Главная / Другое / Основы музейного дела в группе школьных экскурсоводов

Основы музейного дела в группе школьных экскурсоводов


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21



Принята Утверждаю

на педагогическом совете

протокол № Директор ГОУ СОШ №21

«___» __________ 2009г. __________ И.Ю. Резцова






Дополнительная

образовательная программа

дополнительного образования детей


«Основы музейного дела

в группе школьных экскурсоводов»



Возраст учащихся 13-15 лет

Срок реализации 2 года






Автор-составитель

педагог дополнительного

образования

Зайцева А. А.










Санкт-Петербург

2009 г.


Историческая справка


«Шуршат пожухлые страницы,

Бумага жёлтая бледна,

Но сквозь заглавных букв ресницы,

Какие смотрят времена!»

С. Городецкий


Васильевский остров. На углу 5-й линии и Большого проспекта стоит красивое, скромное и строгое здание, построенное по проекту архитектора Карла Шмидта специально для женской гимназии Эмили Павловны Шаффе. Сейчас здесь находится общеобразовательная школа №21.

Коллективу школы повезло работать и учиться в доме, история которого уводит нас в 19 век…

Здесь сохранилась атмосфера тёплых, старых и добрых времён. Из стен гимназии, а затем школы вышли прекрасные, интеллигентные люди. Вот всего несколько фамилий:

  • дочери Д. И. Менделеева — Любовь и Мария. Люба окончила гимназию с медалью.
    В 1903 году она стала женой А. Блока.

  • Елена Верейская - детская писательница, дочь известного историка Кареева

  • Валида Делакроа - первая женщина-радист на судах дальнего плавания

  • Александра Лермонтова - внучка двоюродного брата поэта и другие замечательные люди.

После Октябрьской революции 1917 года в гимназии произошли изменения, коллектив не захотел подчиниться новым законам, и гимназия была расформирована. Но и в последующие годы здесь всегда были учебные заведения, менялись только их номера и состав учащихся. Теперь здесь учились не только девочки, но и мальчики:

  • писатель и поэт - Вадим Шефнер

  • актёры Георгий Жжёнов, Владислав Стржельчик

  • композитор Андрей Петров и много прекрасных людей.

Планируется создание виртуального музея «Истории школы». Такое богатое, но забытое прошлое должно стать доступным для всех.






















Учебно-тематический план программы


п/п

Наименование разделов и дисциплин

Всего часов

В том числе:

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

Музееведение.

Функции школьного музея.

4

4

-

2

Работа с архивными материалами.

20

6

14

3

Школьный музей.

Организация музейной работы со школьниками.

46

14

32

4

Экскурсионная работа. Подготовка и проведение экскурсий.

60

20

40

5

Женская гимназия Э. П. Шаффе 1858-1917 гг.

42

12

30

6

Экскурсии в музеи других школ.

Подведение итогов года.

8

8

-


Итого:

180

64

116




Ожидаемый результат:


По окончании занятий по программе «Основы музейного дела в группе школьных экскурсоводов» учащиеся должны приобрести определённые знания, умения и навыки на основе поисково-исследовательской деятельности.

К концу 1-го года обучения учащиеся

  • будут знать богатую историю развития своей школы

  • получат представление о работе школьного экскурсовода

  • получат представление о поисково-исследовательской работе

  • будут стремиться к самостоятельности выбора темы экскурсии

  • получат навыки сбора информации

  • будут владеть понятиями: музейный каталог, тематические картотеки, экспонат, экспозиция

  • получат представление о работе журналиста, фотокорреспондента, экскурсовода

  • получат навыки работы с картотеками

  • познакомятся с основами создания простейших презентаций

  • получат навыки создания «портфолио» экскурсовода


К концу 2-го года обучения учащиеся будут уметь:

  • самостоятельно работать с текстом архивного документа

  • собирать информацию по теме экскурсии:

    • брать интервью

    • работать с книгой, газетой, журналом

    • готовить иллюстративный материал

  • составлять библиографический список литературы по теме экскурсии

  • комплектовать «портфолио» экскурсовода по теме экскурсии

  • проводить экскурсии в школьном музее для любого возраста экскурсантов

Учащиеся получат навыки самостоятельной поисково-исследовательской работы.



Основы музейного дела в группе школьных экскурсоводов
  • Другое
Описание:

Программа «Основы музейного дела в группе школьных экскурсоводов» открывает возможности проведения на материалах музея интегрированных уроков:

·         литературы / творчество В. Шефнера

·         музыки / «СПб в поэзии и музыке»

·         изобразительного искусства / «Гимназический костюм»

·         истории / «Война. Блокада. Память»

·         истории Санкт-Петербурга/ «Архитектор Карл Шмидт»

На этих и других уроках учащиеся смогут использовать знания, умения и навыки, полученные при изучении данной программы.         

Цель программы – создание условий для развития бережного отношения к прошлому своей семьи, своей школы, своего родного края на основе развития навыков поисково-исследовательской деятельности.

 

Задачи программы:

обучающие:

·         показать особенности музейной работы

·         познакомить с системой хранения экспонатов в музее

·         сформировать понимание  способов систематизации материала

·         показать особенности выбора темы для экскурсии

·         познакомить с правилами создания «портфолио»

·         познакомить с методами проведения экскурсии

·         освоить специальную терминологию

·         показать правила создания простейшей презентации

·         освоить навыки проведения экскурсии

       Развивающие:

·      развивать творческие способности учащихся

·         формировать представление о поисково-исследовательской работе

·         предоставить возможность самостоятельной работы при выборе темы экскурсии

·         развивать навыки подготовки и проведения экскурсии

       Воспитательные:

·         формирование навыков общей культуры, коммуникативности  

·      воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей

·     формирование правильного подхода к познавательной и практической деятельности

 

Отличительной особенностью данной программы является её прикладное значение в образовательно-воспитательной работе школы: разработанные занятия на основе музейных экспонатов можно использовать на уроках истории, истории Санкт-Петербурга, музыки, изобразительного искусства. Программа даёт возможность учителю разнообразить урок, дать дополнительные творческие задания учащимся.

 

Автор Зайцева Алла Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 323
Номер материала 29232
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓