Главная / Школьному психологу / "Основные подходы в формировании коммуникативной компетентности у школьников 5-8 классов"

"Основные подходы в формировании коммуникативной компетентности у школьников 5-8 классов"

Формирование коммуникативной компетентности.

Актуальность: социальный запрос общества на современном этапе, отраженный в образовательном стандарте диктует необходимость формирования коммуникативной компетентности у подрастающего поколения. Сегодня обществу особенно необходимы такие качества личности, как мобильность, конструктивность, динамизм, умение самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за них, предприимчивость, умение сотрудничать, уметь доказывать свое мнение, коректно критиковать и адекватно воспринимать критику.

Цель: осуществлять работу по формированию коммуникативной компетентности и анализировать ее результаты.

Задачи:

  1. Определить суть понятия коммуникативной компетентности и ее составляющих;

  2. Подбор и апробация методик, для диагностики уровня коммуникативной компетентности учащихся;

  3. Накопление банка занятий, мероприятий, упражнений, направленных на повышение уровня коммуникативной компетентности.

  4. Анализ результатов проведенной работы.

1. Коммуникативная компетентность— это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии. Коммуникативная компетентность— это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

  1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

  2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

  3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:

  • Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.

  • Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.

  • Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.

  • Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения»—мимикой, жестами, интонацией, позой.

  • Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.

  • Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.

  • Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.

  • Правило активного и конструктивного слушания— одно из основных условий эффективных коммуникаций.

  • Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса— взаимопонимания.

2. Для диагностики уровня коммуникативной компетентности были выбраны следующие методики:

Параметрические:

Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Демидова Л.Н. Психологические основы конструирования учебной информации.// Психологический журнал. – 1993. – том 14. – №6. –с. 35 - 45.

*Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) / и малых групп. – М., 2002. C.138-149;

*Техника репертуарных решеток Дж. Келли (позволяют выявлять те составляющие когнитивных ресурсов, которые реально используются людьми при ориентировке в коммуникативных ситуация)

Непараметрические:

  • Нарисуй свой характер;

  • Неоконченные предложения.

  • Метод анализ конкретных ситуации (естественных или игровых), анализируется владение темпом речи, паузами, интонациями, лексикой, мимика, жесты, умение давать и получать обратную связь.

3. Методы развития коммуникативной компетентности.

В формировании коммуникативной компетентности используются главным образом групповые методы работы.

* Дискуссионные («Дебаты»), позволяет отойти от эгоцентрического мышления и встать на точку зрения собеседника. В качестве источника дискуссии можно брать не только специально сформулированные проблемы, но и проблемы из реальной жизни конкретных детей.

*Игровые.

Игры могут быть по четкому сценарию или ролевые, где сценарий берется из «жизни».

Создают условия для формирования новых коммуникативных умений и навыков, потому что основаны на активных действиях.

*Сензитивный тренинг, позволяет понять, то как человек воспринимается другими людьми и сравнить эти перцепции с самовосприятием. Метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.

"Основные подходы в формировании коммуникативной компетентности у школьников 5-8 классов"
  • Школьному психологу
Описание:

В разработке отражена актуальность необходимости формирования коммуникативной компетентности у учащихся 5-8 классов. Раскрывается цель и основные задачи формирования коммуникативной компетентности. Раскрывается суть понятия коммуникативной компетентности. Раскрываются составляющие коммуникативной компетентности личности. Раскрываются условия, которые необходимо соблюдать для успешного формирования коммуникативной компетентности. Подобран ряд методик для диагностики уровня коммуникативной компетентности (параметрические и не параметрические)

Автор Ильина Анастасия Сергеевна
Дата добавления 03.04.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел Другое
Просмотров 570
Номер материала 59191
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓