Главная / Физкультура / Основные подходы к планированию учебного материала по физической культуре и его влияния на качество проведения подвижных игр

Основные подходы к планированию учебного материала по физической культуре и его влияния на качество проведения подвижных игр

Основные подходы к планированию учебного материала по физической культуре

и его влияния на качество проведения подвижных игр.


Планирование физического воспитания – это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

Планирование работы по физическому воспитанию учащихся довольно разнообразно и многопланово. Учитель физической культуры вместе с руководством школы эту работу планирует ежегодно с учетом условий, которые имеются в данной школе: наличием соответствующего инвентаря и оборудования, оснащения и благоустройства плоскостных спортивных сооружений, площадок.

По срокам планирования различают следующие его виды:

перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование – это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе – это планирование на учебную четверть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).


При разработке любого плана желательно придерживаться такой последовательности основных операций.

1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.). Без таких сведений нельзя полноценно осуществить планирование. Кроме того, данные нужны для комплектования однородных по состоянию здоровья и уровню подготовленности групп при проведении курса физического воспитания в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и других организациях.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного времени на разработку теоретического и практического содержания программы, ее прохождение.

5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интенсивность нагрузок.

6. Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д.

Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по признаку от обобщенного к более детальному.


Основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию.

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов – учебного плана и программы.

Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются:

а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах;

б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.


Учебная программа – это документ планирования учебной работы, в котором определяются:

а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе – курса физического воспитания, в ДЮСШ – спортивной тренировки по избранному виду спорта;

б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.


Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений, так и по физической нагрузке.

План-график – это чисто организационный документ (методика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.

В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.

Рабочий (тематический) план составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программного материала и представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практике физического воспитания рабочий план имеет разные названия – тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.

Расписание занятий должно быть по возможности постоянным, стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по физическому воспитанию.

План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно-методические указания.


Учебный год состоит из 34 рабочих недель, т.е. с учётом 3 часа физкультуры из 102 уроков. Климатические условия средней полосы диктуют свои условия при планировании уроков на открытой местности (спортивная площадка, лес).

Распределение учебного материала по месяцам распределяется примерно так:

сентябрь - на площадке проводятся заня­тия по разделу легкая атлетика:

октябрь - подвижные и спортивные игры;

ноябрь-декабрь - гимнастика;

январь-февраль - лыжная подготовка или учебный материал вариативной части учебного плана, март-апрель - подвижные и спортивные игры;

май - легкая атлетика и контрольные упражнения, зачеты или экзамены (по выбору) для учащихся выпускных классов.

Основные направления и задачи по физическому воспитанию решаются поэтапно. Учитель по физической культуре решает в течение года около 500 образовательных задач. Примерно 25 минут урочного времени затрачивается на решение образовательных задач на уроке.

Планирование начинается с определения общих задач обучения, которые сформулированы в программе по физической культуре на год для каждого класса.

Образовательные задачи в более конкретном виде определяются учителем при прочтении содержания программы. Конкретизация задач требует от учителя хорошего знания техники двигательного действия и методики обучения ей.

Образовательные задачи на учебный год или четверть должны отвечать на вопрос: «Чему учить и в каком объёме?» Чтобы определить образовательные задачи, учитель должен:

1. Изучить программу по всем годам обучения в школе с целью установить, какие двигательные действия изучались в предыдущие годы, и какие будут изучаться в последующие.

2. Сопоставить общие задачи физического воспитания и особенности физического развития детей данного возраста с особенностями содержания и формы изучаемого двигательного действия.

3. Проверить предварительно знания, умения и навыки, степень развития необходимых двигательных качеств школьников и сопоставить выявленные показатели с намеченными на данный период обучения требованиями.

Всё это позволит, во-первых, выяснить: весь ли процесс обучения двигательному действию имеется в виду или только его часть, во-вторых, конкретизировать в дальнейшем задачи обучения для отдельных уроков.


Принцип оздоровительной направленности уроков физической культуры предписывает постановку и решение таких неизменных задач, как «укрепление здоровья и повышение сопротивляемости заболеваниям», «формирование правильной осанки», «привитие гигиенических навыков».

Эти задачи решаются подбором средств и методов в соответствии с возрастными и половыми особенностями учеников, адекватностью нагрузки на уроках, а также контролем за соблюдением гигиенических требований к местам занятий, одежде, обуви.

Однако наряду с постоянно действующими задачами могут определяться и конкретные направления деятельности учителя на относительно короткий период времени. Так, в учебных программах есть точные указания, каким упражнениям для формирования осанки, в каком классе следует обучать в начальной школе, какие теоретические сведения по гигиене физических упражнений необходимо сообщать учащимся в среднем звене и т.д. Планируются эти задачи таким же образом, как и образовательные.

Кроме того, на учебный год и четверть должны планироваться задачи, связанные с необходимостью уделять особое внимание развитию физических качеств, которые решаются путём заблаговременного распределения по урокам специально подобранных средств.

Без предварительной работы, направленной на укрепление определённых групп мышц или достижение необходимого уровня развития того или иного физического качества, иногда вообще невозможно сформировать умение выполнять изучаемое движение даже в его основном варианте.

Вместе с тем, без должного уровня развития физических качеств, трудно добиться ощутимых успехов и в совершенствовании техники разученных физических упражнений в старших классах.

Таким образом, определив задачу физического развития на учебный год или четверть, следует наметить:

1. Средства и условия их использования.

2. Систему изменения нагрузки.

3. Способы проверки и критерии оценки результатов учащихся в режиме этой задачи.

Кроме того, учитель физической культуры может и должен внести определённый вклад в воспитание личности учащихся. Отношение педагога к делу, его активная позиция обязательно отражаются на его воспитанниках.


Специфика предмета позволяет педагогу по физической культуре достаточно успешно воспитывать у школьников волевые качества — дисциплинированность, настойчивость, смелость, целеустремлённость. Для достижения наибольшего эффекта в решении этой задачи целесообразно ставить перед учениками трудные, но посильные задачи, стимулировать достижение цели. Например, для воспитания смелости и настойчивости использовать упражнения, связанные с преодолением чувства страха и нерешительности.

Исходя из общих воспитательных задач, учитель планирует на уроке и конкретные задачи. Воспитательные цели тесно увязываются с содержанием и организацией занятий, исходя из чего, и определяются конкретные воспитательные задачи по формированию личностных качеств каждого школьника и коллектива в целом.

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
•     укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
•     формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
•     освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
•     обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
•     воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
•     реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
•     реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
•     соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
•     усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.


В настоящее время все более осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже не отвечают современным требованиям и должны быть усовершенствованы либо заменены более эффективными. Исходя из этого, практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы.

Особое внимание ученых и специалистов привлекают вопросы перестройки физкультурно-спортивной работы в школах и других учебных заведениях в соответствии с современными требованиями и более активное использование потенциала спортивных игр.

Сегодня основными задачами физкультурно-спортивной работы в школе специалисты считают формирование у учащейся молодежи физической культуры и приучение к здоровому образу жизни, привитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности, выработку навыков регулярных занятий физическими упражнениями, содействие эмоциональному, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности, формирование творческих способностей.

Новые школьные программы по физическому воспитанию направлены на решение именно этих задач, где предусматривается большее, по сравнению со старыми программами, количество часов, выделяемых на подвижные и спортивные игры, а также большее разнообразие игр.

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны, но все же их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.


Применение подвижных игр различной направленности в процессе уроков и внеурочное время – это необходимое условие для эффективной, наиболее интересной, обеспечивающей высокую моторную плотность урока или мероприятия, организации учебно-воспитательного процесса.

Начиная с 2008 года работаю по направлению «Игра, как метод воспитания на уроках физической культуры», так как считаю эту проблему наиболее важной и емкой на сегодняшний день.

Игра, сама по себе, включает в себя действия, направленные на совершенствование различных двигательных качеств, и рассматривается как упражнения общего физического воздействия. Игра развивает умственные способности, заставляет мыслить, развивать логику. Помогает формировать умения ориентироваться в окружающей среде, воспитывает гражданскую позицию, чувство коллективизма. Применяя национальные игры, необходимо воспитывать в детях гражданственность и патриотизм. Мастерство проведения подвижных игр и игровых упражнений с образовательными и воспитательными целями являются важной составной частью физической культуры.
В Программы по физической культуре включено много подвижных казахских национальных игр, которые развивают чувство патриотизма и любви к своей Родине, к Казахстану, к её народу. Воспитание детей и юношей на народных играх с самого раннего возраста испокон веков способствовало формированию правильного отношения к окружающей природе, к взаимоотношениям в обществе.

Все изложенные мероприятия направлены на воспитание чувства патриотизма через подвижные игры, уважение к другим народам, проживающих на территории нашего государства и за пределами его, возрождение казахских народных традиционных игр среди детей, укрепление физического и нравственного здоровья школьников, формирование правильной осанки, развитие скоростных и координационных качеств, привитие любви к подвижным играм.
Методические приемы дают положительный и эффективный результат в тех случаях, если учитель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности.
Народные, национальные казахские подвижные игры, как важная, составная воспитательной системы, тесно связанные с представлениями народа о роли генетической наследственности, влиянием на процессы воспитания среды, об особенностях детской психики и моторики. В богатейшем фонде народных подвижных игр концентрируются глубинные народные знания о сущности человеческой личности и правила ее телесного и духовного воспитания.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания об окружающей их среде. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Использование соревновательно-игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие положительного переноса, т.е. координационной общности с изучаемым видом физической деятельности, облегчают освоение программного материала. Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития учащихся, но и их духовного воспитания. Использование соревновательно-игрового метода позволяет преподавателю успешно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку учащихся. Физическая подготовка является фундаментом для освоения любого вида программы. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению. Физическая подготовка делится на общую и специальную.

В общую физическую подготовку входит развитие основных физических качеств учащихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия зависит от задач, решаемых на нем, а также условий обучения. При этом необходимо учитывать гигиенический фактор, т.е. занятия желательно проводить на свежем воздухе, спортивной площадке, стадионе. Хорошая общая физическая подготовка учащегося и как следствие этого – его гармоническое развитие, связанное с совершенствование мышечного чувства, представляют собой необходимый фундамент для дальнейшей специализации в конкретном виде спорта.

Для проведения спортивных игр важно научить детей обращаться с мячами (волейбольным, футбольным, баскетбольным). Упражнения такого вида динамичны и эмоциональны. Они способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты простой и сложной двигательных реакций. Требуют проявления находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Они эффективно влияют на развитие у детей как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения) так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ).

В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подростками, психологами и специалистами была выявлена особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности. Подвижные и спортивные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но и умственные, психические и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Систематическое использование подвижных игр на уроках физкультуры, в группах продленного дня, на удлиненных переменах в школах способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности. Спортивные игры можно по праву назвать средством всесторонней физической подготовки учащихся.

Основные подходы к планированию учебного материала по физической культуре и его влияния на качество проведения подвижных игр
  • Физкультура
Описание:

Планирование физического воспитания – это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.

Планирование работы по физическому воспитанию учащихся довольно разнообразно и многопланово. Учитель физической культуры вместе с руководством школы эту работу планирует ежегодно с учетом условий, которые имеются в данной школе: наличием соответствующего инвентаря и оборудования, оснащения и благоустройства плоскостных спортивных сооружений, площадок.

По срокам планирования различают следующие его виды: 

перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование – это планирование на длительный срок (например, в общеобразовательной школе на несколько лет с распределением программного материала по годам обучения).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе – это планирование на учебную четверть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее время (на предстоящее занятие).

 

При разработке любого плана желательно придерживаться такой последовательности основных операций.

1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся, для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической и спортивно-технической подготовленности и др.). Без таких сведений нельзя полноценно осуществить планирование. Кроме того, данные нужны для комплектования однородных по состоянию здоровья и уровню подготовленности групп при проведении курса физического воспитания в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях и других организациях.

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Исходя из поставленных задач устанавливаются нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий и расчет учебного времени на разработку теоретического и практического содержания программы, ее прохождение.

5. Намечается рациональная последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются объем и интенсивность нагрузок.

6. Определяется общая организация работы по реализации плана, подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описательному либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д.

Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по признаку от обобщенного к более детальному.

 

Основными документами планирования в физическом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования логически и содержательно связаны между собой. Каждый последующий документ более частного характера разрабатывается в соответствии с предшествующим. Вместе с тем каждый документ имеет свое назначение в системе планирования, выполняет определенную функцию.

Учебные планы и программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ, разрабатываются государственными органами (министерствами, комитетами). Планы-графики учебного процесса, рабочие планы и планы-конспекты уроков разрабатываются самими преподавателями исходя из отправных официальных документов – учебного плана и программы.

Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.

Учебным планом устанавливаются:

а) общая продолжительность занятий по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, учебном заведении; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах;

б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.

 

Учебная программа – это документ планирования учебной работы, в котором определяются:

а) целевые установки и общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе – курса физического воспитания, в ДЮСШ – спортивной тренировки по избранному виду спорта;

б) объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть занимающиеся в планируемый срок занятий, и перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;

в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который должны достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.

 

Программный материал распределяется по учебным неделям в порядке постепенного нарастания требований к занимающимся как по сложности техники выполнения упражнений, так и по физической нагрузке.

План-график – это чисто организационный документ (методика физического воспитания в нем не отражена). Он дает лишь общее целостное представление о прохождении программного материала в течение учебного года.

В плане-графике определяются номера уроков, на которых планируется прием зачетов или контрольных соревнований по каждому разделу программы.

Рабочий (тематический) план составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программного материала и представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В практике физического воспитания рабочий план имеет разные названия – тематический план, план на одну четверть, на один семестр. В рабочем плане фиксируется методическая последовательность прохождения учебного материала и одновременно раскрывается содержание каждого конкретного урока.

Расписание занятий должно быть по возможности постоянным, стабильным и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по физическому воспитанию.

План-конспект урока (занятия) разрабатывается на каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки  и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно-методические указания.

 

Учебный год состоит из 34 рабочих недель, т.е. с учётом 3 часа физкультуры из 102 уроков. Климатические условия средней полосы диктуют свои условия при планировании уроков на открытой местности (спортивная площадка, лес).

Распределение учебного материала по месяцам распределяется примерно так:

сентябрь - на площадке проводятся заня­тия по разделу легкая атлетика:

октябрь - подвижные и спортивные игры;

ноябрь-декабрь - гимнастика;

январь-февраль - лыжная подготовка или учебный материал вариативной части учебного плана, март-апрель - подвижные и спортивные игры;

май - легкая атлетика и контрольные упражнения, зачеты или экзамены (по выбору) для учащихся выпускных классов.

Основные направления и задачи по физическому воспитанию решаются поэтапно. Учитель по физической культуре решает в течение года около 500 образовательных задач. Примерно 25 минут урочного времени затрачивается на решение образовательных задач на уроке.

Планирование начинается с определения общих задач обучения, которые сформулированы в программе по физической культуре на год для каждого класса.

Образовательные задачи в более конкретном виде определяются учителем при прочтении содержания программы. Конкретизация задач требует от учителя хорошего знания техники двигательного действия и методики обучения ей.

Образовательные задачи на учебный год или четверть должны отвечать на вопрос: «Чему учить и в каком объёме?» Чтобы определить образовательные задачи, учитель должен:

1. Изучить программу по всем годам обучения в школе с целью установить, какие двигательные действия изучались в предыдущие годы, и какие будут изучаться в последующие.

2. Сопоставить общие задачи физического воспитания и особенности физического развития детей данного возраста с особенностями содержания и формы изучаемого двигательного действия.

3. Проверить предварительно знания, умения и навыки, степень развития необходимых двигательных качеств школьников и сопоставить выявленные показатели с намеченными на данный период обучения требованиями.

Всё это позволит, во-первых, выяснить: весь ли процесс обучения двигательному действию имеется в виду или только его часть, во-вторых, конкретизировать в дальнейшем задачи обучения для отдельных уроков.

 

Принцип оздоровительной направленности уроков физической культуры предписывает постановку и решение таких неизменных задач, как «укрепление здоровья и повышение сопротивляемости заболеваниям», «формирование правильной осанки», «привитие гигиенических навыков».

Эти задачи решаются подбором средств и методов в соответствии с возрастными и половыми особенностями учеников, адекватностью нагрузки на уроках, а также контролем за соблюдением гигиенических требований к местам занятий, одежде, обуви.

Однако наряду с постоянно действующими задачами могут определяться и конкретные направления деятельности учителя на относительно короткий период времени. Так, в учебных программах есть точные указания, каким упражнениям для формирования осанки, в каком классе следует обучать в начальной школе, какие теоретические сведения по гигиене физических упражнений необходимо сообщать учащимся в среднем звене и т.д. Планируются эти задачи таким же образом, как и образовательные.

Кроме того, на учебный год и четверть должны планироваться задачи, связанные с необходимостью уделять особое внимание развитию физических качеств, которые решаются путём заблаговременного распределения по урокам специально подобранных средств.

Без предварительной работы, направленной на укрепление определённых групп мышц или достижение необходимого уровня развития того или иного физического качества, иногда вообще невозможно сформировать умение выполнять изучаемое движение даже в его основном варианте.

Вместе с тем, без должного уровня развития физических качеств, трудно добиться ощутимых успехов и в совершенствовании техники разученных физических упражнений в старших классах.

Таким образом, определив задачу физического развития на учебный год или четверть, следует наметить:

1. Средства и условия их использования.

2. Систему изменения нагрузки.

3. Способы проверки и критерии оценки результатов учащихся в режиме этой задачи.

Кроме того, учитель физической культуры может и должен внести определённый вклад в воспитание личности учащихся. Отношение педагога к делу, его активная позиция обязательно отражаются на его воспитанниках.

 

Специфика предмета позволяет педагогу по физической культуре достаточно успешно воспитывать у школьников волевые качества — дисциплинированность, настойчивость, смелость, целеустремлённость. Для достижения наибольшего эффекта в решении этой задачи целесообразно ставить перед учениками трудные, но посильные задачи, стимулировать достижение цели. Например, для воспитания смелости и настойчивости использовать упражнения, связанные с преодолением чувства страха и нерешительности.

Исходя из общих воспитательных задач, учитель планирует на уроке и конкретные задачи. Воспитательные цели тесно увязываются с содержанием и организацией занятий, исходя из чего, и определяются конкретные воспитательные задачи по формированию личностных качеств каждого школьника и коллектива в целом.

Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
•     укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
•     формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
•     освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
•     обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
•     воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

          Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
•     реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
•     реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
•     соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
•     усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

 

В настоящее время все более осознается тот факт, что традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже не отвечают современным требованиям и должны быть усовершенствованы либо заменены более эффективными. Исходя из этого, практически во всех странах идет интенсивный поиск новых идей и подходов к организации физкультурно-спортивной работы.

Особое внимание ученых и специалистов привлекают вопросы перестройки физкультурно-спортивной работы в школах и других учебных заведениях в соответствии с современными требованиями и более активное использование потенциала спортивных игр.

Сегодня основными задачами физкультурно-спортивной работы в школе специалисты считают формирование у учащейся молодежи физической культуры и приучение к здоровому образу жизни, привитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности, выработку навыков регулярных занятий физическими упражнениями, содействие эмоциональному, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности, формирование творческих способностей.

Новые школьные программы по физическому воспитанию направлены на решение именно этих задач, где предусматривается большее, по сравнению со старыми программами, количество часов, выделяемых на подвижные и спортивные игры, а также большее разнообразие игр.

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны, но все же их можно разделить на две большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.

 

Применение подвижных игр различной направленности в процессе уроков и внеурочное время – это необходимое условие для эффективной, наиболее интересной, обеспечивающей высокую моторную плотность урока или мероприятия, организации учебно-воспитательного процесса.

Начиная с 2008 года работаю по направлению «Игра, как метод воспитания на уроках физической культуры», так как считаю эту проблему наиболее важной и емкой на сегодняшний день.

Игра, сама по себе, включает в себя действия, направленные на совершенствование различных двигательных качеств, и рассматривается как упражнения общего физического воздействия. Игра развивает умственные способности, заставляет мыслить, развивать логику. Помогает формировать умения ориентироваться в окружающей среде, воспитывает гражданскую позицию, чувство коллективизма. Применяя национальные игры, необходимо воспитывать в детях гражданственность и патриотизм. Мастерство проведения подвижных игр и игровых упражнений с образовательными и воспитательными целями являются важной составной частью физической культуры.  
         В Программы по физической культуре включено много подвижных казахских национальных игр, которые развивают чувство патриотизма и любви к своей Родине, к Казахстану, к её народу. Воспитание детей и юношей на народных играх с самого раннего возраста испокон веков способствовало формированию правильного отношения к окружающей природе, к взаимоотношениям в обществе.

Все изложенные мероприятия направлены на воспитание чувства патриотизма через подвижные игры, уважение к другим народам, проживающих на территории нашего государства и за пределами его, возрождение казахских народных традиционных игр среди детей, укрепление физического и нравственного здоровья школьников, формирование правильной осанки, развитие скоростных  и координационных качеств, привитие любви к подвижным играм.
         Методические приемы дают положительный и эффективный результат в тех случаях, если учитель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности.
         Народные, национальные казахские подвижные игры, как важная, составная воспитательной системы, тесно связанные с представлениями народа о роли генетической наследственности, влиянием на процессы воспитания среды, об особенностях детской психики и моторики. В богатейшем фонде народных подвижных игр концентрируются глубинные народные знания о сущности человеческой личности и правила ее телесного и духовного воспитания.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания об окружающей их среде. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Использование соревновательно-игрового метода способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие положительного переноса, т.е. координационной общности с изучаемым видом физической деятельности, облегчают освоение программного материала. Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития учащихся, но и их духовного воспитания. Использование соревновательно-игрового метода позволяет преподавателю успешно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку учащихся. Физическая подготовка является фундаментом для освоения любого вида программы. Она способствует быстрому овладению умениями и навыками и их прочному закреплению. Физическая подготовка делится на общую и специальную.

В общую физическую подготовку входит развитие основных физических качеств учащихся: силы, быстроты, ловкости, гибкости и выносливости. Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия зависит от задач, решаемых на нем, а также условий обучения. При этом необходимо учитывать гигиенический фактор, т.е. занятия желательно проводить на свежем воздухе, спортивной площадке, стадионе. Хорошая общая физическая подготовка учащегося и как следствие этого – его гармоническое развитие, связанное с совершенствование мышечного чувства, представляют собой необходимый фундамент для дальнейшей специализации в конкретном виде спорта.

Для проведения спортивных игр важно научить детей обращаться с мячами (волейбольным, футбольным, баскетбольным). Упражнения такого вида динамичны и эмоциональны. Они способствуют развитию силы, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, быстроты простой и сложной двигательных реакций. Требуют проявления находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Они эффективно влияют на развитие у детей как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения) так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ).

В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подростками, психологами и специалистами была выявлена особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности. Подвижные и спортивные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но и умственные, психические и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Систематическое использование подвижных игр на уроках физкультуры, в группах продленного дня, на удлиненных переменах в школах способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности. Спортивные игры можно по праву назвать средством всесторонней физической подготовки учащихся.

Автор Рогов Александр Васильевич
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 1883
Номер материала 3183
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓