Главная / География / «Особенности использования технологии личностно-ориентированного обучения во внеурочной деятельности по географии»

«Особенности использования технологии личностно-ориентированного обучения во внеурочной деятельности по географии»

«Зорко и упорно наблюдайте родную природу,

которая щедро рассыпала вокруг нас свои богатства;

но они познаются только в труде и увлечении».

А.Е. Ферсман

В период реформирования российского государства, коренного обновления форм социальной жизни общества, важное значение приобретает деятельность, направленная на раскрытие творческого потенциала и способностей человека, формирования его неповторимой индивидуальности.

В связи с этим роль внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает. Особенно в условиях сокращения часов­ географии,­­­ эта работа играет важную роль в решении актуальных задач образования и воспитания: способствует более тесному соединению теоретических знаний с жизнью, формирует профессиональные интересы школьников.

Внеурочная работа основана на принципах добровольности и самостоятельности учащегося, деятельность же учителя сводится к направляющей функции, способствующей углублению знаний учащихся по предмету, развитию их творческих способностей. Внеурочная работа является средством развития познавательного интереса к науке,­ путем знакомства с научными достижениями, привлечения средств занимательности, экскурсиями.

Цель внеурочной работы сводится к обеспечению и созданию условий для развития личности.

Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний.

Поэтому в своей работе наиболее важной и эффективной нахожу личностно-ориентированную технологию, которая способствует развитию и проявлению ребёнком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации собственных возможностей.

Только участвуя лично в жизненно важных ситуациях, ребёнок приобретает опыт коммуникации, получает толчок к развитию своих задатков, способностей.

Реализация личностно-ориентированного подхода к изучению географии через разнообразные формы внеурочной работы позволяет развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к знаниям, стремление к самостоятельной работе, сформировать умения пользоваться различными источниками информации, то есть способствует всестороннему развитию личности.

Это порождает необходимость индивидуальной работы с детьми и обязательно разработку индивидуального образовательного маршрута учащихся.

География, как никакой другой предмет, имеет возможности для раскрытия и развития творческого потенциала учащихся.

Поэтому моя деятельность направлена на создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, помощь ученику в процессе социализации.

Ребят, обладающих логическим мышлением и высоким уровнем знаний, ориентирую на подготовку и участию в олимпиадах по географии.

Учащихся с высоким творческим потенциалом готовлю к викторинам, познавательным играм, дистанционным конкурсам. Многие учащиеся, однажды попробовав себя в этих конкурсах, участвуют в них снова, улучшают свои результаты, повышают знания по предмету, становятся более уверенными в своих способностях.

Воспитываю любовь к своей малой Родине и развиваю интерес школьников к истории, географии и культуре города Новосибирска, привлекая их к участию в краеведческих конкурсах «Мир на ладони». Даже те участники, которые раньше не интересовались географией и культурой своей страны и своего края, находят много интересной и познавательной информации, открывают для себя много нового.

Если у ребёнка есть мотивация к занятию исследовательской работой, то привлекаю его к проектной и исследовательской деятельности и участию в научно-практических конференциях, к написанию работ краеведческой направленности «История родного края». Знания, которыми овладевает ученик в ходе данной работы, будят его творческие силы, которые в свою очередь начинают развивать его интеллектуальные возможности. У ребёнка повышается самооценка, он начинает осознавать себя значимой личностью, начинается процесс саморазвития.

В своей работе в течение ряда лет с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к миру провожу интегрированные внеклассные мероприятия, например: география — литература: «Вокруг света за 80 дней», «Использование Хокку и слоганов в описании страны». Такие формы работы позволяют показать взаимосвязь наук литературы и географии, учат мыслить кратко и ёмко. А самое главное, направлены на повышение познавательной активности обучающихся.

Также формирую эмоционально-ценностное отношение к природе через активное участие в фотоконкурсах: «Россия глазами школьников», «Краски осени» и конкурсах рисунков, например: «Лес – душа России, душа народа»… Следует отметить, что в них принимают участие ученики, не обладающие глубокими теоретическими знаниями в области географии, а дети, проявляющие интерес к изучению природы, её бережному использованию и сохранению, обладающие образным мышлением. Участие в подобных конкурсах даёт целенаправленное развитие интереса школьников к общению с природой и передачу эмоциональной составляющей этого общения средствами художественной фотографии и рисунка. Дети рады предоставленным им возможностям продемонстрировать свои исследовательские навыки средствами таких творческих жанров.

Формы работы могут быть представлены занятиями факультативов и элективных курсов. Учащиеся с удовольствием посещают данные занятия по географии, которые не только расширяют кругозор, но и способствуют развитию коммуникативных умений и навыков.

В заключение хотелось бы показать практическую значимость проводимой работы:

  • на протяжении последних лет мои ученики становились призёрами Всероссийских предметных олимпиад по географии муниципального уровня,

  • призёрами краеведческих конкурсов «Мир на ладони»,

  • занимали I место во Всероссийской олимпиаде «Познание и творчество»,

  • II место во Всероссийском фотоконкурсе «Не привыкайте к чудесам, дивитесь им!»,

  • III место во Всероссийском конкурсе исследовательских проектов «Сказки местного болота»,

  • около 50-60% выпускников основной школы выбирают «Географию» для сдачи в новой форме и показывают высокие результаты,

  • выпускники 11-х классов также успешно сдают ЕГЭ по географии и поступают в ВУЗы на специальности, связанные с картографией, геоэкологией, природопользованием.

Все выше названные результаты характеризуют качественный уровень подготовки школьников и являются показателями эффективности работы. Именно внеурочная деятельность в технологии личностно-ориентированного обучения обеспечивает удовлетворение широкого спектра разных способностей учащихся, опирается на богатый арсенал средств, форм и методов получения знаний, умений и навыков, достаточных для обретения своего места в жизни.


«Особенности использования технологии личностно-ориентированного обучения во внеурочной деятельности по географии»
  • География
Описание:

Внеклассная работа - это одна из составляющих школьного географического образования, которая обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом.

Внеклассная работа играет огромную роль в развитии личности обучающихся, так как она требует от них умственных, волевых усилий, работоспособности, памяти и внимания.

Всем детям близок дух познания, дух общения и коллективизма, и им необходимо выразить себя в игре, соревновании, творчестве, фантазии. Правильно подобранные увлекательные формы работы вызывают определенный положительный эмоциональный настрой детей, создают ситуацию успеха, облегчают достижение целей обучения.

Автор Ефимова Татьяна Семеновна
Дата добавления 26.05.2015
Раздел География
Подраздел Другое
Просмотров 767
Номер материала 59721
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓