Главная / Другое / Основы социальной психологии Тема: «Психология малых групп»

Основы социальной психологии Тема: «Психология малых групп»

hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m73cd7cd8.gifГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ



По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »



Раздел: Основы социальной психологии

Тема: «Психология малых групп»

Специальность: 060501 Сестринское дело

(Базовый уровень подготовки среднего профессионального образования)











Купино

2014

Рассмотрена на заседании

ЦМК общепрофесиональных дисциплин

Протокол № « » 2014г

Председатель ЦМК

_______________________Андреева Н.М




















Автор – составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Психология» Степанова Алена Владимировна, педагог-психолог Боярко Татьяна Николаевна







Купино

2014

Пояснительная записка

к методической разработке дисциплины «Психология» по теме «Психология малых групп».

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Психология малых групп, в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний о психологии малых групп, которые впоследствии применяют в практической и профессиональной деятельности.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 060501 Сестринское дело базовый уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:

  • Психологию малых групп;

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение №1), «Физкультминутка реализация ОК 14» (приложение №2) «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3).






















УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия Психология малых групп


Место проведения кабинет психологии


Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного

материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать: психологию малых групп

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.

3. Развивающая: Повышение мотивации к обучению.Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.


Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать психологию малых групп


Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14



Междисциплинарная интеграция:







Психология

ПМ 02

Анатомия и физиология человека

Основы медицинской генетики

ПМ 03

ПМ 04

ПМ 05

ПМ 06

ПМ 07







Внутридисциплинарная интеграция:





Психология малых групп







Психология личности


Психология общения












Методическое обеспечение занятия: Вопросы для закрепления материала.

Домашнее задание: конспект лекции. Учебное пособие Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Ростов н/Д: Феникс стр.


Задания для внеаудиторной работы студентов:

Чтение дополнительной литературы, составления словаря или кроссворда по теме занятия.


Перечень литературы:

Основная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Ростов н/Д: Феникс,2012- 414 с.

Дополнительная: Островская И.В. Психология: учебник.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2006.-400с
















Описание хода занятия


Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1; ОК 7.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

4.

Изложение нового материала (приложение №1)

Цель - сформировать знания по основам психологии

65 мин




Проблемный метод изложения материала



5.

Физкультминутка

реализация ОК 14 (приложение №2)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

3мин

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.

7.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 1.1. ПК 1.2 ПК 1.3. (приложение №3)

Цель: сформировать знания по основам социальной психологии

10 мин.

Выполнение студентами тестов и заданий.

8.

Подведение итогов

2 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

9.

Задание на дом

2 мин.

Конспект лекции. Учебное пособие Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Ростов н/Д: Феникс стр.

Составления словаря или кроссворда по теме занятия


Всего

90 мин
















































Приложение №1

Группа как социально – психологический феномен


Разновидности социальных групп

Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена в ощутимой степени обусловлен деятельностью и существованием других членов.
Группа – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и воспринимаются ее членами с точки зрения других людей. 

Причины образования групп:

  1. Биологическое выживание.

  2. Социализация и формирование психики человека.

  3. Способ выполнения определенной работы, которую невозможно выполнить одному человеку.

  4. Средство удовлетворения потребности человека в общении, в ласковом и доброжелательном отношении к себе, в получении социального одобрения, уважения, признания, доверия.

  5. Средство ослабления неприятных чувств страха, тревоги.

  6. Источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций.

  7. Источник эталона, с помощью которого человек может оценить себя и других людей.

  8. Средство информационного, материального и прочего обмена.


Функции группы:

  1. Функция социализации.

  2. Инструментальная.

  3. Экспрессивная.

  4. Поддерживающая

  5. Нормативная

  6. Сравнительная.


Условные группы объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом.
Реальные группы характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Данные группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественному значению. 
 Контактная группа объединяет людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности.

Уровни развития контактных групп:

  1. Неорганизованные (номинальные, конгломераты).

  2. Случайно организованные (зрители кино, случайные члены экскурсионных групп) характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства или общности пространства. 


Виды групп и их функции

Каждый из нас значительную часть своего времени проводит в различных группах: дома, на работе или в учебном заведении, на занятиях спортивной секции, среди дорожных попутчиков в купе железнодорожного вагона и т. д. Люди ведут семейную жизнь, воспитывают детей, трудятся и отдыхают. При этом они вступают в определенные контакты с другими людьми, так или иначе взаимодействуют с ними - помогают друг другу или, наоборот, конкурируют. Порой люди в группе переживают одни и те же психические состояния, и это определенным образом влияет на их деятельность.

Различного рода группы издавна являются объектом социально-психологического анализа. Однако далеко не всякую совокупность индивидов можно называть группой в строгом смысле этого термина. Несколько человек, столпившихся на улице и наблюдающих за последствиями дорожно-транспортного происшествия, представляют собой не группу, а агрегацию - соединение людей, случайно оказавшихся здесь в данный момент. Эти люди не имеют общей цели, между ними нет взаимодействия, через минуту - другую они разойдутся навсегда и ничто не будет их соединять. Если же эти люди начнут предпринимать совместные действия, чтобы помочь пострадавшим при аварии, то тогда на короткое время они станут группой. Таким образом, для того, чтобы какая-либо совокупность индивидов считалась группой в социально-психологическом смысле, необходимо, как в драматических произведениях классицизма, наличие трех единств - места, времени и действия. При этом действие обязательно должно быть совместным. Важно также, чтобы взаимодействующие люди считали себя членами данной группы. Такая идентификация (отождествление) каждого из них со своей группой приводит в итоге к формированию чувства «мы» в противоположность «им» - другим группам. Указанные признаки характеризуют группы, включающие в свой состав сравнительно небольшое число членов, так что взаимодействие осуществляется «лицом к лицу». В социальной психологии такие группы называются малыми. Малая группа - это совокупность индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.

Наряду с малыми группами, в качестве объектов социально-психологического анализа могут выступать также совокупности индивидов, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких миллионов людей. Это группы большие, к которым относят этнические общности, профессиональные объединения, политические партии, различные крупные по своей численности организации. Порой к социальным группам относят также совокупности лиц, имеющих какие-либо общие характеристики, например, студенты вузов, безработные, инвалиды труда. Подобные группы нередко называют социальными категориями.

Все разнообразие человеческих групп в обществе можно подразделить также на первичные и вторичные группы, как это сделал в начале прошлого века американский психолог Кули. Первичные - это контактные группы, в которых люди не только взаимодействуют «лицом к лицу», но и тесно объединены эмоциональной близостью. Первичной группой Кули назвал семью, потому что это первая для любого человека группа, в которую он попадает. Семья играет первостепенную роль и в социализации личности. Позднее психологи стали называть первичными группами все те, которые характеризуются межличностным взаимодействием и солидарностью. В качестве примеров подобных групп можно назвать компанию друзей или узкий круг коллег по работе. Принадлежность к тем или иным первичным группам сама по себе является ценностью для ее членов и не преследует никаких других целей.

Вторичные группы характеризуется безличным взаимодействием их членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями. Такие группы по своей сути противоположны первичным. Значимость членов вторичных групп друг для друга определяется не их индивидуальными свойствами, а умением выполнять определенные функции. Люди объединяются во вторичные группы прежде всего стремлением к получению каких-либо экономических, политических или иных выгод. Примерами таких групп являются производственная организация, профессиональный союз, политическая партия. Возможно, что во вторичной группе личность находит именно то, чем она была обделена в первичной группе. На основе своих наблюдений Верба заключает, что обращение личности к активному участию в деятельности какой-либо политической партии может быть своеобразным «ответом» личности на ослабление привязанностей между членами своей семьи. При этом силы, побуждающие индивида к такому участию, являются не столько политическими, сколько психологическими.

Группы подразделяются также на формальные и неформальные. В основе такого деления лежит характер структуры группы.Структура группы может определяться как внешними, так и внутренними факторами. На характер отношений между членами группы могут влиять решения другой группы или какого-то лица извне.

Структура группы это относительно постоянное сочетание межличностных отношений, существующее в группе, которое может определяться внешними и внутренними факторами.

Структура, которая определяется внешними факторами называется формальной (официальной) структурой. Члены такой группы должны взаимодействовать друг с другом по определённым предписанным им правилам. Официальная структура создается для того, чтобы обеспечивать выполнение определённых задач. Если из неё выпадает индивид, то освободившееся место, занимает другой индивид такой же специальности и квалификации. Связи, составляющие формальную структуру безличны. Группа, основанная на подобных связях – формальная.

Неформальная структура определяется внутренними факторами и является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам. Имеет большую гибкость по сравнению с формальной структурой. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того чтобы, удовлетворить некоторые свои потребности: в дружбе, в общении, привязанности, помощи и т.д. Неформальные связи возникают спонтанно по мере того, как индивиды взаимодействуют друг с другом. На основе таких связей образовываются неформальные группы. В таких группах люди совместно проводят время: игры, вечеринки, спорт. Возникновению неформальной группы может способствовать пространственная близость индивидов. Индивиды дорожат своим членством в группе, т.к. в ней удовлетворяются потребности каждого из членов.

Выделяют следующие функции групп: 1) социализации; 2) инструментальную; 3) экспрессивную; 4) поддерживающую.

Социализацией называется процесс включения личности в определенную социальную среду и усвоение ее норм и ценностей. Человек, подобно высокоорганизованным приматам, только в группе может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений. Именно в группе, прежде всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков. Первичные группы, в которых пребывает ребенок, способствуют его включению в систему более широких социальных связей.

Инструментальная функция группы состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Конвейерная бригада, отряд спасателей, хореографический ансамбль - все это примеры групп, играющих инструментальную роль в обществе. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.

Экспрессивная роль групп состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют часто первичные неформальные группы. Будучи их членом, индивид получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми.

Отличительные признаки малой группы:

  1. Пространственное и временное соприсутствие людей. 

  2. Соприсутствие людей дает возможность для контактов, которые включают интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе, и только в этом случае можно говорить о малой группе.

  3. Взаимодействие – активность каждого, это одновременно стимул и реакция на всех остальных.

  4. Совместная деятельность подразумевает наличие постоянной цели. Виды целей:

1) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени реализуются и выражают потребности этой группы; 2) вторичные более длительные во времени, которые выводят группу на интересы вторичного коллектива; 3) дальние перспективы объединяют первичную группу с проблемами функционирования социального целого. 

  1. Организующие начало. 

  2. Разделение и дифференциация ролей.

  3. Наличие эмоциональных отношений.

  4. Выработка специфической групповой культуры

Психологические характеристики группы: групповые интересы, групповые потребности и т.д.
Закономерности группы:
1.Группа неизбежно будет структурироваться.

2. Группа развивается (прогресс или регресс).

3.Флуктуация – изменение места человека в группе может происходить неоднократно.

Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать с членством, но они выполняют:

  1. Функцию социального сравнения, поскольку такая группа – источник положительных или негативных образцов.

  2. Нормативную функцию, так как данная группа – источник норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности.
Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои корпоративные цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. 
Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно – полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. 
Взаимозависимость сторон, участников группы в процессе взаимодействия может быть равной, или одна из сторон может сильнее влиять на другую. 
Пирамидальная группа является системой закрытого типа, построена иерархически, т.е. чем выше место, тем выше права и влияние, информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы), каждый человек знает свое жесткое место, в группе ценятся традиции, руководитель этой группы должен заботиться о подчиненных, взамен они беспрекословно подчиняются. В случае проблем усиливает порядок, дисциплину, контроль.
Случайная группа, где каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Ее успех зависит от способностей, потенциала каждого из членов группы.
Открытая группа, где каждый имеет право на инициативу, все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное для них – общее дело. Свободно происходит смена ролей, присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей. Ее успех зависит от умения достигать согласия, вести переговоры, и ее руководитель должен обладать высокими коммуникативными качествами, уметь слушать, понять, согласовать.
 Группа синхронного типа, когда все люди находятся в разных местах, но все двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех один образ, одна модель; и хотя каждый двигается сам, но все – синхронно, в одном направлении, даже без обсуждения и согласования. Ее успех зависит от таланта, авторитета «пророка», который убедил, повел за собой людей.
Роли в группе:
1 Координатор – пользуется уважением и умеет работать с людьми.

2. Генератор идей – стремиться докопаться до истины, но воплотить свои идеи на практике не в состоянии.

3. Энтузиаст – берется сам за новое дело и воодушевляет других.

4. Контролер – аналитик – способен трезво оценить выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей.

5. Искатель выгоды – интересуется внешней стороной дела. Исполнителен и может быть хорошим посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член коллектива.

6. Исполнитель – умеет воплотить идею в жизнь, способен к кропотливой работе, но часто «тонет» в мелочах.

7. Работяга, не стремящийся занять ничье место.

8. Шлифовщик - он необходим, чтобы не перешли последней черты.

Динамические процессы в группах

Динамические процессы – совокупность психологических изменений, происходящих в группе за время ее существования. 
Виды процессов:
1. Образование малых групп, их развитие.

2. Процессы групповой сплоченности.

3. Процессы лидерства и руководства.

4. Процессы принятия групповых решений.

5. Процессы группового давления. Групповое давление обусловливает изменение поведения и установок человека под воздействием группы, способствуя конформизму и внушаемости своих членов. Чем более трудной и неопределенной является решаемая задача, чем менее компетентен человек и чем более взаимосвязаны действия людей в совместной деятельности, тем чаще люди демонстрируют конформность по отношению к группе, сознательную уступчивость влиянию группы. Под воздействием других людей в группе происходят изменения активности членов:возможны феномены фацилитации – усиление энергии, улучшение результатов деятельности человека в присутствии других людей

феномены ингибиции - затормаживание поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение самочувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди. Изменяются мнения, оценки, нормы поведения: феномен групповой нормализации – формирование усредненного групповой нормализации – формирование усредненного группового стандарта – нормы. Феномен групповой поляризации, экстремизации – приближение общегрупповогомнения к какому – то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем решение, принимаемое индивидуально. Феномен группомыслия - даже группы с высоким уровнем компетентности и интеллекта, стремясь достичь согласия по обсуждаемому вопросу, могут принимать катастрофические решения, без критического реалистического осмысления альтернативных вариантов решения, подавляя творческие порывы отдельных членов, их варианты решения. Феномен подчинения авторитету в сочетании с феноменом «атрибуции ответственности», когда человек приписывает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе. 

Стадии формирования и развития группы:
1. Стадия образования группы: происходит знакомство людей друг с другом, складываются первоначальные представления друг о друге, представления о целях совместной деятельности, но людей еще мало что связывает.

2. Стадия формирования межличностных отношений: проявляются симпатии и антипатии, появляются микрогруппы по 2-3 человека, происходит первоначальное распределение групповых ролей, выработка групповых правил, но эти процессы еще неустойчивые, гибко могут меняться. Распределение групповых ролей может сопровождаться конфликтами, появлением эмоционально – психологического дискомфорта, усилением антипатии. Но объективно группа вынуждена искать согласие между членами, чтобы обеспечить взаимодействие людей.

3. Стадия образования группового мнения, общего настроения, групповой активности. Групповая активность означает, что люди действуют вместе определенным образом, что между ними существует некое разделение труда. Группа способна уже более успешно решить совместные задачи.

4. Стадия формирования чувства «мы», усиления групповой сплоченности.

Чем большее количество членов группы нравятся друг другу, удовлетворены своим пребыванием в группе, считают, что благодаря группе получают преимущества, выгоду, чем более четко осознаются групповые цели и выше ценностно-ориентационное единство людей, тем выше уровень сплоченности группы. Ценностно – ориентационное единство – это степень совпадения позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. 

Факторы групповой сплоченности:
- Сходство главных ценностей ориентаций членов группы;

- Ясность групповых целей, их принятие членами группы;

- Демократический стиль управления;

- Взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;

- Отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп;

- Престиж и традиции группы.

Формирование коллектива
Коллектив – это малая социальная группа с целями, которые с точки зрения господствующей в обществе идеологии и морали оцениваются позитивно. Это особая форма взаимоотношений между группой людей, где обеспечивается принцип развития личности вместе с ее развитием.
Силу всякого коллектива составляет его сплоченность. Сплоченность может быть очень высокой, когда люди тесно связаны друг с другом и совместно отвечают за достижение целей, стоящих перед ними и перед коллективом в целом, а поэтому делают все для их успешного достижения. Она может быть и очень низкой, когда коллектив не получает даже четкого организационного оформления, отсутствует общая цель, каждый действует сам по себе, на свой страх и риск, стараясь продемонстрировать индивидуальные результаты даже в ущерб другим.
Обязательные признаки:
- наличие цели;

- добровольный характер объединения;

- целостность.

Стадия развития коллектива:

  1. Стадия «притирка»: люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

  2. Стадия «конфликтная»: открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными.

  3. Стадия экспериментирования: потенциал коллектива возрастает, но часто работает рывками, поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами.

  4. Стадия решения проблем: проблемы решают и реалистично, и творчески, функция лидера переходит от одного члена к другому, каждый из которых гордится своей принадлежностью к нему.

  5. Стадия формирования прочных связей: людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. 

















Приложение №2

Физкультминутка


И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.



































Приложение №3


Вопросы для закрепления пройденного материала




1. Что такое группа? Назовите первичные и вторичные группы?

2. Что такое малая группа?

3. Назовите виды групп.








Основы социальной психологии Тема: «Психология малых групп»
  • Другое
Описание:

    Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме "Психология малых групп", в процессе теоретического занятий студенты получают основы знаний о психологии малых групп, которые впоследствии применяют в практической и профессиональной деятельности. 
     Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом  занятии  в рамках специальности 060501 Сестринское дело базовый уровень подготовки.
   Разработка состоит из " Пояснительной записки ", " Учебно- методического плана", "Описания хода занятия", " Изложения нового материала"и "Самостоятельной работы студентов" 

Автор Боярко Татьяна Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 801
Номер материала 53412
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓