Инфоурок Начальные классы Конспекты: Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости.

: Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости.

Скачать материал

Русский язык.

Подготовила: Л. Н. Бизикина.

Учитель начальных классов МБОУ «Центр образования №3»

 

Тема: Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости.

Цели: -выявить особенности произношения звонких и глухих согласных;

-           подбирать проверочные слова для согласных на конце слова; -узнавать слова с данной орфограммой в тексте;

-           работать над развитием речи.

 

Ход урока:

I.         Оргмомент.

 

II.        Чистописание:

- на какие две большие группы делятся все звуки русского языка?

гласные                                                                     согласные

-           как произносятся гласные звуки? (не встречают преград при произношении, произносятся только голосом).

-           какие буквы записаны на доске? (гласные) я, о, а, и, у, е, ы, е, э, ю

- запиши их на двух карточках так, чтобы в каждую строчку попали буквы, похожие друг на друга, объединенные одним признаком:

о          а          у          ы         э

я          и          е          е          ю

 

-           проверка - а) по какому признаку разбили на 2 группы?

 

- б) прочитай

 

-           все ли записаны буквы, обозначающие мягкость согласных? (нет)

- какая эта буква? (Ь)

 

 

 

 

III. Новый материал

- сегодня, ребята, темой нашего урока будут согласные звуки и буквы, их обозначающие.

- на какие 2 большие группы делятся согласные звуки?

Мягкие                                        Твердые

- как произносятся, образуются согласные звуки? (при образовании согласных звуков во рту воздушной струе встречается преграда, способствующая образованию шума. В результате этого согласные звуки образуются при помощи только этого шума, либо при помощи шума и голоса.)

 

1) Практическая работа:

- произнесем некоторые звуки

[ н ]     [ б ]     [ р ]      [ 3 ]     [ д ]

 

- как образуются эти звуки? (шум + голос = звонкие гласные)

 

 [ т ]     [ х ]     [ ш ]    [ к ]

- как образуются эти звуки? (шум = глухие согласные)

-ребята, какие согласные доставляют нам беспокойство при написании, мы сомневаемся в их написании?( парные согласные)

б          в          г       д         ж          з

п          ф         к       т         ш          с

 

-почему? (звонкие согласные на конце слова оглушаются и нужно знать, какую букву следует писать.)

2) Работа со словами прут - пруд.

-парные согласные помогают различать слова по смыслу;

- прочитайте транскрипцию слова [ п р у т ]

-какой предмет вы представили? Нарисуйте.

- ответы детей (рисование на доске)

- как нам узнать о каком предмете идет речь-? Что нам поможет разобраться? (предложение)

-составьте предложение к 1 рисунку, ко 2 рисунку

- запись предложений с комментированием.

 

(У Васи в руке тонкий прут (пруты)

(Зимой наш пруд (пруды) покрылся льдом).

-что же помогло нам убедиться в правильном написании буке на конце слова? (это проверочные слова)

- как мы их подобрали? (изменили слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук).

 

Сказка " Кто важнее?'* с. 104 "Веселая грамматика".

 

В королевстве Азбуковедения. на улице Звонких Согласных жили буквы Б. В. Г. Д. Ж. 3. а на улице Глухих Согласных - П. Ф. К. Т. Ш. С. Вот как- то возник у них спор, кто важнее Звонкие согласные говорили: «Нас всегда пишут в конце слова» А глухие в ответ "А нас всегда произносят в конце слова" И. наверное долго бы они спорили, если 6 не гласные, которые сказали: «Если бы не мы. то никто бы не знал что писать в конце слова Вы все важны: глухие - важны для нашей покровительницы Орфоэпии (произношение), а звонкие - для Орфографии (письма).»

Вот так гласные и помирили согласных. До сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга Но если не решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным

 

3)         Работа с правилом с. 92

 

4)         Домашнее задание с. 92. правило, упр 171

 

5)         Упражнение в подборе проверочных слов

 

а) Он бывает липким и колючим.

Он бывает мягким и сыпучим

Чистым и душистым.

Белым, серебристым

При этом холодным бывает всегда.

Только теплым и горячим

не бывает никогда!   (Снег)

снег - снега - Какой бывает снег?

б)         Под ногами снег скрипучий,

            Под ногами скользкий… (Лед)

-Лед - льды — какой бывает лед?

 

в)         Если нашу елку снегом заметет.

            Вместо нашей елки вырастет.                    (Сугроб)

 

Сугроб - сугробы - какой бывает сугроб?

 

г)         Не огонь, а жжется. (Мороз)

Мороз - морозы — какой бывает мороз?

д)        Летом одевается, зимой раздевается.         (Лес)

Лес - леса --какой бывает лес?

 

-           итак, как мы подобрали проверочные слова?

-           как называются слова в 1 столбике? Почему? (проверяемые)

 

-сравните слова 1 столбика. Что вы заметили? ( в слове ЛЕС и слышится звук [ С ] пишется буква С, но все равно, написание таких слов нужно проверять, т. к. это орфограмма.)

 

-           что общего в этих словах? (они относятся к теме " Зима".)

6) Мини - сочинение

-составьте и запишите небольшой рассказ о зиме, используя эти слова и другие:

 

иней

снежные узоры

-           работа учащихся () 5 - 7 мин.

-           чтение нескольких работ

-           что вы чувствуете, какие чувства у вас возникли во время составления текста?

7) Работа с картиной. Жуковский С. Ю. " Свежий снег."

-почему художник написал эту картину?

- что его привлекло в этом пейзаже, что заставило поделиться чувствами с нами.

 

8) Работа со стихотворением:

-           прочитайте стихотворение:

а) про себя

б) вслух

-           как видит зиму поэт?

 

Снег да снежные узоры,

В поле- вьюги разговоры,

Холод, полутьма....

День - коньки, гора, салазки...

Вечер - бабушкины сказки...

Вот она, зима!                                             (А. Круглов )

 

-объясните, как вы понимаете слова вьюги разговоры,снежные узоры,полутьма

-найдите слова с парными согласными.

-Что вы заметили?

-На следующем уроке мы с вами будем учиться подбирать проверочные слова к словам с парными согласными в середине слова.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал ": Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные по звонкости-глухости, мягкости-твердости.Цели: -выявить особенности произношения звонких и глухих согласных;- подбирать проверочные слова для согласных на конце слова; -узнавать слова с данной орфограммой в тексте;- работать над развитием речи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 515 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.11.2020 310
    • DOCX 16.7 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чухиль Наталья Григорьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чухиль Наталья Григорьевна
    Чухиль Наталья Григорьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 88018
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 718 человек

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция классической музыки до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 86 человек