Главная / География / Основные требования к здоровьесберегающему уроку.

Основные требования к здоровьесберегающему уроку.

Название документа Основные требования к здоровьесберегающему уроку..doc

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существуют более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

Это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Психическое здоровье:

Это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Социальное здоровье:

Это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье:

Это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье:

Система ценностей и убеждений.

В наше время всё больше педагогов осознают, что к числу их первоочередных задач относится задача охраны здоровья учащихся. Поскольку «ячейкой» образовательного

Процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки урока. Каждый из критериев оценки урока связан с проблемой сохранения здоровья учащихся , а иногда и учителей.

Следует обратить внимание на следующие аспекты урока:

1.Гигиенические условия в классе: чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. От этих факторов зависит утомляемость школьников и риск аллергических расстройств.

2.Число видов учебной деятельности, используемых на уроке учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и д.р.

Нормой считается 4-7 чередований видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены видов деятельности требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это тоже способствует росту утомляемости.

3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10 минут.

4.Число используемых видов учителем преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма не менее трёх за урок.

5.Чередование видов преподавания не позже чем 10-15 минут.

6.Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся Методы свободного Выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приёмов воздействия, свобода творчества и тд.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление-это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.

7.Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами: 8-10 минут. Вместе с тем эти нормы в части использования видеоэкранных средств выглядят анахронизмом, по сравнению с тем временем, сколько времени дети проводят дома за компьютером и у телевизора.

8.Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

9.Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителям нужно помнить, что нарушение осанки формируются, как раз в школе. Степень естественности позы может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма (дети излишне напряжены, боятся учителя). Это повышает также невротизацию школьников.

10.Физкультминутки и физкультпаузы., которые сегодня являются обязательной составляющей частью урока. Необходимо обратить внимание на содержание и продолжительность (норма на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторами), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

11.Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и и его здоровью как к ценности; формированию потребности к зож и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем.

12.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость к активности, интерес к изучаемому материалу и т.д. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.

13.Благоприятный психологический климат на уроке: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и учителем - это ещё один плюс, определяющий позитивное воздействие школы на здоровье.

14.Наличие на уроке микроконфликтов между учителем и учениками: из-за дисциплины, несогласия с отметкой, проявление дискомфортных состояний. Всё это приводит к «школьным неврозам».

15.Преобладающее выражение лица учителя (доброжелательное – недоброжелательное, улыбчивое – угрюмое и тд.). урок неполноценен, если на нём не было эмоционально-смысловых разрядок (улыбок, уместных шуток, поговорок и тд.)


В конце урока следует обратить внимание на следующие 4 показателя:

16.Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу 60-80%.

17.Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Норма не ранее чем за 5-10 минут до конца урока.

18.Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:

Неоправданно быстрый темп заключительной части, её «скомканность».

Отсутствие времени на вопросы учащихся.

Необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.

Всё это тоже ненужный стресс, как для учителя, так и для учеников.

19.Интегральным показателем эффективности проведённого занятия можно считать состояние и вид учащихся, выходящих с урока (спокойно-деловое, удовлетворённое, утомлённое, растерянное, агрессивное, и т.д.) Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Таким образом, соблюдая все эти нехитрые рекомендации, можно добиться максимального эффекта от учебного процесса и сохранить здоровье наших школьников.

И не забывайте о собственном здоровье.

«Больной учитель не может воспитать здоровых учеников!»


Название документа Основные требования к здоровьесберегающему уроку..ppt

Основные требования к здоровьесберегающему уроку.
Здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благоп...
Виды здоровья: Физическое здоровье Психическое здоровье Социальное здоровье Н...
Требования к здоровьесберегающему уроку: Гигиенические условия в классе. Числ...
Использование активирующих методов. Длительность применения ТСО. Умение учите...
Благоприятный психологический климат на уроке. Наличие микроконфликтов. Преоб...
4 показателя окончания урока: Итоговая плотность урока. Момент наступления ут...
Не забывайте о собственном здоровье!
1 из 8

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Основные требования к здоровьесберегающему уроку.
Описание слайда:

Основные требования к здоровьесберегающему уроку.

№ слайда 2 Здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополу
Описание слайда:

Здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

№ слайда 3 Виды здоровья: Физическое здоровье Психическое здоровье Социальное здоровье Нрав
Описание слайда:

Виды здоровья: Физическое здоровье Психическое здоровье Социальное здоровье Нравственное здоровье Духовное здоровье

№ слайда 4 Требования к здоровьесберегающему уроку: Гигиенические условия в классе. Число в
Описание слайда:

Требования к здоровьесберегающему уроку: Гигиенические условия в классе. Число видов учебной деятельности. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Число и использованных учителем видов преподавания. Чередование видов преподавания.

№ слайда 5 Использование активирующих методов. Длительность применения ТСО. Умение учителя
Описание слайда:

Использование активирующих методов. Длительность применения ТСО. Умение учителя использовать возможности показа. Позы учащихся и их чередование. Физкультминутки и физкультпаузы. Формирование у школьников ЗОЖ. Наличие у школьников мотивации.

№ слайда 6 Благоприятный психологический климат на уроке. Наличие микроконфликтов. Преоблад
Описание слайда:

Благоприятный психологический климат на уроке. Наличие микроконфликтов. Преобладающее выражение лица учителя.

№ слайда 7 4 показателя окончания урока: Итоговая плотность урока. Момент наступления утомл
Описание слайда:

4 показателя окончания урока: Итоговая плотность урока. Момент наступления утомления. Темп и особенности окончания урока. Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

№ слайда 8 Не забывайте о собственном здоровье!
Описание слайда:

Не забывайте о собственном здоровье!

Основные требования к здоровьесберегающему уроку.
  • География
Описание:

Основные требования к здоровьесберегающему уроку(выступление).

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

 

Существуют более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Автор Буханова Лариса Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 528
Номер материала 45019
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓