Главная / Другое / Особенности становления и развития связной речи у детей с задержкой психического развития.

Особенности становления и развития связной речи у детей с задержкой психического развития.

Особенности становления и развития связной речи у детей с задержкой психического развития.


Связная речь, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

Под связной речью мы понимаем любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.

Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе .

Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка .У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

Одним из важнейших направлений в изучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) является проблема развития речи.

Особенности речевого развития детей с ЗПР, обусловлены своеобразием их познавательной деятельности. Такими особенностями речевого развития, детей с ЗПР, являются отставание в овладении речью: позднее возникновение периода детского словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов, слабая речевая активность, бедность, недифференцированность словаря, недостаточная сформированность грамматического строя, низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, слабое осознание звукового строения слова.

Отмечаются неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи, дефекты вербализации, недостаточная развернутость речевого высказывания, затруднения в построении предложений.

Помимо общих особенностей речи, свойственных большинству детей с ЗПР, существуют специфические недостатки, встречающиеся лишь у определенной части детей данной категории. Однако все приведенные данные еще не составляют целостной картины нарушений речи у детей с ЗПР.

Так например, существует классификация детей с ЗПР с учетом характера их речевой патологии. В ней выделены три группы детей.

К первой группе - относятся дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения речевого аппарата, недоразвитием речевой моторики.

Во- вторую группу входят дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков.

В третью группу входят дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико – фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико - грамматической стороны речи: ограниченность и недефференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.

Учитывая особенности речевого недоразвития у детей с ЗПР, выделяют еще две группы детей.

В первую группу входят дети с неосложненным психическим инфантилизмом. В анамнезе большинства детей, отмечается задержка речевого развития (первые слова появляются в 1,5 -2 года, фразы к 3 годам). Для детей этой группы характерна неточность различения понятий «слог» , «звук» , «буква». Сложные формы звукового анализа затруднены. У детей с неосложненным инфантилизмом выявляются особенности речи, связанные со своеобразием эмоционально- волевой сферы. Речь таких детей во многом определяется наличием эмоционального компонента. Таким образом, при составлении рассказа по серии сюжетных картинок, интересных и доступных их возрасту, дети составляют сложные предложения, используют прямую речь, при этом речь сопровождается эмоциями. Но в тех заданиях, которые ограничивают речевую деятельность определенными рамками, когда требуется обдумывание и четкие формулировки, точное словесное оформление, у детей наблюдается снижение речевой активности, появляются трудности в подборе слов, или встречается нечеткое их употребление. Уровень речевого развития этой группы детей и их речевое поведение соответствует нормально развивающимся сверстникам более младшего возраста.

Во вторую группу входят дети с осложненным инфантилизмом и с цереброастеническими состояниями. В анамнезе этих детей, отмечается задержка речевого развития. Первые слова появляются как правило, к 2 – 2,5 годам. У большинства детей наблюдается нарушение звукопроизношения, которое проявляется в основном в нечетком произношении свистящих и шипящих (боковое, межзубное произношение), отсутствии или неправильном произношении звука р. При повторе серии из 3 -4 слогов с фонематически близкими звуками наблюдаются : смещения глухих и звонких, твердых и мягких звуков, расщепление аффрикат. У детей этой группы не дифференцированы понятия «буква», «звук», «слово». Они испытывают большие затруднения при звукобуквенном анализе слов. Особенностью этой группы детей является бедность лексико – семантической стороны речи, бедность словаря, неточность употребления слов. Особую трудность при несформированности лексической стороны речи вызывают: подбор синонимов, антонимов, и употребление в речи обобщающих понятий. В активном словаре широко используются неологизмы. В экспрессивной речи используются очень небольшое количество прилагательных и наречий. В высказываниях наблюдаются аграмматизмы, неправильная последовательность слов. Связная речь детей этой группы находится на более низком уровне, чем у детей первой группы (с неосложненным инфантилизмом). Рассказы характеризуются бедностью языкового оформления и нарушением логической связности. Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Дети часто не сохраняют основной сюжетной линии при пересказе, соскальзывают на второстепенные детали. В высказываниях детей проявляется неумение оформлять с помощью языковых средств смысловые отношения.

Таким образом, особенности речи у этой группы детей характеризуются нарушением речи как системы, а своеобразие речи отражается в недоразвитие эмоционально – волевой сферы и познавательной деятельности.

Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи.

Основные проблемы нарушения речи у детей с ЗПР, касаются связной речи. Дети как правило не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.






Особенности становления и развития связной речи у детей с задержкой психического развития.
  • Другое
Описание:

 Особенности  становления  и  развития  связной  речи  у  детей  с  задержкой  психического  развития.

        Связная речь,  обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.Под связной речью мы понимаем любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе .Развитие обеих форм связной речи (диалога и монолога) играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка .У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

Автор Куренкова Светлана Алексеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1429
Номер материала 28773
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓