С.А.Макиян
г.Пятигорск
МОУ НОШ №17
Особенности работы со способными
и одарёнными детьми
из
опыта работы.
Каждый
человек индивидуален и неповторим. Личность представляет собой уникум. Неодарённых людей нет, есть
личности, не раскрывшие своих способностей. Одарённость — большая
общечеловеческая ценность. Современное понимание одарённости, пройдя через
научные споры многих психологических школ, утверждает, что в её основе лежит доминирующая
познавательная мотивация и исследовательская творческая активность,
выражающаяся в обнаружении нового в постановке решения проблем (A.M. Матюшкин).
Признаками одарённости в раннем детстве принято считать неуёмную
любознательность ребёнка, когда он «впитывает» всё окружающее. Такие
дети могут заниматься сразу несколькими делами, они очень любопытны, имеют
большой запас слов и развитость речи, большие фантазёры, они редко попадают
впросак, добры, открыты, остро реагируют на несправедливость.
В более старшем возрасте признаками одаренности считаются потребность
ребенка в коллекционировании и классификации, сформированность навыков
логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к
планированию четким образом предстоящей деятельности, гибкость в концепциях,
социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые
навыки общения, открытость, настойчивость, энергичность, предпочтение сложных
задач. В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:
1. Хотят добиться
успехов в учёбе и приобрести знания, не воспринимая это как насилие
над собой.
2. Постоянно стремятся
к самосовершенствованию, отсюда постановка завышенных целей и тяжёлое переживание в
случае невозможности их достижения.
3. Могут полностью
концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая
исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
В начальной школе работа с одарёнными детьми и детьми с
повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный
процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностика
индивидуальных особенностей обучающихся → планирование и организация работы →
анализ результатов, коррекция проводимой работы.
Выявление одарённых детей - продолжительный
процесс, связанный с анализом развития конкретного ребёнка. Эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо
одноразовой процедуры тестирования невозможна. Диагностика индивидуальных возможностей детей проводится с
использованием ресурсов психологической службы школы. Сочетание различных методик
позволяет объективно осуществлять мониторинг развития одарённых детей. Приоритет отдаётся желанию ребенка
заниматься по выбранному направлению, его мотивации к познанию. Одарённый ребеёнок не продвигается быстрее, а получает
дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития
мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.
Работа с одаренными детьми в
учебном процессе осуществляется мною через обучение по УМК «Гармония». В
стремлении реализовать идеи авторов этой программы, я пришла к выводу, что
личностно ориентированный подход к обучению является средством для формирования
основ учебной самостоятельности младших школьников, способствует проявлению их
индивидуальных способностей. Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему.
Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру
божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать
этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо
приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Многие педагоги
полагают, что работать с одарёнными детьми легко. Они считают, что одарённые дети – «ученики без проблем»— это,
как правило, те, которые дисциплинированы и усидчивы, исполнительны и послушны, подчиняются правилам и не
отвлекаются
на пустяки. Это
подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение!!! Одаренный ребенок
категорически не соответствует этим требованиям. Он тяготится заданными
рамками, стремится выйти за пределы шаблонов и алгоритмов. Продуктивная
деятельность для него гораздо привлекательнее, чем репродуктивная,
культивируемая школой. Не потому ли гениальный изобретатель Эдисон был исключен
из школы за неуспеваемость? Никудышними учениками слыли Дарвин, Пушкин, Лобачевский
и Энштейн. Правда, их таланты оказались настолько яркими, что о них узнал весь
мир. А сколько осталось тех, что увяли в зародыше? Чтобы это случалось как
можно реже, одна из задач учителей и психологов — разглядеть в рассеянном
фантазере или ершистом возмутителе спокойствия будущего Дарвина или Энштейна,
ибо недаром говорил мудрый поэт:
Не упивайтесь словесами,
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами.
Легко тогда, когда не
представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем
интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и
сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”. Размышляя над формами, методами обучения и
воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению,
что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из
моих учеников.
Для того чтобы реализовать
дифференцированный подход в системе образования, необходимо изучить
индивидуально – личностные особенности учащихся. Знание особенностей
темперамента, свойств нервной системы у младших школьников необходимо. Это
позволяет предопределить реакцию детей и дает возможность в выборе нужных методов
обучения и воспитания. Свою работу
в этом направлении совместно с психологом школы Букша Светланой Александровной я начала с диагностики
особенностей личности моих учеников. Кроме этого, мы определили уровень развития самоконтроля и
самоанализа на старте (в 1 классе). По результатам диагностики мы составили психографическую карту каждого ученика.
Развивающий эффект обучения
определяется тем, насколько педагогу удается переделать образовательную
программу в программу деятельности самого ребенка, то есть когда оно
ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности
младших школьников.
На уроках я не просто работаю
над созданием благожелательной творческой атмосферы, а постоянно обращаюсь к
субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной
жизнедеятельности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только
одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Ученик как
носитель субъектного, личностно значимого для него опыта должен иметь
возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать
(усваивать) все, что сообщает учитель. Урок – это та учебная ситуация, та
«сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются,
формируются и реализуются личностные особенности учащихся.
Авторы курса русского языка по
этой программе М.С.Соловейчик и Н.С.Кузьменко предусмотрели множество
возможностей для реализации личностно-ориентированного и дифференцированного
подхода к обучению младших школьников.
Детям предоставлена возможность
самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов
и наблюдений над речью. Помогают в этом их сверстники – абстрактные мальчики,
которым учащиеся сами дали имена. В нашем случае - это Антон и его иностранный
друг Джон. Дети называют их «наши почемучки», так как они все время задают
вопросы по материалу урока. Когда они появляются на страницах учебника, дети
оживляются и увлеченно ищут ответы на их вопросы. Я думаю секрет успеха в том, что
такие ситуации привносят разнообразие в традиционную форму общения на уроке
«учитель-ученик» и помогают детям повысить собственную самооценку, «научив»
своего сверстника.
На уроках математики я веду
целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приемов
умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая
направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего
школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего
с мотивацией и интересами.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо
осуществлять, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика в
работе с этим материалом. Работая по УМК «Гармония», я впервые не вижу
сложности в подборе такого материала, особенно для уроков математики. Авторы
курса (Н.Б.Истомина, В.В.Малыхина, Г.Г.Шмырева) предоставляют нам набор
печатных тетрадей, дидактических карточек, позволяющих ученику работать с одним
и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать
его словом, знаково-условным изображением, рисунком, схемой, предметным
изображением, и т.п. Конечно, вид и форма материала, возможности их
репрезентации учеником во многом определяются содержанием самого материала,
требованиями к его усвоению, но
единообразия в этих требованиях нет. Ученику предоставлена возможность проявить
индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом.
На различных уроках я использую
дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю
учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым
положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким
дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия,
осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных
психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию
детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению
учиться.
Развитию творческой
индивидуальности учащихся способствуют уроки
технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно
работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на
практике, помогают товарищам справиться с трудностями. В процессе такой работы
учащиеся приобретают знания о гармоничном устройстве мира и о месте в нем
человека, проникаются уважением к культурным традициям и людям.
Следует подчеркнуть, что работа
с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть
одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное
педагогическое
наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного
развития и личностного становления.
Результатом моей работы является повышение уровня самооценки и самоконтроля
учащихся их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний.
Одним из необходимых условий в
работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов,
склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору
ребенка в рамках дополнительного образования:
• Индивидуальные
занятия, занятия в малых группах по плану кружков и спецкурсов.
• Система творческих конкурсов, олимпиад.
• Детские научно-практические конференции.
Передо
мною возникла необходимость найти такие средства и формы воспитательной работы
с классом, которые могли бы увлечь детей общностью интересов и повести их к
вершинам успеха. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики
— это вопрос о творчестве детей и о значении творческой работы для общего
развития ребенка. Существует распространенное мнение, что творчество является
уделом избранных и что только тот, кто одарен особым талантом, должен его
развивать в себе, и может считаться призванным к таланту. Однако этот вывод
является спорным, а с точки зрения школы — недопустимым. И моя задача, как
первого учителя, сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского
развития. А это зависит от каждодневного труда учителя, такта и душевной щедрости.
Важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития
ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает
сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы
иметь возможность роста.
Мне и
моим ученикам интересен сам путь к познанию. “Знание только тогда знание,
когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью!” (Л.Н.Толстой).
Работу
по развитию детской одаренности продолжаю на занятиях спецкурсов «Компьютерная
игротека»,
«Индивидуальные занятия с одаренными детьми по русскому языку и математике».В
зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое
задание. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать,
сравнивать. Учу детей правильно выходить из нестандартных ситуаций и критически
мыслить.
Для раскрытия
творческих способностей детей применяю активные формы и методы:
• беседы;
• дискуссии;
• игры, состязания;
• конкурсы, турниры;
• олимпиады;
• наблюдения;
• творческий труд;
• поисковые эксперименты;
• индивидуальные занятия;
• художественно-эстетическая деятельность и т.д.
Также была разработана многоуровневая модель сопровождения развития индивидуальных
способностей учащихся, которая позволяет
осуществлять эффективное взаимодействие специалистов образовательного
учреждения и семьи в интересах ребенка.
На первых двух уровнях помощи находятся представители ближайшего окружения
ребенка: его родители и друзья.
Специалистами последующих двух уровней являются: классный руководитель,
педагог-психолог.
Заключительный уровень - это группы педагогов, реализующие те или иные
программы предупреждения или решения проблем ребёнка, которые во
взаимодействии с представителями предыдущих уровней помощи реализуют программы
сопровождения.
На заключительном этапе индивидуального сопровождения ребёнок реализовывает
приобретенный собственный опыт, укрепляя уверенность в своих силах в процессе
дальнейшего развития.
Данная многоуровневая модель
сопровождения предполагает реализацию важного принципа сопровождения, который
заключается в необходимости обеспечения помощи одарённому ребенку и его
семье.
Сегодня
наши одаренные младшие школьники — уже пятиклассники. Уровень их
интеллектуального развития достаточно высок для того, чтобы определиться, в
какой сфере деятельности им приложить свои способности: в художественной,
артистической, литературной, технической, а может — сразу во всех. Ведь
недаром говорят: «Тот, кто одарен, одарен во всем».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.