Формирование коммуникативной компетентности.
Актуальность: социальный
запрос общества на современном этапе, отраженный в образовательном стандарте
диктует необходимость формирования коммуникативной компетентности у
подрастающего поколения. Сегодня обществу особенно необходимы такие качества
личности, как мобильность, конструктивность, динамизм, умение самостоятельно
принимать решения и брать на себя ответственность за них, предприимчивость,
умение сотрудничать, уметь доказывать свое мнение, коректно критиковать и
адекватно воспринимать критику.
Цель: осуществлять
работу по формированию коммуникативной компетентности и анализировать ее
результаты.
Задачи:
1. Определить суть понятия коммуникативной
компетентности и ее составляющих;
2. Подбор и апробация методик, для диагностики уровня
коммуникативной компетентности учащихся;
3. Накопление банка занятий, мероприятий, упражнений,
направленных на повышение уровня коммуникативной компетентности.
4. Анализ результатов проведенной работы.
1. Коммуникативная компетентность— это владение сложными коммуникативными навыками и
умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев,
традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность,
ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному
менталитету и выражающихся в рамках данной профессии. Коммуникативная
компетентность— это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные
способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере
делового общения.
Коммуникативная компетентность складывается из
способностей:
1.
Давать
социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит
общаться;
2. Социально-психологически программировать процесс
общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3.
Осуществлять
социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной
ситуации.
Одним из условий коммуникативной компетентности является
выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил
состоят в следующем:
·
Наиболее общим правилом
является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если
она непонятна или не до конца понятна самому себе.
·
Правило «постоянной готовности
к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных
барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
·
Правило конкретности. Следует
избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без
необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными
терминами.
·
Правило контроля над невербальными сигналами.
Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим
также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего
«сопровождения»—мимикой, жестами, интонацией, позой.
·
Правило «собственной
неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка
зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
·
Правило «места и времени».
Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и
выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
·
Правило открытости означает
готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся
обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения
собеседника.
·
Правило активного и
конструктивного слушания— одно из основных условий эффективных коммуникаций.
·
Правило обратной связи. Именно
это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели
коммуникативного процесса— взаимопонимания.
2. Для
диагностики уровня коммуникативной компетентности были выбраны следующие
методики:
Параметрические:
Гельфман
Э.Г., Холодная М.А., Демидова Л.Н. Психологические основы конструирования
учебной информации.// Психологический журнал. – 1993. – том 14. – №6. –с. 35 -
45.
*Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.
Социально-психологическая диагностика развития личности. Диагностика коммуникативной
социальной компетентности (КСК) / и малых
групп. – М., 2002. C.138-149;
*Техника репертуарных решеток Дж. Келли (позволяют
выявлять те составляющие когнитивных ресурсов, которые реально используются
людьми при ориентировке в коммуникативных ситуация)
Непараметрические:
- Нарисуй свой характер;
- Неоконченные предложения.
- Метод анализ конкретных ситуации (естественных или игровых),
анализируется владение темпом речи, паузами, интонациями, лексикой,
мимика, жесты, умение давать и получать обратную связь.
3. Методы развития коммуникативной компетентности.
В формировании коммуникативной компетентности
используются главным образом групповые методы работы.
* Дискуссионные
(«Дебаты»), позволяет отойти от эгоцентрического мышления и встать на точку
зрения собеседника. В качестве источника дискуссии можно брать не только
специально сформулированные проблемы, но и проблемы из реальной жизни
конкретных детей.
*Игровые.
Игры могут быть по
четкому сценарию или ролевые, где сценарий берется из «жизни».
Создают условия для
формирования новых коммуникативных умений и навыков, потому что основаны на
активных действиях.
*Сензитивный
тренинг, позволяет понять, то как человек воспринимается другими людьми и
сравнить эти перцепции с самовосприятием. Метод основан на актуализации чувств
и эмоций, а не интеллекта.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.