Главная / Начальные классы / : Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости.

: Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости.

Русский язык.

Подготовила: Л. Н. Бизикина.

Учитель начальных классов МБОУ «Центр образования №3»



Тема: Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости.

Цели: -выявить особенности произношения звонких и глухих согласных;

- подбирать проверочные слова для согласных на конце слова; -узнавать слова с данной орфограммой в тексте;

- работать над развитием речи.



Ход урока:

I. Оргмомент.



II. Чистописание:

- на какие две большие группы делятся все звуки русского языка?

гласные согласные

- как произносятся гласные звуки? (не встречают преград при произношении, произносятся только голосом).

- какие буквы записаны на доске? (гласные) я, о, а, и, у, е, ы, е, э, ю

- запиши их на двух карточках так, чтобы в каждую строчку попали буквы, похожие друг на друга, объединенные одним признаком:

о а у ы э

я и е е ю



- проверка - а) по какому признаку разбили на 2 группы?



- б) прочитай



- все ли записаны буквы, обозначающие мягкость согласных? (нет)

- какая эта буква? (Ь)









III. Новый материал

- сегодня, ребята, темой нашего урока будут согласные звуки и буквы, их обозначающие.

- на какие 2 большие группы делятся согласные звуки?

Мягкие Твердые

- как произносятся, образуются согласные звуки? (при образовании согласных звуков во рту воздушной струе встречается преграда, способствующая образованию шума. В результате этого согласные звуки образуются при помощи только этого шума, либо при помощи шума и голоса.)



1) Практическая работа:

- произнесем некоторые звуки

[ н ] [ б ] [ р ] [ 3 ] [ д ]



- как образуются эти звуки? (шум + голос = звонкие гласные)



[ т ] [ х ] [ ш ] [ к ]

- как образуются эти звуки? (шум = глухие согласные)

-ребята, какие согласные доставляют нам беспокойство при написании, мы сомневаемся в их написании?( парные согласные)

б в г д ж з

п ф к т ш с



-почему? (звонкие согласные на конце слова оглушаются и нужно знать, какую букву следует писать.)

2) Работа со словами прут - пруд.

-парные согласные помогают различать слова по смыслу;

- прочитайте транскрипцию слова [ п р у т ]

-какой предмет вы представили? Нарисуйте.

- ответы детей (рисование на доске)

- как нам узнать о каком предмете идет речь-? Что нам поможет разобраться? (предложение)

-составьте предложение к 1 рисунку, ко 2 рисунку

- запись предложений с комментированием.



(У Васи в руке тонкий прут (пруты)

(Зимой наш пруд (пруды) покрылся льдом).

-что же помогло нам убедиться в правильном написании буке на конце слова? (это проверочные слова)

- как мы их подобрали? (изменили слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук).



Сказка " Кто важнее?'* с. 104 "Веселая грамматика".



В королевстве Азбуковедения. на улице Звонких Согласных жили буквы Б. В. Г. Д. Ж. 3. а на улице Глухих Согласных - П. Ф. К. Т. Ш. С. Вот как- то возник у них спор, кто важнее Звонкие согласные говорили: «Нас всегда пишут в конце слова» А глухие в ответ "А нас всегда произносят в конце слова" И. наверное долго бы они спорили, если 6 не гласные, которые сказали: «Если бы не мы. то никто бы не знал что писать в конце слова Вы все важны: глухие - важны для нашей покровительницы Орфоэпии (произношение), а звонкие - для Орфографии (письма).»

Вот так гласные и помирили согласных. До сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга Но если не решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным



3) Работа с правилом с. 92



4) Домашнее задание с. 92. правило, упр 171



5) Упражнение в подборе проверочных слов



а) Он бывает липким и колючим.

Он бывает мягким и сыпучим

Чистым и душистым.

Белым, серебристым

При этом холодным бывает всегда.

Только теплым и горячим

не бывает никогда! (Снег)

снег - снега - Какой бывает снег?

б) Под ногами снег скрипучий,

Под ногами скользкий… (Лед)

-Лед - льды — какой бывает лед?



в) Если нашу елку снегом заметет.

Вместо нашей елки вырастет. (Сугроб)



Сугроб - сугробы - какой бывает сугроб?



г) Не огонь, а жжется. (Мороз)

Мороз - морозы — какой бывает мороз?

д) Летом одевается, зимой раздевается. (Лес)

Лес - леса --какой бывает лес?



- итак, как мы подобрали проверочные слова?

- как называются слова в 1 столбике? Почему? (проверяемые)



-сравните слова 1 столбика. Что вы заметили? ( в слове ЛЕС и слышится звук [ С ] пишется буква С, но все равно, написание таких слов нужно проверять, т. к. это орфограмма.)



- что общего в этих словах? (они относятся к теме " Зима".)

6) Мини - сочинение

-составьте и запишите небольшой рассказ о зиме, используя эти слова и другие:



иней

снежные узоры

- работа учащихся () 5 - 7 мин.

- чтение нескольких работ

- что вы чувствуете, какие чувства у вас возникли во время составления текста?

7) Работа с картиной. Жуковский С. Ю. " Свежий снег."

-почему художник написал эту картину?

- что его привлекло в этом пейзаже, что заставило поделиться чувствами с нами.



8) Работа со стихотворением:

- прочитайте стихотворение:

а) про себя

б) вслух

- как видит зиму поэт?



Снег да снежные узоры,

В поле- вьюги разговоры,

Холод, полутьма....

День - коньки, гора, салазки...

Вечер - бабушкины сказки...

Вот она, зима! (А. Круглов )



-объясните, как вы понимаете слова вьюги разговоры,снежные узоры,полутьма

-найдите слова с парными согласными.

-Что вы заметили?

-На следующем уроке мы с вами будем учиться подбирать проверочные слова к словам с парными согласными в середине слова.

: Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости.
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости.

Цели: -выявить особенности произношения звонких и глухих согласных;

- подбирать проверочные слова для согласных на конце слова; -узнавать слова с данной орфограммой в тексте;

- работать над развитием речи.

Автор Бизикина Любовь Николаевна
Дата добавления 29.11.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 760
Номер материала MA-062756
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓