция модернизации российского образования до 2010 года: Распо
    ряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р.

  2. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы: Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 года №1340-р [Текст] // Инструктивно-методические рекомендации к 2006/2007 учебному году. Ч. 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2006. -304 с.

  3. Педагогическая энциклопедия [Текст]: В 4 т. Т. 2 /Гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. - М.: Советская Энциклопедия, 1965. - 912 с.

  4. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 612 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате»

  5. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. [Текст]/ М.М.Поташник. Методическое пособие. Пособие для учителей и руководителей школы. -М:Педагогическое общество России, Центр педагогического образования, 2011 г.- 448 с.

  6. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 612 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате»

  7. Примерное положение о методическом объединении учителей-предметников и педагогических работников общеобразовательного учреждения: Методические рекомендация Управления общеобразовательными учреждениями и инспектированием Минобразования России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: mosedu.ru/ru/manager/documents/school/stan7merger.php.

  8. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Special:Search?search=%D0%B2




Особенности деятельности методических объединений общеобразовательной школы – интерната
  • Директору-завучу
Описание:

Автор отмечает особенности деятельности мо в общеобразовательной школе-интернате.  Школа-интернат - образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Слово «интернат» произошло от лат. internus (внутри).Методическое объединение является тем структурным подразделением школы-интерната, которое способствует совершенствованию методического обеспечения образовательных программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения качества обучения подрастающего поколения, совершенствования учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.

 

 

Автор Черепнина Ольга Адександровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 760
Номер материала 28620
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓