Инфоурок ОБЖ ВидеоурокиКомпас - необходимый предмет в турпоходе

Компас - необходимый предмет в турпоходе

Скачать материал

                      Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

РАССМОТРЕНО                        СОГЛАСОВАНО                       УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО                        с Методсоветом                           «___»____________ ____г.

учителей технологии               «___»________ ____г.                  Приказ № ____________

«__» _____ __г.                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по учебному предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности »
8 класс

на 2013 – 2014 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Попов А.Ф.

 

                                          Пояснительная записка

   Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

   Основной задачей подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приёмам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.

   Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призваны подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайных ситуаций с наименьшими потерями. Данная подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека. В общеобразовательных учреждениях данная подготовка осуществляется в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).

Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

Цели и задачи курса:

ü          Изучение правил обеспечения безопасности на транспорте;

ü          Продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре;

ü          Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера;

ü          Знакомство с мерами по профилактике травм в школьном возрасте;

ü          Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи;

ü          Иметь представление об основных видах здорового образа жизни;

ü          Знать основные понятия и основные термины правил дорожного движения.

 Задачами «Основ безопасности жизнедеятельности» являются:

Ø    формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

Ø    оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека; определять способы защиты от них;

Ø    а также ликвидировать негативные полследствия и оказывать само- и взаимопомощь.В силу специфики своего содержания и индивидуальности уроки ОБЖ нацелены на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания.

   На уроках ОБЖ необходимо выявлять и систематизировать ранее накопленные учащимися знания об изучаемом материале. Поэтому неотъемлемой частью таких уроков является актуализация опорных знаний, которая позволяет с меньшими затратами усилий формировать новые представления и понятия и осуществлять с широким привлечением разнообразных натуральных и изобразительных наглядных средств обучения, других пособий.

   Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

-выделение характерных причинно-следственных связей;

-творческое решение учебных и практических задач;

-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:

-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;

-семинары и круглые столы;

-индивидуальные консультации;

          -внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.

 

 

Структура курса.

(8 класс)

Раздел I.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Тема 1. Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Тема 2. Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Раздел II.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема 3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.

Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Тема 4. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.

Тема 5.  Безопасность на дорогах

     История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения.

Общие требования, предъявляемые к водителям велосипедов. Правила движения для велосипедиста и водителя мопеда.

    Скорость и дистанция.  Расположение транспортных средств на проезжей части. Организация дорожного движения. Элементарные вопросы движения транспортных средств

    Виды и причины дорожно-транспортных происшествий. Правила поведения при дорожно-транспортном происшествии.

Раздел III.

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Тема 8. Основы здорового образа жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.

Тема 8. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.

 

 

Требования к уровню подготовки  учащихся,  успешно освоивших рабочую программу по ОБЖ за  8 класс.

    Ученик должен знать:

  - потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни,  их возможные последствия и правила личной безопасности;

 - правила  личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; 

- соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе;

- о здоровом образе жизни;

- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

- основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах;

- правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека;

- организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах;

- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

  Ученик должен уметь:

- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;  оказывать  первую  медицинскую  помощь  при  неотложных  состояниях.

    Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и  в повседневной жизни для:

    -  обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

    - подготовки  и  участия  в  различных  видах    активного  отдыха  в  природных условиях;

    - оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

    - выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен

знать/понимать:

- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

Уметь:

- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

-  соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

- пользоваться средствами индивидуальной  защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

- адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;

- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);  

- использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·       обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

·        соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

·        пользования бытовыми приборами и инструментами;

        проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;

·        обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – тематический план

по ОБЖ

Класс – 8

Учитель – Попов А.Ф.

Количество часов:

Всего –  35часов, в неделю – 1 час

Плановых контрольных уроков – 1

Административных контрольных уроков – 1

Планирование составлено на основе:

1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего   образования по ОБЖ – официальные документы в образовании, 2005, №4

2. Программа Министерства образования России. А.Т.Смирнов, Ю.Д. Жилов, В.Н. Латчук, Б.И. Мишин, - М., Дрофа, 2004

     3.Учебного плана  на 2011 – 2012 учебный год

Базовый учебник:

«Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для общеобразовательных учреждений 8 класс, М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; Под редакцией Ю.Л.Воробьёва. – М.:ООО «Издательство Астрель», 2010

Дополнительная литература:

1. «Программно-методические материалы» ОБЖ 5-11класс. Составитель Мишин Б. И., М. Дрофа 2000.

2. Тематическое планирование «Основы безопасности жизнедеятельности». 8 класс. Составитель Засядько Ю.П. Издательство «Экстремум», 2005г.

3. «Поурочные планы по ОБЖ» 5-11 классы. Авторы-составители:

 Шкенев В. А.,Шевченко Г. А., Волгоград. Издательство «Учитель» 2004-2006.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Раздел I.

 

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения, защита населения от их последствий

28

1.1

Производственные аварии и катастрофы

2

1.2

Пожары и взрывы 

4

1.3

Аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ  

6

1.4

Аварии  с выбросом радиоактивных веществ     

4

1.5

Гидродинамические аварии  

3

1.6

Нарушение экологического равновесия

4

1.7

Изучение ПДД

7

Раздел II.                                 

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи                                                                                                                                                                                                              

4

3.

Контрольное тестирование.

1

 

Итого:

35


Календарно – тематическое планирование 8 класс

№ урока

 

Тема урока

Кол-во часов

Сроки изучения

  Требования к уровню подготовки обучающихся

Примеча

ние

По плану

Фактич.

 

1 – 23

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения, защита населения от их последствий 

23

4.09-30.01

4.09-30.01

 

 

1 – 2

Производственные аварии и катастрофы 2ч.

2

4.09-5.09

4.09-5.09

Знать:

- наиболее вероятные чрезвычайные ситуации природного  и техногенного характера;

- характеристику и основные причины техногенных аварий;

- потенциально опасные объекты экономики

Уметь:

- приводить примеры основных источников загрязнения сфер; чистых регионов России.

1.

Понятие аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера

1

 

 

 

2.

Краткая характеристика и основные причины техногенных аварий

1

 

 

 

3 – 6

Пожары и взрывы 

4

 

 

Знать:

- причины и последствия пожаров;

- классификацию, условия возникновения пожара;

-права, обязанности и ответственность граждан  в области пожарной безопасности;

- обеспечение личной безопасности при пожаре

Уметь:

- навыки действий при пожаре;

- пользоваться правилами безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании;

- пользоваться средствами пожаротушения.

 

3.

Пожары

1

 

 

 

4.

Взрывы

1

 

 

 

5.

Условия и причины возникновения пожаров и взрывов

1

 

 

 

6.

Последствия пожаров и взрывов. Меры пожарной безопасности

1

 

 

 

7 – 12

Аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ  

6

 

 

Знать:

- понятия: АХОВ (аварийно-химически опасные вещества) и ХОО (химически –опасные объекты);

- классификацию АХОВ по характеру воздействия на человека;

- основные правила поведения и действия населения при авариях на ХОО.

Уметь:

- называть крупнейших потребителей АХОВ;

- применять ИСЗ, КСЗ, противогазы, респираторы;

- оказывать первую помощь пострадавшим от АХОВ.

 

7.

Химические вещества и опасные объекты

1

 

 

 

8.

Характеристика АХОВ и их поражающие факторы

1

 

 

 

9.

Возможные последствия при авариях на химически опасных объектах

1

 

 

 

10.

Правила поведения и действия населения при авариях на ХОО

1

 

 

 

11.

Характеристика поражений аварийно-химическими опасными веществами

1

 

 

 

12.

Первая помощь пострадавшим от АХОВ

1

 

 

 

13 – 16

Аварии  с выбросом радиоактивных веществ     

4

 

 

Знать:

-понятия: радиоактивность, радиационно -опасные объекты, ионизирующее излучение, РОО;

- основные способы оповещения населения при авариях на РОО;

- мероприятия для подготовки к эвакуации;

- рекомендации при проживании в загрязненной зоне;

- правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Уметь:

- предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления;

- действовать при радиоактивных авариях;

- использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности.

 

13.

Радиоактивность и радиационно опасные объекты

 

 

 

 

14.

Ионизирующее излучение. Естественная радиоактивность.

 

 

 

 

15.

Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты населения от ионизирующего излучения

 

 

 

 

16.

Правила поведения населения при радиоактивных авариях

 

 

 

 

17 - 19

Гидродинамические аварии  

3

 

 

Знать:

- что относится к гидродинамическим авариям, классификацию гидродинамических сооружений;

- причины, вызывающие гидродинамические аварии;

- возможные первичные и вторичные последствия гидродинамических аварий;

- правила безопасного поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.

Уметь:

-применять на практике правила безопасного поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий;

- использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности.

 

17.

Гидродинамические аварии и гидрохимические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий

1

 

 

 

18.

Последствия гидродинамических аварий

1

 

 

 

19.

Правила поведения населения при угрозе и во время гидродинамических аварий

1

 

 

 

20 – 23 

Нарушение экологического равновесия

4

26.12-30.01

 

Знать:

- что относится к биосфере;

- чем занимается экология;

- значение взаимоотношений человека и биосферы;

- основные объекты, влияющие на загрязнение биосферы, атмосферы, литосферы;

- понятие о ПДК загрязняющих веществ;

- о мероприятиях,  проводимых по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Уметь:

- использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности.

 

20.

Экология и экологическая безопасность

 

 

 

 

 

 

21.

Биосфера и человек

 

 

 

 

22.

Загрязнение биосферы

 

 

 

 

23.

Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ

 

 

 

 

24 – 30 

Изучение ПДД 

7

6.02-9.04

 

Знать:

- историю возникновения ПДД;

- для чего нужен светофор, его типы и виды;

- сигналы регулировщика, виды перекрёстков;

- основные группы дорожных знаков;

- правила безопасного поведения на дорогах пешеходов, водителей и пассажиров.

- меры ответственности за нарушения правил дорожного движения;

- правила дорожного движения  для велосипедистов.

-основные причины ДТП.

Уметь:

- читать дорожные знаки;

- характеризовать причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей;

- соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);

 

24.

История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения.

1

 

 

 

25.

Общие требования, предъявляемые к водителям велосипедов. Правила движения для велосипедиста и водителя мопеда.

1

 

 

 

26.

Скорость и дистанция. Расположение транспортных средств на проезжей части.

1

 

 

 

27.

Организация дорожного движения.

1

 

 

 

28.

Элементарные вопросы движения транспортных средств

1

 

 

 

29.

Виды и причины дорожно-транспортных происшествий. Правила поведения при дорожно-транспортном происшествии.

1

 

 

 

30.

Зачетный урок по изученному материалу.

1

 

 

 

31 – 34

Основы медицинских знаний и правила оказания первой                                                                                                                                            медицинской помощи  

4                                                                  

16.04-7.05

 

 

 

 

Знать:

- общую характеристику различных повреждений и их последствия  для здоровья человека;

- правила оказания ПМП при отравлении угарным газом, хлором и аммиаком, признаки жизни, признаки смерти;

 

 

Уметь:

-оказывать ПМП при отравлении сильно действующими ядовитыми веществами;

- делать искусственную вентиляцию легких, непрямой массаж сердца.

 

31.

Оказание первой медицинской помощи при отравлении сильно действующими ядовитыми веществами

1

 

 

 

32.

Основные понятия об уголовной ответственности несовершеннолетних

1

 

 

 

33.

Как уберечь себя от преступлений

1

 

 

 

34.

Самозащита в транспорте и замкнутом помещении

1

7

 

 

35

Итоговый урок

1

14.05

 

Проверка приобретённых знаний и умений за 8 класс

 

35.

Контрольное тестирование

1

 

 

 

            Итого: 35 ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Дополнительная литература:

 

1.«Основы безопасности жизнедеятельности»: учебник для общеобразовательных учреждений, М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; Под редакцией Ю.Л.Воробьёва. – М.:ООО «Издательство «Астрель», 2005.

2. Основы безопасности жизнедеятельности. 8класс. Поурочные планы. Составитель Засядько Ю.П. – Волгоград: Учитель - АСТ, 2004.

3. ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005.

4. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 7-8 классов М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД».,1997.

5.«Программно-методические материалы» ОБЖ 5-11класс. Составитель Мишин Б. И., М. Дрофа 2000.

6.«Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в    общеобразовательных учреждениях». Книга для учителя. М. «Просвещение» 2000.

7.«Поурочные планы по ОБЖ» 5-11 классы. Авторы-составители: Шкенев В. А.,Шевченко Г. А., Волгоград. Издательство «Учитель» 2004-2006.

8.«Учебно-методическое пособие по ОБЖ» 5-11 класс. Квасов Н. П., Фурсова В. Н.Тамбов, ТОИПКРО, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Компас - необходимый предмет в турпоходе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Техник-конструктор

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Пояснительная записка Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций. Основной задачей подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приёмам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты. Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призваны подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайных ситуаций с наименьшими потерями. Данная подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека. В общеобразовательных учреждениях данная подготовка осуществляется в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях. Цели и задачи курса: ü Изучение правил обеспечения безопасности на транспорте; ü Продолжение изучения правил пожарной безопасности, действий учащихся при пожаре; ü Ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; ü Знакомство с мерами по профилактике травм в школьном возрасте; ü Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи; ü Иметь представление об основных видах здорового образа жизни; ü Знать основные понятия и основные термины правил дорожного движения. Задачами «Основ безопасности жизнедеятельности» являются: Ø формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; Ø оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека; определять способы защиты от них; Ø а также ликвидировать негативные полследствия и оказывать само- и взаимопомощь.В силу специфики своего содержания и индивидуальности уроки ОБЖ нацелены на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания. На уроках ОБЖ необходимо выявлять и систематизировать ранее накопленные учащимися знания об изучаемом материале. Поэтому неотъемлемой частью таких уроков является актуализация опорных знаний, которая позволяет с меньшими затратами усилий формировать новые представления и понятия и осуществлять с широким привлечением разнообразных натуральных и изобразительных наглядных средств обучения, других пособий. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются: -использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования; -выделение характерных причинно-следственных связей; -творческое решение учебных и практических задач; -сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; -самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности; -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; -самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие: -учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций; -семинары и круглые столы; -индивидуальные консультации; -внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др. Структура курса. (8 класс) Раздел I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Тема 1. Пожарная безопасность Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании. Тема 2. Экология и безопасность Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. Раздел II. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ Тема 3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Тема 4. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах. Тема 5. Безопасность на дорогах История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения. Общие требования, предъявляемые к водителям велосипедов. Правила движения для велосипедиста и водителя мопеда. Скорость и дистанция. Расположение транспортных средств на проезжей части. Организация дорожного движения. Элементарные вопросы движения транспортных средств Виды и причины дорожно-транспортных происшествий. Правила поведения при дорожно-транспортном происшествии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 793 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.11.2020 239
    • DOCX 150.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Воловикова Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Воловикова Ольга Васильевна
    Воловикова Ольга Васильевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 102859
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель основ безопасности жизнедеятельности

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 893 человека из 80 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 986 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в профессиональном образовании

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 373 человека

Курс профессиональной переподготовки

Экология и основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель экологии и основ безопасности жизнедеятельности

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Электронный архив: нормативно-правовые требования и основы оцифровки

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психосемантика и социальная психология

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Основы профессиональной деятельности эксперта в области индивидуального консультирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе