Особенности
обучения людей пожилого возраста компьютерной грамотности.
Леонов Сергей
Юрьевич, волонтер
Студент 5 курса
группы «Г»
БОУ ОО СПО «Болховский
педагогический колледж»
В наше время компьютерные технологии вошли во все сферы жизни человека, но
далеко не все население нашей огромной страны может с уверенностью сказать, что
оно идет в ногу со временем. Подавляющая часть пожилых людей либо плохо
обращается с компьютером, либо вовсе этого не умеет.
Прожить без компьютера можно, но он позволяет значительно облегчить жизнь,
сделать ее более яркой и интересной. Для пожилого человека компьютер открывает
целый ряд дополнительных возможностей. Конечно, если человек еще работает и
освоение компьютера связано с производственной необходимостью, процесс обучения
идет значительно проще, так как помощь могут оказать более опытные коллеги.
Совсем по-другому обстоит дело с обучением для одиноких пенсионеров. Тем не
менее, научить пожилого человека минимально необходимым навыкам работы на
компьютере не сложно.
Курсы обучения пожилых компьютерной грамотности, появившиеся несколько лет
назад, являются одними из самых востребованных. В подобных программах
заинтересовано и государство – увеличение
числа людей, способных, например, пользоваться ресурсом электронного
правительства, снижает нагрузку на многофункциональные центры.
Преподавание на компьютерных курсах более или менее отлажено, уже создаются
методические разработки.
Одной из главных задач инструктора, особенно на первом этапе работы пожилыми
гражданами – это устранение
барьера, боязни компьютера.
Работая с пожилыми людьми, следует учитывать особенности протекания психических
процессов данной категории обучающихся:
Внимание
У
взрослых людей объем запоминаемых объектов составляет в среднем от 6 до 11, о
чем следует помнить, подбирая материал. Концентрация внимания происходит
успешнее при поддержании эмоционального фона.
Память
При
подаче нового материала, следует учитывать «эффект
первого впечатления», когда
информация, прозвучавшая в начале и в конце объяснения запоминается лучше, чем
преподносимая в середине.
Работоспособность
Эффективность
усвоения нового материала повышается, если он разбит на несколько занятий,
каждое из которых длится не более 1,5 часов.
Так же следует выделить основные принципы работы с пожилыми людьми:
Принцип приоритетности самостоятельного обучения (во время занятия каждый
слушатель должен сидеть за отдельным компьютером, самостоятельно производить
все действия).
Принцип совместной деятельности обучающегося с одногруппниками и преподавателем
(процесс выполнения всех самостоятельных и домашних заданий разбирается и
обсуждается в обязательном порядке).
Принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта (прежде всего
социального и профессионального), практических знаний, умений, навыков
обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний.
Принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих
освоению новых знаний.
Принцип индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей.
Принцип рефлективности. Данный принцип основан на сознательном отношении
обучающегося к обучению.
Принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью
обучающегося (необходимо ставить акценты на том, как полученные знания и умения
применять на практике именно каждому из присутствующих).
Принцип системности обучения, заключающийся в соответствии целей и содержания
обучения его формам, методам, средствам обучения и оценке результатов.
Принцип актуализации результатов обучения (их скорейшее использование на
практике).
Принцип развития обучающегося (обучение должно быть направлено на
совершенствование личности, создание способностей к самообучению, постижению
нового в процессе практической деятельности).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.