Русский
язык.
Подготовила:
Л. Н. Бизикина.
Учитель
начальных классов МБОУ «Центр образования №3»
Тема:
Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по
звонкости-глухости, мягкости-твердости.
Цели:
-выявить особенности произношения звонких и глухих согласных;
- подбирать
проверочные слова для согласных на конце слова; -узнавать слова с данной
орфограммой в тексте;
- работать
над развитием речи.
Ход
урока:
I. Оргмомент.
II. Чистописание:
- на какие две
большие группы делятся все звуки русского языка?
гласные
согласные
- как
произносятся гласные звуки? (не встречают преград при произношении,
произносятся только голосом).
- какие
буквы записаны на доске? (гласные) я, о, а, и, у, е, ы, е, э, ю
- запиши их на
двух карточках так, чтобы в каждую строчку попали буквы, похожие друг на друга,
объединенные одним признаком:
о а у ы э
я и е е ю
- проверка
- а) по какому признаку разбили на 2 группы?
- б) прочитай
- все ли
записаны буквы, обозначающие мягкость согласных? (нет)
- какая эта буква?
(Ь)
III.
Новый материал
- сегодня, ребята,
темой нашего урока будут согласные звуки и буквы, их обозначающие.
- на какие 2
большие группы делятся согласные звуки?
Мягкие
Твердые
- как
произносятся, образуются согласные звуки? (при образовании согласных звуков во
рту воздушной струе встречается преграда, способствующая образованию шума. В
результате этого согласные звуки образуются при помощи только этого шума, либо
при помощи шума и голоса.)
1) Практическая
работа:
- произнесем
некоторые звуки
[ н
] [ б ] [ р ] [ 3 ] [ д ]
- как образуются
эти звуки? (шум + голос = звонкие гласные)
[ т ] [ х ] [
ш ] [ к ]
- как образуются
эти звуки? (шум = глухие согласные)
-ребята, какие
согласные доставляют нам беспокойство при написании, мы сомневаемся в их
написании?( парные согласные)
б в г
д ж з
п ф к
т ш с
-почему? (звонкие
согласные на конце слова оглушаются и нужно знать, какую букву следует писать.)
2) Работа со
словами прут - пруд.
-парные согласные
помогают различать слова по смыслу;
- прочитайте
транскрипцию слова [ п р у т ]
-какой предмет вы представили?
Нарисуйте.
- ответы детей
(рисование на доске)
- как нам узнать о
каком предмете идет речь-? Что нам поможет разобраться? (предложение)
-составьте
предложение к 1 рисунку, ко 2 рисунку
- запись
предложений с комментированием.
(У Васи в руке тонкий
прут (пруты)
(Зимой наш пруд (пруды)
покрылся льдом).
-что же помогло
нам убедиться в правильном написании буке на конце слова? (это проверочные
слова)
- как мы их
подобрали? (изменили слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук).
Сказка
" Кто важнее?'* с. 104 "Веселая грамматика".
В королевстве
Азбуковедения. на улице Звонких Согласных жили буквы Б. В. Г. Д. Ж. 3. а на
улице Глухих Согласных - П. Ф. К. Т. Ш. С. Вот как- то возник у них спор, кто важнее
Звонкие согласные говорили: «Нас всегда пишут в конце слова» А глухие в ответ
"А нас всегда произносят в конце слова" И. наверное долго бы они
спорили, если 6 не гласные, которые сказали: «Если бы не мы. то никто бы не
знал что писать в конце слова Вы все важны: глухие - важны для нашей покровительницы
Орфоэпии (произношение), а звонкие - для Орфографии (письма).»
Вот так гласные и
помирили согласных. До сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании,
часто заменяют и подменяют друг друга Но если не решается вопрос, кому выходить
на службу, обращаются к гласным
3) Работа
с правилом с. 92
4) Домашнее
задание с. 92. правило, упр 171
5) Упражнение
в подборе проверочных слов
а) Он бывает
липким и колючим.
Он бывает мягким и
сыпучим
Чистым и душистым.
Белым, серебристым
При этом холодным
бывает всегда.
Только теплым и
горячим
не бывает никогда! (Снег)
снег - снега -
Какой бывает снег?
б) Под
ногами снег скрипучий,
Под
ногами скользкий… (Лед)
-Лед - льды —
какой бывает лед?
в) Если
нашу елку снегом заметет.
Вместо
нашей елки вырастет. (Сугроб)
Сугроб - сугробы -
какой бывает сугроб?
г) Не
огонь, а жжется. (Мороз)
Мороз - морозы —
какой бывает мороз?
д) Летом
одевается, зимой раздевается. (Лес)
Лес - леса --какой
бывает лес?
- итак,
как мы подобрали проверочные слова?
- как
называются слова в 1 столбике? Почему? (проверяемые)
-сравните слова 1
столбика. Что вы заметили? ( в слове ЛЕС и слышится звук [ С ] пишется буква С,
но все равно, написание таких слов нужно проверять, т. к. это орфограмма.)
- что
общего в этих словах? (они относятся к теме " Зима".)
6) Мини -
сочинение
-составьте и
запишите небольшой рассказ о зиме, используя эти слова и другие:
иней
снежные узоры
- работа
учащихся () 5 - 7 мин.
- чтение
нескольких работ
- что вы
чувствуете, какие чувства у вас возникли во время составления текста?
7) Работа с
картиной. Жуковский С. Ю. " Свежий снег."
-почему художник
написал эту картину?
- что его
привлекло в этом пейзаже, что заставило поделиться чувствами с нами.
8) Работа со
стихотворением:
- прочитайте
стихотворение:
а) про себя
б) вслух
- как
видит зиму поэт?
Снег да снежные
узоры,
В поле- вьюги
разговоры,
Холод,
полутьма....
День - коньки,
гора, салазки...
Вечер - бабушкины
сказки...
Вот она,
зима! (А. Круглов )
-объясните, как вы
понимаете слова вьюги разговоры,снежные узоры,полутьма
-найдите слова с
парными согласными.
-Что вы заметили?
-На следующем
уроке мы с вами будем учиться подбирать проверочные слова к словам с парными
согласными в середине слова.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.