Охрану здоровья детей можно назвать
приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые
дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем
способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существуют более 300 определений понятия «здоровье».
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье-это
состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не
только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
Это совершенство саморегуляции в организме,
гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Психическое здоровье:
Это высокое сознание, развитое мышление,
большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
Социальное здоровье:
Это здоровье общества, а также окружающей
среды для каждого человека.
Нравственное здоровье:
Это комплекс характеристик мотивационной и
потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого
определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в
обществе.
Духовное здоровье:
Система ценностей и убеждений.
В наше время всё больше педагогов осознают,
что к числу их первоочередных задач относится задача охраны здоровья учащихся.
Поскольку «ячейкой» образовательного
Процесса является урок, то и оценка его
влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки
урока. Каждый из критериев оценки урока связан с проблемой сохранения здоровья
учащихся , а иногда и учителей.
Следует обратить внимание на следующие аспекты
урока:
1.Гигиенические условия в классе: чистоту,
температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски,
наличие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. От этих факторов
зависит утомляемость школьников и риск аллергических расстройств.
2.Число видов учебной деятельности,
используемых на уроке учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо,
слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение
примеров, задач, практические занятия и д.р.
Нормой считается 4-7 чередований видов за
урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников, как это
бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо
помнить, что частые смены видов деятельности требуют от учащихся дополнительных
адаптационных усилий. Это тоже способствует росту утомляемости.
3.Средняя продолжительность и частота
чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10
минут.
4.Число используемых видов учителем
преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и
др. Норма не менее трёх за урок.
5.Чередование видов преподавания не позже чем
10-15 минут.
6.Использование методов, способствующих
активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют
им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их
получению и созиданию. К таким методам относятся Методы свободного Выбора
(свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приёмов воздействия,
свобода творчества и тд.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение
действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения,
воображения, самооценки и взаимооценки) и др. Между творческой активизацией
учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления
существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление-это один из
главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.
7.Длительность применения технических средств
обучения в соответствии с гигиеническими нормами: 8-10 минут. Вместе с тем эти
нормы в части использования видеоэкранных средств выглядят анахронизмом, по
сравнению с тем временем, сколько времени дети проводят дома за компьютером и у
телевизора.
8.Умение учителя использовать возможности
показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития
интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как
учебных, так и воспитательных задач.
9.Позы учащихся и их чередование в зависимости
от характера выполняемой работы. Учителям нужно помнить, что нарушение осанки
формируются, как раз в школе. Степень естественности позы может служить хорошим
индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма
(дети излишне напряжены, боятся учителя). Это повышает также невротизацию
школьников.
10.Физкультминутки и физкультпаузы., которые
сегодня являются обязательной составляющей частью урока. Необходимо обратить
внимание на содержание и продолжительность (норма на 15-20 минут урока по 1
минуте из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторами), а также на эмоциональный
климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их
выполнять.
11.Включение в содержательную часть урока
вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация
примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и и его
здоровью как к ценности; формированию потребности к зож и т.д. Умение учителя
выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем.
12.Наличие у учащихся мотивации к учебной
деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость к
активности, интерес к изучаемому материалу и т.д. Между заинтересованностью в
обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.
13.Благоприятный психологический климат на
уроке: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и учителем - это ещё
один плюс, определяющий позитивное воздействие школы на здоровье.
14.Наличие на уроке микроконфликтов между
учителем и учениками: из-за дисциплины, несогласия с отметкой, проявление
дискомфортных состояний. Всё это приводит к «школьным неврозам».
15.Преобладающее выражение лица учителя
(доброжелательное – недоброжелательное, улыбчивое – угрюмое и тд.). урок
неполноценен, если на нём не было эмоционально-смысловых разрядок (улыбок,
уместных шуток, поговорок и тд.)
В конце урока следует обратить внимание на
следующие 4 показателя:
16.Итоговая плотность урока, т.е. количество
времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу 60-80%.
17.Момент наступления утомления учащихся и
снижения их учебной активности. Норма не ранее чем за 5-10 минут до конца
урока.
18.Темп и особенности окончания урока. К
нежелательным показателям относятся:
Неоправданно быстрый темп заключительной
части, её «скомканность».
Отсутствие времени на вопросы учащихся.
Необходимость торопливой, практически без комментариев,
записи домашнего задания.
Всё это тоже ненужный стресс, как для учителя,
так и для учеников.
19.Интегральным показателем эффективности
проведённого занятия можно считать состояние и вид учащихся, выходящих с урока
(спокойно-деловое, удовлетворённое, утомлённое, растерянное, агрессивное, и
т.д.) Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Таким образом, соблюдая все эти нехитрые
рекомендации, можно добиться максимального эффекта от учебного процесса и
сохранить здоровье наших школьников.
И не забывайте о собственном здоровье.
«Больной учитель не может воспитать здоровых
учеников!»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.