Главная / Технология / Основные понятия технологии в начальных классах

Основные понятия технологии в начальных классах


Основные понятия технологии

При переходе к технологическому образованию изменяется и понятийный аппарат дисциплин трудовой подготовки. Поэтому учителю необходимо освоить основные понятия технологии, и грамотно использовать их при подготовке и проведении занятий.

Основным теоретическим положением в образовательной области Технология является определение понятия «технология».

Термин «технология» произошел от греческого «техне» - искусство, мастерство, умение и «логос» - слово, учение, наука. В Древней Греции термином «техне» обозначали процесс и результат деятельности, которые отличались наилучшим порядком действий, приводящим к оригинальному высококачественному результату. На философском уровне «технологию» определяют [7] как учение о наилучшей (оптимальной) деятельности, как о процессе, так и о ее результатах

Само понятие «технология» до недавнего времени трактовалось как совокупность знаний о способах и процессах обработки и переработки материалов [41]. В последнее время сфера применения технологии, как уже отмечалось, значительно расширилась, как объективная реальность технология является интегрированной системой жизнеобеспечения человека и общества, поэтому теперь к технологии относят всю совокупность методов и средств воздействия на материальный мир и его преобразование. Технологию стали рассматривать и как науку «о преобразовании и использовании материи, энергии, информации по плану человека» [20].

В школе Технология – интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии, биологии и др. и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека [7].

Разнообразие определений, которые говорят о технологии как о виде деятельности, как о науке, как о направленном процессе, как о способе деятельности позволяет сделать вывод о том, что ее можно рассматривать в более узком смысле - на эмпирическом уровне. В этом случае технология представляет собой отдельные звенья преобразовательной деятельности – микроструктуры. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостный технологический процесс (изготовление салата, изготовление фартука, изготовление мягкой игрушки и др.).

Специфический человеческий способ отношения к миру, предполагающий вовлеченность человека в процесс целенаправленного творческого преобразования мира, рассматривается традиционно [47] как деятельность (Рис. 1). Технологию в обычном истолковании и понимают [20, 21] как преобразующую деятельность человека. В связи с этим в числе базовых в технологическом образовании рассматривают [47] понятие «деятельность».

Анализ характера и областей деятельности человека показывает, что она в современном обществе становится все более упорядоченной и рациональной, т.е. технологичной. От современного человека, как субъекта деятельности, требуется все более высокий уровень развития его способностей и умение использовать их в сфере быта, досуга, услуг и т.д.

Преобразование в широком понимании - это изменение, переход к лучшему. Под преобразованием в технологии понимают [20, 21] процессы, в которых изменяется форма или внешний вид и физические свойства материала. Процесс преобразования можно рассматривать как отдельные звенья процесса производства - от добычи сырья до получения из него готового продукта[47]. Процесс преобразования имеет все компоненты деятельности. Результатом этой деятельности у школьников являются новые знания и представления о производстве. Наглядно процесс преобразования можно представить в виде схемы (Рис. 3).

Технологическую деятельность можно рассматривать на разных уровнях: в сферах производства - профессиональный уровень; на этапе подготовки к производительному труду – допрофессиональный уровень; на этапе появления и развития зачатков технологической деятельности - начальный уровень, соответствующий дошкольному и младшему школьному возрасту.

На начальном уровне технологическая деятельность формируется на примере преобразования доступных материалов, заготовок, информации, изготовления объектов труда с помощью доступных средств труда, в процессе которой усваивается логика построения конкретных технологических процессов и технологические знания, умения и навыки.

Если рассматривать понятие «технология» в широком смысле, то термины «преобразовательная деятельность» и «технологическая деятельность» можно использовать как синонимы.

Содержание понятия «технологическая деятельность» и ее строение можно раскрыть, опираясь на существующую теорию деятельности, разработанную Л.С. Выготским и дополненную его сотрудниками А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным [37].

Технологическая деятельность имеет свои отличительные характеристики. Наиболее характерные черты ее выделил Е.М. Муравьев [44]. Перечислим наиболее важные из них.

Первой существенной чертой технологической деятельности является сознательная целесообразность. Целесообразность технологической деятельности определяется потребностью в данном продукте труда.

Вторая существенная черта, в связи с этим, состоит в производстве конкурентоспособного продукта труда.

Третьей чертой технологической деятельности является экологическая целесообразность, то есть оценка деятельности людей с точки зрения безопасности труда и охраны окружающей среды.

Четвертая черта – экономическая целесообразность. Планируя технологическую деятельность необходимо учитывать все затраты и соотнести их с предполагаемыми доходами.

Следовательно, целесообразность – это главный и характерный признак технологической деятельности.

Опираясь на теорию деятельности и, учитывая перечисленные признаки, можно представить структуру технологической деятельности (Рис. 2). В структуре технологической деятельности, таким образом, можно выделить компоненты, присущие любой другой деятельности:

  1. мотивация деятельности и выделение ориентиров деятельности (ориентировочные, технологические действия);

  2. выполнение деятельности, т.е. преобразование исполнителем наиболее оптимальным способом предметов труда с помощью соответствующих средств труда (исполнительские, технические действия);

  3. оценка результатов труда (действия контроля и действия коррекции).

Анализ понятий «производственный процесс» и «технологическая деятельность» позволяет представить компонентную структуру простейшего технологического процесса (Рис.3). Данная схема отражает лишь в общих чертах логику организации сложнейшего производственного процесса. Рассмотрим, каким образом технологическая деятельность реализуется в рамках производства продуктов потребления.

Любой производственный процесс, связанный с преобразованием, имеет две части – технологическую и трудовую. Та часть производственного процесса, которая предшествует непосредственному выполнению трудовых движений и действий представляет его технологическую часть (организационный или ориентировочный компонент технологической деятельности).

Главной целью технологической части производства является его организация, выбор оптимальных способов, методов и приемов преобразования предметов труда в продукты потребления (постановка целей, выбор действий, которые предстоит выполнить, определение способов и средств достижения целей).

Деятельность по организации технологического процесса представляет ее мотивационную, целевую часть по созданию объекта труда, поэтому включает три элемента.

  • Представление о выполнении предстоящих действий, которое формируется на основе выделения ориентиров деятельности. Данный компонент включает в себя анализ образца будущего изделия или его изображения в виде чертежа, схемы, рисунка, дающий возможность выделить ориентиры будущей преобразовательной деятельности.

  • Конструирование ориентировочной основы, формирующееся на основе разработки метода осуществления предстоящей деятельности. Данный компонент включает планирование работы, разработку необходимого технического оснащения проекта по созданию объекта труда.

  • Кодирование и декодирование информации, которое осуществляется на основе моделирования предстоящих действий. Данный компонент включает в себя имитацию предстоящих действий с помощью их описания, рассказа, инструктирования или показа.

Таким образом, для реализации этой части процесса производства необходимо освоить политехнические, конструкторско-технологические, общетехнологические, т.е. универсальные знания и умения.

Технологический процесс можно рассматривать как основную часть процесса производства непосредственно связанную с преобразованием продукта производства в продукт потребления. Он складывается из переходов от одной трудовой операции к другой, которые, в свою очередь, состоят из трудовых движений и действий.

Совокупность действий осуществляемых исполнителем в процессе создания материальных ценностей или при выполнении определенных функций в других сферах человеческой деятельности называют [20] трудовым процессом. Таким образом, часть производственного процесса, в которой совершаются действия по преобразованию предметов труда орудиями труда, относится к его трудовой части (исполнительскому (техническому) компоненту). К предметам труда относят сырье, материалы, заготовки и т.п. К орудиям труда относят станки, инструменты, приспособления и др. К продуктам потребления, соответственно, - конкретные готовые изделия. Для реализации трудовой части процесса производства необходимо освоить политехнические и технологические знания, общетрудовые и специальные умения.

Все части технологического процесса строятся на основе ясного представления о результате деятельности и постоянного контроля и оценки его элементов, как на завершающем этапе, так и на промежуточных этапах процесса изготовления объектов труда, так как неточные действия на производстве приводят, в конечном итоге, к изготовлению бракованной продукции. Для реализации этой части процесса производства необходимо освоить знания по дизайн-спецификации (нормы и требования по изготовлению конкретных объектов труда), способы контроля и оценки деятельности.

Каждая часть производственного процесса делится на более мелкие звенья, требующие освоения разнообразных методов и приемов труда. Анализ учебных и методических пособий по трудовому обучению и технологии показывает, что такие понятия как метод, прием, способ, действие, движение, операции в разных пособиях трактуются неоднозначно.

Рассмотрим интересующие нас более подробно.

Трудовым приемом в производстве называют совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществления операций [6].

Как поясняют авторы «Дидактики технологического образования» [20, 21], методы, способы и приемы, выражают закономерности и правила выполнения трудовых движений и операций, а не сам их ход, поэтому их следует рассматривать при характеристике технологической части производства, а не трудовой. С позиции образа выполнения действий, прием представляет собой не компонент процесса действия, а форму его осуществления, которая может быть выражена в мыслительном плане или в виде соответствующего описания действий конкретного субъекта. Поэтому, овладеть приемом выполнения действия человек может, не совершая самого трудового действия, а лишь имитируя его.

В разных условиях труда одинаковые по целям операции и разными людьми осуществляются при помощи разных приемов. Индивидуальные приемы труда можно представить не только как образ действия конкретного исполнителя, но и как обобщенное описание правил и порядка выполнения деятельности, в них можно обнаружить отличительные и сходные характеристики, которые у разных исполнителей имеют незначительные отличия. Такое объективированное описание приемов труда называют [20] способом труда, идеальной программой, планом осуществления любым исполнителем деятельности, которая позволит оптимально выполнить соответствующий переход, технологическую операцию или технологический процесс.

Способ труда определяет виды, сочетание и последовательность составляющей созидательной деятельности любого исполнителя. Полная совокупность способов труда в заданных условиях и составляет методику труда.

Следовательно, можно сказать, что совокупность приемов в технологии выступает как совокупность методов, то есть путей, способов достижения поставленных целей, движения вперед, технология определяется эффективностью этого продвижения и оптимальностью выбранных путей и способов.

Трудовой операцией [20] называют элемент трудовой деятельности, направленной на достижение конкретной цели. Предметом трудовой операции является трудовой прием, трудовые движения и действия рабочего, рационализация его труда.

Технологической операцией называют [20] часть технологического процесса, непрерывно выполняемую на одном и том же рабочем месте, при обработке одного и того же продукта производства. Предметом технологической операции является деталь, уменьшение затрат на ее обработку.

Трудовым движением называют [6] однократное и однородное непрерывное перемещение всего рабочего или его корпуса, ног, рук, кисти рук и пальцев с целью взять, переместить, совместить, освободить предмет или подержать его в состоянии покоя.

Трудовым действием называют [6] осуществление комплекса трудовых движений, осуществляемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами человека. Действия, в то же время, рассматривают как компоненты умения, которые так же разделяют на элементарные, состоящие из элементарных действий и движений (навыки) и сложные, состоящие из комплекса движений или действий (умения). Это различие не противоречит друг другу, а является взаимным дополнением и разным этапом в развитии умений.

В начальных классах дети не могут еще участвовать в реальных условиях производства. На уроках технологии не представляется возможным осуществить процессы добычи и переработки сырья в производственных масштабах. Поэтому, производственный процесс на данном этапе трудовой подготовки, рассматривают на эмпирическом уровне, т.е. как простейший технологический процесс. На уроках технологии учителю предоставляется возможность для моделирования лишь отдельных компонентов процесса производства.

Успешное осуществление даже простейшего технологического процесса зависит от опыта созидательной деятельности. Он представляет собой знание о технологическом процессе, средствах и организации труда, способность человека сопоставить свои знания и навыки с заданными условиями и средствами труда, предвидеть отклонения в технологическом процессе и устранить их для получения наилучших результатов.









Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву)


Постановка целей, выбор действий, которые предстоит выполнить

Определение способов и средств достижения целей (ориентировочная часть действия)

Выполнение действия (исполнительная часть)

Контроль выполнения действия


hello_html_m689f4151.gifhello_html_m689f4151.gifhello_html_m689f4151.gif



Рис.1





Структура технологической деятельности


Цель технологической деятельности

hello_html_mfb608fe.gifhello_html_m72bff935.gifhello_html_5ea33859.gifhello_html_23b41653.gif



Предмет труда

Средства труда

Способ преобразования

Исполнитель




hello_html_m182d1837.gifhello_html_m7f322f7b.gifhello_html_m360acf14.gifhello_html_m724d75b5.gif


Результат технологической деятельности





Рис. 2






Процесс преобразования


ОБЪЕКТЫ



hello_html_82be0a1.gif


hello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gif





Рис. 3


Модель простейшего технологического процесса

hello_html_6b344c78.gif







hello_html_4a499f33.gif












hello_html_m6bd3db12.gif

Трудовые Трудовые действия Трудовая

движения операция






Рис. 4

Основные понятия технологии в начальных классах
  • Технология
Описание:

При переходе к технологическому образованию изменяется и понятийный аппарат дисциплин трудовой подготовки. Поэтому учителю необходимо освоить основные понятия технологии, и грамотно использовать их при подготовке и проведении занятий.

Основным теоретическим положением в образовательной области Технология является определение понятия «технология».

Термин «технология» произошел от греческого «техне» - искусство, мастерство, умение и «логос» - слово, учение, наука. В Древней Греции термином «техне» обозначали процесс и результат деятельности, которые отличались наилучшим порядком действий, приводящим к оригинальному высококачественному результату. 

Автор Шалковская Наталья Сергеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 463
Номер материала 25460
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓